Удивительные факты о спасе на крови. Городские легенды

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный мемориальный однопрестольный храм, выполненный в позднем варианте русского стиля, был построен в 1883-1907 годах по проекту А. А. Парланда и И. В. Малышева (архимандрита Игнатия). С 1970 года здание собора имеет статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор».

Храм Спас-на-Крови был построен в память об императоре Александре II, который был в 1881 году смертельно ранен на этом самом месте — фраза «на крови» относится к крови государя. Постройка храма в течение 24 лет велась на средства, собранные по всей России.

Конкурс проектов для храма был объявлен уже в 1881 году, но так как ни один из поданных вариантов императору Александру III не понравился, был объявлен новый конкурс, в котором с условиями доработки победил проект А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Торжественная закладка собора произошла в 1883 году, а освящение готового храма — в 1907 году.

С внешней стороны храм Спас-на-Крови являет собой классический образец позднего этапа «русского стиля» — это собирательный образ русского православного храма XVI-XVII веков. Более всего внешний облик храма напоминает московский собор Василия Блаженного.

Площадка под строительство храма включила в себя часть русла канала Грибоедова и Михайловского парка, для этого набережную немного увеличили в сторону канала, а от сада отделили участок с помощью специального полукруглого ограждения. При возведении храма отказались от забивки традиционных свай под фундамент, заменив их бетонным основанием, что стало первым подобным опытом в петербургском строительстве. При отделке собора использовался разнообразный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь, породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней. С внешней стороны храма установлены 20 памятных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Храм венчают 9 глав, расположенных в асимметричном порядке, часть куполов имеет позолоченное покрытие, часть — эмалевое. Окна храма имеют оформление в виде кокошников. Общая высота собора — 81 метр (символ года гибели императора).

Внутреннее убранство храма в своей основе выполнено из мозаики площадью 7065 квадратных метров. В качестве эскизов выступили работы на евангельскую тему таких художников как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Саму мозаику создавали в мастерской В. А. Фролова, эта мозаичная экспозиция сегодня является одной из крупнейших коллекций в Европе. Сложность создания такого произведения искусства подтверждается и сроками ее изготовления, из-за отделки храма мозаикой его строительство задержалось на 10 лет.

Об императоре Александре II в храме напоминает специально сохраненное место его смертельного ранения, где была оставлена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя.

Храм Спас-на-Крови получил и новые технологии при строительстве — в подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов, здание было полностью электрифицировано с помощью 1689 электроламп, также была установлена молниезащита.

Собор Воскресения Христова на Крови находился на государственном содержании и не имел прихода, в нем велись только редкие службы в память об императоре. Поэтому после революции 1917 года, когда государственная поддержка прекратилась, собор оказался в трудном положении. Из-за чего в течении нескольких последующих лет он принадлежал «обновленцам» и «иосифлянам», отойдя от классического православия. В 1930 году храм был окончательно закрыт.

После закрытия собор даже хотели снести, но этим планам помешала война. В годы блокады в Соборе Воскресения Христова на Крови размещался городской морг, после войны — склад декораций Малого оперного театра. Все это привело к обветшанию исторического здания, поэтому в 1968 году он был взят под государственную охрану, а в 1970 году — передан музею «Исаакиевский собор».

В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал и не разорвался немецкий фугасный снаряд, его обнаружили только в 1961 году, и для его извлечения была организована цела спасательная операция.

В единый храмовый комплекс также входит часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где предсавлены иконы, поднесенные в память о кончине императора Александра II.

Здание Собора Воскресения Христова на Крови включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А.
Храм Спас-на-Крови на карте:

Спас на Крови - известный православный храм в Санкт-Петербурге, его узнаваемый символ и визитная карточка во всём мире, с красивым оформлением, благодаря которому его называют музеем мозаики, - был сооружён в память того, что на этом месте 13 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Выражение на крови указывает на кровь царя. Это мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор Спас на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Известные факты о Спасе на Крови

Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа.

В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма - 1883 года. Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

Проект выполнен в "русском стиле", несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.

В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Храм Спас на Крови имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".

Роковое предсказание и покушения на царя

Александр II Николаевич - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Александру ІІ было предсказано, что именно 8-е покушение приведёт его к гибели. На жизнь Александра II было совершено 6 покушений, в один день, 13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года было совершено 7-е и 8-е покушение, последнее или 8-е стало причиной его смерти.

Самым первым покушением на жизнь императора стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 апреля (4 апреля по ст. ст.) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров.

В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьёв попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся.

Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце. Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры.

Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением.

В то же время проводил политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нём в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 марта (1 марта по ст. ст.) 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.

Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребён в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте покушения Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

Разрыв набережной и заговор

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, "нависает" над каналом, разрывая набережную.

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

Спас, Спас-на-Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги…

Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора.

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Спас избежал сноса и бомб

Перед войной храм чудом избежал сноса, хоть все приготовления, включая закладку взрывчатки, были проведены. Во время блокады Ленинграда в храме был размещен морг, в котором находились тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов.

Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. В1960-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.

Спас на Крови и развал Союза

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса - он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Тайна чисел в Спасе на Крови

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Мозаика - крупнейшая коллекция

Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы, Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады - все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. м2 продолжались 14 лет. 19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса "Исаакиевский собор".

Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2
  • Ближайшее метро: "Невский проспект", "Гостиный двор", "Адмиралтейская"





Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.

Однако не всем горожанам известно, какие тайны и загадки хранит Спас на Крови. Вы узнаете в этой статье, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, почему кресты были под водой, а также сколько лет неразорвавшийся фугас пролежал под куполом.

1. Фрагмент мостовой.

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала (ныне - Грибоедова).

2. Водолазы и кресты.

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: «случайный прохожий», знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили послушаться совета и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению последние действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

3. Евангельская символика уживается с нумерологией.
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.

4. Шедевры.


Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

5. Таинственная икона.
В связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают ещё какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, доподлинно неизвестно, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

6. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Известный факт, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

7. Легенда о развале СССР.
Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

8. Неразорвавшийся снаряд.
При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Вероятно, он пробил купол и застрял в перекрытии его свода. Слава Богу, снаряд не взорвался, однако повреждения были серьезными. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти двадцать лет и был случайно обнаружен верхолазами. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечен, вывезен из города и уничтожен.

По материалам сайта «Русская Семерка»

Пишет блогер Вячеслав Алкопона:

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале - Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных из них, подвергать легенды сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про Храм Спаса-на-Крови.

В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает тот факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длиною в двадцать лет. В результате в народе родились слухи и легенды. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию, развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:

Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.
Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?


Легенда о таинственной иконе

Если вы бывали с экскурсией в Спасе-на-Крови, то, думаю, слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться, то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом считают то, что есть среди них нечеткие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично я в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое - это высота его центрального сооружения, составляющая 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II - 1881. Второй по выcосте купол - 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.


Легенда о крестах

Спас-на-Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Говорят, чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Зная нелюбовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.


Легенда о бомбе

В шестидесятых годах при осмотре куполов храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам…».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может быть, она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи о том, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом это привязка к историческим фактам, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году, и было принято окончательное решение снести храм. В 1941 году храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели - началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт. А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог для сноса - строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа. В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году.


Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв восьмое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине. Первое же место в списке занял древний город Мачу-Пикчу в Перу.

В аналогичном российском рейтинге петербургские достопримечательности заняли весь «пьедестал» - лидирует снова Спас-на-Крови, за ним - дворцово-парковый ансамбль в Петергофе, на третьей строчке - Екатерининский дворец и парк в Пушкине.

Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов..

Кровавая мостовая и призраки

Каждый, кто бывал на набережной канала Грибоедова, непременно обратил внимание на странное расположение храма - он немного выступает вглубь канала, словно выходя за пределы набережной. Причина, по которой набережную достроили ради возведения собора, известна почти каждому - именно на этом месте 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной. Народоволец Игнатий Гриневицкий бросил смертоносный снаряд под колеса императорской кареты на Екатерининском канале. На следующий день, 2 марта, Городская дума на чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Новый царь распорядился часовней не ограничиваться, а построить целый собор, внутри которого повелел оставить нетронутым участок мостовой, на который пролилась кровь его отца. Храм, посвященный царю-мученику, строили на собранные по всей России средства. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.

Разумеется, «кровавая история» его строительства не могла не породить множество мифов. Сразу после его освящения разнесся слух, что иногда под сводами собора раздаются стоны убитого императора. С его убийством связан и миф о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской. До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке - именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.

Магия чисел

Экскурсоводы, которые сегодня работают в соборе, любят эффектно забрасывать пораженных туристов числами и пропорциями - в истории храма символичных совпадений действительно немало. Например, высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году гибели Александра II, а второй по высоте купол возвышается в 63 метрах над мостовой - император в момент покушения был на 63-м году жизни. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.

Есть и менее достоверные истории, связанные с числами. Ходит легенда, что где-то в храме хранится икона, на которой проступают роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Якобы цифры становятся все отчетливее с приближением новой трагической даты.

Морг, склад и овощехранилище

Еще одна удивительная черта Спаса-на-Крови - это его стойкость. Бытовало поверье, что разрушить этот собор невозможно. В конце 1930-х годов советская власть постановила взорвать храм как объект, лишенный художественной и архитектурной ценности. В стенах даже просверлили ниши и уже начали закладывать взрывчатку, когда началась Великая Отечественная война. У подрывников появилось много другой работы, и о разрушении церкви забыли.

Разумеется, религиозной функции собор в советское время был лишен. Он успел побывать «Дзержинским районным моргом» - сюда свозили тела погибших в блокаду ленинградцев. Впору здесь было прятаться и живым горожанам - бомбы и снаряды как по волшебству облетали собор, не задевая его. В главный купол только однажды попал снаряд, но не разорвался. Горожане, не утратившие чувства юмора, называли здание «Спасом-на-картошке», потому что помимо морга в военные годы он выполнял роль хранилища овощей. Также какое-то время после войны в соборе находилось хранилище декораций Малого Оперного театра, который сегодня носит имя Михайловского.

Во времена Хрущева Спас-на-Крови снова взялись разрушить, чтобы построить новую транспортную магистраль. К тому времени город успел лишиться сотни церквей и часовен, но храм на канале Грибоедова снова остался невредим.