Монастырь Jokhang. Пещерный храм золотого дракона и плавающая монахиня Музеи

Храм Джокханг – один из самых известных и почитаемых буддийских храмов в Тибете. Это место посещают паломники и туристы из разных концов света.

Храм построили по приказу царя Сонгцен Гампо в 639 году. Инициатором была императорская жена принцесса Бхрикути, которая считала, что под землей на месте будущего храма сидит тибетская демоница. Чтобы она не смогла восстать, на этой земле и заложили храм.

Изначально храм назывался Раса Труланг – «Магическое проявление Расы», но его переименовали после помещения в здание фигур Будды Акшобья и Джово Ринпоче. Сейчас эти статуи находятся в храме, но неизвестно, являются ли они подлинными.

Храм украшен различными скульптурами и статуями, фресками с божествами, правителями Тибета и ламаистскими святыми. У входа в храм расположена плита с надписью-договором между правителями Китая и Тибета.

Сейчас в храме каждый день проводятся службы. Традиционно с рассвета и до заката паломники обходят весь храмовый комплекс по ритуальному пути (кора), читая мантру.

Пещерный храм золотого дракона (Ват Там Манкхон Тхон, Wat Tham Mankhon Thong), знаменитый аттракционом «плавающая монашка» и своими интересными пещерами, находится на юге от города приблизительно в 8 километрах. Добраться до него можно, поехав по дороге 323 и затем повернув на дорогу 3429. До храма легко доехать на велосипеде или на скутере, либо на машине. Мы приехали сюда .

Из цикла «По Таиланду на машине»

Храм Ват Там Манхон Тхон

Храм находится на холме, к которому ведет красивая лестница. У подножия холма, в окружении китайских павильонов, сидит белый толстячок и удивленно смотрит вдаль

Недалеко от лестницы наверх к храму сидит такой толстячок-добрячок

Познакомившись с ним, пройдитесь налево и направо от лестницы, там вы увидите захоронения урн с прахом усопших

Под горой слева от лестницы — небольшое кладбище

Быть упокоенным рядом с храмом у подножия холма считается почётным делом в продолжение праведной жизни.

Но вернемся к лестнице, недавно отреставрированной и очень красивой. Вспомним, что в названии храма упоминается дракон. Но где же он? Присмотритесь, и вверху лестницы вы можете увидеть его голову

Дракон у входа в храм, а сверху — вытянутая башенка

А вот и он. Красавец, правда?

Пасть дракона, скрывающая длинную пещеру внутри скалы

В пасти дракона!

Но он сейчас с виду совершенно безобидный, об этом свидетельствуют кадки с цветами рядом с его головой.

Нам предстоит зайти к нему в нутро. Обойдите по лесенке слева его голову, поклонитесь статуе Золотого Будды, и вы окажетесь в широкой пасти!

Она отделана гладкой плиткой и по ней приятно прогуляться, посмотрев на сидящих Будд. Потолок нависает над полом и немного сдавливает, сковывает ваши движения. И впрямь, будто дракон вас проглотил

Внутри пещеры в основном зале прохладно

Поспешим скорее вперед, провалившись в горло.

А оно у дракона подсвечено электрическими лампочками, и если вы щедрый, то обязательно заплатите за свой комфорт. Ведь путешествовать внутри дракона в полной темноте – сомнительное удовольствие! Поэтому отблагодарите гостеприимного дракона звонкой монеткой или хрустящей бумажкой!

А горло у него ого-го!

Второй зал хорошо подсвечен

Путешествие внутри дракона

Там даже небольшой алтарь есть и сидит какой-то умудренный опытом старичок. Он внимательно следит за тем, кого принял к себе внутрь дракон, и указывает дорогу, куда вам деваться дальше: отправляться в аппендикс, либо прямиком в желудок

Небольшой алтарь

Один из коридоров заканчивается совсем узкой нишей, в которую человек не сможет пролезть

Желудок у дракона что надо! Мощные камни словно жернова готовы размолоть любую добычу.

Узкий проход между камнями

Ведь немудрено, что желудок у дракона побольше наперстка будет! И сил для игр и роста требуется ох как много! Как же ему помочь? Ответ один: вкусный туристус вульгарис! Но, повезло, дракон то ли пребывал в нирване, то ли просто ему сегодня не до нас, он оказался не голоден, и позволил полазить по своему желудку совершенно безопасно. А лазить там приходится словно акробат: пригнувшись, на корточках, и чуть ли не ползком

Внутри пещеры в дальних камерах не очень уютно

Выползая их желудка в кишечник, приготовьтесь к физическим упражнениям на растяжку всех групп мышц. Кишечник оказался образцово-показательным, но задерживаться здесь как-то не хотелось, ведь дракон мог проснуться в любой момент!

Скудное освещение гонит быстрее вперед

А что это торчит наружу? Ба, да это же металлическая лестница! По которой целый и здоровый исследователь вылезет из дракона на свет божий. Кто же её вставил в попу дракону? Но лучше не задумываться об этом, а скорее вылезать!

Выход из пещеры — по вертикальной металлической лестнице

Вышли наружу

И придется сильно постараться, так как дракон опочивает попой кверху, а потому придется постараться, если вы хотите выбраться наружу. Вышли и сразу отходим подальше, вдруг кто ещё из дракона полезет!

А снаружи так тепло и комфортно, и даже холодильник тут как тут. Может дракон иногда в него заглядывает? И запивает водичкой

Холодильник для монахов и кулер для всех желающих

А вот эти товарищи выглядят совершенно спокойными. Ведь точно знают режим труда и отдыха дракона, а также график его питания.

Местные жители тоже приходят в гости к Дракону

Они нам сообщили, что сегодня он уже ел, и потому мы зря волновались. Так что расслабляемся и смотрим что тут есть ещё. Вот, например, есть китайский павильон

Дешевые авиабилеты в Бангкок смотрите на сайте Aviasales >>

13.9850712 99.5167999

Jokhang (Дом Будды) - первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы. Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая - в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.
Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы - синмо. Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари - это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.
Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи. Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche . Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин. Это ритуальное сердце Джокханга. По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.


Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека. Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э. сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем. Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.


Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками. На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче - деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей. У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай - и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек. Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея

Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и тайн», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии.

Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам - «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.

В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.

Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.

Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу - город Лхаса.

Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером, в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса. В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.

Джуконг («Дом господина») - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.

Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и с маленькой подковкой.

Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.

На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам сотни тонн чая в качестве субсидии.

Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.

Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.

Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.

Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.

Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.

Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.

В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.

В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра - «Обиталище Великой колесницы».

Монастыри в Тибете - это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы - на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз - сэра, отсюда и его название.

Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого бодисатвы Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалокитешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай - Сукавати.

Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.

Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.

Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.

Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере в окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.

Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.

Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к головам избранных знатных людей. Только после возвращения из Лхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.

Славу монастыря Сэра составляют и ритоды - уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих ритодах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет. Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.

Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.

Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня - большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.

Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ - на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут - «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления - «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».

Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан - ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, а на листьях - изображения буддийских божеств (Львиноголосого, Ямантаки, Махакалы и др.).

Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен - ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цзонхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.

Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы нести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь осветить им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея - Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые годы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом будет развеяна и печаль матери.

Со временем возле этого чортена поселились монахи, число которых быстро увеличивалось - по мере распространения славы о чудесном дереве и воздвигнутом над ним чортене. Впоследствии чортен облицевали плитами кованого серебра и возвели над ним обширное здание с позолоченной крышей. В нише чортена покоится золотое изображение Цзонхавы, под которым на мраморной ступеньке установлены маленькие чортены с прахом лам и постоянно горящие светильники.

У самого входа в храм растет высокое сандаловое дерево: рассказывают, что у него один корень с тем священным деревом, которое находится теперь внутри чортена. От семян священного цан-дана, занесенных на дно оврага, уже выросла целая роща. Листья с этих деревьев, растущих среди дикого лука, монахи собирают и тщательно высушивают. Они обладают целебными свойствами, поэтому их охотно покупают многочисленные паломники, заваривают их и пьют настой - верное средство от многих болезней (особенно незаменимы листья при трудных родах).

В монастыре Гумбун есть четыре дацана - богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.

С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я - здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.

Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.

Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.