Российские саами. Малоизвестные факты, события, версии: Загадки Кольского полуострова

Нойды - шаманы, некогда населявшие Кольский полуостров, что помогали живущим там народам, наставляя их на путь истины. Все жители полуострова беспрекословно им подчинялись и практически не знали бед. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

Колдуны, славившиеся своей тесной связью с природой, особой техникой гипноза и способностью обращаться в животных в своё время заинтересовали как советский НКВД, так и нацистскую оккультную организацию «Аненербе». Обе стороны хотели овладеть тайными знаниями шаманов и использовать их в военных целях, но даже под угрозой смерти пленённые нойды не поведали чужакам своих секретов.

Таинственное мерячение (гипноз) насылалось с помощью духов, с которыми нойды общались при определённых ритуалах. Мерячинием заставляли работать ленивых, примиряли врагов и наказывали преступников, превращая их в послушных марионеток. Шаманы говорили, что загипнотизировать кого-либо против воли добра невозможно - духи не допустят этого. За отказ сотрудничать почти всех нойдов истребили, а выжившие бесследно пропали, но и по сей день на Кольском полуострове можно найти следы их былого существования.

На некоторых скальных вершинах странным образом расставлены огромные камни, что называют сейдами. Самые большие достигают 10 метров в высоту и весят около 30 тонн. Именно сейды использовались нойдами для получения своих сверхъестественных способностей.

Как показали приборы, камни излучают радиоактивный фон, который по неизвестным причинам может со временем меняться. Экстрасенсы утверждают, что сейды обладают уникальной энергетикой, способной усиливаться от жертвоприношений. Более того, все эти мистические валуны образовывают собой некую ментальную сеть.

У живущих сейчас на Кольском полуострове саамов-лопарей много легенд на эту тему. В них рассказывается о духах и существах подземного мира, что по просьбе смертных создавали сейды для поклонения высшим силам и проведения обрядов. Само слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Можно вспомнить выражение Блаватской «Камень есть кристаллизованное Время». Принимая во внимание утверждение гениального русского учёного Николая Козырева о том, что время есть самая мощная энергия во Вселенной, вполне логично предположить, что сейды создавались для существ, способных контактировать с Энергией времени или так называемой каменной силой. Без сомнения нойды тоже могли пользоваться силой сейдов.

В наши дни огромные валуны, удивительным образом балансирующие на горных уступах, и старинные легенды - это всё, что осталось от этих таинственных шаманов.

Видео – Мистика Кольского полуострова

Саамы. Хомич Л.В.

П ожалуй, нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, то есть того, что обычно называют устным народным творчеством или фольклором. А как он разнообразен у разных народов! Какие только не встречаются сюжеты и персонажи! Вспомним русские сказки о Царевне Несмеяне, Бабе-Яге или Иванушке-дурачке. Или арабские сказки о Синдбаде-Мореходе и Али-Бабе! А помните Вяйнямёйнена и Ильмаринена из «Калевалы»?..

Сколько на свете сказок о животных! Некоторые из них очень древние и, возможно, восходят к мифам, объясняющим происхождение тех или иных явлений природы. Есть, конечно, в фольклоре разных народов и много общего: великаны, лешие, добрые и злые феи, однако их облик и особенности поведения характерны, как правило, только для данного народа. Понять, чем обусловлено появление тех или иных персонажей в фольклоре какого-либо народа - очень увлекательное дело, однако это слишком обширная задача, а мы обратимся к устному творчеству саамов и попытаемся определить его основные сюжеты и образы.

Следует отметить, что пока еще не опубликована научная работа обобщающего характера по саамскому фольклору, но есть книги, содержащие описание отдельных жанров. Записи саамского фольклора делали Н. Н. Харузин, В. В. Чарнолуский, Г. М. Керт и другие исследователи этнографии и языка саамов. Большая часть записей сделана на русском языке. Краткая классификация фольклора Кольских саамов имеется в работе В. В. Чарнолуского. Вот начало одной из сказок:

«Раз поздно вечером собрались мальчики и девочки кататься на санках. А матери не велят им: «Ребята, довольно вам играть! Луна взошла - пора домой. Вот ужо Тала придет, он вас всех утащит к себе». Однако дети не послушались. Стали кататься при луне. На горке светло, а что за горкой - о том они не думают. А Тала пучеглазый тут как тут. Притаился в тени и говорит: «Катайтесь, катайтесь, детки, я вам чикум-бакушки устрою!»

Вот дети с горки покатили. Тала выскочил из-за камня и распахнул поперек дороги большой мешок из тюленьей кожи с костяными застежками. Дети в мешок и вкатились... Затворки щелкнули и заперлись. Мешок, полный мальчиков и девочек, Тала вскинул на спину и пошел к себе домой. Нес, нес и устал. Остановился, повесил мешок на сучок и сказал: «Поспите, детки, а я пойду за три-четыре озерка в лесок посидеть и отдохнуть». И ушел... Время идет. Тала где-то ходит, а ребята в мешке висят. «Что будем делать?» - шепнул один. «Тала нас съест»,- сказал другой. Девочки заплакали.

Тогда самый маленький мальчик спросил у девочек, есть ли у них иголка с ниткой. «Есть, есть»,- ответили девочки и дали ему иголку с ниткой и наперсток. «Слушайте,- сказал мальчик,- я мешок ножом распорю, а вы время даром не теряйте, таскайте камни!» Мешок распороли, дети выскочили и ну таскать камни и складывать в него. Наложили полный мешок камней, и мальчонка туда прыгнул. Дети зашили мешок и убежали домой, а мальчик остался один и висел в мешке вместе с камнями. Вернулся Тала и спрашивает: «Здесь ли вы? Все ли вы тут?» «Здесь, здесь, Тала, все мы тут»,- ответил мальчик. Тала взял мешок, перекинул через плечо и пошел...»

И, конечно, умный паренек обманул глупого Талу. Не правда ли, это напоминает сказку «Мальчик-с-Пальчик»?

Кто же такой Тала и почему это существо враждебно людям? Чисто ли это фантастический персонаж или его присутствие в саамском фольклоре имеет какие-то исторические корни?

Сказки саамов - майнс - разнообразны по содержанию и по форме. Есть детские сказки, сказки о Тале, сказки о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Сказки считаются развлекательным жанром, хотя майнс о Тале или чаклях имеют много общего с некоторыми другими жанрами.

Большой интерес представляют саамские мифы и легенды- ловта. В старину ловта пелись, текст их был стихотворным. К ним относились трепетно, как к чему-то имеющему культовое значение. Наиболее известен миф о Мяндаше- олене-человеке. Кроме того, у саамов есть сказки-легенды о солнце, северном сиянии и других явлениях природы (найнас).

Еще один жанр, близкий русским сказкам и скандинавским сагам,- сакки. Это исторические предания о войнах, о борьбе с врагами, о подвигах, а также предания, связанные с отдельными горами, озерами, чем-либо примечательными. Сакки, по убеждению саамов, рассказывают о реальных событиях, имевших место в прошлом, что подтверждают какие-либо сохранившиеся следы этих событий.

Бывальщины и побасенки (бойса) - это краткие шуточные рассказы назидательного содержания, некоторые из них напоминают притчи.

И наконец, муштоллы (в буквальном переводе - «на ум пало, на ум пришло») - рассказы о событиях дня, импровизации, иногда бытующие в форме песен.

Приведем здесь одну из бойса:

«Жил муж с женой. Жили они хорошо. Хозяйство у них было справное, и дети были у них, и стадо оленей, и овцы, и уточек они держали. Раз муж с женой поспорили. Жена говорит: «У меня по дому много дел. Овец кормить надо, белье стирать надо, обед варить, хлебы печь - все надо. И все сразу». Муж ей отвечает, что все эти дела - не работа, одна лишь суета, а вот поди-ка ты с оленями управься!

Пошла жена пасти стадо, а муж дома остался хозяйничать. Стал он тесто месить. Пока месил, собака мясо из котла выхватила и побежала. Он за собакой, а двери-то не запер. Овцы в вежу забрались, тесто загубили, морды перепачкали, глаза залепили. Он овец гнать, а они сослепу в озеро попадали. Вернулся муж в вежу, взял белье, побежал на реку полоскать. Тут собака подошла, он на нее: «Ты зачем мясо съела?!», а сам белье в воду упустил, течением его далеко унесло. Пока он пытался догнать белье, к веже прилетел орел, всех уточек перетаскал. Муж домой бежит: дома дети пищат, есть просят. А у него ничего нет - мяса нет, теста нет, уток нет.

Смотрит: жена уже из тундры идет. Стадо к веже пригнала. Пастушьи собаки с ней. Говорит: «Дай нам поесть, мы голодные!» Муж отвечает: «Ничего нет: мясо собака съела, тесто овцы размазали, глаза себе залепили и в озере утонули, белье течением унесло, а уток орел утащил». Дети на постели хнычут: «Хлебца хотим!» Что оставалось жене? Говорит: «Эх ты! Принимай оленей - все целы и сыты!»

Наиболее интересными представляются произведения о чаклях и Мяндаше. Чакли (в некоторых говорах чахкли, чаклинги) - маленькие человечки, живущие под землей, в пещерах, расщелинах скал. Их образ жизни такой же, как у саамов: они занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают они чудно: скажут им что-нибудь или спросят у них, они теми же словами, только в обратном порядке отвечают. При этом все время хихикают. Саамы считают чаклей зловредными. Их относят к реальным существам: еще в конце XIX века многие саамские сказители утверждали, что сами видели чаклей.

Вот как рассказывается о взаимоотношениях саамов с чаклями в одной из сказок:

«Недалеко от города Колы жили старик со старухой. Детей у них не было. Старик охотился, а старуха управлялась дома.

Однажды ходил старик по лесу и вдруг заметил, что между корнями старой-престарой ели дымок курится. Подошел он ближе, смотрит: дыра в земле. Лег он на мох и заглянул в отверстие. Что там такое? Что там делается? И видит: там, под землею, житье такое же, как и у нас, саамов: погосты стоят - одни в лесу, другие у моря. Пастухи оленей пасут, рыбаки рыбу ловят. В погостах вежи-шалаши из тесаных досок такие же, сверху берестой и дерном покрыты, стоят как положено, в два ряда. В вежи люди входят и выходят из них, и детишки на улице играют. Вон бабенка выскочила из одной вежи и бежит к себе домой. В руках у нее головешка дымит, искры сыплются - это она заняла у соседки огня, чтобы разжечь свой очаг. Какой-то мужичок учит оленя возить керёжу. Керёжа такая же, как и у саамов, словно лодочка, поставленная на лыжный полоз. Еще дальше - пастух гонит стадо оленей; девушки полощут в речке белье. Все там, под землей, как у людей, а не люди. Какой-то человек вышел из вежи: ружье на плече, собачонка сзади бежит; ружье-то кремневое, старинное, гремяхой называется.

Это он на охоту пошел. Только сам-то уж очень маленький, а собачка его и того меньше. Да и домик-то у него крохотный.

Смотрит: детишки собрались у лесины и лезут по ней вверх, к нему, на землю. Старик назад подался. Притаился за елкой и стал ждать: что дальше будет? Вот из-под земли вышли маленькие детки. Головки у них большие, глазки как щелочки на березовой коре, на тоненьких ножках преболыпущие каньги, белые, из оленьего меха, с загнутыми вверх носками. «Вот чудо,- думает старик,- это же чакли! Подземные жители!»

Детки эти вышли на свет, на поверхность земли, и давай играть. И прыгают-то они, и кувыркаются, друг друга передразнивают, и все-то смеются они, так и заливаются, будто их кто-то щекочет. Умильно старику смотреть, какие эти чакли веселые да забавные. Своих-то детей у него нет, вот он и этим бесенятам рад, любуется ими. А они, словно маленькие белочки, играют и резвятся на мхе, под елью. Старик загляделся на них, задумался. Вернулся он домой и сказал старухе: «Сшей-ка ты мне большую каньгу, да обору к ней привяжи». Сшила старуха большую каньгу и прикрепила к ней обору. А старик привязал к каньге длинную веревку.

Взял он эту каньгу и пошел на то место, где чаклей видел. Подбросил каньгу поближе к дыре и стал поджидать: что будет? Свечерело. Как только последние лучи солнца осветили вершины деревьев, из дыры в земле выскочили эти ребятишки и начали играть. Один из них увидел каньгу и давай с нею возиться: то на себя опрокинет, то прыгнет через нее, наконец встал обеими ногами в каньгу, да еще и оборой обмотался. Тут старик дернул за веревку и крикнул. Все ребята в дырку попрыгали, а тот, который в каньге был, упал и остался лежать на боку. Старик поднял его, освободил от оборы, взял в руки и спрашивает: «Как тебя зовут?» Дите смотрит старику в глаза, смеется и тоже спрашивает: «Зовут тебя как?» - «Ярасим,- отвечает старик,- Ярашкой тоже».- «Тоже Ярашкой, Ярасим»,- повторяет чакля и смеется-заливается. Вот и назвал старик веселого найденыша своим именем - Ярашкой.

Принес он парнишку домой и говорит жене: «Не было у нас детей - вот тебе сын!» - «Сын тебе вот, детей у нас не было»,- повторяет Ярашка вслед за стариком. Старуха обрадовалась. Ну и стали они жить да поживать...»

Образы карликов, близкие к саамским чаклям, встречаются у многих северных народов. В частности, у соседей саамов - ненцев - это народец сйхиртя. Как и чакли, сихиртя маленького роста, живут под землей, странно говорят (как бы заикаются). В этих персонажах ненецких преданий ученые видят какое-то древнее население приполярной зоны. Быть может, это же можно предположить и относительно чаклей? В. В. Чарнолуский считает, что и тала, о которых говорилось выше, возможно, отражают представления саамов о каких-то древних обитателях этой земли или об их соседях. С другой стороны, у ученых есть данные, подтверждающие что Тала - это медведь-оборотень. Словом, образы саамского фольклора неоднозначны, и работу по его изучению следует продолжить.

В заключение хотелось бы рассказать о ловтах, посвященных Мяндашу - оленю-человеку. Сюжеты о превращении людей в животных встречаются в фольклоре разных народов мира (вспомним хотя бы: «Не пей из лужицы, козленочком станешь!» Мальчик не послушал сестрицы и стал козленочком). У саамов Мяндаш - дикий олень, рожденный от самца оленя и женщины (нечто подобное встречается в польских и литовских легендах о Локисе - человеке-медведе).

Рассказывается это так:

«Очень давно жила старуха-нойда (колдунья). Наскучило ей пребывать в человеческом облике. Обернулась она важенкой - самкой дикого оленя. Долго ли она оленем ходила - никто точно не знает. Гуляла она с дикими оленями. И вот настало ей время родить. Перед самыми родами она испугалась: а ну как у нее родится олень? Колдунья опять обратилась в женщину. Однако не помогло - сын родился оленем.

Медная бляха «Мяндаш»

Теленка она кормила своей грудью. Он у нее вырос большой и стал помогать по хозяйству: возил дрова к веже, где она жила. Они друг друга понимали. Когда олень стал взрослым, захотелось ему на волю и он ушел в тундру...»

Связь человека с диким оленем прослеживается в саамском фольклоре достаточно четко. Возможно, некогда существовал запрет охотиться на дикого оленя. Связано ли это было с пережитками тотемизма (представлением о происхождении группы людей от какого-либо животного) или иными верованиями, трудно сказать. Во всяком случае, в устном творчестве саамов фигурируют три существа из животного мира, о браке которых с женщинами часто упоминалось,- это ворон, медведь и дикий олень. Цикл о Мяндаше - наиболее интересный. Как упоминалось ранее, в дальнейшем охота на дикого оленя была широко распространена ввиду малочисленности стада домашних оленей. Однако особое отношение к дикому оленю сохранилось.

Подтверждение этому ученые находят в других видах творчества.

В. В. Чарнолуский исследовал так называемый звериный стиль в произведениях пермских литейщиков, которые относят примерно к концу I - началу II тысячелетия нашей эры. Правда, изображенный на бронзовых бляшках человек имел черты сходства не с оленем, а с лосем, широко распространенным в Прикамье, в районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сопоставление персонажей саамских легенд о Мяндаше с изображениями на пермских литых бляшках представляет несомненный интерес.

Обратимся теперь к другим сторонам духовной культуры саамов.

Накануне войны, под видом немецких геологов, на Кольский полуостров прибыли специалисты оккультной организации Третьего рейха Аненербе . Их целью были местные шаманы .

За этими же шаманами в то время посылал экспедиции спецотдел НКВД СССР. А спустя более чем 70 лет по следам советских и фашистских спецслужб на Кольский полуостров отправилась экспедиция профессора Эрнста Мулдашева .

Целью экспедиции было найти потомков загадочных найдов - колдунов и шаманов маленькой северной народности саами . Это оказалось нелёгкой задачей - большинство найдов были уничтожены в годы сталинских репрессий. Что такого они могли, что стали объектом охоты двух могущественных спецслужб? Как выяснилось в ходе экспедиции, найды обладали редким даром: с помощью короткого громкого крика-заклинания они вводили в состояние мерячения одновременно огромное количество народа.

Мерячение, известное как арктический или северный психоз, превращало человека в послушного робота . В таком состоянии он был готов выполнить любое приказание. Экспедиция изучила районы полуострова, где осталось большое скопление сейдов - камней, похожих на истуканов легендарного о. Пасхи. По легенде, именно с помощью сейдов найды совершали свои колдовские обряды. Самое большое скопление было обнаружено экспедицией на побережье Баренцева моря. По легенде, оттуда «геологи» Аненербе запускали свои летающие тарелки. Для своих опытов они пытались использовать энергию заклинаний, которой обладали колдуны Кольского полуострова.

Участники экспедиции разыскали предполагаемый вход в подземный бункер, который немцы заминировали, чтобы никто не мог добраться до спрятанных там летающих тарелок.


С помощью колдунов Севера военные рассчитывали разработать мощное психотропнное оружие


Победить врага без танков


- Чем же таким сверхъестественным владели нойды?

Эрнст Мулдашев (далее - Э.М.): Ни наш НКВД, ни немецкая «Аненербе» особенно не вникали в секреты саамских нойдов. Зато они знали, что нойды могут зомбировать людей, причём в массовом порядке. На саамском языке это называется «кевве », что является синонимом слова «мерячение», когда люди беспрекословно выполняют любые команды.

Вполне понятно, что могли открыться новые возможности в войне, когда подвластный кому-либо нойд мог бы «замерячить» войска противника. Да, как выяснилось в ходе наших исследований, экспедициям НКВД и «Аненербе» удалось пленить многих нойдов в попытке заставить их работать на себя под угрозой смерти.

Можно поверить, что экспедиция НКВД нашла нойдов, но в то, что это же сделали немцы на нашей территории, верится с трудом…

Э.М.: Мурманский исследователь, член Географического общества РФ Владислав Трощин нашёл документы, из которых явствовало, что Сталин перед войной пускал на наши северные территории немецких геологов, чтобы, после того как они разведают полезные ископаемые, выгнать их и воспользоваться результатами их работы. Но немцы были не столь просты, запуская вместо геологов экспедиции «Аненербе» .

Все попытки и наших энкавэдэшников, и немцев оказались безрезультатными, потому что даже под угрозой смерти нойды отказывались мерячить кого-либо, ссылаясь на то, что это не позволяют им сделать духи. Нойды, на мой взгляд, умеют пользоваться через заклинания силой бестелесного мира. Их секрет в памяти - действующей памяти - о том прошлом, когда умело произнесённое заклинание было основой бытия, когда даже нужно было зазомбировать человека, чтобы он смог выжить, чтобы подступающий холод во время полярной ночи не поглотил его.

Крики-заклинания


- А сохранилась ли техника мерячения в настоящее время?

Э.М.: Да, сохранилась. Но в уродливой форме, называемой арктическим, или северным, психозом, когда человек вдруг начинает повторять какую-либо фразу, хвататься за нож и колоть человека, хватать за волосы, пытаться открутить голову и тому подобное, обнаруживая при этом недюжинную силу.

В ходе опроса местного населения удалось установить, что арктический психоз возникает как результат резкого окрика , который вызывает испуг. Старики рассказали, что в те времена, когда ещё были живы настоящие нойды, они вводили людей в состояние мерячения именно через испуг, неожиданно и громко выкрикивая нужное заклинание. При этом человек как бы сразу «столбенел» и превращался в послушного робота. А сейчас, когда без нойдов знания заклинаний канули в Лету, испуг вызывает чаще всего арктический психоз. Но даже во время психоза человек склонен повторять движения, которые ему показывают.

Нойды имели чуть ли не целую науку по технологии испуга. Они знали, в какое время дня или ночи испугать и какое заклинание надо ввести в пугающий окрик, чтобы добиться разных целей при мерячении. Нойды учили родителей пугать своих детей, чтобы они на некоторое время, став зомби, были послушными и впитывали в себя знания. Путём зомбирования нойды заставляли работать лентяев, «мирили» врагов, наказывали преступников, превращая их в зомби порой пожизненно. Нойды могли вызвать агрессивное мерячение, чтобы люди бесстрашно шли в бой…

Удивительная и необычная «технология испуга» помогала им управлять жизнью саамов. Сами же нойды никому не верили, кроме, как явствует из легенд, чахкли - мифических человекоподобных существ, пришедших из подземного мира, которые и научили их мерячению.


Э.М.: Напомню, что нойды обладали способностью зомбировать людей, или, другими словами, мерячить. В литературе много сведений о том, что мерячение встречается у всех северных народностей, в частности у якутов. Что-то подобное есть в Латинской Америке. Недавно к нам приезжал аргентинец русского происхождения врач Владислав Василенко , который привёз группу больных из этой страны. Услышав мои рассказы о мерячении, он поведал о том, что на севере Аргентины он сам видел целые племена зомбированных людей чангаринес , которые не только послушно выполняли команды местных колдунов макумберос , но и обретали какую-то животную устойчивость к плохим условиям жизни, даже не требуя крыши над головой. У него сложилось впечатление, что макумберос используют некий альтернативный путь адаптации человека к природе - анимализацию , то есть переход к образу жизни, близкому к животному.

Кстати, в животных превращались и колдуны племени саами. Мы сами вначале посчитали, что это досужие байки местного населения. Однако многие из опрошенных людей, имеющих абсолютно здравый рассудок, совершенно серьёзно говорили: «Мой отец мог превращаться в волка » или «Мой дед был оборотнем ». В качестве примера я приведу рассказ одной весьма образованной и умной женщины.

«Мой дед был нойдом очень высокого уровня. Все его уважали. Главной его особенностью было то, что он мог превращаться в волка, а потом опять в человека. В это трудно поверить, но я всё это видела своими глазами, хотя дед всегда старался сделать это скрытно от людей. Однажды я подглядела, как он это делает. Дед совершил необходимый обряд, читая заклинания, после чего разделся догола. Вдруг его тело напряглось и начало становиться прозрачным, пока не исчезло, а на этом месте тут же появилось вначале прозрачное, а потом обычное тело волка. Дед-волк огляделся и побежал в тундру. Меня он не заметил. На следующий день он пришёл в вежу (жилище) и рассказал, что, превратившись в волка, он согнал оленей, которые разбрелись».

Никто из опрошенных на эту тему людей не утверждал, что превращение в волка происходит именно в полнолуние, никто не говорил, что человек-волк очень агрессивен.

- Всё равно это похоже на сказку.

Э.М.: Саами делятся на три рода: саами-олени , саами-тюлени и саами-вороны . Местные знатоки, такие как Н. Е. Афанасьева и Л. П. Авдеева, утверждают, что в те далёкие времена, когда изгоняемый с насиженных мест их народ начал вымирать, нойды решились на перемещение душ животных и птиц в тело человека, чтобы человек, обретя животную силу, мог адаптироваться к суровым условиям. В тундровых саами была перемещена душа оленя, в саами побережья Баренцева моря - душа тюленя, а в лесных саами - душа ворона. При этом нойды просили помощи у подземного мира - туннлант . Практически все легенды и сказки племени говорят об этом, а в местном музее есть изображение того, как женщина рожает оленёнка. Поэтому, если верить легендам, перемещение души волка в человека и превращение его в оборотня выглядит не столь уж фантастическим.

- Вы - врач. С точки зрения медицины такой феномен может иметь хоть какие-либо объяснения?

Э.М.: С точки зрения современной медицины - нет. А вот с точки зрения тибетской медицины, которую я тщательно изучал в ходе экспедиций на Тибет и в Бурятию, - да. По тибетским представлениям основой бытия любого живого существа является бессмертный дух, живущий в теле, которое создаёт душа (состоящая из пяти элементов) в утробе матери или путём материализации. Встречаются описания, что иногда человек может иметь две души - одну свою, человеческую, другую, например, волка. Если такой двудушный человек знает заклинания и ритуалы, он способен менять свои тела, дематериализуя одно и материализуя другое или наоборот.

Современные люди не очень верят в возможность материализации или дематериализации. Зато в Индии существуют целые школы в этом направлении. Наши экспедиционные исследования показали, что, видимо, существует преемственность между телесным и бестелесным мирами, когда каждое телесное существо имеет свой аналог в бестелесном мире, называемом в религиях миром ангелов. Поэтому, кто знает, может быть, саамские нойды-колдуны и в самом деле владели секретами предыдущей цивилизации, жившей в мире заклинаний, добиваясь «феномена оборотня».

- Слово «колдун» ассоциируется с чем-то плохим...

Э.М.: Из трудов Платона и Блаватской явствует, что предыдущая цивилизация атлантов погибла 13 000 лет тому назад из-за того, что они «заколдовали друг друга». Заклинания обладают огромной силой, но в «чистых руках». После этой катастрофы человечество как бы разделилось на две части. Одна, большая часть, перешла на физический образ жизни. Другая, меньшая часть человечества (саами-лопари, индейцы Латинской Америки и другие) осталась верна заклинаниям, отдав свои народы во власть нойдов, шаманов, жрецов и тому подобных людей. При встрече с колдунами у первой части людей (европейцы и другие), возникал естественный страх перед неизвестным. Поэтому колдунов изгоняли в дикие места. Победил физический образ жизни, в основе которого лежит материальный прогресс.

- А сейчас колдуны остались?

Э.М.: Возможно, где-то они есть. Но саамские нойды почти исчезли. Зато остались объекты, через которые они колдовали, - таинственные сейды...

Древняя история Кольского изучена слабо, в ней много белых пятен. А то, что все-таки удалось найти, до конца еще не осмыслено. К тому же, экспедиций здесь проводилось катастрофически мало. В конце 70-х они вообще перестали сюда приезжать. Причем большинство экспедиций носили не исторический, а геологический характер. Искали не древние артефакты, а месторождения металлов. Тем не менее, есть легенды, которые передаются из уст в уста. Мне удалось услышать и записать несколько из них.

Саамы

Для меня пока сами саамы легенда, я о них много слышала, но пока так и не увидела. Саамская мифология очень похожа на финскую. У них тоже есть сказки (майнс): для детей, о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, горах и водных объектах.

Два брата

…с точки зрения межпланетной биологии, саамы являются одной из форм внеземных цивилизаций, которая прибыла из солнечной системы Альфа Центавра

Два брата — два каменных сейда-останца, расположенные прямо на берегу моря чуть в стороне от береговой террасы в губе «Земляная» полуострова Рыбачий. Останцы завораживают. Тридцатиметровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. С ними связано множество легенд и преданий.

Саамы считали, что «Два Брата» — это могучие исполины нойды (колдуны) Киипери-Укко и Киипери-Акка, которые 10 тысяч лет тому назад властвовали в этих краях. Они стоят тут в наказание за причиненное ими зло. По саамским верованиям, каменные сейды — это воплощение божеств и духов. Саамы старались их задобрить: приносили жертвы — мясо, сало, кровь оленей или другие угощения. От сейдов необходимо отличать гурии — столбы из камней, поставленные на морских побережьях. Это — навигационные знаки. Любопытно, что саамы, издревле живущие в этих краях, не считают сейдов частью своей культуры. В последнее время даже появилась полуфантастическая версия о принадлежности сейдов к культуре таинственной расы гипербореев.

Легенда саамов о сотворении мира

В начале не было ничего, кроме головы старика. На его темени располагались колодцы. Но так как голова была покрыта шапкой, к воде добраться было невозможно. Однажды гром разорвал шапку. Тогда струи из колодцев поднялись до неба и залили весь мир. Летающая над водой утка нашла травинку среди океана. Постепенно травинка выросла, и вокруг нее начала образовываться земля. Птица положила на травинку пять яиц. Из них возникли растения, источники, рыбы, птицы, звери, и, наконец, — мужчина и женщина. У этой первой человеческой пары родились сын и дочь. Они отправились в разные стороны на поиски супругов. Но первые люди не нашли никого. Они обошли всю землю и встретились вновь. От них и произошел человеческий род.

Легенда острова Аникиев

Одна из легенд рассказывает об Анике-воине, богатыре, который путешествовал по свету и всегда сражался один. По одной версии, однажды он вступил в бой с самой Смертью, но испугался и был побежден ею. По другой версии, его победил монах Печенгского монастыря Амвросий. Согласно легенде, на острове Аникиев, рядом с полуостровом Рыбачий, находится могила этого злого богатыря Аники. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».

Самые нелепые мифы о саамах

…что саамов больше нет.
…с точки зрения межпланетной биологии, саамы являются одной из форм внеземных цивилизаций, которая прибыла из солнечной системы Альфа Центавра. Они дошли до такого упадка здесь, на Земле, что обратно улететь не смогли.
…что саамы собираются создать свой Саамский парламент.

Интересные факты

Существует саамская футбольная сборная, которая выиграла чемпионат мира по футболу среди непризнанных сборных в 2006 году.
- Мать Рене Зельвегер имеет саамские корни.
- День саамского народа празднуется 6 февраля.
- В 2008 году был снят фильм «Восстание в Каутокейно», повествующий об одном из трагических эпизодов истории саамов.

СОВЕТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Легенда про забытого «Декабриста»

Уже 70 лет остается неразгаданной тайна гибели подводной лодки Д-1, которая до 21 августа 1934 года называлась «Декабрист» и была первой советской североморской подлодкой. Она исчезла из виду сразу двух береговых постов 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе.

С 1997 года стали говорить о том, что каждый новый пробуренный в Кольской сверхглубокой скважине километр принес несчастья нашей стране

В тот роковой для себя день Д-1 заняла назначенный полигон для проведения упражнения курса боевой подготовки. В 13.30 она погрузилась на перископную глубину в семи милях от мыса Выев-Наволок, минут через 15 ее зафиксировали на мысе Шарапов в юго-восточной части полуострова Рыбачий в 1,5 километрах от берега. Затем приборы неожиданно обнаружили движение перископа подлодки, идущей к центру Мотовского залива. Как подводный «Декабрист», следуя курсом строго на запад, быстро «перелетел» в северную часть залива, и зачем вновь всплыл на перископную глубину? Эти вопросы до сих пор остались без ответа.

Упражнение было выполнено успешно, но в назначенное время Д-1 не вышла на связь и не вернулась на базу. Мотовский залив за ночь прочесали от и до. Только на рассвете обнаружили на мысе Шарапов масляное пятно, спасательный круг, мелкие обломки. Так появилось первое, позже принятое за официальную версию, мнение, что подлодка затонула на большой глубине в северной части залива. Но самой большой неожиданностью стала находка в южной части залива: здесь корабельный металлоискатель показал наличие большого металлического объекта. В эту же ночь еще один такой же был обнаружен в двух милях от мыса Выев-Наволок. По непонятным причинам поиски подлодки прекратили.

Подлодку хотели поднять в апреле 1941-го, после окончания зимних штормов, но началась война, и о ней забыли. Снова начать поиски хотели в 1990 году, но вдруг обнаружилось, что вся информация о «Декабристе» таинственно исчезла. Про него вспомнили еще через 10 лет. Назначили поисковые работы на сентябрь 2000-го, но катастрофа «Курска» сорвала эти планы. Не стали искать «Декабриста» и в год 65-летия его гибели. Выяснилось, что сегодня Северный флот, как и в первые послевоенные годы, не имеет технической возможности отыскать Д-1.

Колодец в ад

Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3) — самая глубокая буровая скважина в мире. Она находится в 10 километрах к западу от города Заполярного Мурманской области. Ее глубина составляет 12 262 метра. Примерно с 1997 года со скважиной стали связывать легенду о «дороге в ад». Утверждается, что каждый новый пробуренный в ней километр принес несчастья нашей стране. По этой легенде, в самой толще земли, на глубине 12 тысяч метров, микрофоны ученых записали крики и стоны, а когда буровики вели проходку тринадцатой тысячи метров, распался СССР.

Говорят, что буровики почувствовали ужас — словно из шахты выскочило нечто страшное, невидимое, но от этого еще более пугающее. Их рассказы напечатали финские и шведские газеты — они утверждали, что «русские выпустили демона из ада». Работы по бурению были прекращены — их объяснили недостаточным финансированием.

Некоторое время назад на Кольском полуостро-ве произошел странный трагический случай: погибли четыре туриста при загадочных обстоятельствах. Они лежали цепочкой от перевала до ближайшего жилья. Последний из них пробежал семь километров, видимо надеясь найти спасение, однако до ближайшего дома он так и не добрался. На лицах всех людей запечатлился ужас, хотя никаких признаков борьбы или насилия об-наружено не было. Но что удивительно, - вок-руг лежащих тел отпечатались следы, явно не звериные, но и для человека они были гигантскими. Подобный случай произошел более 30 лет назад на Северном Урале (вверх по реке Печо-ре). Там исчезла группа туристов. В этот район отправилась спасательная бригада, и через несколько дней они были найдены мертвыми. На перевале горы Отортен сто-яли две палатки, стенки которых оказались изрезанными. На спуске в снегу лежа-ли полураздетые туристы, на лицах которых также застыл ужас. И никаких следов насилия или борьбы.

Эти две трагедии имеют общие черты. Вблизи горы Отор-тен находится урочи-ще Ман-Папуньер, которое местные жители - мансийцы считают священным. Там возвышаются шесть каменных столбов огромной величины. Согласно преданиям народов севера, однажды в древности шесть могучих исполинов гнались за одним племенем ман-си. Манси пытались скрыться от преследователей за поясом Уральских гор, однако исполины почти настигли их на перевале. И когда ситуация уже казалась безнадежной, исполинам вдруг преградил путь шаман маленького роста с белым лицом и превратил их в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси в обязательном порядке приходил в это священное для них место и жители подземного мира: тайна горы Отортенчерпал от него свою магическую силу. Сейд-озеро и сейчас вызывает чувство трепета у местных жителей. Есть предание, что его южный берег являлся последним приста-нищем местных шаманов. В 20-х годах XX века здесь побывала географическая экспедиция. Участник этой экспедиции ас-трофизик Кондиайн отмечал, что в одном ущельи они столкнулись с необъяснимыми вещами: вместе со снегом просматривалась желтовато-белая колонна, напоминающая гиган-тскую свечу, а рядом с ней находился кубический камень. С северной стороны горы, по словам ученого, на высоте более 400 метров виднелась пещера гигантских размеров, а рядом с ней что-то похожее на замурованный склеп. Ученых поразил тот факт, что люди, оказавшиеся вблизи древних сооружений, испытывали безотчетный страх. На небольшом расстоянии от урочища экспедицией было обнаружено ряд небольших сопок, напоминающих пирамиды, безусловно, искусственного происхождения. У подножия сопок члены экспедиции испытывали недомогание, головокруже-ние и неконтролируемое чувство страха. По словам Кондиайна, вес че-ловека в этом загадочном месте увеличи-вался либо уменьшался. Кроме того, экспедиция обнаружила узкий лаз, уходящий в глубь скалы. Проникнуть в него никто не смог не удалось, так как всякий, пытавшийся это сделать, испытал непреодолимый ужас: у него возникало ощущение, что с него постепенно сдирают кожу. От дальнейших исследований экспедиции пришлось воздержаться… Подобный же эффект наблюдался в еще одном таинственном ме-сте — пещере Сумган, находящейся в предгорьях Урала. Спелеологи многократно пытались исследовать эту пещеру, однако вынуждены были остановиться по той же причине, что и в предыдущем случае.

Сейд-озеро: легенда об исполинах и шаманеЧтобы постараться понять суть происходящего, возможно, следует обратиться к преданиям Кольского полуострова. В этих местах живут лопари и саами, легенды которых говорят о карликах - жителях подземного мира, поселившихся под землей. Люди утверждают, что иногда они слышали доносящиеся из-под земли голоса и звон металла. Это являлось для них сигналом для немедленного переноса юрты в другое место, так как, по их мнению, она закрывала вход в подземный мир карликов, которые по легенде являлись могучими волшебниками. Подобные же предания есть и у коми, живущих на Печорской низменности. Они также го-ворят о существовании маленьких человечков, живущих в подземном мире и умеющих творить чудеса. Коми утверждают, что именно они научили людей ковать железо.

Легенды о маленьких жителях подземного мира, умеющих обрабатывать металл и обладающих сверхъестественными способностями, сохрани-лись у всех северных народов. Кто эти карлики на самом деле? Сказать однозначно трудно. Однако, учитывая сверхестественный страх, испытываемый людьми в связи с этими невидимыми сущностями, а также случаи с туристами, - лучше не пытаться узнать жителей подземного мира поближе…