Храм Хатшепсут в Луксоре — заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри. Храм царицы Хатшепсут или почём Минута славы Храм хатшепсут луксор

Ассоциируется не только с его отличными пляжами и курортами Красного моря, но и знакомством, с великой историей этой страны, ее пирамидами, храмами и древними городами. Сегодня мы расскажем вам об удивительной достопримечательности Египта - Храме царицы Хатшепсут.

Храмовый комплекс Хатшепсут находится у подножия высоких скал Дейр эль-Бахри. Но это место необычно не только тем, что отличается от прочих египетских храмов, а тем, что он посвящен женщине-фараону – владыке Египта. Стоит немного рассказать об этой исключительной аристократке древности, чтобы понять, что могло подвигнуть ее на столь амбициозный проект. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса Первого от царицы Яхмес, а также сводной сестрой и супругой фараона Тутмоса Второго. Муж ее правил недолго – примерно, семь лет, но отказаться от власти в пользу царского наследника Тутмоса Третьего - сына фараона от его младшей жены – Исиды, гордая и властолюбивая женщина, познавшая прелесть власти, не смогла. Кроме того, наследник был еще очень мал, поэтому Хатшепсут провозгласила себя его регентом. Но так как не хотела делить власть, вскоре, назвалась единственной и полноправной владычицей всего Египта. Царица Хатшепсут правила пятнадцать лет, эти годы были очень яркими в истории Египта, женщина смогла показать себя талантливым правителем, военачальником: было несколько победоносных военных кампаний в Азии, Нубии, осуществлена экспедиция в Пунт. Чтобы увековечить великие моменты своего правления, Хатшепсут решила возвести громадный заупокойный храм в свою честь, чтобы его здания, памятники и стелы, напоминали о ней через века.

В те далекие времена, было в порядке веще, возводить заупокойные храмовые комплексы, еще при жизни их будущего владельца. Строительство своего храма, царица Хатшепсут, доверила архитектору Сенмуту. Место было выбрано в Дейр эль-Бахри, рядом с храмом Ментухотепа Первого, который был родоначальником восемнадцатой династии египетских фараонов. Этот выбор места был символичен: таком образом, Хатшепсут подчеркивала личное право на египетский трон.

По окончанию строительных работ храм Хатшепсут в Египте, превзошел все известные на тот период сооружения по всем параметрам: размерам, архитектуре, украшению. Согласно установленных традиций по возведению заупокойных комплексов, храм стоял на границе пустыни и орошаемых земель, к нему вела процессионная дорога, длиною в тридцать семь метров, которую по обеим сторонам охраняли сфинксы из песчаника, раскрашенные яркими красками, они имели головы Хатшепсут, в образе бога Осириса. Перед храмом разбили сад из деревьев и кустарников, вырыли два священных озера, имевшие «Т-образную» форму. Храм был венцом инженерной мысли древних египтян: его вырубили в известняковой скальной породе, он имел три огромные террасы, расположенные одна выше другой. На каждой террасе был открытый двор и крытые помещения с колоннами, портики которых уходили в толщу скалы.

Ярусы храма соединяли пандусами - наклонные дороги, заменявшие лестницы. В давние времена на террасах росли цветы, деревья и были пруды. Самую нижнюю ступень ограждала стена, украшенная соколами. В конце этой террасы были размещены львиные фигуры и статуи царицы Хатшепсут. Тут же были выбиты изображения военных парадов и строительных работ тех времен. Второй ярус в Храме Хатшепсут в своих рельефах повествует о жизни этой царицы: об организованной ей экспедицией в страну Пунт, находящуюся в восточных африканских поселениях. Лестницу украшают фигуры кобр, на спинах которых сидят соколы, это символичные изображения: кобра – символ Верхнего Египта, сокол – Нижнего Египта, а все вместе - единство государства Египет, под властью фараонов. Тут также имеются сфинксы. Верхний ярус был местом проведения священных ритуалов. Вход в святилище Хатшепсут в те давние времена, украшал портик со статуями царицы, они были настолько огромны, что их видели с проплывающих по Нилу кораблей. Сразу за входом находилась сложнейшая сеть скальных подземных залов, богато украшенных золотом, серебром. Тут опять стояли статуи Хатшепсут, в образе бога Осириса. В храме царицы Хатшепсут было две сотни статуй, из них, сто сорок - сфинксы. Храмовые скульптуры представляли царицу в трех ипостасях: как фараона, как Осириса и как сфинкса. Огромное внимание древних ваятелей уделялось точному воспроизведению черт лица и образа царицы, благодаря этому, в наше время был точно воссоздан ее облик.

К огромному сожалению, красоте и великолепию Храма Хатшепсут существовать пришлось недолго. К власти пришел истинный наследник – Тутмос Третий, и приказал уничтожить все напоминания об фараонше-узурпаторше. В храме Хатшепсут все скульптуры разрушили и закопали неподалеку. По царскому приказу переписали официальные хроники, чтобы уничтожить имя царицы, его заменили на имена Тутмоса Третьего и его предшественников, все дела и постройки царицы тоже были приписаны ее преемнику. Несмотря на разрушения, храм остался важным культовым центром страны, на его террасах хоронили представителей знатных семейств жрецов Амона. В период властвования греков и римлян в храмовом святилище у скал Дейр эль-Бахри, с образами Амона вырезали изображения мудрецов и целителей тех времен - Имхотепа и Аменхотепа. Сюда стекались паломники за исцелением от болезней: они верили в святость этого места. По сей день, на стенах храма видны старинные надписи – просьбы об исцелении от болезней, избавлении от страданий. Во времена раннего христианства, храм Хатшепсут был коптской церковью, но затем пришел в упадок, и стал руинами.

Прошло много столетий, когда кропотливый труд археологов, позволил точно восстановить картину былого великолепия и величия погребального храма Хатшепсут, провести его восстановление, реставрацию и представить для знакомства туристам и почитателям египетских древностей. Все началось с изучения руин Эдуардом Навиллем в 1891 году. Поначалу, он даже и представить не мог, что храм Хатшепсут удастся восстановить, так как огромное количество фрагментов скульптур и рельефов были утрачены и вывезены за пределы страны. Но, в 1961 году польскими реставраторами было принято решение, начать восстановление погребального комплекса: они год за годом, собирали утраченное, по крупицам складывали все в единую картину. Благодаря их стараниям, храм снова обрел третью террасу, откуда на путешественников гордо взирают пилястры царицы Хатшепсут. Но реставрационные работы не закончены, впереди еще достаточно работы. Тем не менее, туристы могут посетить храм Хатшепсут в Египте в любое время.

Храм Хатшепсут (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, - Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет - с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут - это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне - поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

Адрес: Desir al-Bahri, Thebes, Luxor

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.









Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.

Вторник, 28 Мая 2013 г. 14:35 + в цитатник


Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.


Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.


Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой


Тень фигуры Хатшепсут, докладывающей Амону об успехе экспедиции