Как организовать путешествие на грузовом судне. Строение корабля

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначен­ных для размещения на судне главных и вспомогательных меха­низмов, судового оборудования, запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных, бытовых, хозяй­ственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, его размеров и предъявленных к нему требова­ний. Например, на компоновку помещений внутри корпуса влияет разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки, а планировка помещений в надстройках зависит от местоположения машинной установки и т. д. На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение и планировка может разли­чаться в зависимости от вкусов и требований заказчиков.. При этом, в каждом отдельном случае руководствуются следующими основ­ные принципами.

Расположение судовых помеще­ний (рис.179). Для ориентации местоположе­ния того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений:

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно;

В надстройках и руб­ках (снизу вверх): палуба I яруса надстройки (бака, юта, средней над­стройки), палуба II яруса рубки, палуба III яруса рубки и т. д. Иногда к этим терминам добавляют назва­ния, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба сало­нов, шлюпочная, спортивная, ниж­ний (ходовой) мос­тик, верхний (навигацио­н­ный) мостик и т. п. Прос­транство между на­р­у­ж­ной обшивкой дни­ща и вторым дном называют ме­ждудонным прост­ра­нством или двойным дном. Пространство меж­ду вторым дном и бли­жайшей палубой назы­ва­ют трюмом, остальные междупалубные прост­р­а­н­ства - твиндеками.

Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено поме­щение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ). Всем помещениям на судне присваиваются порядковые номера (по правому борту - нечетные, по левому - четные).

На рис. 179; 180 показано расположение основных групп помещений на сухогрузном и пассажирском судах, а на рис. 6.4 схема общего расположения помещений на танкере.

Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и т. д. - занимают основную часть объемов корпуса на гру­зовых и промысловых судах. Планировка этих помещений определяется требова­ниями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размеще­нию груза, приему, обработке и хранению улова и т. п.

От расположения специальных помещений, определяющих эксплуатационно-эконо­ми­ческие показатели су­дна, зависит поло­же­ние всех других судо­вых по­мещений.

Служебные поме­щения распределяют по всему судну, большей ча­стью в трюме, в око­нечностях судна, в руб­ках на верхней палубе, в помещениях бака, юта и т. д., иногда там, где не допускается разме­щать жилые поме­ще­ния, например над фор- и ахтерпиком и ниже ва­терлинии. Часть нави­га­ционных поме­ще­ний - рулевую, шту­р­манскую, ради­орубку - располагают на мос­ти­ке; помещение лага и эхолота - на втором дне.

Мастерские размещают обычно в районе МКО.

Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерли­нии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют большинство типов грузовых судов с чисто кормовым расположением МКО: на них все жилые помещения экипажа размещают в кормовой надстройке (на некоторых типах грузовых судов, например баржевозах с кормовым расположением МКО, жилую надстройку располагают в носу). Для уменьшения шума в каютах, находящихся в районе шахты МКО, послед­нюю обстраивают помещениями вспомогательного на­значения (кладовые, щитовые и т. п.), создающими своеобразный противошумный барьер. В последнее время на крупнотоннажных танкерах и судах для пе­ревозки навалочных грузов практикуют полное отде­ление жилой рубки от шахты МКО, жилую рубку ставят отдельно, впереди шахты, в виде сооружения, напоминающего точечный дом. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе ру­левой рубки (ярусом ниже).

Каюта капитана обы­ч­но находится с правого бо­р­та на ярус ниже рулевой рубки. Все каюты по­мощ­ников капитана (штур­ма­нов) размещают здесь же или ниже ярусом; каюты стар­шего (главного) меха­ника, механиков и прочего персонала службы техни­че­ской эксплуатации судна располагают, по возмож­ности, ближе к МКО, каюту начальника радио­стан­ции - ближе к рулевой рубке, каюты персонала службы эксплуатации (па­лубной команды) разме­щают по пра­вому борту, персонала службы техни­ческой эксплуата­ции (ма­шинной ко­ма­нды) - по левому.

Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают, по возможности, в средней части судна, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - не допускается. Каюты пасса­жиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое коли­чество пассажиров, имеются каюты ибез естествен­ного света.

Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Неко­торые общественные помещения - рестораны, кино­концертный зал, закрытый купальный бассейн, спорт­зал и т.п. - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как пра­вило, не имеют естественного освещения.

Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз, хлебопекарню и т. д. размещают вблизи столовой команды, кают-компании или ресторана, обычно на од­ной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже камбуза. При размещении про­визионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

Санитарно-гигиенические помещения располагают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними (например, туалетные в каютах). Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

Помещения медицинского назначения располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и об­щест­венных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, культ- и спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного, водолазного имущества и т. п.).

Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной бал­ласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуют в районе МКО, форпика, а также в двойных бортах, если они имеются. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны находятся в районе МКО. Запасы пресной питьевой воды хранят во вкладных цистернах.

§ 18. Расположение судовых помещений

Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.

Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³), площади (в пределах 1,8-4,2 м²), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах- 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

Жилые помещения команды должны быть расположены на кратчайшем пути к служебным помещениям, проходящем по возможности в закрытых проходах. Двери из жилых помещений должны выходить в закрытые коридоры, которые при выходе на открытую палубу имеют две двери. Помещения коридоров, ограниченные этими дверями, называются тамбурами.

Проходы через палубы должны иметь или люковые крышки, или специальные тамбуры, герметически разобщающие палубы. Кроме основного выхода из любого помещения на судне должен быть предусмотрен запасный выход, обеспечивающий проход на открытую палубу.

На кораблях, где личного состава значительно больше, чем на гражданских судах, матросы размещаются по принципу однородности их службы, в многоместных помещениях, называемых кубриками.

По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные зоны прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами - лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

Помещения расторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.

Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:

посты управления - помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

общественные помещения - салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

санитарно-гигиенические помещения - туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

машинные помещения - машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов - электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах - генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы - деревянные брусья - обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами . Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

На всех судах автономного плавания должна быть предусмотрена биологическая защита жизненно важных судовых помещений, к которым относятся: служебные и хозяйственные помещения с провизионными кладовыми и цистернами питьевой воды, медикосанитарные помещения и специальные помещения, оборудованные для противохимической обработки людей. Эта защита заключается в создании герметизации помещений с повышенным давлением, для предотвращения попадания наружного зараженного воздуха при прохождении судном зоны радиоактивного заражения. Питание этих помещений воздухом должно осуществляться через специальную вентиляцию, имеющую воздушные фильтры, очищающие зараженный наружный воздух или работающие по замкнутому циклу с регенерацией (восстановлением) надлежащего состава воздуха.

Характерное общее расположение судовых помещений показано на чертеже общего расположения судна (рис. 36).

Рис. 36. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судде. 1 - форштевень; 2 - форпик; 3 - цепной ящик; 4 - таранная (форпиковая) переборка; 5 - трюмы; 6 - днище; 7 -растил второго дна; 8 - междудонные цистерны; 9 - поперечные переборки; 10 - коффердамы; 11 -горловины лазов; 12 - фундамент под котел- 13 - главный паровой котел; 14 - платформы; 15-главная судовая силовая установка; 16-главныи турбозубчатый агрегат, 17 - упорный подш и пни к; 18 - клинкетная дверь; 19 - туннель гребного вала; 20 - линия гребного вал а; 21 - рецесс; и - ах-терпиковая переборка; 23 - дейдвудная труба; 24 - ахтерпик; 25-ахтерштевень; 26 - ледовый шпор; 27 - гелъмпортовая труба; 28 - ют; 29 - флаг-шток; 30 - леерное ограждение; 31 - твиндеки; 32 - лючины (крышки) грузовых «люков; 33 - нижняя (вторая) палуба; 34 - комингсы грузовых люков; 35 - фалы; 36 - гафель; 37 - ванты; 38 - грот-мачта; 39 - фальшборт; 40 - планширь; 41 - верхняя палуба; 42 - наружные трапы; 43 - светлый люк; 44 - шахта светлого люка; 45 - кожух дымовой трубы; 46 -шлюпочная палуба- 47 - палуба надстройки; 48 - верхний мостик; 49 - нактоуз магнитного компаса; 50 - ходовой мостик; 51 - ходовая рубка; 52 - капитанская рубка; 53 - средняя надстройка; 54 - дымовая труба; 55 - штаг-карнак; 56 - клотик; 57 _ фок-мачта; 58 - фока-штаг; 59 - козырек; 60 - шкиперская кладовая; 61 - бак.


Вперед
Оглавление
Назад

В основном корпусе (рис.1.) помещения образуются палубами, платформами, поперечными водонепроницаемыми и обычными переборками (выгородками). Помещения, образуемые поперечным водонепроницаемыми переборками, платформами, палубами, называют отсеками. К основным отсекам на судне относят: форпик – крайний носовой отсек, в котором размещены цепной ящик 20, цистерны пресной воды 3,4, судовые кладовые 2; ахтерпик – крайний кормовой отсек, в котором размещены румпельное отделение 9, помещение дейдвудной трубы 8; рядом расположена еще одна цистерна 11 пресной воды;междудонное пространство – пространство двойного дна, разделенного на отсеки 5, используемые для принятия балласта; трюмы 6 – грузовые помещения между настилом второго дна и ближайшей палубой (рефрижераторные трюмы оборудуют тепловой изоляцией); твиндеки 12 – грузовые помещения между палубами и платформами;диптанки 14 и 18 – глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта до борта, служащие для хранения котельной воды, балласта, топлива, масла;коффордамы 13 и 19 – узкие сухие отсеки, расположенные между топливными танками и смежными отсеками; машинно-котельное отделение 15 – помещение, где расположена энергетическая установка судна (главные дизели, вспомогательные котлы, механизмы и т.д.); туннель гребного вала 7 – помещение, где проходит валопровод.

На добывающих и обрабатывающих судах в основном корпусе размещается рыбный цех . Обычно на добывающих судах он расположен под промысловой палубой. В рыбном цехе устанавливают технологическое и морозильное оборудование. Готовую продукцию направляют в трюмы.

Надстройки. Это закрытые палубные сооружения 16 на верхней палубе, простирающиеся от борта до борта или не доходящие до бортов судна. Носовую надстройку 1 называют баком, кормовую 10 – ютом. В надстройках в зависимости от типа судна размещают жилые и служебные помещения.

Рубки. Это служебные помещения 17, в которых сосредоточены посты управления судном. Пост управления рулем, а также средства внутренней связи и сигнализации сосредоточены в рулевом и штурманском помещениях.

=Учебник моториста II класса (стр.12)=

Судовые помещения подразделяются на жилые, служебные и общего пользования.

К жилым помещениям относятся каюты и кубрики. К служебным помещениям относятся помещения, предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранение судовых запасов и грузов, выполнение судовых и ремонтных работ. К помещениям общего пользования относятся помещения для приёма пищи, личной гигиены, отдыха и проведения культурно-массовых мероприятий.

К грузовым помещениям сухогрузных судов относятся трюмы и твиндеки (межпалубное пространство). Для сохранности груза в трюмах настил второго дна покрывается деревянным настилом из сосновых досок (пайолом) толщиной 40 – 60 мм, шириной 60 – 100 мм.

Для закрытия льял (водосборное пространство), образованных крайним междудонным листом и наружной обшивкой, служат съемные деревянные щиты, которые укладываются на скуловые кницы.

Для предохранения груза от повреждения бортовым набором применяют продольные рейки – рыбинсы толщиной 40 – 50 мм, шириной 100 – 120 мм. Их располагают вдоль корпуса судна в специальных скобах на расстоянии друг от друга 200 – 250 мм.

На рефрижераторных судах грузовые помещения имеют специальную тепловую изоляцию из пробки, пенопласта и т.д. На изоляцию укладывают два слоя шпунтовых досок, сверху их закрывают антикоррозионными листами алюминия. Охлаждают трюмы холодным воздухом, подаваемым от рефрижераторных установок по трубам, или батареям, расположенными по бортам.

На некоторых промысловых судах груз перевозят в специальных ячейках – чердаках, выполненных из досок, уложенных в пазы специальных пиллерсов и плинтусов. Чердачная перевозка исключает деформацию тары и рыбной продукции.

При перевозке сыпучих грузов для избежания их пересыпания применяют постоянные или съемные продольные переборки (шифтинг-бордсы).

Для увеличения запасов топлива и воды, а иногда и для балластировки на судах предусматривают специальные танки, располагающиеся вне двойного дна. К ним относятся диптанки, занимающие пространство от борта до борта, а по высоте – от второго дна до нижней палубы; бортовые цистерны, находящиеся в районе машинного отделения или трюмов.

На больших промысловых судах предусматривается внутритрюмная механизация погрузочно-разгрузочных работ – элеваторы и транспортеры, а на транспортных рефрижераторах – электрокары.

К служебным помещениям относятся машинное отделение, рефрижераторное отделение, рулевая и штурманская рубки, радиорубка, румпельное отделение, шахта лага, эхолота, гирокомпасное помещение, служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская кладовые).

Машинное отделение обычно располагается в средней или кормовой части судна. Здесь находится главный и вспомогательный двигатели, электрические генераторы, главный распределяющий щит электропитания. Если в качестве главного двигателя используется паровая машина или турбина, то их обычно размещают в одном отсеке, а паровые котлы – в другом отсеке (котельном отделении).

Вращение от двигателя на гребной винт передается при помощи гребного вала, который расположен в туннеле гребного вала, имеющем в конце небольшое расширение – рецесс. Для обеспечения естественной вентиляции над машинным отделением предусмотрена шахта, которая заканчивается световым люком – машинным капом. В крышках светового люка имеются иллюминаторы.

Рулевая и штурманская рубки – место несения судоводительской вахты. Отсюда осуществляется управление работой судна в целом. В рулевой рубке установлены рулевая колонка, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, машинный телеграф, радиолокаторы, рыбопоисковые приборы, различные сигнальные приборы. На современных судах многие из этих приборов устанавливаются в пультовом исполнении. В штурманской рубке, которая всегда соседствует с рулевой рубкой, имеется стол навигационной прокладки и хранения морских карт. Здесь же расположена часть штурманских приборов (радиопеленгаторы, приемоиндикаторы радионавигационных и спутниковых систем, указатели глубины эхолотов, репитеры лагов) и инструменты штурманской работы.

На судах старой постройки типа БМРТ имеются две рулевые рубки: носовая(ходовая0 и кормовая(промысловая – для управления судном во время работы с орудиями лова). На современных судах РТМ типа “Атлантик”, БМРТ типа “Прометей”, БМРТ типа “Горизонт” и других управление судном осуществляется из единой навигационно-промысловой рубки.

Радиорубка размещена в районе ходового мостика или в непосредственной близости от него. Это диктуется необходимостью оперативной связи радиооператора с вахтенным помощником капитана.

Шахты лага и эхолота делаются раздельными или совмещенными. Они выполняются в виде герметичной трубы, в нижней части которой в районе днища расположены центральный прибор лага с приемной трубкой и блок посылок эхолота с вибраторами.

В помещении гирокомпаса находятся все приборы гирокомпаса, за исключением периферийных.

Служебно-хозяйственные помещения, как правило, выносят под полубак ввиду их повышенной пожароопасности. Такое расположение позволяет держать эти помещения под наблюдением и своевременно предупреждать опасные ситуации.

Помещения для экипажа и пассажиров делятся следующим образом: жилые, общественные, хозяйственные, санитерно-гигиенические, медицинские.

Жилые помещения на судах обычно расположены в надстройках и рубках. В первую очередь для этой цели стремятся использовать среднюю надстройку – место, наименее подверженное действию качки и заливания.

На современных судах жилые помещения командного состава представляют собой, как правило, одноместные каюты, а рядового состава в зависимости от размеров судна и назначения – одно-, двух- и даже четырехместные каюты. Каюты обычно размещают по бортам судна, что обеспечивает возможность естественного освещения и вентиляции их через иллюминаторы.

На пассажирских судах жилые помещения размещены не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах. Каюты для пассажиров разделены на классы. Одноместные и двухместные каюты I и II классов обычно находятся в средней надстройке и рубках, а четырехместные каюты III класса – на нижних палубах.

Каюты, как правило, располагают по коридорной системе. Двери открываются внутрь кают для обеспечения свободного передвижения по коридорам.

Общественные помещения – это столовая и салон для команды, кают-компания для командного состава, на больших современных судах спортзалы, плавательные бассейны, комнаты отдыха и т.д. На пассажирских судах общественных помещений, как правило, значительно больше. Это могут быть рестораны, столовые, курительные, музыкальные салоны, кинозалы, читальные залы, детские каюты, спортзалы и т.п.

Хозяйственные помещения включают камбуз, хлебопекарню, провизионную кладовую, буфетную, камеры хранения.

Санитарно-гигиенические помещения подразделяются на санитарно-бытовые (прачечные, сушилки, гладильные помещения для постельного белья и рабочей одежды) и санитарно-гигиенические (умывальники, душевые, бани, туалеты и т.п.).

Медицинские помещения включают изолятор, стационар, амбулаторию. На плавбазах, как правило, имеются операционная, рентгеновский, зубоврачебный кабинеты и другие.

Все помещения на судне делят на 4 группы.

1. Помещения экипажа, необходимые для отдыха, приема пищи и других видов обслуживания людей, находящихся на борту судна.

2. Служебные помещения, в которых расположены механизмы, приборы и другое оборудование, а также различные запасы, необходимое для эксплуатации судна как плавучего сооружения.

3. Специальные помещения, определяемые назначением судна.

4. Помещения судовых коммуникаций, обеспечивающие доступ во все другие помещения судна и связь между ними.

Помещения экипажа .

Жилые – каюты и блок-каюты;

Общественные – кают-компания, столовые с сопутствующими помещениями, салоны отдыха, библиотека, помещение для занятий, спортивная каюта, курительная, помещение плавательного бассейна;

Хозяйственно-бытовые – судовая канцелярия, пищеблок с провизионными кладовыми, прачечная с сопутствующими помещениями, помещения производственной одежды, цистерны пресной воды, кладовые хозяйственного инвентаря;

Сантарно-гигиенические – умывальные, туалетные, душевые, баня;

Медицинские помещения – медицинский блок или санитарная каюта.

Служебные помещения

Помещения главной энергетической установки – машинное и главное котельное отделения;

Посты управления – центральный пост управления и главный распределительный щит;

Помещения вспомогательной энергетической установки и вспомогательных механизмов – судовая электростанция, помещение вспомогательных и утилизационных парогенераторов (котлов);

Навигационные помещения - рулевая и штурманская рубки, радиорубка с сопутствующими помещениями, трансляционная, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, помещение суэцкого прожектора;

Помещения судовых систем и устройств – румпельное отделение, цепные ящики, помещение подруливающего устройства, станции пожаротушения, помещения кондиционеров и т.п.;

Помещения судовых энергетических запасов – топливные, масляные и водяные цистерны;

Балластные цистерны;

Прочие цистерны – сточных вод, грязного масла и топлива, льяльных вод;

Общесудовые кладовые – тросовые, малярная, шкиперская, аварийно-спасательного имущества, плотницкая;

Коффердамы и сухие отсеки.

Специальные помещения

Грузовые помещения – твиндеки и трюмы на сухогрузных судах, танки на наливных, помещения для ценных и опасных грузов;

Такелажные кладовые на сухогрузных судах, помещения для шлангов на наливных судах;

Особые специальные помещения, на судах спецназначения – помещения для рыбообрабатывающего оборудования, научные лаборатории и т.п.



Помещения судовых коммуникаций

Коридоры, шахты, тамбуры, помещения аварийных выходов.

Помещения экипажа

Общие положения

Приступая к проектированию расположения помещений экипажа необходимо установить:

Численность экипажа, включая разделение по должностям (численность комсостава и команды;

Условия размещения в жилых помещениях (количество кают и их вместимость, наличие индивидуальных санкабин, количество блок-кают и номенклатуру их помещений);

Условия приема пищи и отдыха экипажа (отдельно для комсостава и команды или совместно);

Нормативные ограничения, связанные с расчетом площадей или объемов помещений (минимальные площади кают, общественных помещений, продовольственных кладовых и цистерн пресной воды).

К нормативным ограничениям относится запрет Правилами Регистра размещать помещения экипажа в нос от таранной переборки и в корму от переборки ахтерпика ниже палубы переборок.

Каюту радиоспециалиста в соответствии с Правилами Регистра необходимо размещать на удалении не более 20 м от радиорубки.

К общим правилам размещения экипажа относятся рекомендации размещать жилые, общественные и медицинские помещения вдали от источников шума и вибрации, помещения для приема пищи и камбуз – отдельно от санитарно- гигиенических помещений общего пользования (туалетных, душевых, бани) и некоторых хозяйственно-бытовых (бани, прачечной).

Каюты стараются располагать вдали от помещений с источниками шума и тепла.

На грузовых судах жилые помещения выносят в надстройки и рубки за пределы основного корпуса, чем уменьшаются уровни шума и ходовой вибрации в них.

На современных грузовых судах все жилые помещения должны иметь естественное освещение. На пассажирских судах допускается размещение части экипажа во внутренних помещениях.



Из помещений экипажа должны быть обеспечены безопасные и, по возможности, кратчайшие пути эвакуации к спасательным средствам.

Блок-каюта капитана обычно размещается у лобовой стенки надстройки по правому борту на один ярус ниже рулевой рубки.

Каюты остальных членов экипажа – вблизи их рабочих мест: судоводительского комсостава – вблизи ходовой рубки, механиков – на нижних ярусах надстройки, матросов – вблизи выходов на верхнюю палубу.

Как правило, помещения для комсостава и команды размещают отдельно друг от друга.

Жилые помещения

Каюты и блок-каюты . Каюты и блок-каюты предназначены для отдыха и местонахождения членов экипажа во внерабочее время.

На современных судах каюты, как правило, одноместные. Это позволяет обеспечить лучшие условия для отдыха и снижает возможность возникновения конфликтных отношений между членами экипажа, вынужденных продолжительное время находиться среди ограниченного круга лиц.

Капитан, старший механик, а также некоторые другие лица комсостава на крупных судах размещаются в блок-каютах, состоящих из нескольких помещений.

Каюта с санитарной кабиной (Рис. 1) .

Минимальные площади и номенклатура мебели кают регламентируются Санитарными правилами для морских судов и составляют от 5,0 до 6,5 кв. м в зависимости от тоннажа судна. На практике площади кают составляют 7,0 ÷12 кв. м. Рекомендуется снабжать каюты санитарными кабинами, существенно улучшающими условия обитаемости на судне.

Обязательный состав оборудования одноместной каюты: койка, диван для лежания или для сидения, шкаф с двумя отделениями – платяным и бельевым, письменный стол – одно или двухтумбовый, стул или кресло, 2 крючка для верхней одежды.

В санитарной кабине (площадь не менее 2,3 кв. м) размещаются: умывальник, унитаз, душевой поддон или площадка с палубным шпигатом.

Рис. 1. Одноместная каюта с санитарной кабиной

Блок-каюта (Рис. 2) обычно состоит из рабочего кабинета, спальни и санузла. В блок-каюте капитана крупного судна может быть предусмотрен салон с сервировочной, а также прихожая. Площади помещений блок-кают не нормируются и зависят от размеров судна. Средние площади помещений блок-кают:

Кабинет – 14 ÷ 18 кв. м;

Спальня – 6 ÷ 8 кв. м;

Салон – 15 ÷ 20 кв. м;

Санузел – 4 ÷ 6 кв. м;

Прихожая – 2 ÷ 2,5 кв. м.

Рис. 2. Блок-каюта капитана

Размещение мебели в жилых помещениях

Размещение мебели и другого оборудования в помещениях судна имеет одну особенность, отличающую судовую планировку от береговой – практически вся мебель неподвижно закреплена на своих местах в помещениях, имеющих сравнительно небольшие площади. Исключение составляют стулья и кресла, которые прикрепляются к палубе на свои штатные места только при сильной качке. В другое время они могут быть свободно передвинуты для удобства пользования ими.

Вышеуказанная особенность заставила выработать нормативные рекомендации по размерам наиболее значимых предметов мебели и минимальным расстояниям между ними.

Санитарными правилами для морских судов установлены минимальные внутренние размеры коек (1980х800 мм), размеры для диванов для лежания (1900х700 мм), шкафов с двумя отделениями – платяным и бельевым (2х400х600 мм).

Расстояния между передвижными предметами мебели – по 50 мм с боков, 70 мм между стулом и столом, 200 мм – позади стула.

Расстояние между диваном и столом – 250 мм;

Ширина проходов в каюте – не менее 700-1100 мм

Свободная площадь палубы перед дверью, открывающейся внутрь, 800х900 мм (Рис. 3).

Рис. 3. Свободная площадь перед дверью.

Свободная площадь под крючками для верхней одежды 600х250 мм (Рис. 4).

Рис. 4. Свободная площадь под крючками для верхней одежды

Свободная площадь перед койкой не менее 2/3 ее длины и шириной не менее 500 мм. (Рис.5).

Рис. 5. Свободная площадь перед койкой.

Свободная площадь перед умывальником в санитарной кабине 800х500 мм (Рис. 6).

Рис. 6. Свободная площадь перед умывальником.

Общественные помещения

Кают-компания – помещение для приёма пищи комсоставом судна (Рис. 7). Оборудуется столами и креслами. Общая площадь кают-компании определяется из расчета не менее 1кв. м на одно посадочное место для 100% численности комсостава судна, так как за каждым человеком закрепляется определенное место за столом. В специальном шкафу хранится столовое бельё. Рядом с кают-компанией располагается буфетная, в которой производится подготовка поступившей из камбуза пищи к приему (раскладка по тарелкам, приготовление кофе и чая и т.п.), хранится и моется столовая посуда.

Рис. 7. Кают-компания и салон отдыха комсостава.

Салон отдыха предназначен для коллективного отдыха комсостава, но часто используется для собраний, совещаний и технической учебы командного состава судна. Располагается рядом или смежно с кают-компанией. Оборудуется мягкой мебелью и различной бытовой радио- и видеоаппаратурой.

Столовая команды предназначена для приема пищи командой судна (Рис.8). Общая площадь столовой определяется из расчета не менее 1 кв. м на одно посадочное место для 2/3 численности команды (около 1/3 всегда находится на вахте). Смежно со столовой располагается буфетная с теми же функциями, что и буфетная кают-компании.


Рис. 8. Столовая команды.

Рядом со столовой или смежно с нею располагается салон отдыха команды.

В последнем случае он отделяется от столовой раздвижной переборкой, позволяющей в случае необходимости образовать одно большое помещение, в котором будет достаточно места для всего экипажа судна.

В последние годы можно встретить суда, на которых для приема пищи и отдыха комсостава и команды используются общие помещения.

Размещение мебели в столовых и салонах

Для удобства пользования и обеспечения безопасности нормируются минимальные расстояния между предметами мебели в кают-компании, столовой команды и салонах отдыха (Рис. 9).

Рис.9. Расстояния между предметами мебели в общественных помещениях экипажа.

Длина стола, приходящаяся на одно посадочное место – 700 мм.

Расстояние между стульями соседних столов при параллельном их размещении – 400 мм;

Расстояние между стульями и столами – 70 мм.

Ширина основных проходов между столами или стульями – 900 мм.

Свободная площадь палубы перед входами в общественные помещения (в коридорах) – ширина двери + 2х200 мм х 1200 мм (Рис. 10).

Рис. 10. Свободная площадь перед дверью, ведущей в общественное помещение.

Библиотека – помещение для хранения книг и другой печатной продукции, предназначенной для пользования членами экипажа в личных целях. Представляет собой небольшое помещение (до нескольких кв. м), оборудованное несгораемыми шкафами.

Помещение для занятий – небольшая мастерская (до 10 ÷15 кв. м), в которой члены экипажа могут что-либо мастерить в свободное от работы время. Практика показывает, что многие моряки с удовольствием проводят свободное время, изготавливая различные поделки. Помещение для занятий располагают вдали от жилых помещений для уменьшения возможного шума.

Спортивная каюта – помещение, в котором сосредоточены тренажёры и другие спортивные снаряды, позволяющие членам экипажа компенсировать недостаток двигательных усилий (гиподинамию), характерный для жизнедеятельности человека на современном судне (см. рис. 15). На крупных судах рекомендуется устраивать спортивный зал, занимающий по высоте два яруса в надстройке и позволяющий заниматься игровыми видами спорта (волейболом, баскетболом). Средние площади спортивных помещений 20 ÷ 40 кв. м.

Помещение плавательного бассейна . На судах вместимостью свыше 3000 должны быть устроены бассейны для членов экипажа. Бассейны открытого типа располагаются на одном из ярусов надстройки в кормовой части судна так, чтобы купающиеся люди в наименьшей степени подвергались воздействию встречного ветра.. Бассейн представляет собой прямоугольную чашу с наклонным днищем, обеспечивающим хороший сток воды при осушении. Примерные размеры 6 х 3 х 2 м. Желательно большую сторону бассейна располагать вдоль судна для уменьшения выплескивания воды при бортовой качке. Бассейн со всех сторон окружен леерным или иным ограждением высотой не менее 1 м. Сход в бассейн осуществляется с открытой палубы по вертикальному трапу, около которого должна располагаться ванна для мытья ног и душевой прибор (в бассейне – забортная морская вода).

При открытом типе плавательного бассейна необходимо предусматривать помещение для чаши в нижележащем ярусе надстройки.

На судах, предназначенных для эксплуатации в северных широтах (ледоколы, ледокольно-транспортные суда и т.п.) бассейны располагают в закрытых помещениях.

Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).