Остров филе в египте. Храм изиды Египетская богиня исида храмы изображения

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде . Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги. В частности, после того как убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания. По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

В продолжение

Элефантина располагалась на границе Египта с Нубией. Остров служил превосходной защитой для города и отличным пунктом для речной торговли. Город, лежащий в юго-восточной части острова, являлся столицей первого нома Вехнего Египта.

Большинство памятников Элефантины были уничтожены еще до XIX века, но зарисовки этих архитектурных чудес сохранились и по сей день. На острове бы-ли об-на-руже-ны ос-татки нес-коль-ких древ-них хра-мов, са-мым боль-шим из ко-торых яв-ля-ет-ся храм Хну-ма, рас-по-ложен-ный в юж-ной час-ти ос-тро-ва.


От древнего храма Хнума и расширенного во время правления Нектанеба (якобы в 400-х годах до н.э.), а также в греко-римcкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент.

К се-веру от хра-ма Хну-ма рас-по-лага-ет-ся мень-ший по раз-ме-рам храм богини Сатет.
Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Сатет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.

/

Во времена правления царицы Хатшепсут был возведен храм в честь богини Сатет. Храм был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу. Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или «Землей Сатет».

Рядом с храмом находился один из самых важных «ниломеров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Ниломер (измеритель уровня воды) состоит из наклонной шахты со ступенями, ведущей к Нилу, высота воды в котором отмечена на измерительных шкалах, нанесённых сбоку. Белые мраморные таблички показывают, что Ниломер римского времени в XIX веке был отреставрирован.
Так как теперь, после строительства плотины ГЭС, уровень воды всегда остаётся низким, Ниломер потерял своё значение.



Впер-вые имя Са-тис по-яв-ля-ет-ся на кув-ши-нах, най-ден-ных под сту-пен-ча-той пи-рами-дой в Сак-ка-ре.
Са-тис упо-мина-ет-ся в "Тек-стах пи-рамид", где она очи-ща-ет умер-ше-го ца-ря свя-щен-ной во-дой раз-ли-ва, при-несен-ной в кув-ши-нах с ос-тро-ва Эле-фан-ти-на. Обыч-но ее пред-став-ля-ли в об-ра-зе вы-сокой, строй-ной жен-щи-ны с бе-лой ко-роной Вер-хне-го Егип-та с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.
Храм Сатис украшен удивительными рельефами и несколькими хаотическими пилястрами. Также в храме изображена сама богиня Сатет в короне верхнего Египта с рогами антилопы.

Храм Сатис был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.
Ар-хе-оло-гичес-кие дан-ные сви-детель-ству-ют, что ос-тров был на-селен еще в до-динас-ти-чес-кую эпо-ху, а эк-спе-диция Не-мец-ко-го ин-сти-тута ар-хе-оло-гии в Ка-ире наш-ла под хра-мом Са-тис ос-татки бо-лее древ-них хра-мов, от-но-сящи-еся к пе-ри-оду пер-вых ди-нас-тий. И дей-стви-тель-но, осо-бен-ность хра-ма Са-тис зак-лю-ча-ет-ся в том, что он пос-тро-ен на раз-ва-линах нес-коль-ких древ-них хра-мов, ухо-дящих под зем-лю сло-ями, как сва-деб-ный пи-рог.
Археологи уверены, что под храмами 18-й, 11-й, 6-й династии фараонов была найдена Раннединастическая структура. Эти постройки сильно отличаются от многих других храмов в Египте, где «старые» структуры - фундаменты просто удалялись, чтобы построить «новые».

Этот храм раннединастической структуры является одним из самых ранних, найденных в Египте .
Для этого небольшого святилища была использована естественная ниша в скале, которая расширялась в маленькие комнаты, в которых были найдены много мелких предметов быта.

Са-мое пер-вое свя-тили-ще от-но-сит-ся к эпо-хе пер-вых ди-нас-тий и да-тиру-ет-ся приб-ли-зитель-но 2900 го-дом до н. э., за-тем идет свя-тили-ще эпо-хи Древ-не-го Царс-тва (2200 год до н. э.), храм эпо-хи Сред-не-го Царс-тва (1800 год до н. э.), храм эпо-хи Но-вого Царс-тва и, на-конец, рес-таври-рован-ный храм эпо-хи Пто-леме-ев, ко-торый мож-но ви-деть се-год-ня и ко-торый да-тиру-ет-ся вто-рым ве-ком до н. э.
Нынешний храм реконструирован Немецким археологическим институтом из блоков последнего храма эпохи Птолемеев.

Раз-но-об-разные эпи-теты бо-гини сви-детель-ству-ют о тес-ной свя-зи Са-тис со звез-дным ми-ром и на-мека-ют на ее отож-дест-вле-ние с Си-ри-усом: "Гос-по-жа звезд", "Хо-зяй-ка вос-точно-го го-ризон-та не-ба, взгляд ко-торой при-носит ра-дость", "ве-ликая в Не-бе, пра-витель-ни-ца звезд", "Са-тис, чья кра-сота ос-ве-ща-ет две зем-ли".
В 1983 году астроном Рон Уэллс из Калифорнийского университета заинтересовался храмом Сатис и решил исследовать его ориентацию. Уэллс знал, что Сатис была тесно связана с разливом Нила, а значит, и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев, и он видел (заметно даже невооруженным глазом), что его ось повернута на несколько градусов к северу по отношению к оси более древнего храма, на развалинах которого он был построен.
Уэллс понял, что этот сдвиг в северном направлении может быть объяснен смещением Сириуса (тоже на север) в результате прецессии. Он вычислил, что храм эпохи Птолемеев имел ориентацию 24,65 на юго-восток, тогда как ось предыдущего храма располагалась под углом 30,60 к югу от восточного направления. Затем он обнаружил, что эта разница в 5,95 соответствует прецессионному смещению Сириуса за время, прошедшее между строительством двух храмов.

Несмотря на то, что точную ориентацию более древних храмов вычислить труднее, совершенно очевидно, что их оси еще больше смещены в южном направлении, и это подтверждает, что древнеегипетские топографы знали о влиянии прецессии на звезду Сириус и, что еще интереснее, следили за этим влиянием на протяжении трех тысячелетий.

Известно, что гелиакический восход Сириуса - это первое появление звезды на небосводе после длительного периода.
Период невидимости Сириуса начинается с момента, когда после захода солнца Сириус еще виден над западным горизонтом. В Египте это происходит в конце мая. После этого звезда приближается к солнцу и становится невидимой на фоне его яркого сияния . На самом же деле это происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.
На небосводе же это выглядит так. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток . Поэтому для звёзд, заходящих на данной широте наблюдения, существуют промежутки времени, когда они находятся на дневном небе вместе с Солнцем, поэтому мы их не наблюдаем.
С течением времени Солнце перемещается на восток, именно поэтому Сириус начинает восходить утром раньше, чем Солнце. В какой-то момент времени звезда перестаёт теряться в лучах утренней зари и становится доступной для наблюдения . Считается, что в данный день произошёл гелиакический восход звезды.

Очевидно, что если мы наблюдаем звезду, восходящую на рассвете, то чем ближе этот момент к восходу солнца, тем труднее ее наблюдать. Поэтому возникает резонный вопрос, какое время должно быть между восходами двух светил, чтобы можно было четко наблюдать восход звезды в лучах восходящего солнца?
На сколько градусов должно быть Солнце ниже горизонта для четкого наблюдения восхода Сириуса и ориентации храма на восход звезды?

В своей книге «Эхо древних небес» специалист по археоастрономии д-р Эд Круп пишет:
«После исчезновения с ночного неба (на семьдесят дней) Сириус вновь появляется на рассвете, перед восходом Солнца. Это событие, происходящее каждый год, называется гелиакическим восходом звезды. В этот день Сириус остается видимым только в течение короткого промежутка времени , пока небо не станет слишком светлым, чтобы различить звезду. В Древнем Египте ежегодное повторное появление Сириуса выпадало близко к летнему солнцестоянию и совпадало по времени с разливом Нила. Исида, как и Сириус, была «хозяйкой начала года», поскольку египетский Новый год увязывался с этим событием. В новогодних церемониальных текстах в Дендере говорится, что Исида уговаривает Нил выйти из берегов. Метафора астрономическая, гидравлическая и сексуальная, она параллельна функции Исиды в мифе. Сириус оживляет Нил так же, как Исида оживляет Осириса. Ее черед прятаться от Сета, когда Сириус уходит (на семьдесят дней) с ночного неба. Она (Исида) дает жизнь своему сыну Гору, а Сириус дает начало новому году, и в текстах Гор и новый год отождествляются. Она является связующим звеном для возрождения жизни и порядка. Воссияв на один миг, только в одно утро летом , она пробуждает Нил и начинает год ».
Археоастроном говорит о коротком промежутке времени.

В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками. В это время солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность.
Принято различать три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические, в зависимости от максимального угла нахождения Солнца (центра солнечного диска) под истинным горизонтом. Светлая граница сумерек составляет 0°50′.
Большинство источников даёт следующее разделение по виду сумерек:

Сумерки Угол нахождения Солнца под горизонтом
гражданские от 0°50′ до 6°
навигационные от 6° до 12°
астрономические от 12° до 18°

Навигационные сумерки . Считается, что в интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 6° до 12° уже хорошо видны все навигационные звезды и всё еще видна линия горизонта, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом.

Астрономические сумерки . В интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 12° до 18° большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью тёмное и практически не отличается от ночного. В это время астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, например звёздами.
Во многих случаях под названием "астрономические сумерки" понимается все время, когда Солнце находится между пределами 6 и 18°.
Можно сделать вывод, что после погружения Солнца ниже 12° сумеречное освещение на земле практически прекращается и на небе остается только слабый свет зари.

Во времена Птолемея, в случае гелиакических восходов и заходов звезд первой величины, если звезда и солнце находились на одном горизонте, то угол погружения солнца за горизонт принимался равным 11°; если на противоположных горизонтах, то угол погружения принимался равным 7°. Для звезд второй величины эти значения составляли 14° и 8,5°.
Однако не надо думать, что даже в Египте все звезды можно наблюдать в тот самый момент, когда они появляются над горизонтом. По утрам особенно часто бывают туманы, поэтому нередко из-за постоянной полосы испарений вдоль горизонта видны только самые яркие звезды, а остальные только когда они поднимутся на 1° или 2°.

Солнечный диск перемещается со средней скоростью 0,25° в минуту, или 15° в час (360° за сутки), но перемещение при восходе и закате происходит, как правило, не под прямым углом к горизонту, поэтому продолжительность любого интервала сумерек определяется этим углом, увеличиваясь при более острых углах. Угол траектории перемещения солнечного диска вблизи горизонта зависит:
- от географической широты места;
- от времени года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
Наименьшая среднегодовая продолжительность сумерек наблюдается на экваторе.

Астрономы утверждают, что в целом в Египте во время гелиакического восхода звезды Сириус, Солнце находилось примерно на 10° ниже горизонта.
Так и примем эту угловую величину в дальнейших расчетах.

Итак. Сатет - Са-тис бы-ла тес-но свя-зана с раз-ли-вом Ни-ла и с ге-ли-аки-чес-ким вос-хо-дом Си-ри-уса. Пос-ледний храм Са-тис на этом мес-те был со-ору-жен в эпо-ху Пто-леме-ев.

Храм Сатет 24°05′28″ с. ш. 32°53′12″ в. д.
Ис-сле-дуем его ори-ен-та-цию, используя для вычислений, Google Earth и небесный калькулятор StarCalc 5.72.


Храм Сатет в нынешнем виде имеет ориентацию по азимуту 114,66 градусов, или ори-ен-та-цию 24,66 на юго-вос-ток, что соответствует ориентировки храма эпохи Птолемеев.

29.07.2000. Гелиакический восход Сириуса. Азимут = 108,65°.

Восход Сириуса - 1° (0.992) над горизонтом. Горизонтальные координаты - высота Солнца ниже на 9.63° Сириуса (8.642+0.992).
Разница между восходами Сириуса и Солнца 42 минуты (04.34 и 05.16)

Направление на Сириус, азимут 108,65°.

Даты (год, день) и азимуты, прямое восхождение, склонение гелиакического восхода Сириуса, на основании вычислений небесного калькулятора StarCalc 5.72
Сводная таблица.

Храм был построен по подсчетам почти 5000 лет назад, одним из первых и был практически уничтожен.
В районе 2000 -х годов до нэ. гелиакический восход Сириуса происходил во время летнего Солнцестояния (склонение Солнца максимально 23.55).

Обратим внимание, что на протяжении 500 летнего периода (1 - 500 гг. нэ.) дата 13.07 гелиакического восхода не меняется. Сириус лишь на 5 минут позже стал подниматься над горизонтом.
Стоит заметить, что именно на рубеже 500 лет нэ. прецессионный ход Сириуса изменил направление. Азимут (амплитуда) Сириуса раньше смещался ближе к востоку, после 500 года (107.52) движется ближе к югу на небосводе. Связано это с аналогичным изменением склонения (широты) Сириуса. До этого рубежа склонение звезды однозначно указывало ее смещение ближе к небесному экватору (-16.27 ; -15.45). Сейчас звезда смещается южнее от экватора (-16.43).
Все эти изменения наблюдаются на фоне линейного поступательного смещения Азимута Солнца к восточной точке горизонта от 2000 г.до нэ до настоящих дней (63.2; 69.03). Склонение Солнца менялось неуклонно в направлении небесного экватора (+23.55; +16.43)

Исходя из расчетов, и вышесказанного можно констатировать в первую очередь, что никаких глобальных смещений земной оси, за исключением прецессионных движений, не происходило.
А изменения склонения Сириуса на рубеже 500-х годов нэ, вероятно, происходило из-за движения самой системы Сириус относительно Солнечной системы.
К тому же звезда в системе Сириуса не одна.

Или Исиды является небольшим святилищем в центре древних Помпей. Ее имя было выгравирована на камнях храма. Богиня Исида пришла в Римскую Империя из Древнего Египте, где почиталась как богиня плодородия и процветания.

Храм Изиды или Исиды был построен выходцами из Египта во втором веке до н.э. то есть до того как Египет был завоеван римлянами. Центральное святилище окружено коринфскими колоннами. В 62 году землетрясение повредило святилище, но он был восстановлен от имени 6- летнего Попидия Цельциния на деньги его отца Попидий Амплиатом. Такая практика была вполне приемлема. Со одной стороны это должно было помочь сыну с божественной помощью, а также могло помочь в политической карьере в будущем. Фасад храма Исиды изображен на одной из фресок найденных в древних Помпеях. На нем изображалось жертвоприношение в честь богини перед храмом.

Вход (А), который открывается с южной стороны Виа дель Темпио д" Исиды носит дарственную надпись, которая гласит, что реконструкция была проведена после землетрясения 62 года. Сам ремонт был профинансирован вольноотпущенником Нумериием Попидием Амплия во имя своего сына Цельциния.

Вход выходит на двор, окруженный четырехсторонним портиком. Портик был украшен в четвертом стиле с красными панелями и изображал священников в парадной одежде и египетских пейзажей, разделенных архитектурными темами. Также здесь были изображены морские сражения над нижним оранжевым фризом львиц, сфинксов, драконов и дельфинов. Верхняя зона содержала изображения храмом и небольшие картины пейзажов и натюрмортов на белом фоне. Все выжившие украшения можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе в комнатах, специально посвященных храму и его находкам (комнаты LXXIX - LXXXII и LXXXIV).

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Масада Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Храм Исиды, который сидит на возвышении подиум в центре двора, имеет вход с портиком (В) с нишами по обе стороны от входа. Стены были первоначально покрыты белой штукатуркой в ​​имитации стиля Опус Куадратум, а вдоль задней стенки был поднятая цоколь (C), предназначенный для поддержки статуи Исиды и Осириса. В нише на задней стороне подиума была статуя Диониса с пантерой, дар Нумерий Попидиуса Амплия.

Главный алтарь храма (D) находится не в самом храме, а слева от входа вместе со вторым алтарем (E) на южной стороне. На восточной стороне комплекса находится небольшой храмоподобное здание (F) с лестницей, ведущей вниз к подземной цистерне, содержащей священные воды Нила. Маленький храм назывался Пургаториум, место, где проводились обряды очистки. Фасад имеет сломанный треугольный фронтон и фриз с двумя процессиями священников, сходящихся к центру. Марс с Венерой и Персея с Андромедой показаны на рельефе на внешней стороне стены.

К западу от храма расположена большая комната (G), известный как Екклесиастерион. Его зал был найден практически неповрежденным с черным мозаичным полом и прекрасными фресками четвертого стиля. На северной стене была центральная сцена освобождения Ио Гермесом в то время как южная стена содержалась сцена прибытия Ио в Канопус в Египет. Обе фрески находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе.

К югу от этого зала находится комната, которую назвали ризницей и используемый для хранения культовых объектов. Комната покрыта фресками изображающие змей, охраняющих плетеную корзинку, украшенную с лунными символами. В юго-восточном углу комплекса ряд комнат (I) открыты от южную сторону портика. Эти комнаты были жилые помещения пастофорион (Pastophorion) священников и включает в себя кухню, триклиний и кубикул.

Древняя Римская Империя имела интересное отношение к богам иных культур. Разрешалось молится любому богу иного народа если человек также приносил жертвы государственным богам (Юпитер, Плутон, Сатурн и т.д.) и обожествленным императорам. Если же человек отказывался молиться богам Рима то его можно было убить. Так например происходило с тысячами христиан в первые несколько веков от Рождества Христова.

Визит Моцарта

Известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, как известно, посетил Храм Изиды в Помпеи в 1769 году, всего через несколько лет после того, как он был раскопан. Самому Моцарту было тогда лишь 13 лет. Его визит и воспоминания о месте позже вдохновили его через 20 лет написать Волшебную флейту.


Храмовый комплекс Филе - это один из трёх наиболее сохранившихся до современных дней храмов времен Птолемея. Сам остров Филе занимает порядка 400 метров в длину и в районе 136 метров в ширину. Филе - самый крупный по площади остров из расположенных на юге от первого порога реки Нил. Такая интересная географическая особенность нашла отражение в самом названии острова.

Здесь нужно отметить тот факт, что древнегреческое название острова звучало как "Пилак", что в переводе на русский язык означает "угловой". В некоторых исторических документах прошлых, давно минувших, лет встречаются такие его названия, как "крайний остров" или "последний остров". В те далекие времена остров Филе располагался неподалеку от восточного берега Нила в непосредственной близости к небольшому заливу, в южной стороне от первого порога реки.

Как уже говорилось ранее, Филе - это самый крупный из трех островов. Два других острова - это Агилкия и Биге. Агилкия знаменит тем, что именно сюда перенесли всемирно известный храм Исиды с затопленного в настоящее время острова Филе. Остров был затоплен из-за строительства Асуанской плотины. Постоянные приливы и отливы постепенно подмывали бы подножие храма, что привело бы к его гибели. Поэтому были принято решение перенести храм в безопасное место, а остров - затопить, чтобы плотина могла выдержать натиск вод Нила. Исида – это жена бога Осириса, которая смогла невероятной силой своей любви соединить разрозненные части тела убитого врагами мужа, тем самым воскресив его. Традиция тех далеких времен требовала, чтобы верующие египтяне не реже одного раза в год совершали паломничество на этот остров и поклонялись богине Исиде.

Биге же, который сегодня является частично затопленным островом, считался у египтян самым священным из всех островов (и не только этих трех). Считалось, что именно на этом острове был погребен бог Осирис. По этой причине ни одна живая душа простого смертного не могла ступить на священную землю этого острова. Право на это имели лишь жрецы и священнослужители, которые совершали многочисленные обряды. На острове для ритуала специально выстраивалось несметное количество столов для жертвоприношений, Причем столы стояли таким образом, чтобы они показывали на место захоронения Осириса.

Храмовый комплекс состоит из целого ряда сооружений: храма Нектанеба Первого, храма в честь богини любви Хатхор, павильона императора Траяна, упомянутого выше храма Исиды. Храм Нектанеба Первого представляет собой небольшую беседку с четырнадцатью колоннами. Строительство павильона относится к четвертому веку до нашей эры, поэтому павильон считается древнейшей постройкой храмового комплекса. Именно от него начинается гигантских размеров открытый колонный зал с галереями по каждой стороне. Левая состоит из тридцати двух колонн, а правая незакончена. В конце галереи возвышается храм богини Исиды. На уцелевшем гранитном алтаре храма выбит коптский крест невероятных размеров. Этот же символ расположен и в алтарной части - он нанесен поверх иероглифов, прославляющих Исиду.

Храм Хатхор, также находящийся на острове Филе, маленький по своим размерам, но они вовсе не мешают ему вызывать неописуемый восторг и восхищение туристов удивительным сочетанием египетских, греческих и римских традиций. Стены храма украшены замечательными рельефами. Храм Хатхор раньше стерегли гранитные львы, но до наших дней они не сохранились.

Нельзя не обратить внимание на очень изящный павильон, украшенный четырнадцатью колоннами с красивыми резными капителями. Это павильон Траяна - египетского императора. Благодаря своей элегантности, кажущейся невесомости и идеальным пропорциям это сооружение стало своего рода символом всего острова Филе.


Филе. Храм Исиды со стороны тайной пристани. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

Остров Филе, расположенный неподалеку от современного Асуана – один из важнейших культовых центров богини Исиды. Его древнее название Паиурек восходит к выражению «остров времен (Ра)», т.е. предвечный холм, сотворенный богом в начале времен. Остров также был посвящен Хатхор, «Владычице Нубии». Согласно традиции, именно на этот остров впервые ступила нога благой «золотой» богини, возвращающейся в облике Тефнут из далеких южных земель. Здесь почитался и Осирис, супруг Исиды, одна из гробниц которого находилась на соседнем «запретном» острове Абатон (совр. Биге).

Исида, скрывающаяся с Хором в болотах Ах-Бит. Рельеф из маммизи храма Исиды на о-ве Филе. 4 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Неизвестно, когда на Филе был воздвигнут первый храм. Здесь были обнаружены архитектурные фрагменты с именами фараонов Нового царства, однако все основные храмовые сооружения острова, дошедшие до нашего времени в превосходном состоянии, были возведены при царях XXX династии и в греко-римское время. Древнейшее сохранившееся сооружения на Филе, это небольшой портик, надписанный именами фараона Нектанеба I, расположенный около древней пристани, от которой дорога ведет к главному храму Исиды. Поврежденный наводнением, он был перестроен Птолемеем II. Расположенные между портиком и первым пилоном храма изящные колоннады с композитными капителями возвели римляне – Август и Тиберий. К восточной колоннаде, которая так и не была завершена, примыкают небольшие храмы нубийских богов Мандулиса и Ирихемеснефера. Третий храм, находящийся ближе всего к храму Исиды был посвящен обожествленному Имхотепу.

Осирис и Исида. Рельеф зала жертвоприношений храма Исиды. 1 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Перед первым пилоном храма Исиды некогда возвышались два обелиска Птолемея VIII, в настоящее время находящиеся в Кингстонхолл, в Англии. Между первым и вторым пилонами расположено маммизи, строительство которого началось при Птолемее VIII, а закончилось при Тиберии. Второй пилон, не такой массивный как первый, покрыт рельефами, изображающими Птолемея XII побивающим иноземцев перед великой богиней. Фрагменты красивейшей полихромной росписи, которыми некогда были покрыты колонны гипостильного зала, все еще видны на капителях, несмотря на то, что после сооружения в начале XX века первой Асуанской плотины уникальный храм затапливался водами Нила на девять месяцев в году в течение нескольких десятков лет. Зеленые пятна водорослей, въевшихся в песчаник храмовых стен и уничтоживших росписи, и поныне свидетельствуют о бездумном и варварском отношении человека к наследию былых веков.

Хаторическая капитель колонны на входе в маммизи храма богини Исиды. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Само святилище Исиды состоит из двенадцати помещений и крипты, стены которых богато отделаны рельефами; в число этих залов входила и знаменитая храмовая библиотека, посвященная богу Тоту. Из покоев, примыкающих к Святая святых лестница ведет на террасу и тайное святилище Осириса, стены которого покрыты рельефными композициями, повествующими о том, как Исида собирала воедино части тела своего убитого супруга. Рельефы, которыми покрыты внешние стены храма, были выполнены при римских императорах. В центральном святилище и поныне стоит подстава для ладьи Исиды, установленная при Птолемее III; гранитный наос для статуи богини был вывезен в Европу в XIX веке.

Центральный проход храма Исиды и подстава для священной ладьи. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К западу от храма Исиды, перпендикулярно к плоскости II пилона расположены ворота Адриана и один из двух ниломеров, существовавших на острове. На поверхности ворот сохранились уникальные изображения, связанные с осирическими ритуалами Филе. На одном из них Исида наблюдает за крокодилом, который выносит из вод тело Осириса на остров Биге, некогда располагавшийся напротив ворот Адриана. Севернее находятся развалины храма Хора Неджитефа, построенного при императоре Клавдии.

Таинство Абатона. Рельеф на воротах Адриана на Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К востоку от храма Исиды при Птолемее VI был возведен небольшой храм Хатхор, а несколько южнее от него – одно из самых красивых сооружений на острове – знаменитый киоск Траяна с четырнадцатью капителями в виде цветов, над которыми должны были быть вырезаны скульптурные лица Исиды-Хатхор. К сожалению, поражающий своей монументальностью и, одновременно, изяществом киоск, считавшийся в древности официальными воротами острова Исиды, так и остался незавершенным.
Огромное количество граффити, оставленных в храме паломниками, свидетельствует о популярности храма, считавшегося одной из величайших святынь Египта. Исиду чтили здесь не только египтяне, но и кочевые жители Нубии, которые, несмотря на постоянные столкновения с наместником близлежащей Сиены, всегда с почтением относились к острову Исиды и даже, согласно договору 453 г. н.э. получили право освящать статуей богини свои земли. Культ Исиды процветал на Филе и после того, как весь остальной Египет был христианизирован. Храм был закрыт лишь в 550 г. н.э. при Юстиниане после долгих боев за древнюю святыню, во время которых погибли последние жрецы, хранившие основы культуры земли фараонов.

"Киоск" Траяна на острове Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2007.

Во время строительства Высотной Асуанской плотины в 60-х годах XX века храм Исиды, по праву считающийся жемчужиной древнеегипетского зодчества, был перенесен на соседний, более высокий остров Агилкия и тем самым спасен от полного затопления.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
Junker G. Der grosse Pylon des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1958.
Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1965.
Kákosy L. Zu einer etymologie von Philä: die “Insel der Zeit”.// Studia Aegyptiaca VII. Budapest, 1981, pp. 185-194.
Peters-Destéract M. Philae. Le domaine d’Isis. Paris, 1997.
Sauneron S., Stierlin H. Edfou et Philae, derniers temples d’Egypte. Paris, 1975.
Vassilika E. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989.

Цит. по: Солкин В.В. Филе // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008

Исида, «украшение сокровенное». Глава VIII из книги