А есть ли единый донбасский народ

Проблемы и перспективы развития и размещения населения Донбасса.

Занятость населения и трудовые ресурсы. Проблемы безработицы и пути их решения

Уровень жизни и образования

Миграции населения региона

Национальный состав

Половозрастная структура

Плотность и размещение населения

Численная динамика населения и демографическая ситуация в регионе

История заселение Донецкого региона

Роль и значение населения Донбасса. Основные понятия.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ДОНБАССА.

План:

3. Характеристика населения Донбасса:

Население - главная производительная сила общества, т. е. является природной основой формирования трудовых ресурсов и выступает потребителем материальных благ, и тем самым обусловливает развитие отраслей, ориентирующихся в своем размещении на потребителя.

От численности, динамики и структуры всего населения, трудовых ресурсов, уровня его общей подготовленности и специальной квалификации, профессиональных и трудовых навыков зависит в известной мере, как развитие хозяйства, так и его размещение в разных районах.

Размещенное на территории Донбасса население не однородно по составу, оно различается по соотношению численности мужчин и женщин в целом и по возрастным группам, по демографическому составу. Особенно существенны эти различия в городской и сельской местности. Изучение демографической структуры населения позволяет установить возможную численность на перспективу и определить ее сдвиги. В регионе в последние годы снизилась рождаемость, увеличился уровень смертности, происходит миграционный отток, что существенно влияет на изменение численности, количественный и качественный состав населения.

Таким образом, комплексное изучение демографических основ населения в региональном аспекте является основой наиболее правильного решения проблем занятости населения и качества его жизни, поскольку оно предполагает анализ состава населения по полу, возрасту, особенностей движения населения за счет естественного прироста и миграции.

Общеизвестно, что Донбасс относится к числу наиболее поздно заселенных территорий в Украине. До ХV в. постоянных поселений здесь не было. Но уже с конца XV столетия донецкие, а позднее и приазовские степи начали заселяться донским и запорожским казачеством, что привело к образованию первых постоянных населенных пунктов. Этот процесс ускорился с созданием Белгородской засечной черты – оборонительной линии от набега волжских и крымских татар. Среди таких населенных пунктов – возникший в XVI столетии на территории нынешнего города Мариуполя сторожевой пост Домаха (Кальмиус). В ХVII в. казачьи поселения появились также вблизи г. Ясиноватая, с. Железное, с. Славянска, с. Лозовая и др.

Заселение края ускорилось после воссоединения Украины с Россией (1654 г.). До воссоединения в состав южных губерний России входила лишь северная часть современной Донецкой области, а остальная ее территория (до р. Кальмиус) административно подчинялась Запорожской Сечи. Особое значение для развития региона в докапиталистический период имела добыча каменной соли в районе Славянска и Бахмута (Артемовска).

После упразднения Запорожской Сечи (1775 г.) царское правительство, заинтересованно в освоении своих южных пограничных окраин, открыло широкий доступ в эти богатые, но еще редко заселенные земли иностранцам, главным образом славянским выходцам из Австрии и Турции – сербам, болгарам, хорватам, а также молдаванам. Из прибывших создавались военные поселения. Некоторые села, основанные переселенцами из Балкан в конце XVIII – начале XIX вв., сохранили свои названия до настоящего времени (Криничное, Троицкое, Луганское и др.). В бассейне р. Бахмутки селились поляки в приморскую часть области после присоединения Крыма к России переселились греки, основавшие в 1789 г. на территории бывшего поселения Домаха г. Мариуполь. В разных местах расселялись военнопленный турки и татары, а также армяне (как правило, в крупных поселения), цыгане, евреи. Так на территории края складывалось разноплеменное население, в котором, однако, преобладали украинцы.

Важное значение в заселении Донецкого края имело его колонизация. Огромные массивы неосвоенных земель правительство раздавало русским офицерам, изъявившим желание заниматься хлебопашеством. В период крепостной колонизации начинается эксплуатация богатейших ресурсов Донецкой области, но темпы их освоения были очень медленными. Добыча угля началась в 40 – е годы XVIII столетия. Разработка сурьмяно – ртутных (в Никитовке) и медных (в Артемовском районе) руд, а также гипса и других естественных строительных материалов началась также в дореформенный период. С конца XVIII в. стали проявляться кустарные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Вместе с тем в дореформенный период промышленность только зарождалось. Низкий уровень развития производительных сил нашел отражение в структуре населения и его размещения. В 1859 г. здесь насчитывалось 4 города: Мариуполь (1789), Бахмут (1783), Слаянск (1784), и Старобельск (1753).

Более интенсивное заселение и хозяйственное освоение территории Донецкого края связано с началом ее промышленной колонизации. Развитие капиталистической промышленности подняло спрос на рабочую силу, и сюда все ускоряющим потоком ринулись “освобожденные” от земли крестьяне из других районов Украины и России. К концу XIX столетия среднегодовой прирост населения здесь превышал средне украинский показатель примерно в 5 раз и составлял ежегодно 100 – 150 тыс. чел.

С отменой крепостного права в России были созданы необходимые условия для бурного роста капиталистической промышленности. Особенно быстро с этого времени развивается добыча угля, возникают металлургическая, коксохимическая, позднее – машиностроительная, химическая и другие отрасли промышленного производства, вызвавшие, в свою очередь, интенсивное транспортное строительство.

Выпуск промышленной продукции в Донецком регионе за полвека (с 1861 по 1913 г.) увеличился более чем в 15 раз. Этот процесс обусловил начало формирования рабочего класса и современной сети его населенных пунктов – преимущественно шахтерских и фабрично – заводских поселков. На базе угледобычи, металлургической промышленности и развития транспорта сложились промышленные поселения Юзовка, Чистякова, Харцызк, Иловайск (60 - е годы), Дебальцево, Константиновка, Красногоровка, Красный Лиман, Ясиноватая (70 – е годы), Енакиево, Кременная (80 – е годы) Дмитриевка, Лозовая и другие.

На фоне Украины Донбасс выделялся низкой плотностью населения (32 чел./км²), низким удельным весом городского населения (7%) и интенсивным процессом урбанизацию широкой сети мелких рабочих поселков. Сельское население проживало в мелких сельских поселениях (например, средняя людность Бахмутского уезда в конце XIX столетия составило 300 чел.)

Годы, предшествование первой мировой войне, были периодам дальнейшего роста промышленности края и ростом количества городских поселений. На территории современного Донецка накануне мировой войны проживало более 70 тыс. чел., в том числе в собственно Юзовке – 32 тыс. В годы революции и гражданской войны промышленность региона была почти полностью выведена из строя, что привело к “обезлюдению” городов и поселков.

В период социалистической индустриализации область превратилась в один из важнейших промышленных районов страны со все более расширяющей структурой экономики. Бурное экономическое развитие Донбасса в годы довоенных пятилеток способствовало быстрому росту численности населения, особенно городского, и изменению общего характера расселения. В этот период организованно оформились в города 18 поселений. Среди них такие, как Краматорск, Горловка, Константиновка, Красноармейск и др.

Временная немецко-фашистская оккупация принесла разорение и расселения коренного населения. Сельское расселение также претерпело значительные изменение, как в размещении сети поселений, так и в его территориальном распределении. Интенсивный отток сельского поселения за период с 1939 по 1970 г. наблюдался как в районах, непосредственно прилегающих к горнопромышленной полосе, так и в сельскохозяйственных районах (Старобельщина).

Анализ сдвигов в географии сельского населения показывает, что, несмотря на значительные количественные (абсолютное уменьшение числа селений и численности сельского населения) и качественные (укрупнение сел, формирование новой, более рациональной системы расселения, создание лучших условий для хозяйственной и культурной жизни трудящихся) изменения сети сельских поселений как более инертной по сравнению с сетью городов, она нуждается в коренной реконструкции.

Тема урока: Донбасс многонациональный.

Цель:

формирование толерантных качеств личности подростков;

воспитание уважительного (толерантного) отношения к людям иной нации, религии, взглядам

Задачи:

Создавать условия для заинтересованности учащихся к жизни людей других национальностей, их культуре, быту, обычаям, национальному искусству;

Воспитывать чувство гражданства и патриотизма, уважительного отношения к людям иной нации, религии, взглядам.

Расширить знания по истории становления и развития наций, проживающих в Донбассе.

Ход урока .

Наш урок мы начнём с разминки.

Учащиеся проводят разминку.

–Я уверена,что вы по утрам с радостью идете в школу.

Я знаю, что вы цените в людях честность и порядочность.

Вы уверены в своих силах.

Мы все знаем, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности.

Нас волнует судьба нашей страны.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите карточки вверх .

Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, встаньте .

Если вы верите, что будущее нашей республики зависит от вас, возьмитесь за руки.

Мне хочется, чтобы на уроке вы были внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Учитель объявляет тему урока, ставит задачи.

Донбасс… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом.

Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

Фильм о Старобешевском районе.

Для нас Родина – это наш Донбасс, наш любимый поселок Старобешево. . Непростая судьба досталась донецкому региону. Несмотря на то, что первобытные охотники добывали пропитание в наших степях уже 150 тысяч лет назад, заселение Донбасса длилось очень и очень долго. Кочевые народы сменялись один за другим, огнем и мечом расчищая себе дорогу. Ассимилируя между собой, различные этносы складывались в неповторимый донбасский калейдоскоп. На протяжении всей истории Донбасса, люди разных народов и религий жили и трудились бок о бок друг с другом.

Уникально то, что каждая национальная группа многонационального региона, в этническом плане осталась самобытной, сохранила все признаки своих предков.

Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.

Выходят три девушки в народных костюмах. Одна держит рушник с хлебом, солью. Девушки говорят слова:

1. По греческим обычаям поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.

2. Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.

3.Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

вручают каравай.

Ребята, как выдумаете, почему ваши одноклассники сегодня в национальных костюмах?

Дети отвечают,что

На Донбассе живут и дружат люди разных национальностей. И ребята их сегодня представляют.

А сейчас давайте немного статистики. Ее нам подготовил Кузьменко Дима.

В нашей школе учатся дети национальностей: русские, греки, украинцы, армяне, татары, азербайджанцы, немцы, грузины, молдаване и многие другие.

И для всех, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций, Донбасс является Родиной.

Сегодня слово предоставляем вам, представителям греческой национальности.

Презентация. Как это было.

У нас любят и умеют принимать гостей. Обычай гостеприимства, дающий право страннику найти приют в любом доме, «Гость – посланник бога» - говорят греки. Гостя приглашают в дом и предлагают все лучшее. Рассказывает о греческих блюдах.

Мы отличаемся друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но при этом между нами много общего: мы любим своих родных, уважаем старых, заботимся о больных и беспомощных. Мы хотим, чтобы нас любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.

Звучит песня:

Национальные танцы - прекрасный вид искусства. Для тех, кто хочет проникнуться атмосферой Греции, подойдут Сиртаки, ведь для овладения этим танцем нужно только желание и хорошее настроение. А также доброе, открытое сердце - для человека с таким сердцем возможно все.

Посмотрим?

Мы разные! Но все мы равные! Мы одинаково любим землю, на которой живём, любим свой дом и своих родителей. Мы хотим видеть их счастливыми.

Войны и революции крушили наш край в прошлом веке, не жалеют и в нынешнем.

Страшной разрушительной силой стала война, свидетелями которой стали мы с вами. С ней связаны человеческие жертвы, разруха, боль, страдания. Сыны отечества показали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Но каждый раз донецкий народ поднимает из пепла и руин свою Родину, своими рабочими руками кует будущее и историю Донбасса.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

Составьте синквейны по терминам «государство» и «Родина».

а/Слово или имя.

б/ Два прилагательных - эпитета.

в/ Три глагола.

г/ Фраза из четырёх слов.

д/ Одно существительное-характеристика.

Как вы думаете, где находится сад или царство толерантности, взаимопонимания, любви вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце!) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Перед вами лепестки толерантности.

Давайте создадим цветок толерантности.

Дети отвечают и прикрепляют лепестки.

Завершить наш урок мне хотелось бы китайской притчей, которая лучше всего подведёт нас к выводу о том, как жить в многоликом мире.

«ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа:

Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

21/02/2017

Я родилась и выросла в Луганске, на Донбассе. И хорошо помню, что споры о национальной принадлежности жителей этого региона возникали здесь задолго до нынешнего военного конфликта и появления непризнанных Донецкой и Луганской народных республик.


С реди жителей Луганской и Донецкой областей мне встречались и те, кто мечтал полностью отказаться от обязательного изучения украинского языка в школах и университетах, и те, кто принципиально общался только на украинском. Языковой вопрос сыграл огромную роль во время политического переворота в 2014 году. Многие жители Луганской и Донецкой областей объясняли свое желание отделиться от Украины именно тем, что считают себя русскими, поскольку подавляющее большинство местных жителей говорят на русском языке. Другие в ответ говорили, что территориально Донбасс всегда был украинским, и язык тут ни при чем.

Кто тут прав? Или на самом деле мы имеем дело с отдельным «донбасским народом» - в полной мере не русским и не украинским?

Донбасс как индустриальный регион довольно молодой, до конца 19-го века здесь были казацкие степи. Первое упоминание названия Донбасс относится к 1827 году, когда появилась статья Евграфа Ковалевского (члена горного совета департамента горных и соляных дел Министерства финансов) о результатах работы геологических экспедиций на территории нынешней Донецкой области. Но активно развиваться Донбасс стал после начала строительства железных дорог в России - когда стране понадобились уголь и металл.

Регион развивался, население прирастало. В конце 19-го века рождаемость на Донбассе была примерно в пять раз выше, чем в среднем по России (согласно переписи населения 1897 года). С 1900 по 1914 годы количество жителей Донбасса увеличилось вдвое. Самые высокие показатели прироста населения - как за счет рождаемости, так и за счет миграции - были в Юзовке (нынешний Донецк). Этот поселок возник в 1869 году, в 1884-м там было 6 тысяч жителей, в 1897-м - 28 тысяч, в 1914-м - 70 тысяч. Города, считающиеся сейчас территорией Донбасса, входили в то время в состав Екатеринославской губернии.

Донбасс всегда был многонациональным регионом. По данным переписи 1897 года, на территории Донбасса проживало 86,7% русских (малороссы - 62,5%, великороссы - 24,2 %, белорусы - 1%), греков 4,2%, немцев 3%, евреев 2%, татар1,4%.

В Юзовке расклад населения отличался от среднедонбасского. В начале ХХ века в Юзовке проживали 31 952 русских (великоросса), 9934 еврея, 7086 украинцев (малороссов), 2120 поляков, 1465 белорусов. Юзовка, таким образом, была очень интернациональным городом. Русских было 60%, евреев 20%, украинцев 18%.

Но языковой «фон» Донбасса оставался русским. В регионе преобладали русскоязычные. В основном говорили на русском, и только в небольших поселках на суржике.

В начале ХХ века жители Луганска не поддерживали ни «буржуазные партии» (либералов и центристов), ни украинских самостийников. Луганск избрал большевиков в Луганскую городскую думу еще до Октябрьской революции. Потом образовалась Донецко-Криворожская республика, контролируемая большевиками со столицей в Луганске. В свою очередь, Всевеликое Войско Донское, к которому относился и ряд шахтерских городов, к большевикам относилось плохо и потом стало оплотом белого движения.

После окончательного установления советской власти Донбасс вошел в состав советской Украины. Донецко-Криворожская республика была упразднена. Началась украинизация. Во многих государственных учреждениях было запрещено разговаривать на русском, в школах создавались украинские классы. Это вызывало протест даже у сельского населения, большая часть которого привыкла разговаривать на нечто среднем между русским и украинским. Учителя писали в газеты жалобы о том, что им приходится делать двойную работу - сначала давать задание на украинском языке, а затем объяснять его на русском, чтобы дети поняли. Газеты, чтобы не потерять читателей, шли на хитрость: заголовки писали на украинском языке, а сами статьи - на русском. В итоге украинизация Донбасса зашла в тупик и была фактически свернута к концу 30-х годов.

В 1940 году на территории Донбасса жило 5 млн человек, из них 3,5 млн - в городах. Донбасс был самым урбанизированным регионом СССР.

Исследователь региональной общности Луганска В.Ю. Даренский отмечал, что численное доминирование русскоязычных украинцев и великороссов среди населения Донбасса «при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имело место примерно до середины ХХ века». Во второй половине ХХ века на этой базе в Донбассе стали происходить «интенсивные процессы этногенеза, обусловленные урбанизацией и развитием массовых коммуникаций». В итоге, по мнению Даренского, в регионе сложилась особая этническая общность: «Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели, практически не существует… Донбасс - полностью моноязычный регион, где количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор…»

Даренский делает вывод о том, что население Донбасса нельзя разделить на «русских» и «украинцев», поскольку этот регион всегда был многонациональным и многокультурным. Иными словами, из этого рассуждения вытекает вывод о наличии особого русскоязычного донбасского этноса, появившегося в результате слияния представителей многих национальностей.

Мне кажется всем - в России, Украине, Европе - важно осознать, что можно говорить о существовании отдельного донбасского народа.

История нашего региона не вписывается ни в одну другую современную «большую историю» - ни российскую, ни украинскую. У современных людей Донбасса особенный менталитет, свои традиции и обычаи. Я сталкивалась с тем, что украинцы, живущие за пределами Донбасса, не считают нас, донбассцев, «своими», воспринимают как «культурно чуждых». Для жителей России мы тоже являемся чем-то не вполне «своим».

Возникновение непризнанных республик кажется многим сегодня случайным или «спровоцированным извне». Но мне кажется, что у этой «случайности» глубокие корни. Они уходят в проблему этнического своеобразия народа Донбасса, который не является по факту ни русским ни украинским. Хотя в то же время - крайне зависим как от Украины, так и от России.

Люди на территории Донбасса почти три года живут в неведении о том, какая судьба их ждет. Надо дать им шанс самим решить, как жить дальше, и провести второй референдум среди жителей Донбасса: выяснить, хотят ли они сами продолжать развивать республики как самостоятельные государства или соединиться с кем-то на федеративных основаниях. Хотя я не уверена, что к этому готовы и Украина и Россия.

«Революция в США 18 век» - Последовательность событий. Декларация независимости США. Президент. Найдите ошибку в описании. Революции XVIII века. Оцените утверждение. Восстановите последовательность событий. Назовите понятие. Выберите правильный ответ. Историки. Высший исполнительный орган власти. Найдите лишнее. Провозглашение Франции республикой.

«Географическое положение» - Карточки с заданиями. Положение по отношению к 0° меридиану. Флигели; в)м. Площади государств. Челюскин. Задания по контурной карте. Положение на материке, части света. Площади материков. Общие сведения о России. Отрицательные черты: Изучение новой темы. Викторина «Моря России». Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«Распутин литература» - Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Родился писатель в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Аталанка – родина писателя. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Первое здание школы в с. Аталанка, которое строили всем селом.

«Птицы» - Килегрудные птицы. Особенности строения скелета птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Происхождение птиц. Отряды птиц. Задание на дом. Задачи. У пресмыкающихся и птиц кожа почти совсем не имеет желез. Мини-викторина "Птицы". Изучение нового материала. Черты сходства между птицами и пресмыкающимися.

«Литература оттепели» - С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Презентация по истории “Оттепель” в литературе. Литература. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

«Сервировка стола к завтраку» - 5. Вилку при сервировке кладут слева от тарелки, а нож справа. Столовый нож. Что необходимо для сервировки стола к завтраку: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы. Букеты для стола. Варианты складывания салфеток. Столовая ложка. 3.Кашу подают в полупорционной тарелке. Чайная ложка. Приятного аппетита.

Всего в теме 23704 презентации

Полесье, Галичина, Буковина, Слобожанщина... О чем нам говорят эти названия? Когда они появились? Что это за земли и кто на них живет? Мы и до сих пор пользуемся этими названиями, хотя официальный статус они давно потеряли. Современные административные области Украины - довольно условное разделение территории, которое часто не соответствует реалиям: быт, нравы, традиции жителей соседних сел одного района могут значительно различаться, а вот в жизненном укладе жителей разных областей можно найти много общего. Конечно, урбанизация сравняла украинцев на востоке и западе, на юге, севере и в центре. Однако давайте не будем забывать о нашем прошлом.

Украинская этнография как наука зародилась в конце 18 века. С этого времени и начались попытки поделить территорию Украины на различные историко-этнографические, культурные, диалектные регионы. Следствием этого стало большое количество вариаций такого деления. На сегодняшний день можно найти как минимум полтора десятка разнообразных карт, на которых ученые обозначают границы «особых» районов. И часто мнения одних ученых не совпадают, а то и противоречат мнениям других.

Более чем за 200 лет существования украинской этнологии ведутся споры по поводу этнографического районирования нашей страны. И ни один ученый не желает поступаться своей позицией. Одни и те же регионы называются по-разному, так же неодинаково выделяются их пределы. Да и принципы построения карт различаются. А это решающий момент. Что брать за основу: особенности строительства, традиционную одежду, предметы быта и хозяйственные орудия, особенности ведения хозяйства, языковые диалекты, географию, политику? Каждый ученый сам выбирает для себя точку отсчета. Как результат - абсолютно разные этнографические карты. Имеет значение и то, в какое время жил и работал исследователь.

Этнографическая карта - тоже весьма условный «инструмент» изучения этого вопроса. Ведь границы распространения той или иной этнографической группы могут в реальности отличаться несколькими десятками километров.

Представленный нами ниже материал - это не истина в последней инстанции. Чтобы объективно осветить эту тему, нам придется написать несколько разных статей, содержание которых будет взаимоисключающим. Мы старались больше сконцентрироваться на народных особенностях, именно на этнографии, а не на политике (поэтому, например, в статье вы не найдете Донбасса, Таврии, разделения на левый и правый берег Днепра и т. п.). Вам советуем путешествовать по Украине, посещать музеи, где сотрудники дадут исчерпывающую информацию о своем крае, его истории и особенностях.

Кроме этой, предлагаем взглянуть еще на несколько карт историко-этнографического районирования Украины и прилегающих земель:


Карта украинских диалектов. Источник фото: inspired.com.ua.


Карта из Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Киев, с. Пирогов). Источник фото: etnoua.info.


Источник фото: etnoua.info.


Рельеф Украины. Источник фото: etnoua.info.


Карта 1949 года. Источник фото: nv.ua.


Источник фото: nv.ua.

В.П. Самойлович «Украинское народное жилье (конец 19 − начало 20 веков)»; киевское издание («Научная мысль») 1972 года. Источник фото: etnoua.info.


Архив Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара». Источник фото: etnoua.info.


Общегеографический атлас Украины; киевское издание («Картография») 2004 года. Источник фото: etnoua.info.


Киевщина: Географический атлас: Моя малая родина; киевское издание («Карта») 2006 года. Источник фото: etnoua.info.


Источник фото: sites.google.com.


Т. Космина, А. Космина «Украина и украинцы: Галичина, Буковина: Историко-этнографический художественный альбом Ивана Гончара»; киевское издание («УЦНК «Музей Ивана Гончара», ПФ «Оранта») 2007 года. Источник фото: etnoua.info.


А. Белоус, З. Сташук «Школа писанкарства»; киевское издание 2013 года. Источник фото: etnoua.info.


История Украины (Введение в историю): учебник для пятого класса; киевское издание («Генезис») 2013 года. Источник фото: narodna-osvita.com.ua.



Источник фото: uhc-of-nc.org.


Источник фото: uhc-of-nc.org.


П. Чучка «Фамилии закарпатских украинцев. Историко-этимологический словарь»; львовское издание («Мир») 2005 года. Источник фото: etnoua.info.


Украина и украинцы: Галичина, Буковина: Историко-этнографический художественный альбом Ивана Гончара; киевское издание («УЦНК «Музей Ивана Гончара», ПФ «Оранта») 2007 года. Источник фото: etnoua.info.


И. Мациевский «Музыкальные инструменты гуцулов»; винницкое издание («Новая Книга») 2012 года. Источник фото: etnoua.info.

Полесье

Начнем с севера. В этот регион входят такие современные области:

  • Волынская;
  • Ровенская;
  • Киевская (северные районы);
  • Житомирская (северные районы);
  • Черниговская (северные районы);
  • Сумская (северные районы).


Источник фото: ssl.panoramio.com.

Название местности Полесье несложно вывести от слов «по» и «лес» . И это абсолютно естественно, ведь север - это леса. Вот и селились наши предки «по лесу» . Первая письменная фиксация этого названия встречается в Галицко-Волынской летописи под 1275 годом. Людей, которые населяют этот регион, испокон веков зовут полищуками.

Волынь

Частью Полесского региона, его центром в Украине является Волынь. Это название впервые упоминается в 11 веке, а точнее пол 1077 годом, в Новгородской летописи.


Источник фото: ukrssr.com.ua.

О происхождении названия Волынь историки и филологи спорят до сих пор.

По мнению одних, название этого региона происходит от названия древнего города Волынь, или Велынь. Сегодня его уже не существует, но следы древнего поселения, найденные археологами, говорят о том, что находилось оно в месте слияния рек Гучва и Западный Буг (это в 20 км от современного Владимира-Волынского).

Другие ученые связывают название территории с островом Волин в Померании (земли рядом с Балтийским морем, ныне - районы Германии и Польши). На землях современной Германии жили славяне, но в конце первого тысячелетия они вынуждены были поступиться своими территориями германским племенам. Местность они уступили, а вот название - нет. Так волыняне перекочевали на восток (на северо-западные территории современной Украины) со своим именем.

Происхождение названия «Волынь» выводят и от притока Горыни - Вилии.

Однако все эти версии не раскрывают главного - значения слова «Волынь». Здесь есть несколько вариантов:

  • от славянского «волъ» (вол), то есть «Волова страна»;
  • от литовского «uola», что означает «скала»;
  • от имени такого себе Велина, который «велел», «повелевал»;
  • от слова «олинь», которым раньше называли оленей, то есть Волынь - это земля оленей;
  • если снова вспомнить о немцах, то слово «Волынь» можно перевести как «кельт», «представитель романских народов», то есть «чужой», «иностранец» (для древних германцев, конечно же);
  • наиболее распространенной версией, которой придерживается большинство историков и лингвистов, является мнение о том, что название «Волынь» родственное с праславянским корнем «вол» (или «вел», «въл»), что означает «мокрый», «влажный», «заболоченная местность».


Источник фото: foalex.artphoto.pro.

О быте и традициях жителей этого региона узнавайте в музеях:

  • (с. Отрохи, Черниговская обл.).
  • (с. Селезовка, Житомирская обл.).
  • (пгт Маневичи, Волынская обл.).
  • (г. Новгород-Северский, Черниговская обл.).
  • (г. Кролевец, Сумская обл.).
  • (с. Рокини, Волынская обл.).
  • (с. Заньки, Черниговская обл.).
  • (Чернигов).

Карпаты

Обширный регион на западе Украины делится на Прикарпатье, Закарпатье и собственно Карпаты. Этимологию первых двух названий легко вывести: при- - то, что при Карпатах, то есть перед ними, за- - то, что за горами. Конечно, надо делать поправку на то, что это взгляд украинцев, а вот, например, для словаков, которые живут по ту сторону Карпат, все выглядит с точностью да наоборот.


Источник фото: khustnews.in.ua.

Относительно происхождения названия Карпат, то его выводят от разных слов нескольких языков: с армянского «карп» - камень, «пат» - стена; с польского «карпа» - крупные неровности, стволы, корни; с кельтского «карн» - камень, груда камней.

В Карпатский регион входят такие современные области:

  • Закарпатская;
  • Львовская;
  • Ивано-Франковска;
  • Черновицкая (запад);
  • Тернопольская (запад).

Путешествуя Карпатами, вы отправляетесь в гости к трем этнографическим группам: бойкам, лемкам и гуцулам.

Бойки населяют территории нескольких областей и районов Ивано-Франковской (Рожнятовский и Долинский районы); Львовской областей (Стрыйский, Самборский и Старосамборский, Дрогобычский, Сколевский, Турковский районы); Закарпатья (Воловецкий, Межгорский, Великоберезнянский районы).

Свое название бойки, скорее всего, получили благодаря особенностям своей речи: на местном диалекте частица «бойе» означает «да». Однако не все бойки соглашаются с таким названием своего этноса. Возможно, из-за того, что когда-то это было насмешливое прозвище, которым их дразнили соседи. Сами бойки часто называют себя верховинцами.

Лемки , или русины, - автохтонные жители Карпат, они живут здесь испокон веков, занимая земли на склонах Восточных Бескидов и на северо-запад от Ужа (в Украине они живут на севере Закарпатской области). В письменных источниках о них впервые упоминается в 6 веке.

Лемками эту этническую группу стали называть соседи, а все из-за того, что в языке карпатских русинов «для связи слов» часто употреблялась частица «лем», которая означала «лишь, только».

Гуцулы живут на территории Надворнянского, Верховинского, Яремчанского и Косовского районов Ивано-Франковщины, в Раховском районе Закарпатской области и в Путильском районе Черновицкой. Именно эти земли известны в народе под неофициальным названием «Гуцульщина».

Название гуцулов связывают с молдавским словом «гуц» («гоц»), которое переводится как «разбойник». Однако разбойник непростой, а благородный, ведь среди представителей этого этноса было много повстанцев, народных мстителей.

Языковеды выводят название гуцулов от слова «гочул» (или вариант «кочул») - кочевник. Иногда происхождение этноса, а следовательно - и названия, связывают с племенем уличей.

Интересны также версии происхождения гуцулов. Кого только не называют их предками: и этрусков (цивилизация, населявшая территорию современной Италии), и фракийцев (народ, живший на Балканах), и кавказцев.

Однако вернемся к территориям, на которых проживают эти этносы.

С Закарпатьем все просто. Закарпатье как было за Карпатами, так там и осталось. Поэтому и современное название, и выделение территории в административную единицу - Закарпатскую область - недалеки от истины, по крайней мере, что касается границ современной Украины.

Галичина

Занимает территорию современных Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областей. Европейская Галлия (государство, существовавшее 2 тысячи лет назад на юге современной Франции) и Галатия в Малой Азии (ныне территория Турции) получили названия от кельтских племен, которые населяли в I тысячелетии до нашей эры территорию Старого света и оставили здесь упоминания о себе. Греки и римляне называли кельтов галатами и галами. Можно предположить, что и происхождение украинской Галичины связано с общеевропейской историей. Когда-то ее столицей был город Галич, название которого некоторые ученые выводят от названия древних кельтов. Другие исследователи с такой версией не соглашаются и делают свои предположения: от слова «галка», от польского hala - гора, от княжеского имени Галица (который похоронен где-то на территории современного города), от алазонов, или гализонов (народа, жившего вдоль течений Днестра и Буга), от греческого gals - соль (в Северо-Восточной Руси центр солеварения назывался Галичем), от слова «галица» - змея.


Источник фото: nichlav.blogspot.ru.

Покутье

Небольшая территория Прикарпатского региона. Это часть Косовского района Ивано-Франковщины, равнинная местность между реками Прут и Днестр. С происхождением названия Покутье все просто и однозначно. Связано оно с поселком Куты (в переводе с украинского - углы). После захвата украинских земель поляки начали обозначать границы своих владений на востоке именно этим населенным пунктом. Они говорили нечто вроде: «Наши земли по Куты ». Сегодня это условно юго-восточный угол Галичины.


Источник фото: hutsul.museum.

Буковина

Несложно вывести и название региона Буковина. Связано оно с буковыми лесами, которые, как можно догадаться, произрастают на территории современной Черновицкой области. Именно районы этой административной единицы Украины являются Северной Буковиной - частью большой Буковины, южные земли которой принадлежат к территории Румынии.


Источник фото: mapsof.net.

Посетите колоритные этнографические музеи Карпатского региона:

  • (Львов).
  • (г. Коломыя, Ивано-Франковская обл.).
  • (Ужгород).
  • (с. Плавье, Львовская обл.).
  • (Черновцы).
  • (с. Крылос, Ивано-Франковская обл.).
  • (г. Косов, Ивано-Франковская обл.).
  • (г. Самбор, Львовская обл.).
  • (пгт Куты, Ивано-Франковская обл.).
  • (с. Колочава, Закарпатская обл.).
  • (Львов).
  • (с. Белая Криница, Черновицкая обл.).
  • (с. Саджава, Ивано-Франковская обл.).
  • (с. Валява, Черновицкая обл.).
  • (г. Тлумач, Ивано-Франковская обл.).
  • (г. Долина, Ивано-Франковская обл.).
  • (г. Монастыриска, Тернопольская обл.).
  • (пгт Верховина, Ивано-Франковская обл.).
  • (пгт Верховина, Ивано-Франковская обл.).
  • (г. Сарны, Ровенская обл.).
  • (г. Яремче, Ивано-Франковская обл.).
  • (Черновцы).
  • (с. Маринин, Ровенская обл.).
  • (с. Криворивня, Ивано-Франковская обл.).

Подолье

Украинские летописи упоминают эти территории под названиями «Низовье» и «Нижняя Русь» (13 век). Название Подолье впервые встречается в документах 14 века. В исторический район Подолье входят такие современные украинские земли:


Источник фото: bigfoto.in.ua.

Здесь живут подоляне. Помните известную украинскую народную песню: «Десь тут була подоляночка, десь тут була молодесенька»? Так вот, речь в ней идет об очаровательной жительнице именно этого региона.

Происхождение названия Подолье несложно вывести от слов «по» и «дол» (нижняя часть; поселения, расположенные в речной долине). Здесь возникают ассоциации с Полесьем, и неслучайно. Только если в северном регионе люди селились «по лесу», то в случае с Подольем - «по долу» , то есть в долине между реками Южный Буг и Днестр.

О быте подолян узнавайте в таких музеях:

  • (г. Дунаевцы, Хмельницкая обл.).
  • (г. Буша, Винницкая обл.).
  • (г. Могилев-Подольский, Винницкая обл.).

Средняя Надднепрянщина

Это Центральная Украина. Реже встречается название Поднепровье, и это понятно, ведь оно не полностью соответствует истине: вдоль течения Днепра расположено много земель, и не только украинских, а еще российских и белорусских. Поэтому название «Средняя Надднепрянщина» относительно украинской территории наиболее точное.


Источник фото: etnoua.info.

В этот регион входят:

  • Киевская область (южные районы);
  • Черниговская область (южные районы);
  • Полтавская область (юго-западные районы);
  • Кировоградская область (северные районы);
  • Черкасская область.

О быте жителей этого региона от древнейших времен до наших дней расскажут такие музеи:

  • (Пирогов, Киев).
  • (с. Петриковка, Днепропетровская обл.).
  • (с. Легедзино, Черкасская обл.).
  • (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская область).
  • (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл.).
  • (пос. Буда, Черкасская обл.).
  • (г. Канев, Черкасская обл.).