Что было раньше на месте гостиницы восход. «Интерпретация тундры»: в Зарядье на месте гостиницы «Россия» заложили парк

Гостиница «Россия», построенная в 1967 году, много лет была официальным символом советского гостеприимства. Хотя серое здание «России» трудно было назвать украшением исторического центра столицы, тем не менее эта гостиница заняла свое место в истории Москвы. Долгие годы она успешно удерживала звание самой крупной гостиницы страны, а до середины 1970-х годов значилась в Книге рекордов Гиннесса как самая большая гостиница Европы.

Появлению гостиницы «Россия» на карте Москвы предшествовали долгие работы по реконструкции исторического района Зарядье. Этот район, вплотную примыкавший к Кремлю и Красной площади, к началу 20 века представлял собой беспорядочно застроенное обиталище мелких торговцев и ремесленников. Планы по сносу и переустройству Зарядья Советское правительство разрабатывало еще в 1920-х годах, а их осуществление началось в 1935 году, когда лично Сталиным был одобрен генеральный план реконструкции Москвы. Ветхие постройки Зарядья снесли, пощадив, правда, наиболее ценные исторические памятники, а на расчищенном месте было решено возвести монументальное здание. Вначале предполагалось, что это будет Дом промышленности – высотное здание Наркомтяжпрома на 4 тысячи кабинетов. Позднее планы поменялись - решили строить второй Дом Совнаркома по проекту архитекторов братьев Весниных. Строительство началось весной 1941 года, однако с началом войны было заморожено. Снова благоустройством Зарядья занялись после победы, в 1940-х годах. Главным архитектором Москвы Д. Чечулиным был создан проект 32-этажного здания на 2 тысячи кабинетов. 7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы состоялась торжественная закладка здания. К 1953 году на этом месте был возведен громадный стилобат – платформа, под которой размещалось бомбоубежище. В 1953 году, со смертью Сталина архитектурная политика правительства поменялась, и строительство гигантского административного здания было заморожено. Наконец в 1959 году тот же архитектор Чечулин предложил построить на уже готовом стилобате большую гостиницу. Работая над проектом, Чечулин неоднократно выезжал за границу, чтобы ознакомиться с лучшими образцами зарубежных гостиниц, консультировался с руководством знаменитой компании «Hilton». В 1960 году проект «русского Хилтона» получил одобрение правительства, в 1964 году началась стройка, а 1 января 1967 года (в год 50-летия Октябрьской революции) гостиница «Россия» была введена в эксплуатацию.

Здание «России», занимавшее площадь около 13 гектаров, состояло из четырех 12-этажных корпусов, развернутых соответственно на север, запад, юг и восток. В центре северного корпуса гостиницы была надстроена 21-этажная высотная часть. В гостинице «Россия» было 2700 номеров различных категорий. В гостиничный комплекс входили рестораны, библиотека, парикмахерская, автосервис. В 1971 году в здании гостиницы был открыт крупнейший в стране Центральный концертный зал «Россия».

С первых дней работы гостиница «Россия» пользовалась репутацией «советской гостиницы № 1». Проживать в ее номерах считалось необычайно престижным. Интерьеры гостиницы были запечатлены во многих художественных фильмах, в том числе, в популярном детективе «Ошибка резидента» и в знаменитой комедии «Мимино». Для певцов и эстрадных артистов СССР выступление в концертном зале «Россия» было равносильно всесоюзному признанию их таланта. За годы своей работы гостиница «Россия» приняла свыше 10 миллионов гостей столицы, в том числе свыше 2 миллионов иностранцев. Среди самых известных постояльцев гостиницы «Россия» - М.С. Горбачев, который неоднократно останавливался здесь еще будучи секретарем Ставропольского обкома КПСС, Джордж Буш-старший, боксер Майк Тайсон.

Черной датой в истории гостиницы «Россия» стало 25 февраля 1977 года. Вечером этого дня в гостинице возник пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке, те, кто пытался спуститься по лестницам вниз, задыхались и гибли в дыму. По свидетельству очевидцев, огонь и дым распространялись с необыкновенной быстротой – есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. На место пожара выехали все пожарные силы Москвы и Московской области – в общей сложности до 1400 сотрудников пожарной охраны, 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос, 97 водяных стволов, 19 автолестниц. Лестницы доставали только до 7-го этажа, и тогда пожарные пошли на беспрецедентный шаг: связав легкие штурмовые лестницы с крюками, протянули их от 7-го до 22-го этажа и по этой зыбкой «дороге жизни» спасали людей. Всего на пожаре в гостинице «Россия» было спасено более 1000 человек. 42 человека погибли, 52 человека, в том числе 13 пожарных, получили травмы. Пожар 1977 года вошел в историю как один из крупнейших пожаров 20 века не только в России, но и в мире. Его часто называли «пожаром века». История этого пожара в слегка измененном виде запечатлена в романе В. Санина «Большой пожар», а уже в наши дни режиссер А. Тизенгаузен снял документальный фильм-расследование «Пожар в гостинице «Россия».

Официальной причиной пожара в гостинице «Россия» был объявлен не выключенный из сети паяльник в помещении радиоузла. Неофициальных версий много, в том числе – поджог и террористический акт, тем более что в ту же самую ночь в Москве горело здание издательства газеты «Правда», а незадолго до этих событий, 8 января 1977 года произошел взрыв в московском метро, к которому была причастна группа армянских националистов. Впрочем, эти версии до сих пор остаются неподтвержденными. Достоверно одно - «пожар века» вписал славную страницу в историю Российской пожарной охраны. Не случайно на правом крыле здания ГОЧС Москвы есть мозаика во всю стену, на которой изображены пожар в Большом театре 1853 года и пожар в гостинице «Россия» 1977 года - напоминание о мужестве тех, кто боролся с самыми грандиозными пожарами в истории города.

В последующие годы гостиница «Россия» неизменно пользовалась популярностью у гостей столицы, в том числе и иностранных. Тем не менее в апреле 2004 года московское правительство приняло решение о сносе гостиницы. На месте «России» планировалось построить гостиничный комплекс из нескольких 6-этажных зданий с подземной автостоянкой на 2,5 тысячи мест. Конкурс на снос и реконструкцию гостиницы выиграла фирма «СТ Девелопмент».

1 января 2006 года гостиница «Россия» была закрыта, и 29 марта того же года начался демонтаж здания. Первоначально предполагалось, что будет сохранен Центральный концертный зал «Россия», однако 19 октября 2006 года Ю. Лужков принял решение о сносе зала. К концу июля 2007 года здание гостиницы было уже практически полностью демонтировано, а с 1 сентября на месте «России» планируется начать строительство нового здания. Завершится оно предположительно к концу 2008 года – а пока что гостиничное хозяйство Москвы по-прежнему ощущает нехватку мест, которая только обострилась со сносом гостиницы «Россия».

- Это уже не первая попытка разобраться с «Россией». Почему сейчас вновь заговорили о сносе гостиницы?

У каждого здания свой срок службы. Вспомните историю возникновения «России ». В сталинский период в Зарядье велась подготовка к строительству 32-этажного административного здания. Проект, несмотря на закладку фундамента, не был осуществлен. В 1956 году хотели построить 10-этажную гостиницу, но при проектировании высота здания увеличилась. По решению Хрущева в историческом центре возникли сооружения, исказившие облик древнейшей части города. В 1961 году построили Дворец съездов в Кремле, что, кстати, привело к смене архитектора города. Затем появилась гостиница «Россия». Все сводилось к строительству коробки на четыре тысячи номеров.

Нынешний облик гостиницы не соответствует соседству с Кремлем. Массивный объем исказил характер городского ландшафта в долине Москвы -реки, сократив визуальные раскрытия Кремля и Китай -города. Другой аспект - неэкономичное использование земли и необходимость размещения здесь гостиницы более высокого класса. И еще одна проблема - автостоянки. Все эти недостатки мы хотим ликвидировать. Это федерально-московская программа - Кремль поддержал идею сноса гостиницы. Скоро проект представят на утверждение мэру.

Что будет на этом месте - неизвестно

- Значит ли это, что нашелся инвестор, готовый взять на себя расходы по сносу отеля и новому строительству?

Интерес к этому проекту стал проявляться после первых публикаций о сносе гостиницы. Сейчас по «России» ведется первый этап работы. Я бы назвал его фор-проектом, который мы никому не показываем, потому что сами должны понять, что мы хотим.

- И что же вы хотите?

Разобрать «Россию». Именно разбирать, а не ломать, как «Москву». Мэр предложил использовать панели, которые находятся в хорошем состоянии. Новые здания будут не выше пяти-шести этажей. Ведь сегодня объем «России» явно «давит» и на Красную площадь, и на собор Василия Блаженного. За основу можно взять и ГУМ, и Средние торговые ряды, и исторические параметры Гостиного двора.

- Определились со стилем?

Кремль должен доминировать в панорамах по цвету, по силуэту, по деталям. А новая застройка - нечто среднее по этажности, пластической насыщенности, с учетом местоположения. Это должна быть каменная архитектура - не стекло, не хай-тек, не железо. За основу надо взять утраченную планировку Зарядья, которая умещалась между Варваркой и набережной. Но не повторять ее, а увязать все, что имеем сегодня выше Варварки.

Около собора Василия Блаженного может появиться гостиница высокого класса. В основном территория будет выполнять гостиничные функции. Первые этажи - нежилые, дворы перекрыты атриумами. Всего - порядка восьми кварталов. Причем они будут не только прямоугольные, но и с прежними историческими поворотами. Между Варваркой и набережной есть большой перепад рельефа. Благодаря этому под кварталами, повторяющими межевание территории, можно разместить два сплошных наземных уровня. Они займут всю площадь. Эти два уровня превратятся в общественное городское пространство, где найдется место и кинотеатру, и концертному залу. Наверху - гостиничные кварталы высотой не более пяти этажей, ближе к Кремлю - максимум шесть, внизу - два взаимосвязанных пространства с общегородскими функциями для прогулок горожан. Причем это сооружение будет не выше Варварки. Тут планируется разместить двухуровневую стоянку вместительностью более чем тысяча машино-мест. Предполагается также воссоздать дальше стену Китай-города по Китайгородскому проезду и завершить двумя историческими башнями, которые были здесь раньше. Может, восстановим еще одну церковь. В целом площадь застройки получается четыреста тысяч квадратных метров. Считаю, это оптимальная величина, которая даст паркинг и всесезонное городское пространство, в котором можно гулять в любой дождь и снег.

Строительство завершат через три-четыре года

Думаю, да.

Проект только прорабатывается, а недовольные уже появились...- Так всегда бывает. Любые градостроительные действия не бывают безразличны окружающим. Я даже боюсь такого безразличия. Но, думаю, снос «России» - тот самый случай, когда проект не вызовет критики в обществе. К тому же в «Россию» никто не собирается вкладывать бюджетные рубли. Будем привлекать инвесторов.

- На сколько потянет этот проект по объему инвестиций?

Всем кажется, что проект выгоден. Ничего сложного нет. Никаких уникальных конструкций. Такие здания мы строим за два года. Думаю, весь комплекс с учетом проектирования будет завершен за три-четыре года.

- Так и подмывает спросить, что следующее? Какое известное здание?

У нас нет цели уничтожить все гостиницы. Получилось так, что советские гостиницы с трудом переходят в нашу новую жизнь. Проще с построенными в XIX веке, такими, как «Националь», «Метрополь», «Центральная». И тогда, и сейчас у нас капитализм, который сам регулирует, что и где строить в рамках того, что разрешено. Никто не будет держать трехзвездочную гостиницу в том месте, где больше дохода принесет пятизвездочная.

А ВЫ ЧТО ДУМАЕТЕ?

Нет больше «Интуриста», «Москвы», «Военторга ». На очереди «Россия». Надо ли сносить здания из прежних эпох, меняя их на новые? Ваше мнение вы можете высказать во вторник, 6 апреля, по тел. 257-34-35 или по адресу [email protected].

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

Дело не в сносе гостиницы «Россия» и не в том, как она смотрится на фоне Кремля. Дело в том, что предполагаемый снос здания демонстрирует наплевательское отношение к москвичам. Почему бы не дать это жилье молодым специалистам, выпускникам вузов? Тысячи молодых образованных москвичей снимают частные квартиры. Почему бы не поселить их около Кремля за умеренную плату? Правила проживания (швейцары, служба безопасности...) должны остаться гостиничными. Разрушать пригодное жилье в стране, где жилье - это проблема номер один, просто неэтично. Архитектура тут ни при чем. Главное достояние нации - это люди, а не дома. При наличии множества красивых зданий Россия остается на уровне развивающихся стран, потому что об уровне жизни судят не по красоте театров и фонтанов.

Тина КЭНДЖИН. Канада.

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

В январе стало известно, что на пустыре на месте снесенной гостиницы «Россия» будут делать парк и, возможно, киноконцертный зал — эту идею поддержал тогда еще премьер-министр Путин. Но что именно будет устроенно и как это будет выглядеть, известно не было, и Москомархитектура решила узнать общественное мнение: полтора месяца чиновники собирали предложения по развитию территории на месте «России» — любой желающий мог прислать свой вариант. Из них отобрали 118 заявок от архитекторов, выставили их в «Доме на Брестской» и вывесили на сайте Москомархитектуры — до 6 апреля за понравившиеся проекты можно проголосовать . Имена авторов скрыты за шестизначными номерами, среди проектов — сад экзотических растений, парк отечественной истории, концертный комплекс в виде пасхальных яиц и еще масса как очень странных, так и более-менее реалистичных предложений. Гарантий того, что какой-то из этих проектов будет воплощен в жизнь, нет, но власти собираются учитывать предпочтения москвичей при благоустройстве этой территории. «Афиша» отобрала десять вариантов того, как могло бы выглядеть Зарядье.

Парк «Реки времени»

Авторы проекта предлагают создать на месте гостиницы сеть каналов, которая будет отражать историческую сетку переулков Зарядья — района, находившегося раньше на месте «России» и уничтоженного в 1930-х годах. Назвать их хотят так же, как и не существующие уже переулки: Псковский, Кривой, Мокринский и т.д. Псковский, по планам авторов, будет вливаться водопадом в Москву-реку. Набережные всех каналов станут исключительно пешеходными, летом по каналам можно будет плавать на лодке, а зимой — кататься на коньках. На оставшейся территории планируется сделать цветочный газон, посадить декоративные кустарники и построить концертный зал — подробностей о нем авторы не сообщают.

Топиарный парк «Россия»

Авторы этого проекта предлагают накрыть проезжую часть Москворецкой набережной озелененной пешеходной платформой, тем самым увеличив площадь территории почти на три гектара. На месте гостиницы должен появиться «Зеленый городок» — историческую застройку Зарядья восстановят из художественно подстриженных кустов, а также стекла и хрусталя. Под «Зеленым городком» появится «Зимний парк» — там будет киноконцертный зал на 3500 мест, а также площадка для карнавалов и «творчества уличных художников». Кроме того, на поверхности авторы проекта предполагают сделать водоем под открытым небом с прозрачным дном — смотреть на плавающих людей можно будет снизу вверх из «Зимнего парка».

Парк с башней Татлина

На территории Зарядья предлагают возвести башню Татлина высотой 180 метров — ту самую, которую художник предлагал построить в Ленинграде в честь III Интернационала, но которая так и осталась проектом. Под башней будет открытый амфитеатр для концертов. Кроме того, на территории гостиницы авторы проекта хотят создать парк круглогодичного использования — земля будет все время подогреваться за счет теплого подземного уровня. У западной границы парка появится новая станция метро «Зарядье».

Парковая зона с панорамным комплексом «Мир»

Центральное место в этом проекте занимает панорамный театр «Мир», напоминающий Землю в лепестках цветов, — там будут идти 3D-постановки, воссоздающие события из истории России и древнерусских легенд. Экран в зале расположен по всему периметру, а подиум с сидениями крутится вокруг своей оси. По ночам парк с театром будут зловеще светиться.

Парк в стиле Кандинского

Этот парк, по задумке авторов, должен напоминать москвичам полотна Кандинского и стать любимым местом тех, кто устал от серого города. На территории парка появятся 4-х и 6-этажные выгнутые административные здания и распластанные концертно-музейные блоки — музей «Зарядье», залы этноджаза, станковой живописи и авангардного театра. Кроме того, среди объектов обновленной территории значатся еще лес романтических свиданий, площадь «Приют скейтера» и Гайд-парк.

Офисный центр

Этот проект — единственный, где на территории гостиницы не предполагается парк. Автор считает, что пробираться из жилых домов через магистрали мамы с колясками не станут и вместо парковой зоны на месте «России» нужно сделать офисный центр из пяти корпусов с огромной подземной торгово-развлекательной галереей. По мнению автора, подстраиваться под низкую историческую застройку вокруг Зарядья нет необходимости и каждый корпус должен быть высотой 120 метров.

Сад с цветами

Почти всю территорию Зарядья планируют занять двумя комплексами в форме цветов, облицованными состаренным кирпичом. В одном будет концертный зал, в другом — музеи и выставочные пространства. В прозрачных крыльях зданий расположат зимние сады, которые будут разбиты на разные аллеи — зоны берез, голубых елей и экзотических растений. Среди деревьев разместят кофейни и рестораны. Фасады зданий будут зеркальными, поэтому в них будет отражаться сад, окружающий концертный комплекс.

Парк экзотических растений

В Зарядье предполагают сделать вечнотеплую зону — для этого территорию нужно накрыть колпаком, под которым спокойно будут расти пальмы, кактусы и орхидеи и расположится открытый амфитеатр. Там же хотят сделать арт-объект — восстановить контуры разрушенной части Китайгородской стены из металла, окрашенного в белый цвет. Людям, находящимся внутри купола, вид на реку будет открыт, как обычно, а ночью этот купол будет красиво подсвечиваться.

Парк из хохломы

Авторы этого проекта вдохновлялись хохломской росписью — водоемы, светомузыкальные фонтаны, галереи и концертный зал, часть которого находится под землей, выполнены в форме цветов, стеблей и ягод. На территории этого парка появятся велосипедные дорожки, а над ними — пешеходные мосты, с которых будет открываться вид на кленовые массивы. В Зарядье планируют разместить также центр современного искусства и астрономическую обсерваторию.

Парк в яйцах

Как пишут создатели проекта, их парк — пародия на русскую самобытность. Бары, рестораны и концертный зал они планируют разместить в растянутых пасхальных яйцах, как бы лежащих на мешковине, — на самом деле это металлическая сетка, которая в жару будет защищать посетителей парка от солнца, а зимой — от падающего снега. Подо всем этим будет подземный паркинг на 1500 автомобилей.


Проект Д.Н.Чечулина ("выдающийся советский зодчий, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР, народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, главный архитектор Москвы"). От его фамилии даже глагол был образован. "Отчечулить". Отчечулил Москву он изрядно.
Высотка предназначалась для Наркомата тяжелой промышленности.

Проект отчечуленной Красной площади:


Фото 1930-х гг. Снос Зарядья. На первом плане ц.Николы Мокрого в Зарядье.

Фото нач.1950-х гг. На заднем плане - строительство высотки. Вид с Варварки.

Зарядье радостно снесли. Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели (позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках). Но умер Сталин и стало не до высоток (я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте).

Фото сер.1950-х. Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки.
Датировка "1964 г." ошибочная. Мачта ЛЭП видна, а их в кон.50-х демонтировали. Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали (см.выше), но к 1964 г. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. каркаса уже нет.

Началась борьба с "излишествами в архитектуре". Строить начали стекло-бетонные сараи.
И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки. Архитектором позвали всё того же Чечулина .
А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.


Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г.

Следующим шагом был проект эстакады к строящемуся зданию гостиницы "Россия", которая должна была соединить транспортную стоянку гостиницы "Россия" с Театральной площадью. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св.Анны, что в Углу.


Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы. И строительный забор. Там скоро поднимет свои этажи гостиница "Россия".

Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной:


Первоначальный проект Чечулина. Визуализация.

Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа - все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей (а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания).


Воплощённый проект.

Фото нач.1960-х гг. Три в одном: слева - реставрация "оставшихся в живых" памятников архитектуры,
в центре - руины Зарядья, справа - возводимое здание гостиницы "Россия".



Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".



Фото 1964 г. Jacques Dupâquier


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1966 г. из архива В.Царина. Ц.Максима Исповедника на Варварке и почти достроенная гостиница "Россия".



Фото 1966 г. А.Л. и А.А.Зиловых.

Архитекторами «России», помимо Д.Н.Чечулин, стали А.Ф.Тархов, В.А.Лебедев, В.В.Лукьянов, В.А.Мазурин, П.П.Штеллер, Н.Д.Чекмотаев и И.А.Чекалин.
В плане гостиничный комплекс представлял собой замкнутый четырехугольник высотой 12 этажей, стороны которого ориентированы по сторонам горизонта, с врезанным в него по центру Северного фасада высотным башенным объемом высотой 23 этажа. Первоначально в верхней части высотной части был расположен ресторан «Фонарик» на 3800 мест. Проектная вместимость гостиницы – 5890 чел. Весь комплекс после открытия состоял из трех ресторанов, многочисленных кафе, баров, буфетов, двухзального кинотеатра "Зарядье" (на 750 мест каждый зал), концертного зала (на 2600 мест), бани с бассейном, прачечных, телефонной станции, магазина и других помещений. Конструктивная схема здания имела в своей основе сборный каркас с крупными (на два этажа) панелями наружных стен и перекрытий. В отделке интерьеров вестибюлей и ресторанов были применены разные сорта естественного камня – гранита и мрамора.
Открыта гостиница была в 1967 г.


Фото кон.1960-х гг.

Это был настоящий советский отель с правилами внутреннего распорядка, с запрещением гостям пребывать в номерах после 23-00. Социалистическое общежитие охраняли коридорные, милиция, швейцары и агенты КГБ, выступавшие в роли полиции нравов…

Главная забота работников «России» на протяжении первых 20 лет – участники партсъездов. Делегации жили компактно, что, как справедливо считалось, "способствовало поддержанию дисциплины". Члены Политбюро ЦК КПСС и лидеры республиканских партий размещались отдельно, а вот секретари обкомов, не говоря уж о горкомах и райкомах, чувствовали себя в «России» действительно как дома. Живали здесь и иностранные партбратья – гости съездов, но опять же без своих вождей.


Фото 1980-х гг.

В перерывах между съездами (помимо коммунистических, естественно, «обслуживались» комсомольские, профсоюзные и иные, низшие по рангу "форумы") статус "придворцовой" гостиницы также обязывал "держать планку" – гостили командиры социалистической промышленности и советской армии, передовики и победители всевозможных соревнований. Процент заполняемости "России" стабильно держался на ирреальной цифре 105% (освобождаемый ранее оплаченного срока номер немедленно заселялся). "Рядовому" гражданину поселиться в "России" было практически невозможно. Герои вышедшего в 1977 году на экраны блистательного фильма Георгия Данелия "Мимино" стали постояльцами "России" исключительно благодаря тому, что их приняли за делегатов съезда эндокринологов. И были немедленно выселены из гостиницы, когда выяснилось, что к медицинскому форуму ни один из них отношения не имеет.

Кадр из фильма "Мимино".


Фото нач.1970-х гг. Логотип на гостинице ещё старый (заменён в кон.1970-х гг.) и буквы в надписи чёрные.

В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. На момент закрытия гостиница сохранила за собой статус самого крупного отеля Европы и одного из самых крупных в мире. Площадь гостиницы составляет 233.259 квадратных метров (почти 13 гектаров), общая длина коридоров – 8 километров, а общая длина технических трубопроводов равна расстоянию от Москвы до Волгограда. Имелась собственная АТС на 6.000 номеров, около 100 пассажирских и грузовых лифтов. Освещение гостиницы "Россия" обеспечивали свыше 73.000 светильников.
На момент закрытия в отеле было около 3 тысяч номеров:
– 762 одноместных номера, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 11,2 м2;
– 1877 двухместных номеров, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 14,2 м2;
– 228 номеров "полулюкс", состоящих из 2 комнат жилой площадью 30,3 м2;
– 9 номеров "люкс", состоящих из 3 комнат жилой площадью 56м2.


Фото 1970-х гг.

Работали здесь 1320 человек. За одну ночь в "России" могло переночевать население небольшого городка – 4 тысячи 722 человека. За 37 лет своей работы "Россия" приняла и обслужила свыше 11 млн. гостей столицы, в том числе и более 2 млн. иностранцев.

Перечень услуг

Статистика хозяйственной деятельности отеля "Россия" впечатляет. В 2004 году на нужды гостиничных услуг было израсходовано 12 тонн стирального порошка, 5 тонн чистящих и моющих средств, 675.129 кусков фирменного мыла с символикой гостиницы, 5.223 парфюмерных набора, 437.747 флаконов шампуня. В месяц гостиница стирает 108 тонн белья, а за год эта цифра вырастает до 1.286 тонн.
Централизованная бухгалтерия гостиницы состоит из 40 человек, включая и тех, кто стоит за стойками на каждом из четырех входов в отель и центральной кассы. 20 бухгалтеров-кассиров несут свою вахту круглосуточно. Даже на стойках организована работа представителей этой профессии для осуществления срочных расчетов. Это для тех гостей, кто решил выехать раньше времени или ночью.

В 1977 г. в гостинице случилась трагедия. 25 февраля произошёл сильный пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью - есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров.


Пожар в гостинице "Россия". Реконструкция событий.

Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил неотключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 судимы (приговорены к полутора годам и году лишения свободы соответственно), мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой.
Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась невыясненной, на этот счет существует несколько версий, одной из которых считается умышленный поджог огромного здания.

Интерьеры гостиницы:

Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с). Буфет.


Фото 2006 г. usolt (с)

И интерьеры номеров:

Фото 2005 г. dkphoto (с) Двухместный номер повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль.


Фото 2005 г. dkphoto (с)


Фото 2005 г. dkphoto (с)
"Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному?» Агентства явно были местные, как-никак в гостинице действовала весьма строгая пропускная система, а самих таких контор наверняка было несколько, так как, невзирая на резкие отказы, разные дамы звонили по нескольку раз за ночь, что весьма раздражало, не говоря уже о том, что банально мешало спать. В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве – и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал".