Что произошло в Мьянме: араканская резня буддистов и мусульман. Бирманский узел: что происходит с мусульманами-рохинджа Конфликт в Мьянме

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, почему далекая Мьянма стала поводом для очередной демонстрации силы главы Чечни

Рамзан Кадыров начал проводить собственную внешнюю политику, публично вступившись за притесняемых в Бирме мусульман-рохинджа, вопреки позиции МИД РФ. На акцию, собранную им в Грозном, пришли, по противоречивым данным, от 20 тысяч до миллиона человек. О том, против какой башни Кремля пошел чеченский лидер, зачем понадобились несанкционированные митинги в Москве и кого же все-таки угнетают в Мьянме, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века Фото: Suvra Kanti Das / Newzulu / TASS

«СИТУАЦИЯ УЖАСНАЯ. МАССОВЫЕ ЗВЕРСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ»

Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века. Однако именно теперь рохинджа вышли в заголовки едва ли не всех мировых СМИ, включая отечественные. А недавние московские митинги в защиту «угнетаемого мьянманского меньшинства» и публичные заявление главы Чечни Рамзана Кадырова лишь подлили масла в огонь и фактически сделали эту тему «внутрироссийской».

Рохинджа говорят на одном из индоевропейских языков, близком к бенгальскому, — таким образом, они совсем не арабы и могли бы, казалось, найти общий язык с населением остального Индокитая. В Мьянме они составляют этническое и религиозное меньшинство — их всего 4%, в то время как буддистов — 89%. Видимо, такое соотношение провоцирует власти Мьянмы на то, чтобы сократить 4% до нуля — мировые СМИ периодически сообщают, как аппарат насилия буддийского государства самым грубым образом вытесняет рохинджа со своей территории. В очередной раз конфликт обострился 25 августа, когда мусульмане перешли в своего рода контрнаступление против буддистов.

Кто настоящий инициатор этой бойни, в настоящее время сказать трудно. Правительство Мьянмы обвиняет рохинджа в убийстве 12 своих чиновников, а также в осквернении буддийских монастырей, которые мусульмане якобы сжигают, обезглавливая при этом статуи Будды. Подобное, разумеется, вполне возможно, поскольку наиболее фанатичные рохинджа рассматривают буддистов как язычников, с которыми им заповедано бороться. В ответ мьянманские власти запускают против мусульман всю силу своей государственной машины, которая бьет и наказывает без разбора: и фанатиков, и обычных верующих, а также женщин, детей и стариков. Кроме этого, официальный Нейпьидо (столица Мьянмы) отказывает рохинджа в гражданстве, из-за чего этот этнос, чье существование отрицается и юридически, и физически, считается одним из самых преследуемых в мире.

Контрнаступление мусульман против буддистов выразилось в том, что в конце лета вооруженная группировка, называющая себя «Армией спасения Аркан рохинджа», предприняла атаку на местные полицейские посты и армейские базы. Операция по подавлению мятежа выродилась в настоящую гражданскую войну, которая затронула деревни и городки рохинджа в штате Ракхайн, где проживает мусульманское население страны. Как свидетельствует неправительственная организация Fortify Rights, опирающаяся на показания очевидцев, мусульманские поселки просто сжигаются правительственной армией, а сами действия военных сопровождаются убийствами и насилием. По данным правозащитников, в одной только деревне Чут Пый в районе Ситтве из 1,4 тыс. жителей после карательного рейда осталось всего 200 человек. Журналисты пишут, что военные стреляют в рохинджа без разбора. «Ситуация ужасная. Массовые зверства продолжаются. Правительство и военные должны сделать все возможное, чтобы немедленно предотвратить нападения», — говорит Мэтью Смит , исполнительный директор Fortify Rights. В то же время власть в свое оправдание заявляет лишь то, что мусульмане якобы сами сжигают свои деревни и массово бегут в Бангладеш. Всего в столкновениях, по официальным данным, погибло более 400 рохинджа.

В соседнем Бангладеше к настоящему времени действительно скопилось огромное количество беженцев-рохинджа: ООН заявляет о 30 тыс. иммигрантах, в то время как гуманитарные организации этой страны фиксируют, что только 2 сентября границу пересекло около 70 тыс. человек. СМИ пишут, что рохинджа сами возвели на скорую руку «лагеря временного пребывания, укрывшись в шалашах или хижинах вместе со своими семьями, коровами и козами. Очевидно, что принять такое количество беженцев официальный Бангладеш не готов, хотя почти 90% его жителей исповедуют суннитский ислам.

КАК В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ КРИЧАЛИ «АЛЛАХУ АКБАР», А КАДЫРОВ И САМИГУЛЛИН НАЧАЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЮ «ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ»

Мировое сообщество довольно скупо осудило события в Мьянме. Правозащитники заговорили с трибун о нарушениях прав человека и необходимости собрать гуманитарную помощь для пострадавших. Зато горячим и искренним сторонником рохинджа проявил себя президент Турции Реджеп Эрдоган . Он назвал происходящее геноцидом мусульман, и назвал всех, кто закрывает на это глаза, соучастниками преступлений. Вице-премьер Турции Мехмет Симсек разместил по этому поводу в «Твиттере» четыре шокирующих фотографии, где беженцы массово сплавляются по реке, крошечные дети плачут над трупом убитой матери и пр. Однако BBC вскоре изобличило Симсека в том, что он использовал снимки, сделанные совсем в других странах в период иных военных конфликтов. К тому времени запись турецкого высокопоставленного чиновника получила тысячи перепостов в соцсетях, так что по ней во многом начали судить о происходящем в Мьянме.

От России по поводу „мьянмского геноцида мусульман“ никто не ждал резких заявлений: это индокитайское государство расположено довольно далеко от Москвы, и никакие насыщенные торговые и дипломатические каналы нас с ним не связывают. Более того, в России проживают многочисленные представители как буддийской, так и исламской общины, поэтому становиться на какую-то сторону в чужой и малопонятной гражданской войне Кремлю было совершенно не выгодно. Вероятно, поэтому МИД РФ предпочел встать на сторону „законной власти“ Мьянмы, как он это привык делать в отношении Сирии. Еще 28 августа на официальном сайте департамента появился комментарий, именующий „Армию спасения рохинджей Ракхайна“ „так называемой“, а ее сторонников – „боевиками“. По мнению министерства, эти „боевики“ „совершили серию скоординированных нападений на полицейские участки и армейские подразделения, расположенные в трех приграничных с Бангладеш округах Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы. В результате боестолкновения погибли 11 мьянманских силовиков, имеются жертвы среди гражданского населения. Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО“. В заключение МИД выражает „поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки“.

Между тем сегодня МИД РФ опроверг информацию о том, что Россия блокировала резолюцию совбеза ООН с осуждением властей Мьянмы. По словам представительницы МИД Марии Захаровой , эта тема вообще не выносилась на голосование, а обсуждалась в формате закрытых консультаций, по итогам которых странам не удалось согласовать позиции. Между тем о том, что Россия и Китай заблокировали заявление совбеза ООН по Мьянме, 18 марта сообщало государственное агентство РИА «Новости», ссылаясь на представителя Великобритании в ООН Мэтью Райкрофта .

К посольству Мьянмы в Москве пришли сотни человек, скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «буддисты — террористы» Фото: Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Тем неожиданней оказался митинг 3 сентября в центре Москвы, продемонстрировавший, что у ряда российских мусульман может быть своя «внешняя политика», отличная от позиции МИДа. К посольству Мьянмы на Большой Никитской пришли сотни человек (в основном выходцы с Северного Кавказа), скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «Буддисты — террористы». Отправной точкой стал пост в «Инстаграме» главы Чечни Рамзана Кадырова , который возмутился ситуацией в Мьянме, вскоре после которого по мессенджерам начали распространять призыв собраться и потребовать у дипломатов ответа. «Когда вас в Судный день спросят, что ты сделал, чтобы помочь людям из Рохинья, когда их убивали, что ты ответишь?» — гласило, в частности, сообщение. К дипломатическому зданию прибыли автозаки и полицейские в полной экипировке, однако в происходящее они предпочли не вмешиваться. Одна из журналисток даже поинтересовалась у силовиков, отчего они такие «вежливые», но ответа по существу ей не дали, обвинив в провокации. Несанкционированный митинг закончился без эксцессов.

Дальше реакция российской мусульманской общественности на события в Мьянме пошла по нарастающей. Шествие в поддержку «гибнущих от рук буддистов» прошло в Махачкале. С призывом явиться в 11 часов 4 сентября к мечети «Сердце Чечни» выступил чеченский муфтий Салах Межиев , назвавший тех, кто убивает рохинджа, «иблисами» и нелюдями». Однако самую большую популярность в сети набрало, как обычно, видео самого Кадырова, растиражированное накануне. В нем Кадыров прямо открещивается от официальной позиции МИД РФ и даже выражает готовность, если потребуется, выступить против «позиции России». При этом он обвинил отечественные СМИ в равнодушии и замалчивании гражданской войны в Мьянме. «Если в Европе где-то взрывают, убивают, сразу наши СМИ доблестные выступают. А когда за три дня убито несколько тысяч человек — все молчат», — сказал чеченский лидер. И красноречиво продолжил: «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые совершают преступления, я против позиции России. У меня есть свое видение, своя позиция. Я больше чем уверен, что сегодня никто не будет поддерживать убийц и насильников, но есть определенные нюансы государственной политики, поэтому мы должны с пониманием относиться к тому, что происходит и как себя ведут государственные деятели и политики».

По словам Кадырова, к нему нередко обращаются с предложением ввести армию в Мьянму. «Никак невозможно отправить туда войска, потому что это прерогатива государства, — сожалеет глава Чечни. — Но если бы была моя воля, была бы возможность, я ударил бы ядерным оружием туда даже, просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков». Как считает чеченский лидер, такого страшного геноцида, как в Бирме, «человечество не видело со времен Второй мировой войны».

Вскоре с Кадыровым осторожно солидаризовался и муфтий РТ Камиль Самигуллин , опубликовавший в своем «Инстаграме» картинку из Бельгии с изображением рекламного плаката, на котором изображен плачущий кровью баран. При этом муфтий заметил, что «представители цивилизованной Европы» осуждают Курбан-байрам и не хотят видеть, «что в Мьянме (бывшая Бирма) вырезают как скот тысячи беззащитных мусульман!»

«Почему молчат все западно-европейские институты по защите прав человека? — недоумевает Самигуллин. — Почему американские политики не выступают с осуждающими речами? Почему после резни мусульман в Мьянме Эйфелева башня и здание мэрии Парижа не окрасились в траурные цвета? В то время как при каждом теракте — в Бельгии, в США, в Великобритании — главный символ французской столицы подсвечивался соответственно флагу пострадавшей страны. Это называется — двойные стандарты!

К сожалению, жизнь европейца ценится в сотни раз дороже жителя Азии. Ислам всегда призывал за равенство и справедливость. Пророк Мухаммад сказал: „Поистине нет никакого преимущества для араба над не арабом или для не араба над арабом или для черного над красным или для красного над черным, кроме как по богобоязненности“. Я осуждаю политику двойных стандартов и призываю мировое сообщество сплотиться для решения проблемы защиты мусульманского населения Мьянмы», — заключает муфтий РТ. Репост обращения Самигуллина сделал и президент РТ Рустам Минниханов , который сегодня участвует в торжественных мероприятиях по случаю открытия Болгарской исламской академии. Сам он, однако, к сказанному муфтием ничего добавлять не стал.

МИЛЛИОН ГОЛОВ У «СЕРДЦА ЧЕЧНИ» И ПОЧЕМУ РЕАКЦИЯ ЕДИНОВЕРЦЕВ УДИВИЛА ГАЙНУТДИНА

Апогеем «суверенной» мусульманской политики в РФ стал сегодняшний митинг в Грозном, на который накануне призвали выйти своих сторонников Кадыров и Симсек.

Уже к 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов. Прямую трансляцию происходящего вели телеканалы «Грозный ТВ», RT и «Дождь». Комментируя «Дождю» митинг, пресс-служба управления МВД России по Чеченской Республике заявила, что на него собралось свыше миллиона человек. Учитывая, что в самой Чечне проживает всего 1,3 млн, получается, что явилось как один почти все трудоспособное и не очень население кавказской республики. Организаторы объясняют это тем, что в Грозный съехались мусульмане из других российских регионов. Более взвешенными выглядят оценки некоторых блогеров и очевидцев. «На самом деле тысяч двадцать есть», — написал в своем «Твиттере» журналист Владимир Варфоломеев . В любом случае это много, и трансляция людского моря в эфире трех телеканалов подтверждала массовость акции.

К сожалению, камеры, размещенные на площади чеченской столицы, не позволяли расслышать выступлений митингующих. Разумеется, слово взял Кадыров, и ему чутко внимали многие тысячи с плакатами в руках, осуждающими геноцид в Мьянме. Наверняка не обошлось без бюджетников, которые всегда были самыми верными участниками проправительственных массовок. Как утверждает портал «Кавказ.Реалии», в Грозном госслужащим было отдано распоряжение выйти из отпусков и принять участие в мероприятии. Ему вторит «Кавказский узел», ссылающийся на анонимную учительницу из Грозного. «Нам вчера сообщили, что занятий в понедельник, 4 сентября, не будет, потому что надо участвовать в митинге против убийств мусульман в Мьянме. К участию в митинге желательно привлечь как можно больше людей, родителей и учащихся 9 - 11 классов», — якобы поведала она.

Между тем далеко не все видные российские мусульмане поспешили солидаризоваться с Кадыровым. К примеру, глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попытался остудить пыл единоверцев.

К 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов Фото: Саид Царнаев, РИА «Новости»

«Честно говоря, реакция наших верующих мусульман, которые всегда показывали пример терпимости, терпеливости, законопослушности, удивила представителей духовных управлений и руководство высшего звена мусульманского духовенства, — рассказал Гайнутдин СМИ. — Поэтому я прошу моих единоверцев, чтобы они были законопослушными, были в молитве, участвовали в санкционированных акциях, которые проводятся мусульманским духовенством. А такие акции будут: они будут направлены как на оказание финансовой, так и гуманитарной помощи для того, чтобы облегчить участь наших мусульман, живущих в Мьянме». СМР и ранее, по свидетельству муфтия, обращал внимание на то, как «ущемляются права, безвинно убивают женщин и детей, идет геноцид мусульманского народа» в Бирме. «Границы закрыты, и их не выпускают, другие страны их не принимают, и это приводит к человеческим жертвам, к гуманитарной катастрофе. Это недопустимо», — заключил Гайнутдин.

НАВАЛЬНЫЙ: ПОЧЕМУ КАДЫРОВУ МОЖНО, А НАМ НЕЛЬЗЯ?

Единственными, кто, не особенно скрывая этого, искренне обрадовался демаршу Кадырова, стали представители российской оппозиции. Первым изобличил «тайные связи» Кремля и правительства Мьянмы оппозиционный политик Владимир Милов . В своем «Фейсбуке » он предположил, что «Путин крайне заинтересован в сотрудничестве с нынешним режимом в Мьянме», потому что с этим буддийским государством «активнейшим образом водят хороводы «Ростех» и «Росатом» (наберите в «Гугле» «ростех мьянма» и «рособоронэкспорт мьянма», там просто море всего). Россия традиционно была грудью за Мьянму в ООН, когда многие пытались осудить вот этот самый геноцид мусульман».

Неужели Кадыров «начал переход под крыло новых саудовских хозяев?», недоумевает Милов и отмечает, что «Саудовская Аравия там исходит всеми мыслимыми и немыслимыми субстанциями по поводу того, что «забижают мусульман» (пока Путин молчит)». «Видимо, в Мьянме этой налажено плодотворное «сотрудничество», и успешно распиливаются бюджетные средства. Это такая сфера, что все мусульманские и иные скрепы идут лесом», — отзывается на пост оппозиционера пользователь Анна Верченко .

Что касается «оппозиционного политика №1» Алексея Навального , то он в своем интернет-журнале посвятил защитнику бирманских мусульман Кадырову целый развернутый пост. По мысли Навального, «все эти 18 лет» демонтаж местного самоуправления, политических прав и полномочий у регионов шел под лозунгом «Это для того, чтобы предотвратить развал России».

«Ну и чего? — горестно восклицает оппозиционный блогер. — Один из губернаторов субъекта РФ организовал несанкционированный митинг в Москве под лозунгами, прямо противоречащими позиции МИДа и Кремля, которые годами блокируют резолюцию ООН по Мьянме. И выпускают заявления, прямо поддерживающие гонения мусульман-рохинья, называя их «антитеррористической операцией». В России прошли несанкционированные митинги протеста. Кремль выразил озабоченность происходящим. И как нам это теперь истолковывать? …То есть требовать немедленного прекращения резни мусульман — совершенно правильно. Прекратить ветировать решение СБ — совершенно правильно. Россия не должна поддерживать это безумие, когда «добровольцы» просто жгут деревни и убивают людей сотнями и тысячами. Только не сделают Кремль и МИД этого. И что тогда произойдет? Кадыров объявит их шайтанами и выйдет из состава РФ?» — заключает Навальный.

Отдельный видеоролик в своем журнале оппозиционер посвятил сопоставлению несанкционированных митингов мусульман в Москве и Грозном и сегодняшнему очередному административному аресту главы казанского штаба Навального Эльвиры Дмитриевой . «Митинг в Москве и митинг в Грозном. Все обсуждают то, каким удивительным образом их удалось провести без соблюдения малейших формальных процедур и не вызвать никаких претензий у полиции, — пишет Навальный, предваряя видео. — Ну а я-то на все это смотрю еще и в контексте происходящего с нашими штабами. Например, сегодня координатора нашего казанского штаба Эльвиру Дмитриеву упекли на 10 суток, надев на нее наручники (такая опасность!) прямо в зале суда». Пафос «оппозиционера №1» понятен: почему им (то есть мусульманам во главе с Кадыровым) можно, а нам нельзя?

«КАДЫРОВ НАБИРАЕТ ОЧКИ КАК НЕГАТИВНЫЕ, ТАК И ПОЗИТИВНЫЕ. ПО УПОМИНАЕМОСТИ ОН ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПУТИНА»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов объяснить суть конфликта в Мьянме и оценить, чем обернется «демарш» Кадырова и части российских мусульман:

Алексей Малашенко — руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», исламовед:

— Этноконфессиональный конфликт в Мьянме существует давно и периодически обостряется. Последняя крупная вспышка была в 2012 году, а в 2013-м были антимусульманские погромы. Было уничтожено несколько тысяч домов, то есть напряженность там довольно обычна. В последние две-три недели очень активизировалась Арканская армия спасения рохинджи. Это боевики, террористическая организация, которая никак не солидаризируется с мусульманами. Она громила буддистские монастыри и храмы, нападала на несколько десятков полицейских пунктов, уничтожала и калечила статуи Будды. С учетом того, что в Мьянме буддизм — доминирующая и политизированная религия, то, что делала Арканская армия, стало спусковым крючком.

Рохинджи — это коренные жители Мьянмы, и среди них немного мусульман, всего несколько процентов. А рохинья — это в основном мигранты. Общее же количество мусульман в Мьянме, где около 55 миллионов населения, колеблется от 2 до 3 миллионов человек. Тех, кто не является гражданами страны, мусульмане, которые прибыли из Бангладеш, по разным оценкам от 730 тысяч до 1,5 миллионов. С их количеством не очень все понятно. Но ясно, что ситуация острая и она будет продолжаться и будут еще жертвы. 400 человек уже убито, до 70 тысяч убежали опять в Бангладеш.

Самое интересное для нас — это реакция Кадырова. Она достаточно неожиданная. Я сомневаюсь, что люди, которые вышли на митинги в Дагестане и Грозном, вообще знают, что такое Мьянма. Но для главы Чечни это лишний повод продемонстрировать себя защитником мусульман. В данной ситуации он выступает: а) как поборник ислама в самой России, что он всячески подчеркивает; б) показать себя как одного из влиятельных мусульманских лидеров во всем мире: то он шастает в Сирию, то на хадж а Аравию, то ведет переговоры с другими мусульманскими лидерами. Кадыров постоянно позиционирует себя как полунезависимый автономный российский мусульманский политик, и история с Мьянмой для него просто подарок. Я уверен, что и публика в Москве была собрана по тем контактным зонам, которые находятся под Рамзаном. И в этом отношении он молодец — набирает очки как негативные, так и позитивные. Среди позитивных — он укрепляет собственный авторитет, все видят, какой он влиятельный. По-моему, в прошлом году по количеству упоминаний в мировой прессе он шел на втором месте после Путина. Он во все лезет. То обещает поставлять оружие Мексике, чтобы она боролась против Америки, то обещает помощь ирландцам-католикам для того, чтобы противостоять протестантам. А тут прекрасный повод защитить мусульман.

Да, Кадыров — большой друг Путина, но то, что он сейчас заявляет, уже на грани фола. Говорит, что у него своя позиция, что он не будет поддерживать позицию России, если она поддержит шайтанов, что если бы у него были возможности, он вообще нанес бы ядерный удар. Это почти Трамп про Северную Корею. Если бы он промолчал, всем было бы лучше. Но кукушка уже вылетела из гнезда.

Теперь надо определяться власти: либо Песков будет в очередной раз говорить, что он выключил радио и интернет, что он ничего не знал и не слышал, либо товарища все-таки поправят, ведь он уже пошел в разнос. По формальным признакам то, что происходило в Грозном, мне напоминает знаменитую демонстрацию в связи с «Шарли Эбдо», которая была не против террористов, убивших редакторов, а против европейцев, которые это спровоцировали. Я не хочу оправдывать ни Мьянму, ни ее президента, но эта напряженка против России, которая себя позиционирует как друг мусульман.

Либо мы солидаризируемся с Рамзаном, но тогда будет задан вопрос: а как вы относитесь к Арканской армии спасения? А если, не приведи Господь, ребята из ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред. ) скажут, что это мы им помогли, вот тогда мы посмотрим, какие будут переговоры между Путиным, Кадыровым и, например, Патрушевым. Я не исключаю, что ДАИШ заведется по этому поводу.

По формальным признакам все подобные этноконфессиональные конфликты протекают в одном и том же тренде — либо добиваться полной независимости, либо мстить. И везде жестокость. Разница только в нюансах.

Максим Шевченко — журналист, эксперт по исламскому миру:

— В Мьянме многоуровневый конфликт. На низовом уровне он происходит между различными этносами. По одним сведениям, рохинья прибыли туда в середине XIX века и завезли их англичане. По другой версии, они жили там всегда. Но это не имеет значения. Главное, что эта группа не имеет прав по сравнению с остальной частью населения страны. Это гражданская проблема, и необходимо сделать так, чтобы рохинья были включены во властные институты.

Второй уровень проблемы заключается в том, что идет мобилизация по религиозному принципу. С одной стороны — буддисты, с другой — мусульмане. Третий уровень связан с тем, чьи геополитические интересы стоят за всем этим. Слишком уж большая мировая кампания развернулась в поддержку рохинья. И Папа Римский высказался, и многие другие.

Важно также и то, что Мьянма — союзник Китая. Это государство, через которое китайцы имеют выход в Индийский океан в обход Молуккского пролива, который контролируется США, Великобританией и вообще натовскими войсками и связывающий Дальний Восток с Африкой, Ближним Востоком.


Фото: Саид Царнаев, РИА «Новости»

Что касается реакции Кадырова, то тут надо понять, почему глава Чечни наезжает на МИД Российской Федерации и есть ли конфликт между ним и Лавровым. Рамзан Ахматович не стал бы с бухты барахты критиковать федеральную власть. Тем более что он сам один из представителей силовой части федеральной власти. Он входит в путинскую группу, в которую также входит Золотов с Росгвардией. При этом надо помнить, что отношения с Мьянмой устанавливал Медведев. Он даже бывал там. Поэтому критика со стороны путинской группы похожа на очередной удар, направленный на дискредитацию медведевской политики.

«САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТОБЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ БЫЛ МИР И ПОКОЙ»

Буда Бадмаев — настоятель буддийского дацана в Санкт-Петербурге:

— Я понимаю протесты мусульман, потому что, по их мнению, идет притеснение единоверцев. Но надо быть мудрее и глубоко разобраться в природе конфликта. Она может иметь совершенно другие корни, а транслируется как религиозный. Я расцениваю происходящее как процесс, который связан с тем, что это мировая провокация. Мол, наших бьют. Но где Мьянма и где Россия. Я призываю и буддийских, и мусульманских лидеров относиться ко всему со внимательной осторожностью. У нас недавно в Элисте был протест в связи с тем, что представитель мусульман зашел в буддийский храм и осквернял статуи. Но мы не стали раздувать конфликт. Этот инцидент не перерос в межрелигиозное событие. Буддийские лидеры во всех отношениях поступили грамотно и не дали разгореться неблагоприятным событиям. Да, нам всем миром надо осудить то, что происходит в Мьянме. Но самое важное, чтобы на территории России был мир и покой и чтобы на территории нашей страны протесты не переросли в гражданскую межрелигиозную войну — вот эта задача главная. Мы понимаем, что ислам разный. Когда статуи Будды расстреливали в Афганистане радикальные исламисты, тень на ислам не стали бросать. Мы понимаем, что ислам — добродетельная религия.

Дмитрий Мосяков —руководитель центра изучения Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН:

— В Мьянме происходит классический вариант средневекового процесса, когда один народ проживает на территории, где практически не осталось свободных земель. То есть в основе всего лежит элементарная проблема: есть Бангладеш, где более 200 миллионов населения и мало земли, а рядом — Аракан, где прекрасные земли и с точки зрения бенгальцев народу очень мало. И идет стихийный процесс переселения. Говорили, что к этому приложили руку англичане. Но они приложили руку к названию этого народа — рохинджа (или рохинья). Это те же бенгальцы, но они получили названия штата Аракан, чтобы подчеркнуть, что эти мусульмане жили там исконно, но они принадлежат к бирманской культуре. А сейчас там появились радикальные организации, которые начали нападать на полицейские посты, на поселения араканцев, и это стало менять радикально менять ситуацию. Но говорить об этом конфликте как религиозном неправильно. Это конфликт в значительный степени за территории, за почву, социокультурные модели поведения — здесь источник.

Я считаю, что этот конфликт направлен на подрыв единства Юго-Восточной Азии, которая показала, как относительно бедные страны преодолели свои противоречия и смогли добиться за короткое время добиться хороших результатов и создать нормальные условия для жизни большинства населения. АСИАН показывает пример, как можно строить политику на компромиссах, а в данном случае это попытка создать новую горячую точку. Явно существует заказчик вооруженного конфликта, который заинтересован в том, чтобы вооруженный конфликт не заканчивался, и который оплачивает и поставки вооружения и боевиков. Все это очень удивительно, потому что буддисты и мусульмане жили в этом регионе бок о бок столетиями и серьезных конфликтов между ними не было никогда. И все, что происходит, очень опасно. Может быть, это также попытка подорвать позиции либерального проамериканского правительства в Мьянме. Еще одна версия связана с тем, что все это проводится против китайских интересов. Много и других версий. Это может быть и желание обострить отношения между буддистами и мусульманами. Конфликт вписывается в стратегию расшатывания глобальной стабильности. И это подтверждает тот огромный мировой резонанс, который вызвали эти события.

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

, называющими себя "рохинджа", длится больше 75 лет. Кто на нем наживается и дергает за ниточки – в разговоре с доктором политических наук, главным научным сотрудником отдела Трансатлантических исследований Института всемирной истории НАН Украины Сергеем Шергиным.

- Сергей Александрович, правительство Мьянмы возглавляет лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Почему она допускает жестокость против мусульман?

Аун Сан Су Чжи опытный политик и толерантная женщина. Она пытается контролировать правительственную армию, принимающую участие в столкновениях с мусульманами-рохинджа, но армия "натаскана" на борьбу с разного рода повстанцами и сепаратистами из числа национальных меньшинств и действует подчас жестоко.

Несмотря на приход к власти демократов несколько лет назад, концентрация всей власти по-прежнему в руках военных. Страна была под их контролем с 1962 года.

Аун Сан не может не прислушиваться к тому, что ей нашептывают или говорят казарменным тоном генералы, которых в правительстве много. Она не может просто отдать приказ о прекращении боевых действий со стороны регулярной армии. Ее завтра же уберут. И поставят человека, нужного армии. Плюс необходимо учитывать китайский фактор.

- Поподробнее расскажите об интересах Китая в Мьянме.

Неправильно рассматривать конфликт как конфессиональный или этнический. Все события - волнения, насилие, резня - во многом имеют китайский окрас. Мьянма вынуждена лавировать между Китаем, США и Японией - компании этих государств весьма заинтересованы в развитии сотрудничества с Мьянмой.

Известные нефтяные поля Бирмы (старое название страны). Драгоценные камни: рубины и сапфиры. Ценные металлы, например, вольфрам, столь нужный для космической промышленности. Выход к морю – Бенгальский залив. Два урожая в год. При этом Мьянма - самая бедная страна в мире, как соседняя Бангладеш.

Немалая часть денег в бюджет Мьянмы поступает из Китая за счет финансирования промышленности. Например, добыча редких металлов. Китай построил ряд нефтепроводов через Мьянму, поскольку она вместе с Индонезией являются главными продуцентами нефти. Этот нефтепровод тянется от Бенгальского залива до провинции Юньнань, соединяя Китай с арабскими странами Африки.

- Поэтому армия воюет не со всеми мусульманами страны, а лишь с теми, которые живут возле Бенгальского залива?

Речь идет о штате Аракан (Ракхайн), который имеет выход к Бенгальскому заливу. Там планируют построить дополнительные порты и углубить существующие. Особенно в этом заинтересован Китай. Ему невыгодно везти товары по шелковому пути. Ему удобно отправлять грузы в Африку и Средиземноморье из портов Мьянмы.

"Рохинья" - это не нация, а беженцы из Бангладеш и частично Пакистана. Они переезжают в штат Аракан, потому что там плодородные земли и невелика плотность населения. Создают мусульманскую общину – умму. Захватывают чужие или не принадлежащие никому земли. Не подчиняются центральным властям.

Правительству трудно контролировать ситуацию в регионе, чтобы что-то строить. А планы по индустриализации района приняты Мьянмой и Китаем.

- Неужели Китаю выгодна война?

Война - это тоже форма бизнеса. Например, неконтролируемая контрабанда. Попробуй поставь пограничников, когда ведутся боевые действия.

- Ну а Чечня зачем вышла на митинги, у нее какие интересы?

Кадыров хочет показать, если грубо говорить, кто в России хозяин. Чечня держит за ноги Россию, имеет самую мобилизованную армию с опытом боевых действий в любых условиях.

Долгие годы Россия дает Чечне большие деньги на вооружение, административное строительство, возобновление нефтепромыслов. Финансовая помощь поступает в Чечню из Саудовской Аравии, Кувейта и других стран Ближнего Востока. Все это используется чеченским руководством не только для гражданского строительства, но и укрепления и модернизации армии.

4 сентября на улицы Грозного вышли почти миллион человек, которые призвали покончить с насилием в Мьянме. Они понимают, что мусульманская проблема – это слабое место России как многонациональной страны.

Очень показателен митинг чеченцев в Москве. Если бы на Болотную площадь вышли диссиденты, их бы похватали и побросали в автозаки, а митингующих возле посольства Мьянмы не тронули. Значит, Россия сосредотачивается и прислушивается к голосу мусульман, проживающих в России. Их там предостаточно. Татарстан весь мусульманский, Башкирия. Очевидно, что сегодня России не с руки поддерживать правительство Мьянмы с ее армией.

Насилие в Мьянме правительственной армии против мусульман-рохинджа

- Как можно остановить конфликт? Ощущение, что рохинджа хотят убить или выселить, третьего не дано.

Решение – это легализация мусульман. Но правительство пока этого не делает, считая их главными смутьянами, рассматривая их как опасную перспективу исламизации страны.

В других странах Азии – Сингапуре, Малайзии, Таиланде – мечети и пагоды стоят рядом, и никаких конфликтов, потому что там живут законопослушные граждане. А что можно сказать о беженцах без профессии, образования, у которых только желание выжить любым путем, в том числе участвуя в изготовлении и транспортировке наркотиков?

Мусульмане в Мьянме создали "Армию веры". Она состоит не из беженцев с палками. Правительственные войска, конечно, творят невероятное насилие, но число жертв среди военных, буддистов и мусульман растет. Это значит, что конфликтующие стороны хорошо вооружены. Откуда мусульмане получают оружие? От радикальных, по сути, террористических организаций.

Многие рохинджа хотят спокойно жить и уважать закон. Но их постоянно провоцируют террористы экстремистских организаций. "Армия веры" на словах защищает соотечественников, а на деле применяет насилие против военных и мирных граждан, и не только буддистов. Они врываются в деревни и убивают. Тогда приходят регулярные войска и начинается насилие. Замкнутый круг.

- Корректно ли говорить, что идет геноцид рохинджа?

Геноцид – это государственная политика по уничтожению одной нации другой. Установление актов геноцида – это компетенция международных судебных органов. В Мьянме нет государственной политики, направленной на уничтожение мусульман-рохинджа. Но военные заходят в своих антитеррористических акциях против повстанцев и мирных жителей-мусульман так далеко, что это превращается в массовое насилие. Если мусульман начнут убивать по всей стране, это станет геноцидом.

- Разве власти Мьянмы не виноваты в агрессии рохинджа? Десятилетиями их считают "недолюдьми": без права на работу, образование, медицину и передвижение. Логично, что они взбунтовались и создали "Армию веры".

Мусульмане находятся в гораздо худшем положении, чем буддисты. Но страна прошла через период военной диктатуры. Структурное насилие вошло в плоть до такой степени, что буддисты взялись за оружие. Это шок для мирового сообщества.

Далай Лама в этом конфликте поддерживает мусульман. Он заявил, что дхарма – учение Будды - это ненасилие.

Мьянма – одна из самых бедных стран мира. Уровень социально-культурного развития как буддистского, так и мусульманского населения находится на таком низком уровне, что применить гуманные, демократические методы управления страной - большая проблема. В том числе для лауреата Нобелевской премии мира – Аун Сан Су Чжи.

- А что же мировое сообщество? Хладнокровно наблюдает.

Мировое сообщество решительно не вмешалось в дела Мьянмы, поскольку не ясен формат конфликта, его структура и движущие силы. Кто там главный, с кем договариваться?

Мы являемся свидетелями начальной фазы конфликта. Когда конфликт достигнет критической фазы – быть или не быть государственности или войне на всеобщее уничтожение – тогда, как показывает международная практика, вмешиваются мировое сообщество и миротворческие силы.

Возможно, там необходимо решение ситуации по аналогии с Камбоджей, когда применили воинские формирования в рамках Совета безопасности ООН. На восстановление мира и порядка в Камбодже ушло добрых 10-15 лет.

Достопримечательности Мьянмы

"Икона нации"

Нобелевский лауреат премии мира Аун Сан Су Чжи с 2016 года занимает одновременно несколько должностей: государственный советник Мьянмы - это как пост премьер-министра, министр иностранных дел, министр образования, министр энергетики и глава администрации президента.

Нобелевскую премию мира получила в 1991 году. На церемонию присуждения приехали ее сыновья-подростки, их мать была под арестом.

Аун Сан Су Чжи родилась в 1945 году. Дочь основателя независимой Бирмы (старое название Мьянмы) генерала Аун Сана , который боролся в 40-х годах против британцев, а затем оккупации японцев. Он был коммунистом и прошел все этапы расколов и предательств левых сил. В 1947 году его убили. Если бы этого не произошло, Аун Сан Су Чжи выросла бы дочерью лидера страны. А так она потеряла отца в 2 года.

Аун Сан вышла замуж за британца, родила двоих сыновей, жила за границей. Но в 1988 году приехала в Бирму навестить мать и попала на студенческие митинги против коммуниста-диктатора У Не Вина , который, по иронии судьбы, 30 лет назад был ближайшим соратником ее покойного отца.

Аун Сан организовала партию "Лига за демократию" и вместе с молодежью протестовала три месяца. Затем был новый переворот и генерала-коммуниста сменил военный диктатор генерал Тан Шве. Аун Сан взяли под домашний арест.

Из 20 лет пятнадцать она провела в тюрьме или под домашним арестом. Когда ее выпускали, то пытались выжить из страны. Но она не уезжала, поскольку знала, что не сможет вернуться. Даже не смогла попрощаться с умирающим от рака супругом и не видела 10 лет сыновей. Окончательно она вышла на свободу 13 ноября 2010-го. Сразу же включилась в парламентские довыборы и победила. В 2015 году ее партия одержала победу на парламентских выборах.

Народ бы легко выбрал ее президентом, но по Конституции она не может баллотироваться – у ее детей и покойного мужа гражданство друг стран.