Покрово-тервенический женский монастырь. Под благодатным покровом пречистой (покрово-тервенический женский монастырь) Покрово-Тервенический женский монастырь

"НА ТЕРВЕНИЧЕСКОМ ПОДВОРЬЕ НЕ СПОКОЙНО!

На Покров я собирала паломническую группу для поездки на престольный праздник в Покрово-Тервенический монастырь. Уже созвонилась с монастырем, договорилась о приеме, питании и ночлеге. Как всегда, встретила радушие и гостеприимство сестер.
Но в последний момент узнала о неожиданных скорбях и проблемах, связанных с подворьем монастыря в Петербурге.
Сразу после этого несколько паломников отказались от поездки. Многие люди решили прийти в этот день на подворье, поддержать и помолиться за сестер и монастырь. Встретить здесь чтимый образ Тервенической иконы Божией Матери. Было много вопросов, недоумений. Главное, не верилось, что это реальность, пока на сайте самого монастыря не была опубликована официальная информация. Питер бурлит!
Вот это обращение:

Дорогие друзья, сердечно поздравляем вас с праздником Покрова Божией Матери!

К сожалению, вместо праздничного репортажа приходится делать печальный пост.

11 октября 2017 года, наш правящий архиерей, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря (Спб, ул.Челиева,10) провел собрание игуменов и игумений монастырей, а также управляющих подворий и старших священников подворий монастырей Тихвинской епархии. На этом собрании в устной форме было объявлено о решении Синода и лично митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия об упразднении монастырских подворий.

На данный момент никаких официальных бумаг о подобном решении от Синода и управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия мы не имеем. Окончательно решить вопрос планируется 21 октября.

Потеря Санкт-Петербургского подворья, и конкретно храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, будет для монастыря невосполнимой утратой. Помимо экономической составляющей этого вопроса, а она велика, т.к. именно подворье обеспечивает жизнь монастыря в течение 9 месяцев в году, есть еще историческая и культурная составляющие. У обители сейчас пытаются забрать в буквальном смысле ее альма-матер. Подворье за время своего существование дало Церкви более чем 12 священнослужителей, большинство насельниц монастыря пришли в обитель именно через подворье. Городской храм - это то "зерно", из которого вырос наш монастырь. И сейчас в отдаленной деревне Тервеничи, где за последнее время упразднили уже и школу, появился островок культуры Санкт-Петербурга. В свою очередь монастырь щедро делится с культурной столицей самым дорогим своим духовным сокровищем, ежегодно привозя на подворье на 3 месяца Тервеническую икону Божией Матери, чтобы те люди, которые не имеют возможности доехать до монастыря, могли помолиться у чудотворной иконы в Санкт-Петербурге.

Игумения и сестры монастыря обратились к правящему архиерею с просьбой о сохранении Санкт-Петербургского подворья Покрово-Тервенического женского монастыря. Это все, что мы можем сделать в защиту нашего подворья. Наши прихожане со своей стороны тоже решили писать различные обращения к епископам, митрополиту, Святейшему Патриарху. Думаем, что это хорошая возможность высказать свое отношение по данному вопросу и, возможно, даже помочь нашему монастырю".

Покрово-Тервенический женский монастырь

Вторая остановка в нашей экспедиции - Покрово-Тервенический женский монастырь . Это один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района. В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь. Древнее селение Тервеничи расположено на Вепсской возвышенности — родной земле преподобного Александра Свирского.

Упоминание о Тервеническом погосте содержится в русских летописях начала XII века. Предки посвятили эту красивую холмистую землю покровительству Архангела Михаила. В его честь они назвали и первый храм, построенный в 1574 г., с приделом Покрова Богородицы, и погост назвали Михайловским. Вскоре этот погост стал духовным центром, куда в церковные праздники съезжались жители многих окрестных деревень.

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов - каменного Успенского (ныне Покровского) храма - в 90-е годы XX века вырос этот монастырь. Он возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником архимандритом Лукианом (Куценко). В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, игуменья монастыря, матушка Лукиана (Рысева). Такая история возникновения обители во многом определила её своеобразие (дух, уклад жизни) и дальнейшее развитие, начавшееся с поиска и обретения своих главных святынь - Тервенической иконы Божией Матери и святого источника. Сейчас в обители более 40 сестёр. Часть из них живёт на территории монастыря, часть - в скиту и на подворьях. В обители регулярно совершаются Богослужения.

Главной святыней обители является Тервеническая икона Божией Матери

Тервеническая икона получила свое название по месту прославления, которое произошло в деревне Тервеничи Ленинградской области. Эта икона является списком с чудотворного Касперовского образа Божией Матери, особо почитаемого в Одессе. Тервеническая икона дарована смотрением Царицы Небесной в благословение новоустроенному Покрово-Тервеническому женскому монастырю. Подтверждением этому было явление Божией Матери в тонком сне основателю и духовнику монастыря в ответ на молитвы о даровании святынь молодой обители: Божия Матерь стояла на воздухе над Тервенической землей, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. (Впоследствии это видение было запечатлено на иконе, написанной сёстрами монастыря, которую назвали «Явление Божией Матери в д. Тервеничи в 1992 г.»).
Вскоре после явления виденная во сне икона была найдена в мастерской одесской художницы Марии Ивановны Барановой. Список с Касперовской иконы Божией Матери, выполненный художницей, в точности повторял образ, на который указала Богородица. После усиленных просьб Мария Ивановна подарила дорогую для нее икону новому монастырю. Это случилось в начале зимы 1992 года. 23 февраля того же года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии, будущее монастырское подворье. Здесь после первого же молебна обнаружилось, что икона чудотворная - исцелилась женщина, много лет страдавшая астмой. С чудесным событием связано и прибытие иконы в Тервеничи. Первую зиму 1991-1992 года в деревне жили лишь две ново постриженные пожилые монахини. Ещё ничего не зная о том, что икона уже обретена, они продолжали молиться о даровании святынь монастырю. Однажды одна из них на ночной молитве услышала голос Божией Матери, повелевающей привезти икону в обитель с обетованием Своей милости. И действительно, как только икона была привезена в Тервеничи, монастырь стал быстро строиться.

В 1994 году было зафиксировано мироточение иконы, первоначально именуемой Касперово-Тервенической. В 1996 году получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления - Тервенической.

Святой источник


Обнаружение источника на территории монастыря связано с явлением Тервенической иконы Божией Матери. В начале зимы 1992 года в тонком сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь стоявшая на Тервенической земле, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах». Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери. В 1997 году взамен деревянной над источником построена каменная часовня. Каждое воскресенье в Надкладезной Часовне служится водосвятный молебен. На снимках часовня, купель Святого озера и место входа в купель.

Материал создан на основе фотографий автора, Стародубцевой Е.И., и данных с официального сайта монастыря

Один из самых молодых российских монастырей. Находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.
В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.
В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь архимандритом Лукианом (Куценко). В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья монастыря, матушка Лукиана (Рысева).

Такая история возникновения обители во многом определила её своеобразие (дух, уклад жизни) и дальнейшее развитие, начавшееся с поиска и обретения наших главных святынь – Тервенической иконы Божией Матери и святого источника. Сейчас в обители более 40 сестёр. Часть из них живёт на территории монастыря, часть – в скитах и на подворьях. В обители регулярно совершаются Богослужения.

Тервеническая икона

Тервеническая икона получила свое название по месту прославления, которое произошло в деревне Тервеничи Ленинградской области. Эта икона является списком с чудотворного Касперовского образа Божией Матери, особо почитаемого в Одессе.

Тервеническая икона дарована смотрением Царицы Небесной в благословение новоустроенному Покрово-Тервеническому женскому монастырю. Подтверждением этому было явление Божией Матери в тонком сне основателю и духовнику монастыря в ответ на молитвы о даровании святынь молодой обители: Божия Матерь стояла на воздухе над Тервенической землей, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. (Впоследствии это видение было запечатлено на иконе, написанной сёстрами монастыря, которую назвали «Явление Божией Матери в д. Тервеничи в 1992 г.»).

Вскоре после явления виденная во сне икона была найдена в мастерской одесской художницы Марии Ивановны Барановой. Список с Касперовской иконы Божией Матери, выполненный художницей, в точности повторял образ, на который указала Богородица. После усиленных просьб Мария Ивановна подарила дорогую для нее икону новому монастырю. Это случилось в начале зимы 1992 года. 23 февраля того же года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии, будущее монастырское подворье. Здесь после первого же молебна обнаружилось, что икона чудотворная – исцелилась женщина, много лет страдавшая астмой.

С чудесным событием связано и прибытие иконы в Тервеничи. Первую зиму 1991-1992 года в деревне жили лишь две новопостриженные пожилые монахини. Ещё ничего не зная о том, что икона уже обретена, они продолжали молиться о даровании святынь монастырю. Однажды одна из них на ночной молитве услышала голос Божией Матери, повелевающей привезти икону в обитель с обетованием Своей милости. И действительно, как только икона была привезена в Тервеничи, монастырь стал быстро строиться.
В 1994 году было зафиксировано мироточение иконы, первоначально именуемой Касперово-Тервенической. В 1996 году получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления Тервенической.

Чудеса от образа продолжали совершаться в обители и не иссякли по сей день. В их числе – дарование детей бездетным семьям, помощь в различных скорбях и болезнях. Не все молитвы наши исполняются, поскольку часто мы, сами того не зная, просим о том, что нам неполезно, но все молитвы, несомненно, слышит Божия Матерь и, так или иначе, помогает нам, чему имеется бесчисленное множество свидетельств, не только дошедших с древности, но приносимых и в наши дни. Сегодня в нашем монастыре собрано уже значительное количество таких свидетельств.

В благодарность Божией Матери почитателями Ее Образа был изготовлен венчик для иконы и привезен в дар монастырю на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2005 года.

Традиция изготавливать венчики и помещать их на особопочитаемых иконах достаточно старая. В основном она распространена в Центральной и Южной России и Белоруссии, а также на Украине. Венчик представляет собой металлический, часто серебряный, обруч, который находится постоянно на киоте иконы или рядом с ним. Молящийся человек может его надеть себе на голову или подержать над головой. Венец, как и икона, имеет на себе благодать Божию и благословение Пресвятой Богородицы, поскольку он посвящен иконе и освящается от нее.

В монастыре перед иконой ежедневно во время утреннего молитвенного правила читается акафист Покрову Божией Матери, служится молебен.

Празднование в честь Тервенической иконы совершается в день Покрова Божией Матери(14 октября) и в день основания обители (1 июня).

Источник

Обнаружение источника на территории монастыря связано с явлением Тервенической иконы Божией Матери.

В начале зимы 1992 года в тонком сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь стоявшая на Тервенической земле, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах». Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери.

В 1997 году взамен деревянной над источником построена каменная часовня.

Россия, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д.Тервеничи, ул. Нагорная, д.30

Настоятель: игумения Лукиана (Рысева)

Проезд

Автобусом или поездом до г. Лодейное Поле (Время в пути – примерно 4 часа), затем местным автобусом до д.Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки — 6.00 и 18.00.

Расписание богослужений

Понедельник, вторник:

19.30 – Вечернее молитвенное правило

Среда, четверг:
6.00 – Утреннее молитвенное правило
8.00 — Божественная Литургия

Пятница:
6.00 – Утреннее молитвенное правило
8.00 — Божественная Литургия
17.30 – Молебен вмц.Варваре/Молебен мцц.Лукии и Урсуле
19.30 – Вечернее молитвенноe правило

Суббота:
6.00 – Утреннее молитвенное правило
8.00 – Божественная Литургия
17.00 – Панихида
18.00 – Всенощное бдение

Воскресенье:
8.00 – Правило ко Причастию. Таинство Исповеди.
10.00 – Божественная Литургия
15.00 – Водосвятный молебен в часовне на Источнике Божией Матери
19.00 — Вечернее молитвенное правило

О монастыре

Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом /Куценко/. В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычёва/ в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья Лукиана /Рысева/.

В 70ти километрах от Введено-Оятского монастыря находится ещё один потрясающий монастырь.

Покрово-Тервенический женский монастырь является на сегодня одной из немногих обителей,основанных в конце двадцатого столетия.
В 1991 году первые насельницы монастыря во главе со своим духовником,ныне настоятелем Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря архимандритом Лукианом (Куценко) положили основание обители на месте разрушенного в советское время храма в селе Тервеничи.

Тервенический погост упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, где описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, с давних времен населялись славянами и вепсами

Над озером на горе в 1861 г. на собранные «всем миром» деньги жители деревни построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, богатый росписями и красивыми иконами. По воспоминаниям старожилов (сына последнего старосты С.Ф. Генеральского) на праздники в церковь собиралось множество народа - жителей окружающих деревень.

Последним священником, служившим в этом храме вслед за своими предшественниками отцом Владимиром Пограницким и отцом Николаем Знаменским, был отец Василий Стручков. Приходской священник преподавал в училище Закон Божий. Отец Василий, по словам прихожан, был добрый и отзывчивый человек. В 1935 г., когда храм закрыли, его арестовали, и о дальнейшей его судьбе нет никаких сведений.

После прекращения богослужений в церкви разместился клуб, здесь проводились танцы, показывали кино, потом храм использовали под склад зерна, а затем и удобрений.

Удобрения разъели штукатурку, исчезли настенные росписи. Когда разобрали крышу, сожгли окна, храм начал быстро разрушаться.

Первые сестры появились у руин церкви летом 1991 г. Печальное зрелище представилось им: голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря - груды мусора; покосившиеся кресты старого кладбища поросли бурьяном.
С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) монастырь возник как сестричество этого храма

Сейчас в обители 26 сестер, в том числе 6 монахинь и 11 инокинь, управляет ею настоятельница монахиня Лукиана (Рысева).

За годы существования проделана большая работа: полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса,


трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских - основателей монашества на Руси,

А также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой - для представительских целей. В 1997 г. в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит.

В каждом монастыре есть свои святыни - особо почитаемые чудотворные иконы, мощи святых. Эти святыни охраняют, оберегают обитель, служат для ее насельников видимым знаком милости Божией.

В феврале 1992 г. одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери - Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода. Икона эта по написанию напоминала Касперовскую-Корсунскую - один из древнейших иконографических типов, именуемых «Умиление».

Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены. Вскоре для удобства там поставили сруб и ископали колодец. Примечательно, что на этом месте еще раньше пытались найти воду, но тогда все попытки ни к чему не привели.


путь к источнику

От иконы Божией Матери и воды св. источника происходят многочисленные исцеления, Царица Небесная подает помощь страждущим, укрепляя сестер в вере, в выбранном ими нелегком служении Богу и людям. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) почитаемая икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери.


Купальня

Видимо, не случайно Богородица явила новый Свой образ северной земле, освященной многими трудами и подвигами, именно тогда, когда Тихвинская чудотворная икона, покровительствующая этому краю, находится за границей, а люди особенно нуждаются в помощи Божией.

Обретение почитаемой иконы стало краеугольным камнем, на котором стоит и укрепляется Покрово-Терве-нический женский монастырь. Множество раз Божия Матерь являла Свою милость обители от этой иконы:

На праздник Преображения Господня 1994 г. началось миро-точение новонаписанного образа, изображавшего Явление Божией Матери в Тервеничах - капли мира как роса покрывали низ одежд Богородицы и Тервеническую икону, лежащую у Ее ног. Вскоре замироточила и сама Тервеническая икона. Миро-точение продолжалось в течение года и зафиксировано на видеопленке.

Перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы 1996 г. сестры и паломники работали у Покровского храма, приводя в порядок окружающую территорию. Погода была солнечная, вдруг на голубом небе рядом с куполом все увидели яркую семицветную радугу, коромысла которой были обращены вверх, будто Божия Матерь распростерла Свой Покров. Это явление продолжалось несколько часов, к великому утешению всех трудившихся.

Зимой 1997 г. в открытом недавно скиту замироточило фотографическое изображение Тервенической иконы Божией Матери - слезы крупными каплями лились из глаз Пресвятой Богородицы.

Вскоре случилась беда - сгорел старый келейный корпус, подаренный монастырю колхозом, с мастерскими и хозяйственными помещениями. В нем была келейная церковь, где пребывал почитаемый образ. Из всего того, что находилось в корпусе, удалось спасти только эту икону, с которой потом обошли пылающий дом. Искры летели во все стороны, но ни одно деревянное здание из находившихся в нескольких метрах, незагорелось - Царица Небесная уберегла Свою обитель. Как и многие другие монастыри, Покрово-Тер-венический монастырь прошел через испытание огнем, но ограждаемый заступничеством Божией Матери, даровавшей и сохранившей Свою икону, восстал в еще большей красоте.

Это печальное событие предшествовало большой радости для обители - 14 апреля 1997 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви По-кровское сестричество получило статус монастыря, а монахиня Лукиана, его возглавлявшая, стала первой настоятельницей с правом ношения золотого наперсного креста.

Выросло и монастырское хозяйство: на скотном дворе теперь шесть коров, лошади, овцы, козы, куры; на 13 гектарах земли, подаренных местным колхозом, разбит сад, сажают овощи, сеют овес. Сестры несут послушание не только на скотном дворе и огороде, есть послушания гостиничной, алтарницы, свечницы, трапезной. Старейшие монахини ежедневно читают Псалтирь. При монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы Покрово-Тервенического монастыря, а также многие иконы в других храмах и обителях написаны в этой мастерской. В августе 1998 г. впервые в истории края и монастыря обитель посетил правящий архиерей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Познакомившись с монастырем. Владыка порадовался красоте и благолепию обители.

Образ Божией Матери "Прибавление ума" или "Лоретская" – точная копия скульптурного изображения Пресвятой Богородицы, находящегося в Святом Доме Божией Матери в Итальянском городе Лорето

В монастыре сейчас насчитывается около 40 насельниц, но не все живут в самом монастыре: часть сестер по послушанию живут в скитах и на подворье. В самом монастыре преобладают в основном сельскохозяйственные работы. У обители свои поля и огороды, своя ферма, свое домашнее производство сыра, брынзы и других молочных продуктов. Для богослужений сестры сами пекут просфоры. Есть художественные и швейные мастерские.

В монастыре всегда рады желающим приехать потрудиться, и таким образом помочь обители. Работы всегда очень много и поля для деятельности обширны.