Южные алтайцы. Смотреть что такое "Алтайцы" в других словарях


Россия :
67 239 чел. (77 822 чел. ; пер.2002)
74238 чел. (79 773 чел. ; пер. 2010)

Казахстан
221 чел. (перепись 2009 г.) или 500 (оценка)

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

Алта́йцы - обобщенное название тюркоязычных название народов Алтая,таких как телеуты,теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай .

Гробница Она Матулиенене, Блаженная Мать

Гаспаривичене является автором русского языка. Упоминание о беатификации епископа Феофила Матулиониса - это могила благословенной матери Оны Юочепите-Матулионене в часовне Аланты, вышитой на перистом ковре. Автор - историк музея Нийоле Шейкене.

Дамбрава в Аланте - жизнь, достойная Голливуда

Дамбрава должна быть такой же, как для немцев Конрада Аденауэра, итальянцев Де Гаспериса или француза Роберта Шумана. Все эти люди были яркими, влиятельными, доблестными и очень гуманными личностями, которые оказали большое влияние на послевоенный мир, христианскую Европу.

Этнические и этнографические группы

Выделяются две этнографические группы алтайцев:

  • Южные алтайцы (алтай-кижи) или собственно алтайцы , говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойратским). Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков .

До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «алтайские татары», оно употреблялось наряду с названием «алтайцы».

Дамбрава вспомнила семь лет детства, проведенных в этом довоенном городе, замки индейцев, раскопанные на территории усадебного парка вместе с детьми последнего владельца поместья Балис Слюс. Отвечая на вопрос об отношениях между двумя литовцами и евреями, посол повторил, что евреи в семье Дамбры всегда уважались: у матери не было больше шума с вечера пятницы, так как суббота начинается с еврейских праздников. Отец посла Сильвестрас Дамбрава вначале был органом, учился у Юозаса Науялиса, затем стал главой полиции Аланты, главой пожарной команды.

  • Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке . Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков . По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков .

В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары .

Посол сказал на встрече, что его отец был любимцем местных литовцев и евреев, люди собирали подписи, расширив свою кандидатуру на граффити Утенского уезда. Тогда правительство Каунаса возразило. Дамбрава попросил жену положить ей хлеб - «Прости, мужик». Дамбрава была переведена в Сальвадор и должна была быть перестроена на окнах представительства с улицы, так как коммунистические повстанцы постоянно стреляли. Более половины американских посольств в этом районе были застрелены или затоплены, несколько послов были похищены, несколько убито.

Между южными и северными алтайцаим существуют очень резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии.

Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка (в двух вариантах - собственно алтайском и телеутском), разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.

До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «алтайские татары», оно употреблялось наряду с названием «алтайцы».

Дамбрава не только пережила все это, но и продолжила мосты дружбы. Об этом периоде мексиканский философ проф. Для Валле писал: Меня удивил американский дипломат Литвы, который вторгся в внезапный порыв ветра и проявил явное желание изменить стереотипы. Это звучит как свежая волна воздуха, освежающая и оживляющая устоявшаяся концепция дипломатии. По словам Гэри Лорки, «Дуэнде» - это не просто талант, это очаровательный стиль, это кровь. Дамбрава знает тысячи способов приобрести друзей и, естественно, выполнить миссию.

Водка, фортепиано, песня - все может служить ему в разрушении барьера и установлении отношений между «вы и я». Естественно дружелюбный и действительно щедрый. Как греческая Зорба, он может импровизировать в любое время и по своему усмотрению. Он был послом специальных миссий в Латинскую Америку и Карибский бассейн. Наконец, назначил посла Литвы в Испании, а также в Марокко и Андорре.

Численность

Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: в Республике Алтай - 62 192 человек, в Алтайском крае - 1880 человек. Коренное тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеуты и шорцы. На 1989 год в Казахстане проживало 689 алтайцев, в Узбекистане - 191 алтаец.

После долгого периода дипломатической дипломатии и организации военных поездок на высшем уровне в Литву был получен испанский голос. Темам Дамбрава было «Бесконечное сопротивление: 25 лет без юзаса бразайтиса». После резни Воскресения в Аланте вместе со всей семьей мы отправились в нашу усадьбу на машине. Сердечный телефон из Мадрида, произнесенный послами Испании в Королевстве Испания, поздравил нас с праздником воскресения Христа.

В частности, организаторы депортации получили сертификаты от «социального происхождения и имущества людей, проживающих в районах», участие в борьбе за независимость или членство в национальных организациях. На лагерях семьи были разделены, ссыльные были разделены на две группы: лица группы А были арестованы и доставлены военнопленным; Люди из группы В были доставлены в специальные места ссылки.

Этнические и этнографические группы

Выделяются две этнографические группы алтайцев: Южные алтайцы (алтай-кижи), говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским) и Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты, теленгиты и телесы, которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Среди северных алтайцев выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. В дореволюционной литературе северные алтайцы известны как черневые татары. Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка (в двух вариантах - собственно алтайском и телеутском), разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.

В июне почти 17, 5 тыс. Были депортированы из Литвы. людей, 55% из них. заключенных и 18% умерли ссыльные Изгнанник стал большой трагедией и потерей литовского народа, поэтому он был назван «Черным июнем». Многие из изгнанников не убивали голод, холод или другие трудности - они умерли или умерли и не вернулись в свою родную страну Аланты. Хуже всего то, что среди врагов советского правительства было много детей - почти половина из них в июне не были перемещены и шестнадцать. Литовские оккупанты даже не беспокоились о детях - 556 детей в возрасте до одного года были найдены в телегах животных.

Алтайцы (начало 20-го века)

Традиционная одежда

В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.

Каждая треть из них вскоре умерла от голода, голода и болезней. Это случилось с депортированными Казимерами и Марихоной Ажубалияем из деревни Павиринчяй, детьми одного и двух лет, которые умерли по дороге в место ссылки. Вы даже могли подумать о том, что дети должны были жить в Сибирском аду. Об этом мы можем узнать из немногих, кто был еще маленьким, чтобы быть похищенным из родных мест, но выжил в изгнании, вернулся и сегодня с нами. Среди них дети Джона Пуоде, Сильвестро Дамбрава и Юозас Каваляускас.

Не останавливаясь на условиях ужасной ссылки, Джон Поттер умер через четыре месяца. Йонас Ритис закончил четвертый класс в начальной школе. В том году семья переехала в Якутск. Оттуда братья Джон Ричи и Валанс попытались убежать из ссылки, но в Москве их задержали и отправили в бездомный дом в Москве. Достигнув респектабельного возраста, он восстановил свой вечный покой на земле своих родителей.



Мужчина в традиционной одежде

Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.

Незначительные дети Сильвестро Дамбравы, бывшего начальника полицейского участка Аланты, также пострадали из ссылки в детстве. Смерть, стучащая в дверь, вторгнутая вооруженными стражами, внезапно превращает семейную жизнь в невежество и страдания. Даже взрослые не понимали, что происходит, но что говорить о детях. Через час мы вышли из нашего дома на железнодорожную станцию: наш отец, мама и четверо маленьких детей, а отец генералов Раштикиса, которому было 76 лет и без одной ноги, жил в одном доме.

Дамбравы, выдающийся дипломат, Витаутас, который в то время учился в Вильнюсском университете, не был включен в список ссыльных и остался в Литве. Витаутас Дамбрава, который бежал к Новому Вильнюсскому вокзалу, все еще мог видеть отца, мать, братьев и сестер, пойманных в ловушку для животных.



Женщина в традиционной одежде

В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Мать с четырьмя детьми была депортирована в Алтайский край, поселилась в казармах Тройки. Неопознанный с четырьмя детьми, он бежал и вернулся в Утена. Генуита Каваляускайте-Симонавичене, дочь Юозаса Каваляускаса, бывшего Аланты, пережила изгнание изгнания, вспоминает годы изгнания в реке Форель Лимы в Трофимовке. Когда они подошли к лошадям, несколько женщин протирали щеки синяками в бараках, тряпки и лицо ног, плеч, ног и ног проскальзывали в веревках. Изгнанники крадут свои палатки, носят на них туфли, называемые «Тильбакилай», «Байкал».

От одного ствола к другому веревки были натянуты, потому что иначе они не могли найти свою среду обитания. Бушующая масса снега над головой скупой серой не видна более чем в одном метро. Каждый, без исключения, страдал от морщин, сломанных кровеносных сосудов, ранений вокруг тела. Пациенты были поношены и голодали. Тяжело больная, Генита не могла ходить на работу, а это означало, что она не сможет купить хлеб для себя и своей матери. Учительница Аланты, Катра Пуоджувене, жившая в тех же казармах, которые одолжила 200 рублей на покупку еды, помогла спасти ей жизнь.

Традиционные поселения и жилища

Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие поселки, как правило, в долинах рек. Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры - аланчик. У челканцов и тубаларов жилище - айлу (чайлу) - представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также и бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тесом, которые получили распространенна во второй половине XIX в. Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью; у местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками и таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.

Позднее, выразив свою благодарность, карикатуры Каваляускайте, которые работали в рыбацкой артели, подтолкнули детей Пуоджувене под жирной рыбой. Генуйте Каваляускайте-Симонавичене. После разрушения целых семей, их опыта, социального и культурного влияния вся историческая память должна была потеряться на протяжении десятилетий.

Документ, свидетельствующий о начале истории Аланты

Никакая история не отразится на страданиях, с которыми сталкиваются изгнанники. Нет не дать истории веры, надежды, власть не в состоянии погасить, ни холода, ни голода, ни полярной ночи. Во имя Бога, «Аминь». Помните событие навсегда. Поскольку человеческие работы неустойчивы сами по себе и в памяти людей, а также быстро проходящие атаки постеры, а также легко забываются, необходимо твердо установить их в документах и ​​завещаниях. Никто из нас или наших наследников не имеет права или дома от своих наследников, наших подчиненных и наших наследников до тех пор, пока они здоровы, в мире и спокойствии, для вечного контроля, использования, содержания, обмена, продажи, пожертвования своим детям или кем-либо другим по своему усмотрению или Невозможно вернуть благодетелей в свою пользу, в интересах и прибыли.

Пища

Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый - курут и пресный - пыштак и сквашенное молоко - чеген (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы - кёчо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде - дергом, казы, карта.

Для лучшего доказательства, мы укрепляем наши клятвы нашей самой высокой печатью, мы делаем. Астика в этот период уже управляла большими участками земли в соседних окрестностях Пиньоняй и Ужапалий. Таким образом, казалось, что ценное свидетельство о начале области Радвилоса было безвозвратно потеряно. Но польский историк Рафал Яворскис приложил немало усилий, и не только оригинал документа нашел свой полный текст, но и выявил причины его исчезновения, которые несколько лет назад заслуживают отдельного повествования.

Оказалось, что документ, представляющий интерес, находится в пергаментной коллекции Библиотеки Курника Польской академии наук. Дьялинскисом, уже был в библиотеке Курника. Оба они были заинтересованы в памятниках Великого княжества Литовского. Данилевичюс не публикует фактическое место хранения документа в случае публикации. У Дзилинского были причины принять меры предосторожности, так как в то время ему были переданы суды потомков Радзивилла в связи с незаконным присвоением других документов из архивов Несвиза.

Социальная организация

У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть её была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела окота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.

Чтобы заявить о своем открытии, Данилевич указал неверный адрес - архивы Вильнюсской столицы, вместо того, чтобы представить фактическое место хранения документа. Впоследствии, после раскрытия факта исчезновения, несмотря на усилия потомков семьи Радвила, материал, поглощенный из Несвиза, не восстановился и продолжал оставаться в библиотечных хранилищах Курника. Это подтверждается как внешним, так и внутренним анализом. Штамп, прикрепленный к документу и его метод прикрепления, а также форма и содержание документа, не имеют никаких сомнений относительно его подлинности.

Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец окота на время передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию передачи мог в течение определенного срока пользоваться молоком переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев появилась категория наемных пастухов, поденщиков, батраков. В то же время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на которых применялся труд наемных рабочих.

Цветная полоса, прикрепленная к документу с цветными обертками, запечатлена с помощью королевской маркировки с носителем документа диаметром 95 мм. Есть два варианта королевской марки Зигмунта Кюстатайте. Как и в случае с другими сохранившимися образцами, уплотнение отпечатывается в бесцветном воске и остается хорошо сохранившимся благодаря тому, как он защищен.

Уплотнение шириной около 40 мм в шероховатой восковой печи с краями толщиной 20 мм и высотой около 100 мм. Оболочка дополнительно покрыта мягкой белой кожей, которая выполняет функции оболочки сумки. Невестка Астины Кристины, Анна, состояла из двух сословий с деревнями: Деклебиск, который Астика с древних времен, и Аланта, предоставил ему привилегию Витаутаса. Документ, который является недавним фактом, несомненно, расширит хронологические пределы Аллана, но судьба этого исторического источника и конкретное упоминание об Аланте в нем пока не известны.

Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и территориальные группы делились на роды - сеоки («кости»). Внутри рода счет родства шёл по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп алтайцев были характерны представления о родовой солидарности, взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ огня). К пережиткам родовой отчужденности относится форма заключения брака посредством похищения невесты с последующей выплатой родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким исключением, была моногамной.

Духовная культура и традиционные верования

Русская православная церковь считала алтайцев православными и стремилась к усилению своего влияния в населённых ими районах, однако древние верования и обряды отступали очень медленно. У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - берёзе.

В начале XX века среди алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова «бурхан» - «будда») - разновидность шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма.

Алтай-Кай. Играй, играй, Алтай...