Чем различаются физические и химические явления? Чем физические явления отличаются от химических явлений

Изменения, происходящие с окружающими нас объектами, классифицируются как химические и физические явления. Чтобы научиться распознавать те и другие, необходимо разобраться в самой их сути.

Определение

Химическими называют явления, приводящие к возникновению абсолютно иных веществ из исходных. Примеры: горение щепки, получение кефира из молока, образование крахмала в растениях.

Физическими называют явления, не затрагивающие молекулярную структуру веществ. Примеры: лепка из пластилина, образование инея, лопается шарик.

Сравнение

Таким образом, решающим критерием становится глубина происходящих изменений. Отличие химических явлений от физических состоит в том, что в первом случае исходные вещества полностью разрушаются, а во втором они остаются сами собой. Иными словами, химические процессы приводят к более кардинальным изменениям, ведь они протекают на молекулярном уровне.

Подобные реакции могут происходить при непосредственном контакте веществ в отсутствие дополнительных факторов, а также под действием электричества, световых волн, при нагревании или участии катализаторов. На выходе получаются вещества с новым составом и свойствами. К примеру, ржавчина, в которую на воздухе под воздействием влаги преобразуется слой железного листа, –это вещество совсем с другими характеристиками, чем само железо.

О том, что произошло химическое превращение, свидетельствуют определенные признаки. В одном случае меняется вкус (как у капусты после квашения), в другом – цвет (посинение крахмального раствора при добавлении в него капли йода), в третьем – выделяется газ (взаимодействие соды и уксуса). Может также образоваться осадок, появиться особый запах или произойти выработка тепла.

В чем разница между химическими и физическими явлениями? В том, что последние, осуществляясь без разрушения молекул, влекут за собой изменения иного характера. Например, наблюдается переход в какое-то другое агрегатное состояние (твердый шоколад в ладони тает). Меняться могут форма (раскатывание теста), размеры (уменьшение длины проводов в мороз), положение в пространстве (падение мяча). Но химический состав во всех случаях остается прежним.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 336

НЕВСКОГО РАЙОНА

Чем различаются физические

и химические явления?

разработка урока по природоведению

для 5 класса

Образовательные технологии:

беседа, диалог, технология деятельностного метода, развивающие технологии,

информационно-коммуникационные технологии

Разработал:

Самохвалов Андрей Сергеевич ,

учитель химии и биологии

ГБОУ СОШ № 336 Невского района

Санкт-Петербург

2013 год

Тема урока : "Чем различаются физические и химические явления"?

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели урока :

1). Образовательная:

Сравнить физические и химические явления и установить их существенное различие: а). при химическом явлении происходит превращение одних веществ в другие; б). при физических явлениях - не происходит.

2). Развивающая:

Развивать способности наблюдать, сравнивать, делать выводы, формулировать определения, рассуждать, доказывать свои суждения.

3). Воспитательная:

Установить взаимосвязь физических и химических явлений, дать понятие о химической реакции, показать, что взаимопревращаемость химических веществ служит доказательством их материального единства.

Оборудование и реактивы : лабораторное оборудование : комплект химической посуды; реактивы : раствор крахмала, раствор йода, раствор CuSO 4 , раствор NaOH , раствор HCl , кусочек мела , спички, штатив с пробирками, мультимедийное оборудование, Интерактивная доска, презентация «Физические и химические явления». Листочки с письменным тестовым заданием.

Планируемые результаты (учащиеся должны) :

а). знать: определение физических и химических явлений, признаки и условия течения химических реакций, значение физических и химических явлений в жизни человека;

б). уметь: отличать физические и химические явления, применять знания о физических и химических явлениях на практике.

Образовательные технологии : беседа, диалог,технология деятельностного метода, развивающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Проверка пройденного материала (фронтальный опрос).

Действия учителя

Действия учащихся

Формулирует вопросы, даёт пояснения к заданиям .

1). Что такое материя?

2). Что такое физическое тело? Приведите примеры физических тел.

3). Что такое вещество?

4). Остаются ли вещества неизменными?

5). Укажите основные признаки, характерные для вещества.

6). Из чего состоят вещества?

7). Что входит в состав молекул?

8). Как называется определённый вид атома?

9). На какие группы можно разделить вещества?

10). Чем отличается простое вещество от сложного, органическое от неорганического?

Отвечают на поставленные вопросы.

III. Изучение нового материала.

Из материала прошлых уроков мы знаем, что природоведение - это естественная и экспериментальная наука, которая, также как и химия, изучает помимо прочего ещё вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Природа - это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зелёных растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые из явлений и дадим им объяснения.

Действия учителя

Действия учащихся

Беседа, объяснение нового материала, которое сопровождается презентацией .

Слайд 1 (тема урока)

1. Явления природы. Явления.

а). Что происходит с телами природы осенью?

б). Как можно назвать эти события?

Явления могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами: горит свеча, зажигается электрическая лампочка, лопается шарик, ржавеет железо, образуется зелёный налёт на медных предметах и так далее.

На основании вышесказанного учащиеся формулируют самостоятельно определение понятию "явления ". Затем со слайда 2 происходит сравнение ответов учащихся с истинным ответом.

2. Явления бывают физические и химические.

Демонстрация опыта со слайда 3.

рис. а рис. б рис. в

Вопрос : "Какие процессы изображены на рисунках а, б, в"?

Обсуждаем опыты и приходим к следующим выводам : с веществами происходили различные изменения, которые называются явлениями ; на рис. а и рис. б изменилась только степень измельчения сахара, но вещество осталось прежним, его характерное свойство (сладость) не утратилось; на рис. в сахар превратился в новые вещества - уголь и воду .

Записывают тему урока в тетради.

Предполагаемые краткие ответы учащихся:

а). опадают листья; понижается температура; идёт дождь, снег; трава покрывается инеем, желтеет; гремит гром; замерзает река и так далее;

б). явления природы или просто явления.

Учащиеся самостоятельно формулируют устно определение понятию "явления " , затем сравнивают это понятие с научным определением со слайда 2 и записывают в свои тетради это определение.

Предполагаемые ответы учащихся:

1). На рис. а изображён процесс растирания кусочка сахара в ступке.

2). На рис. б изображён процесс растворения измельчённого сахара в воде.

IV. Физкультминутка, а затем - продолжение изучения нового материала.

Физкультминутка :

"Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали"!

Действия учителя

Действия учащихся

Физические явления бывают нескольких видов (смотрите на слайд 4):

Демонстрация опыта "Изучение свойств серы и железа" со слайда 5 по плану:

Беседа учителя с классом (вопросы к учащимся) .

Изменяются ли свойства веществ в смеси?

Нагреем полученную смесь серы и железа в пробирке. Что вы наблюдаете?

Извлечём из пробирки то, что образовалось после реакции и изучим его свойства (цвет, отношение к воде и магниту). Для этого измельчим полученное вещество и подействуем на него магнитом. Что вы наблюдаете?

Опустим полученное вещество в воду. Что вы наблюдаете?

Что произошло при нагревании серы и железа?

Химические явления также ещё называют химическими реакциями . Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций . Различают семь таких признаков (смотрите слайд 6).

Давайте на примере конкретных химических реакций рассмотрим эти признаки. (Напомнить правила по технике безопасности ).

Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу (работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп ).

опы-та

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

Зажигаем спичку

После того как учащиеся проведут эксперименты и полностью заполнят таблицу в своих тетрадях, учитель на интерактивной доске предлагает им сравнить изображённую на слайде 8 таблицу с правильными записями ответов.

опы-та

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

К раствору крахмала добавляем 1-2 капли раствора йода

Появление синего окрашивания

Происходит изменение цвета

Раствор CuSO 4 смешиваем с раствором NaOH

Появление непрозрач-ной массы сине-голубого цвета

Происходит выпадение осадка

В полученный осадок Cu(OH) 2 ↓ приливаем 3-5 капель раствора HCl

Исчезнове-ние непрозрач-ной массы

Происходит растворение осадка

К кусочкам мела CaCO 3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCl

Наблюдается бурное вскипание мела

Происходит выделение газа

Зажигаем спичку

Наблюдается горение спички

Происходит выделение света, тепла и появление запаха

Задание . На основе полученных знаний необходимо выяснить: "Какие условия нужно создать для того, чтобы возникла и могла протекать химическая реакция"? Давайте обсудим этот вопрос и сформулируем необходимые условия. Результат занесём в тетрадь.

V. Проверка усвоения изученного материала.

Задание . Учащимся на интерактивной доске на слайдах 10 и 11 демонстрируются виды явлений без названий.

Слайд 10 Слайд 11

VI. Физкультминутка, а затем - закрепление изученного материала.

Физкульминутка :

"Все сейчас мы дружно встанем,

Вправо, влево повернёмся,

Наклонимся, выпрямимся,

На урок опять вернёмся".

Закрепление изученного материала .

Задание . Вам (смотрите слайд 13) задан следующий список явлений.

Разделите эти явления на две группы (физические, химические) и объясните, по какому признаку вы это сделали (происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь в таблицу, изображённую на слайде 14 ).

Физические явления

Химические явления

1). Извержение вулкана.

1). Брожение смеси, содержащей сахар.

2). Образование инея.

2). Горение природного газа.

3). Образование тумана.

3). Гашение соды уксусом.

4). Плавление металла.

4). Выветривание горных пород.

5). Морской прилив.

5). Получение стали из руды.

Учащиеся записывают в тетрадях классификацию физических явлений, затем приводят свои примеры с пояснениями.

Учащиеся поддерживают диалог с учителем (наблюдают за экспериментами, отвечают на вопросы) .

Нет. Вещества, входящие в состав смеси, сохраняют свои индивидуальные свойства.

Смесь начала темнеть, а затем раскалилась до красна.

Порошок не притягивается магнитом.

Вещество тонет, на серу и железо не разделяется.

При нагревании серы и железа образовалось новое вещество, которое по своим свойствам отличается от свойств исходных веществ.

Учащиеся со слайда 6 записывают в свои тетради физические явления, сопровождающие химические реакции.

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Учащиеся со слайда 7 перечерчивают таблицу в свои тетради и затем самостоятельно, под контролем учителя, начинают проводить эксперименты и заносить свои наблюдения и выводы в таблицу.

Учащиеся сравнивают записи в своих таблицах с записями в таблице со слайда 8 и, если нужно, исправляют или корректируют свои ответы.

Учащиеся устно высказывают свои ответы (предположения) , а затем сравнивают свои высказывания (ответы) с ответами на слайде 9.

Учащиеся, глядя на слайды 10 и 11 , узнают виды явлений, объясняют, почему так решили, формулируют определение явлениям (физическому, химическому) , сравнивают свои сформулированные определения с определениями на слайде 12 и делают соответствующие записи в свои тетради.

Учащиеся выполняют упражнения, выйдя из-за парт в проходы.

Работа учащихся проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп. Результаты заносятся учащимися в тетради, а затем со слайда 15 в целях проверки (корректировки) учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

VII. Итоги урока.

VIII. Домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пакулова В.М. , Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая 5 класс, учебник, М.: Дрофа, 2007.

2. Пакулова В.М. , Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс, рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010.

3. Пакулова В.М. , Иванова Н.В. Природоведение: Природа. Неживая и живая: 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2010

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

5. Физические и химические явления. Интернет ресурс http://www.rudg.ru/

7. CD диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009”. - ООО “Кирилл и Мефодий, 2009.

8. CD-диск “Химия общая и неорганическая”: Углубленный курс по общей и неорганической химии. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест: "Физические и химические явления"

Вариант I.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда.
  2. Появление ржавчины на железном гвозде.
  3. Золотую проволоку вытянули в нить.
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле).
  5. Ледяная игрушка весной растаяла.
  6. Высыхание дождевых луж.
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту.
  8. Морской прилив.
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он "исчез" , "растворился" , при этом выделился бурый газ.
  10. Лёд уронили, он разбился и получилось несколько ледышек.

Вариант II.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород.
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела.
  3. Испарение воды с поверхности реки.
  4. Горение керосина в лампе.
  5. Движение воздуха (ветер).
  6. Скисание молока с образованием кефира.
  7. Плавление куска железа.
  8. Горение спички.
  9. Дети на пляже построили из песка замок.
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

«Физические явления в быту» - Иней. Научное объяснение увиденного. Холод. Синий цвет неба. Воздух. Физика. Оптическое явление. Объём увеличивается. Заходящее солнце. Физика – наука любознательных исследователей. Радуга. Мощные дождевые облака. Природа. Толщина облачного образования. Закат солнца.

«Физические явления в природе» - Неправильно! Что изучает физика? Можно ли случившееся назвать физическим явлением? Тепловые. Домчимся. Можно ли считать появление волшебника физическим явлением? Магнитные явления. Оптические явления. Звуковые. Озарим кострами Степную даль. Далее. Назови физическое явление. Вам во сне явился добрый волшебник и угостил вас мороженым.

«Примеры физических и химических явлений» - Делительная воронка. Чем физические явления отличаются от химических явлений. Физические явления. Получение дистиллированной воды. Понятия физического и химического явления. Классификация реакций. Возгонка йода. Фильтрование. Условия возникновения и протекания реакций. Явления, при которых изменяется агрегатное состояние.

«Явление в физике» - Для изучения какого-либо явления проводят опыт. Наблюдения и опыты. Физика – одна из основных наук о природе. Физика. Многие знания получены людьми из собственных наблюдений. Вещество и материя. Что изучает физика. Физика вокруг нас. В физике используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия.

«Физические явления» - Какие физические явления используют для получения чистых химических веществ? Физические явления в химии. Условия перегонки нефти: температура 320-350°С. Изучение теоретического вопроса и проведение лабораторного опыта. Как помирить людей, поссорившихся из-за рассыпанной соли? Бензин и вода. Какие явления называются физическими?

«Физические явления в литературе» - Распространение запахов. Дайте мне точку опоры. Статическое электричество. Давление. Приливы и отливы. Сила тяжести. Явление инерции. Сила Архимеда. Громкость звука. Явление конденсации. Удельная теплоемкость. Колебания. Компас. Барометр. Потенциальная энергия. Электрический ток. Плохая физика. Люди на луне.

Всего в теме 11 презентаций

Помню, как в школе на уроке химии, я впервые услышал про химические и физические явления . Эта информация меня очень заинтересовала, и я решил для себя разобраться в чем разница между этими понятиями. Возможно, именно эта тема повлияла на то, что я начал изучать химию и поступил на химический факультет. Как бы там ни было, эти явления стали для меня одним из самых больших открытий.

Физические явления

Физические явления - это процессы, при которых исходное вещество не превращается в другое. Это вещество может поменять агрегатное состояние, например: стать из жидкости газом , или изменить форму, но ее структурная формула останется той же . Например, вода в реке, может при похолодании стать льдом или испарится, но это - та же вода. При ковке металла заготовка растягивается, скручивается, но это тоже железо.

Химические явления и их отличие от физических

Химические явления - это процессы, при которых исходное вещество превращается в другое . Таким образом из меняется структурная формула вещества, количество и разновидность атомов элемента. Если на мгновение забыть, что алхимия невозможна, тогда химическое явление можно назвать алхимией, ведь одно вещество превращается в другое. Примером химического явления может быть горение любого вещества, ведь при горении соединение окисляется кислородом . Дерево или целлюлоза с формулой (C6H10O5)n горит, образовывая углекислый газ (СО2) и воду (Н2О). Таким образом, наше исходное вещество целлюлоза поменяло свою структурную формулу, а значит это - химическое явление . Для химических явлений характерно:

  1. Появление осадка.
  2. Изменение цвета.
  3. Выделение газа.
  4. Поглощение или выделение теплоты.

Таким образом если оставить ножик под дождем, он покроется ржавчиной и это - химическое явление , ведь чистое железо (Fe) превратится в оксид железа (Fe 2 O 3). Наш ножик из стального цвета станет коричневым, а это один из признаков химического явления.

Без химических явлений не существовало бы нашей Вселенной, ведь сама З емля образовалась вследствие миллиардов сложных реакций . И в нашем организме ежесекундно протекают сотни химических явлений , будь то расщепление жиров, или переваривание пищи.