Путешествие из черногории в сербию. Из Сербии в Черногорию на поезде

Бар (Сутоморе) -Ужице Первый поезд отправляется из Бара в 07.10 утра, прибывает в 15.25. Второй поезд — из Бара в 16.50, в Ужице прибывает в 01.05. В принципе, это тоже возможный вариант. Тогда просто придется ночевать в Ужице. Рекомендую в 5-ти минутах ходьбы от автобусного и жд вокзала, которые расположены совсем рядом, Hostel Uzice. Номер на двоих (3-местный) со своим душем и туалетом обошелся за ночь в 25 евро, оплата наличными. Мы воспользовались этим вариантом на обратном пути, поскольку приехали утренним поездом, а возвращались ночным. От вокзалов (если они за спиной) надо идти налево, согласно стрелочкам с указателем «Hostel», они приведут в нужное место. Итак, оставив основной багаж в Петроваце у хозяина апартаментов, где мы останавливались, в 6.30 утра с двумя рюкзачками мы отправились в Бар. Тот же хозяин Марко и отвез нас прямо на вокзал, где мы купили билеты и благополучно сели в поезд. Почти всю дорогу мы фотографировали сногсшибательные виды, отмечали названия станций и пили вкуснейший кофе в ресторане. В Ужице поезд пришел вовремя, в 15.30. Но, как и предполагалось, рейсовый автобус в Боснию и Герцеговину, куда мы планировали отправиться первым делом, уже ушел. Это подтвердил и оказавшийся прямо на перроне водитель Саша, который предложил доставить нас в Вишеград. Дорога (около 80 км. обошлась в 3000 динар (примерно 25 евро).

Вишеград (Андричград) Сразу в Вишеград мы направились из экономии времени. Ничто не мешало осмотреть его главные достопримечательности вечером по прибытии и на следующий день с утра, до отправления рейсового автобуса Вишеград-Ужице в 11.30, на котором мы собирались вернуться в Мокру Гору. По дороге водитель рассказал нам об интересных местах, которые мы проезжали. Люди среднего и старшего поколения изучали русский язык. И, хоть пару слов, да вспоминают. Отношение к русским туристам очень хорошее: все, к кому мы обращались, старались как-то понять, о чем мы спрашиваем, и помочь по мере возможности. Даже подвыпившие подростки. Часто можно было слышать «мы братча», — это было очень приятно. Вишеград же нас заинтересовал из-за того же Кустурцы: здесь он построил в память о писателе, лауреате нобелевской премии Иво Андриче, комплекс, названный Андричград. Там есть православная церковь святого Лазаря и косовских мучеников (они погибли в бою за независимость Сербии от османов). Нельзя пройти мимо мозаики с изображением членов организации «Млада босна», — Иво Андрич в молодости входил в нее. Именно эта организация организовала покушение на эрцгерцога в Сараево, что явилось началом 1 мировой войны. Помните начало «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека? «Стало быть, укокошили Фердинанда-то нашего!», — сказала Швейку его служанка. Как раз к столетию этого события было приурочено открытие Андричграда в 2014 году. Пивная Швейка, кстати, там тоже имеется. Есть и книжный магазин «ИЛИ-ИЛИ», названный так же, как одна из книг датского философа Сёрена Кьеркегора, которым увлекался Иво Андрич. В Андричграде поужинали в симпатичном ресторанчике (цены очень приемлемые по сравнению с той же Черногорией), а вообще там множество мест, где можно недорого и вкусно перекусить.

Наконец нашла время написать о поездке в Сербию. Я отправилась в Златибор и Белград просто за компанию с приятелем и чтобы отдохнуть от работы. Не болтать три дня одно и то же на экскурсиях как робот - это прекрасно:))) Уехала я с 27 по 29 августа, кому интересен мой маршрут - вот вам ссылка на ГуглМэпс .

С раннего утра и до позднего вечера я работала - у меня была экскурсия на Дурмитор + рафтинг. Уже вечером в Жабляке я попрощалась с туристами и поехала в сторону соседней страны. Сначала казалось, что все идет против нас - полил дождь стеной, мое сиденье в авто стало дико нагреваться, а где выключить не соображали (потом разорвали провода под сиденьем), мой приятель забыл часть документов на машину дома... Но пересекли границу в 3 секунды, дождь прекратился и настроение приподнялось! В Златибор мы приехали в 12 ночи, поселились в отель, тыкнув "пальцем в небо", и пошли искать еду. И тут дела обстояли плохо. Вроде и горный курорт, а ночью обменники и рестораны не работают, только точки фастфуда были рады нас видеть. Украшают их забавно - и в Сербиии, и в Черногории громоздят из овощей смешную конструкцию:))

Утром в 8 часов мы уже прогуливались у Златиборского озера, именно здесь в ресторане 4 апреля я праздновала свой день рожденье. Но тогда лежал снег (). В Златиборе летом тоже прекрасно - свежий горный воздух, отсутствие адской жары, поэтому сербы в викенд приезжают в этот регион массово, как и зимой.

У озера есть сбоку кондитерская FENIKS, всем советую сюда зайти на блинчики. Размер порции вас поразит. Я утром взяла сладкий блин с ягодами и сливочной подливкой.

Слюноотделение гарантировано! Есть "Феникс" и с другой стороны озера. 1 евро = 120 сербских динар.

Я выгляжу счастливой! УРА! Обожаю менять обстановку. Неважно, что я снова ехала и ехала, зато большую часть пути молчала и отдыхала морально. Сейчас я посадила голос, из-за того, что перенапряжение, много рассказов с утра до ночи, недосыпы. Проработав на радио 6 лет, у меня такого не было. Как вернуть голос? Наверное, отдохнуть неделю в лесу и помолчать, что и собираюсь сделать в во второй половине осени.

Большая часть Балкан выглядит так - рыжие крыши и малоэтажные домики

В больших городах экология испорчена, работают заводы, мне дышать в Сербии было тяжело, уже привыкла к черногорской чистоте, отсутствию пыли и вони.

Пауза на воровство кукурузы

Сербия у меня ассоциируется не с Кустурицей, а с полями кукурузы и тракторами, их там тьма! С подобной фотки я начинала , где была в день рожденье. Кстати, сам режиссер сейчас снимает фильм на трассе от Требинье до Мостара, видела несколько раз.

Трактор стоял у придорожного кафе, где я заказала кофе и домашнее кислое молоко, что-то типа простокваши. А кофе по-турецки я стала пить только на Балканах, раньше этот напиток ненавидела. Обалканилась!

Черногорцы по утрам в кафе всегда читают газеты, это ритуал! Первая страница привлекла заголовком, что Сербия арендует полигон в Черногории тестировать какие-то танки. Не очень поняла, почему в ЧГ... В самой Сербии полей, лесов и гор что ли не хватает?

В Балград заезжали по моим подсказкам, используя приложение Maps.me

На футбольном стадионе Земун я была на встрече в ресторане (не моей). Пришлось за минуту до нее переодеться в машине из шорт и майки в платье с бусами и подкраситься:))) Если будете голодны в районе Земун, рекомендую домашнюю кухню ресторана, прям очень-очень!

Потом были еще встречи, а вечером прогулка по Белграду и небольшой шоппинг в ТЦ "Ушче"

За моей спиной красивое здание, как я поняла, городская больница

Вечером поужинали в прикольном ресторане Lorenzo & KaKalamBa . Прикольнее заведения в Белграде я еще не видела. К сожалению, батарея Айфона умерла, я не пофоткала. Но там и терминатор стоит, и овцы вверх ногами к потолку прилеплены... Туалет тоже креативный. Вот их галерея на сайте . И адрес на ГуглМэпс .

Там висит карта, где посетители отмечают, откуда они приехали в Белград

На следующее утро я пошла в книжный магазин купить книгу Эмира Кустурицы. Первую "Смерть - непроверенный слух" я нашла бесплатно в Интернете, а вторую пришлось купить. Решила читать на языке оригинала. Вторую книгу купил мой приятель, я сначала ухахатывалась с банального описания "Как легко обогатиться, ездить на Феррари, быть с самой красивой женщиной и при этом не заниматься политикой?" Оказалось, автор книги - его знакомый, пишет шпионские романы с долей вымысла и с частью правды, хорошо зная Балканы и какие политические игры тут творятся. Я надеюсь, вы в курсе про происхождение героя Джеймса Бонда? .

Днем я решила развиртуализироваться с Олегом, который живет в пригороде Белграда. Давно его читаю и вам рекомендую - olegdo . А еще он ведет полезное сообщество - drustvo_balkan

Он был с супругой, повез нас к старинному платану, которому 180 лет. Тут Милошев конак и ресторан. Платан держится на 17 металлических столбах, к которым прирос. Потрясающее зрелище! Про парк Топчидер, где растет это чудо-дерево, .

Чем занять себя в Белграде, если ты совсем не думал туда попасть и ничего не планировал? Пойти в зоопарк, год назад была там с дв. сестрой. Я писала интересные факты .

Поскольку Белград - Белый город, поэтому сюда привозят зверей белого цвета со всего мира.

Семейство белых львов я разгневала своими кривляниями, пришлось бежать

Есть тут и зеленые представители фауны

На третий день мы выехали в 6 утра и очень долго ехали, остановившись множество раз на кофе и обед:))) Также купили гляняные посудинки

Эх, почему у меня нет своего жилья до сих пор? Посылаю просьбу в космос!

На обратном пути снова остановились в Златиборе. Тут встретилась машинка "Юго", одна из самых худших в мире.

И еще воездеход Пинцгауэр - единственная машинка в югославской армии, ездившая на бензине.

В Златиборе снова были блины, на этот раз взяла с курочкой. Обожраться этой порцией можно!

Красиво тут и уже воздух чистый

Какое красивое озеро с пляжиком!

Называется Златарское озеро

Первый большой город в Черногории на пути - Плевля

Считается городом с самой ужасной экологией в стране. Черногорцы еще не видели России:)) Это один из крупнейших промышленных центров Черногории. А еще живет за счет наркоторговли. Слышала, что его пара жителей полностью спонсирует все в городе - крупный бизнес, рестораны, дискотеки и т.д, дает людям рабочие места, от того и живут они неплохо. Домики очень приличные там. Как мне рассказывали, этих наркоторговцев сажали в тюрьму и весь город писал письма с просьбой их выпустить. Здесь приличная часть населения - мусульмане.

Инфа с Википедии:
В Плевле добывается 100 % всего черногорского угля, добычей занимается АО «Рудник Угля». Из-за близости энергоносителей, в городе расположена единственная в Черногории тепловая электростанция. ТЭС «Плевля» ежегодно производит до 950 ГВатт электроэнергии, что покрывает 25 % потребности Черногории в электричестве. В муниципалитете ведётся добыча олова и цинка. Так же Плевлe — основной центр деревообрабатывающей промышленности Черногории.

А дальше была табличка - Нацпарк Дурмитор , и мы сделали паузу на кофе у моста Джурджевича. Мой приятель тут никогда не гулял пешком, хотя проезжал его неоднократно. А потом мы поехали в Жабляк, забрались на панораму Чуревац, обьели много кустов с черникой и малиной в лесу, вкусно поужинали в каком-то клубе пенсионеров (ресторан шифруется от налогов).

И лишь в 22:00 я была дома в Будве. Встречала меня мама, прилетевшая утром, и сошедшая с ума от одиночества кошка:)) Обожаю внезапные поездки, без плана, просто в собственное удовольствие, когда можно наслаждаться тишиной или музыкой, елками за окном или кофе в любом придорожном заведении. Следующий подобный отдых для души и тела у меня получится в октябре. Уже мечтаю, сплю и вижу:)

Подписывайтесь на меня и следите за новыми фото, видео и постами в ЖЖ.

Сербия и Черногория - два независимых государства, которые раньше тесно сотрудничали. Сейчас обе страны привлекают туристов своей природой и достопримечательностями. Ниже мы расскажем об истории сотрудничества государств и особенностях трансфера из Черногории в Сербию.

История

В 2002 году Сербия и Черногория решили сотрудничать в некоторых областях. При этом каждое государство сохраняло свои законы и экономическую систему. В 2006 году правительство устроило референдум о признании независимости Черногории. Большая часть избирателей высказалась за выход страны из союза. В результате власти официально заявили о прекращении существования союза двух стран.

В Сербию из Черногории: общая информация

Сербия находится примерно в 280 км от Черногории. Расстояние между двумя странами по трассе составляет 442 км.

Такая близость привлекает туристов, желающих посетить за одну поездку сразу несколько стран. Почти все они отправляются в Белград - столицу Сербии и старейший европейский город. Белград интересен своей хорошо сохранившейся архитектурой и обилием исторических достопримечательностей.

Для посещения Сербии с целью туризма, транзита, деловой поездки или встречи с родственниками виза не требуется. Российские граждане, не имеющие визы, могут пребывать на территории этой страны в течение 30 дней в любой сезон.

Как добраться

Самолет

Быстрее и проще всего добираться в Сербию из Черногории самолетом. Регулярные прямые рейсы в эту страну отправляются из Тивата и Подгорицы.

Путь в Белград из Тивата с компанией AirSerbia занимает всего 1 час. Полет с Montenegro airlines длится около 40 минут, но стоит дороже.

Стоимость авиабилетов варьируется в зависимости от месяца покупки и даты самого путешествия. Дешевле всего лететь в низкий сезон.

Поезд

Поезд - не самый удобный, но зато довольно бюджетный способ добраться из Черногории в Сербию.

Прямой поезд регулярно отправляется из Подгорицы и прибывает в Белград. Путь занимает примерно 11 часов.

Примечательно, что из черногорского Бара в столицу Сербии отправляются сразу 2 поезда: «Ловчен» и «Тара». Поездка занимает около 11 часов.

«Ловчен» отправляется в ночь, «Тара» - в день. Путешественники рекомендуют выбирать второй вариант, чтобы вдоволь насладиться красотами двух стран во время долгой дороги.

Стоимость проезда на стандартном сидении в первом классе составляет 31,8 евро. Поездка в одну сторону вторым классом обходится в 21 евро. Скидки за покупку билетов туда-обратно не предоставляются. За лежачее место нужно доплачивать. Дети до 6 лет ездят бесплатно. Для пассажиров в возрасте от 6 до 14 лет стоимость билета уменьшается вдвое.

Между первым и вторым классом нет особых отличий. Покупая более дорогой билет, вы проводите весь путь на широком и мягком сидении в просторной кабине. В эконом-классе сидения более жесткие и узкие, а кабина немного меньше по площади. Система кондиционирования установлена в поездах обоих классов, поэтому любая поездка проходит с комфортом.

Билеты можно приобрести только в кассах железнодорожного вокзала. В Белграде это также можно сделать в одном из двух аккредитированных агентств: «Путник Трэвел» или «Wasteels». Продажа билетов в режиме онлайн не производится.

Обратите внимание, что в Черногории за билеты расплачиваются в валюте евро, в Сербии же принимают только динары. Перед поездкой необходимо обменять наличные деньги.

Автобус

Из Черногории в Сербию и обратно регулярно курсируют комфортабельные автобусы. Они отправляются из Будвы, Подгорицы и Бара.

По расписанию автобус проводит в пути 12 часов. Многие туристы жалуются, что он опаздывает из-за внеплановых остановок. Ехать лучше днем, чтобы посмотреть на природные красоты обеих стран.

Как и в случае с поездом, купить билет на автобус можно только на вокзале. Расписание стоит узнавать там же, оно может меняться в зависимости от сезона.

Самые яркие впечатления от нашего наземного путешествия из Албании в Россию и обратно оставила поездка на поезде из Белграда в Подгорицу.

Железнодорожное сообщение между Белградом и портовым городом Бар в Черногории было открыто в 1976 году. Маршрут протяженностью 467 км, из которых 301 км поезд идёт по Сербии с невероятными пейзажами горных и равнинных ландшафтов. По дороге из Албании в Россию мы ехали ночным поездом, а на обратном пути в марте специально купили билеты на дневной поезд, чтобы полюбоваться весенней природой.

Из Белграда поезд отправляется в 9 утра и прибывает в Подгорицу в 19.30. Целый день в пути нас не смущает! В поезде всего 5 вагонов, из них 3 пассажирских, 1 вагон-ресторан и головной вагон машиниста. Стоимость наших 2 билетов в мягком вагоне в одну сторону составила 34,5 евро. Дополнительно можно оплатить около 6 евро за резервацию мест. Нам толком не удалось посидеть на своих местах во время поездки, т.к. мы практически всю дорогу не отлипали от открытых окон, впускающих свежий воздух полей, гор и рек и открыващих перед нами невероятные красоты Сербии...

С зелёных лугов мы попадали в заснеженные горы...

Поезд то и дело нырял в туннели, которых на пути более 200 общей протяжённостью 114 км...

Мы поднимались на несколько сотен метров в горы (максимальная высота 1032 м в черногорском Колашине, именно здесь находится популярный горнолыжный курорт)...

И затем снова спускались на зелёные равнины...

На пути из Белграда в Бар 435 мостов...Поездка захватывает дух!

Фотографии, конечно, не передадут и половины эмоций и чувств, которые можно испытать, проехав на поезде по маршруту Сербия - Черногория. Балканы не перестают удивлять нас своей искренностью, спокойствием и теплотой души...

А это пограничная станция, через пару часов мы прибудем в Подгорицу, откуда отправимся в Албанию.

Многие туристы предпочитают «оттянуться» в Белграде, после чего двинуть на пляжи Адриатического моря – в соседнюю Черногорию. И это правильно, особенно летом. А для достижения этой цели нет лучшего транспорта, чем старый добрый поезд. Почему? Во-первых, поездка на поезде обойдется вам в 3 раза дешевле, чем на самолете. Во-вторых, железная дорога проложена большей частью в горах, поэтому из окон купе вас ожидают такие потрясающие виды, о которых вы еще не раз будете вспоминать.

Кстати, если вам нужно недорогое, но качественное жилье, рекомендую воспользоваться поиском дешевых отелей в Сербии и Черногории.

Итак, приступим к покупке билетов. Для начала определимся, куда именно едем? С большой долей вероятности вы будете выбирать между Будвой и Баром – самыми востребованными черногорскими курортами. Первый славится своей исторической частью и пляжами, второй – более развитой инфраструктурой. Правда, через Будву не проходит железная дорога, поэтому придется выйти на ближайшей к городу станции, и далее добираться на автобусе.


Предположим, вы направляетесь из Белграда в Бар. Для начала вам нужно узнать, в какое время отходит поезд в заданном направлении. Заходим на сайт Сербских железных дорог и, выбрав английскую версию, регистрируемся – w3.srbrail.rs/eticketing/. Снова заходим на сайт, но уже под своими логином и паролем, и видим следующую картину:

На последнюю опцию Purchase tickets (Покупка билетов) не обращайте внимания, данный сервис не работает. Первая опция Train times and prices (Расписание поездов и цены) также бесполезна: необходимо знать точное время отправки поезда. А как его узнать, если мы сами ищем? И тут на помощь приходит средняя опция Seat reservation (Бронирование билетов). Здесь можно оперативно отыскать нужную информацию, и при желании забронировать билеты. Заходим:

Перед нами форма поиска, которую нужно заполнить. Город отправки – Beograd, конечный пункт – Bar, затем желаемую дату поездки. Справа еще есть табличка с выбором класса билетов. Пусть вас не пугает «ассортимент». Как минимум треть будет не доступна. А вообще, если вы едите днем, не заморачивайтесь, и смело берите билеты 2-го класса. Когда мы покупали билеты в первый раз и нам достались места во втором классе, мы опасались, что это нечто среднее между задрыпаной электричкой и плацкартом. На деле оказалось очень приличное купе с шестью сидячими местами, которые могут трансформироваться в раскладушки. Другое дело, если ваш поезд отходит ночью, тут «раскладушками» не отделаешься, и нужно брать полноценное купе, чтобы нормально выспаться. Замечу лишь, что Tourist cabin – это купе с полками, расположенными друг над другом.


Отметив интересующие позиции, жмем кнопку поиска. В результате получаем:

Здесь можно выбрать подходящее время отправки (Departure time), кликнув по нужному направлению. Далее появится дополнение к странице:

«Type of seat» – где хотите сидеть: у окна (window), посерединке (Middle) или с краю (Passage).

«Number of reservations» означает количество билетов. Если берете два с пометкой «window», значит, один человек будет у окна, а второй рядом, посерединке. Чтобы два человека были у окошка, друг напротив друга, нужно бронировать каждый билет отдельно.

«Car transport?» – если вы без машины, а я подозреваю, что так оно и будет, просто оставляете галочку напротив «No».

Обратите внимание , что при выборе опций автоматически выскакивает стоимость бронирования (не билета!) в динарах. Билет обойдется в разы дороже. Для сравнения: летом 2015 года стоимость бронирования двух билетов в город Бар была 732 динара (6 евро), а непосредственно билеты в кассе продавались за 4,615 динар (38 евро).

Нажав на кнопочку «Next», видим следующее:

Здесь для сверки подытожена вся информация о билетах. Если вы просто интересовались – ничего не делайте, просто закройте страницу. В ином случае жмите «Finish», и на ваш почтовый ящик, указанный при регистрации, придет бронь (по-сербски rezervacija). Файл в формате pdf нужно будет распечатать, и в течение 24 часов предъявить на кассе, чтобы выкупить билеты.


Если вы и так находитесь в Белграде, то сразу идите на центральный ж/д вокзал. К слову сказать, такого зачуханного вокзала я не видел с конца 90-х годов. Последний раз нечто подобное я встречал в захудалом украинском городишке. А тут столица… В общем, если нервы крепкие, заходим через центральный вход, проходим вперед и чуть левее находим окошко международных направлений. Здесь нам предстоит долгий и мучительный разговор. Дело в том, что в 99 % случаях кассир не будет знать никакого языка, кроме сербского. Поэтому, если вы рассчитывали объясняться на английском, вас ждет конфуз. Чтобы его избежать, предлагаю сделать заготовку.

Для этого нам понадобятся бумажка с шариковой ручкой и Гугл-переводчик. На основе данных, полученных с сайта, пишем на сербском языке следующее:

BAR
2 MECTA
12.07.2015
09:10
2 CLASS
ПОРЕД ПРОЗОРА

Последнее означает «у окна». С остальными пунктами, полагаю, все ясно.

Здороваетесь и протягиваете бумажку кассирше. Если заявленные места в наличии, доставайте кошелек. Если тетя начнет задавать вопросы на неведомом языке – включайте интуицию. Мне только она и помогает понимать сербский язык, несмотря на всю близость его с русским или украинским собратьями.

И еще один очень важный момент . Если вы пришли в кассу без брони, то перед тем, как продать билет, кассир обязательно спросит: будете брать с бронированием (rezervacija) или без? И наши люди, опешив, говорят «без». И, правда, зачем переплачивать за бронирование, если вы покупаете билет сразу! Подвох заключается в том, что в Сербии есть два типа билетов – с бронированием и без. На практике это означает билет с местом или без. Да-да! Если у вас билет без «резервации», вы подходите к проводнику поезда, и если есть свободное место, он вас туда садит. Если нет – ждете следующий поезд с надеждой, что будут нераспроданные места. Ждать так можно долго, в зависимости от сезона. Зато у таких билетов срок действия полтора месяца. Так что если никуда не спешите, можете немножко сэкономить. Но возникает резонный вопрос: а стоит ли?