Город расположенный в цемесской бухте черного моря. Цемесская бухта

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Новороссийск

Расположение города. Климатические особенности. Краткая история города.
        Город Новороссийск расположен амфитеатром на берегу Цемесской бухты, одной из самых удобных и обширных на Чёрном море. Новороссийск занимает 834.9 квадратных километров площади. Населяют Новороссийск около 220000 жителей.
        Новороссийск является промышленным городом и самым крупным портом на российском черноморском побережье. Административно Новороссийску подчиняются посёлки Абрау-Дюрсо, Гайдук, Верхнебаканский, Горный, Мысхако, Цемдолина, Борисовка, а кроме того, станицы Натухаевская и Раевская, объединённые в Приморский округ. В Мысхако расположено винодельческое хозяйство, которое выпускает замечательные вина "Шардоне", "Каберне", "Алиготе" и другие. Молодые вина стоят достаточно недорого и впоне доступны, а выдержанные марочные вина сильно вырастают в цене, но своего покупателя находят.
        Сам Новороссийск курортом не является, т.к. наполнен промышленными предприятиями и имеет громадный портовый комплекс. В Новороссийске огромный нефтеналивной терминал. Порт Новороссийска обеспечивает погрузку зерна и других грузов. В Новороссийске уже стали обыденным явлением многокилометровые вереницы гружёных зерном КамАЗов, которые ждут выгрузки в порту. В связи с неопределённым положением Севастополя в Новороссийске происходит строительство военно-морской базы. Некоторые корабли Черноморского флота уже сейчас базируются на Новороссийск. Проезжая вдоль Цемесской бухты в сторону Геленджика и взглянув вниз можно увидеть военные корабли у причалов. Но, до конца строительства ВМБ ещё далеко. Промышленность Новороссийска, в основном, представлена цементными заводами. Цементное производство одно из немногих, которое осталось на плаву после начала реформ в 90-е.
        Курортные зоны с удобными пляжами и множеством баз отдыха расположены около Новороссийска - в районе Широкой балки, Сухой Щели, посёлков Дюрсо и Южная Озереевка. С северо-востока город окаймляет Маркотхский хребет (в переводе с адыгейских наречий "маркотх" означает "ежевичные горы"). Горные вершины поднимаются на высоту до 700 метров, но этого не достаточно для защиты города от холодных северных ветров. Среднегодовая температура воздуха в Новороссийске +12.5 градуса. Летом нередко температура поднимается до 40 градусов. Морской бриз едва смягчает жару. Зимой мощный северо-восточный ветер (норд-ост), который часто именуют сочетанием "Новороссийская бора", срывается с близлежащих гор и мощно обрушивается на город и Цемесскую бухту. В это время корабли вынуждены выходить из порта и пережидать ненастье в открытом море. Природа в окрестностях Новороссийска достаточно разнообразна. По склонам гор растёт можжевельник, иглица понтийская, держидерево, тёрн, плющ, фисташка, дуб скальный, кизил, скумпия, бересклет. В горных лесах водятся кабан, косуля, куница, барсук, шакал, ёж, средиземноморская черепаха, степной орёл. Около моря живут баклан, лысуха, чомга, чирок, крачка и зимуют лебеди шипуны. В Новороссийске на ул.Советов, 58 работает исторический музей, где представлены различные экспозиции по истории и природе Новороссийского региона. (т.23-00-00)
        Ещё в VI веке до н.э. на берегу Цемесской бухты греки основали античную колонию Баты. В XIV-XV веках генуэзцы построили в устье реки Цемес крепость. При генуэзцах бухта носила наименование Кало-Лимено ("Прекрасная гавань"). В 1722 году на южном берегу бухты возникла турецкая крепость Суджук-Кале. После окончания очередной Русско-турецкой войны в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору Турция уступила свои права на восточное побережье Чёрного моря от до границ Абхазии. 12 сентября 1838 года в Суджукской (Цемесской) бухте высаживается русский десант и начинается строительство укрепления, которое в дальнейшем получило наименование Новороссийск. Морской частью операции руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П.Лазарев. Десантом численностью более пяти тысяч человек руководил начальник первого отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский. В состав его штаба входил штаб-офицер по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря контр-адмирал Л.М.Серебряков, будущий строитель Новороссийска.
        В своём рапорте Николаю I от 15 сентября 1838 года командир Черноморской эскадры адмирал М.П.Лазарев отмечал "удобство местонахождения" бухты. Само устройство пристани для кораблей он признавал "более удобным, нежели в Геленджике". 14 января 1839 года укреплению в Суджукской бухте было присвоено наименование Новороссийск, а 15 декабря 1846 года укрепление было преобразовано в город. Главным его достоинством, которое предопределило дальнейшее развитие, была удобная, самая крупная на Кавказе, незамерзающая Цемесская бухта. Но, шло время и усиление России на Черноморских берегах взволновало владычицу морей Англию и её союзников. В итоге английские и французкие войска высадились под Севастополем и эта война получила наименование Крымская. В 1855 году, во время этой войны, Новороссийск четыре дня обстреливался англо-французкой эскадрой и вёл ответный огонь. Только ответный огонь артиллерийских батарей Новороссийска не позволил высадить неприятелю десант. Англо-французкая эскадра ушла в море понеся потери и получив повреждения кораблей. Однако, по итогам войны русские войска были вынуждены покинуть укрепления на Чёрном море. По приказу командования гарнизон оставляет город, а жителей расселяют по кубанским станицам. В 1858 году принято решение о восстановлении укреплений и гарнизон возвращается в Новороссийск. В марте 1866 года Новороссийск становится центром Черноморского округа. Первым крупным сооружением в городе стал цементный завод, который построен в 1882 году. В 1888 году в Новроссийск приходит железная дорога и в результате начинается строительство порта и элеватора. С постройкой порта увеличивается вывоз зерна за границу с Дона, Поволжья, Кубани и Ставрополья. В 1887 году начинается строительство Новороссийско-Сухумского шоссе. В России в то время был неурожай, голод и рабочие охотно ехали на строительство. Но, с продовольствием на строительстве было не намного лучше и часто эту дорогу именовали "голодное шоссе". Не смотря на все трудности за пять лет дорога в 500 с лишним км. была построена, что имело большой экономический эффект. В 1896 году Черноморский округ преобразовывается в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске. В конце XIX века в Новороссийске происходят попытки организации курорта. В Новороссийске появляется купальня Дмитрия Серафимова. Купальня представляла из себя деревянное сооружение с крышей и маленькими окошками. Размещалась купальня на сваях вдали от берега. Купальня была на 80 номеров и имела ванны с подогретой морской водой, лечебными грязями. Была там и лечебная минеральная вода и, кроме того ресторан с буфетом. Пример оказался заразительным и скоро стали появляться другие купальни. В 1904 году появилось товарищество "Новороссийский курорт". Курортное дело развивалось и в 1910 году запускается железнодорожный состав "Черноморский экспресс" сообщением Санкт-Петербург - Новороссийск, через Москву. Курсировал состав круглогодично, в его составе были вагоны разной классности и вагон-ресторан. Вагоны экспресса подавались прямо на пристань, где транзитные пассажиры могли отправиться дальше в Туапсе, Сочи, Гагры и др. населённые пункты.
        Первая русская революция 1905-1907 годов коснулась и Новороссийска. Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации. С 11 по 25 декабря 1905 года власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период получил в истории название "Новороссийская республика". К 1914 году город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа и имеет население около 63000 человек. Во время Гражданской войны и интервенции в Цемесской бухте вынужденно был затоплен Черноморский флот. Если ехать по Новороссийско-Сухумскому шоссе, то вдоль дороги, на берегу Цемесской бухты стоит памятник этим событиям. На памятном знаке надпись "18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя революции мужественные моряки черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии". До сих пор на дне Цемесской бухты покоятся боевые корабли Черноморского флота.

        После событий 1917 года и окончания Гражданской войны Новороссийск продолжил своё развитие в качестве портового и промышленного центра. Во время Великой Отечественной войны город оказался в центре боёв и был почти полностью разрушен.
        В конце лета 1942 года немецкие и румынские войска стремятся прорваться на Кавказ. Горы прикрывают выход к Чёрному морю. Противник пытается выйти на побережье Кавказа через узкую полоску вдоль моря. Новороссийск оказывается пробкой для немецких войск. В районе цементных заводов фронт надолго стабилизируется. Следы боёв можно увидеть и поныне проезжая на курорты Геленджика. Линия фронта проходила на восточной окраине города. А, героическая высадка отряда майора Цезаря Куникова на легендарную и последующая оборона, которая длилась 225 дней, вошли в историю.
        Развитие города продолжалось и в послевоенный период. В 1964 г. была введена в строй крупнейшая в стране нефтегавань Шесхарис. Глубоководный причал способен принимать танкеры вместительностью до 250 000 тонн.
        Мощным импульсом развития города стало создание в Новороссийске морского пароходства, в состав которого вошёл крупнейший в стране танкерный флот.
        В сентябре 1973 года Новороссийску было присвоено звание города-героя.
        До 70-х годов в Новороссийске были очень большие проблемы с водоснабжением. Собственных источников водоснабжения в Новороссийске нет и воду в Новороссийск возили танкерами из Туапсе. За водой выстраивались очереди. Было принято решение строить водовод на побережье Чёрного море. Нынешнее ГУП "Троицкий Групповой водопровод" организован на основании решения Краснодарского Крайисполкома от 28 июля 1971 года № 497 и приказа Крайупркомхоза от 10 августа 1971 года № 161 "О создании производственного управления Троицкого группового водопровода".
        Целью создания ТГВ являлась добыча пресных подземных вод хозяйственного и производственного водоснабжения городов Новороссийска, Крымска, Геленджика и прилегающей курортной зоны Черноморского побережья.
        После прихода пресной воды в Новороссийск на набережной Цемесской бухты был сооружён памятник . В 2006 г. памятник восстановлен.
        В 2004 году в центре Новороссийска был установлен памятник генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Бержневу. В открытии памятника принимали участие представители администрации города, делегация из Украины и ветераны Великой Отечественной войны. Монумент высотой около двух метров был выполнен скульптором Александром Бугаевым. Скульптура получила название "Человек, идущий по городу". Советский лидер представлен с плащем, перекинутым через плечо. Это второй памятник Брежневу на пространстве бывшего СССР. Идея установки памятника принадлежит мэру Новороссийска Д.Шишову. Установка памятника была приурочена к годовщине освобождения города от немецко-румынских войск 16 сентября. Как известно, бывший лидер Советского Союза воевал в этих местах и после войны не забывал Новороссийск.
        Сейчас, не смотря на существующие проблемы, город Новороссийск развивается, похорошела реконструированная набережная, появляются современные здания, растёт товарооборот порта и заказы на продукцию цементной промышленности.

В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.

Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

Пляжи Цемесской бухты

Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5...+21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

История

Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

Как добраться

Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10-20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина» . К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8-10 минут.

Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

Видеосъемка над Цемесской бухтой