То есть в Космосе США так же лидеры и только укрепляют свои позиции, увеличивая отрыв от конкурентов. Компания самого богатого человека в мире. Из этого суммы стоимость китайской сборки равна только $7.

В этой статье я хочу опровергнуть еще один очень распространенный миф, а именно что Америка ничего не производит, а только печатает ничем не обеспеченные доллары.

Я не буду здесь перечислять всем известные факты, а именно что США перегнали Газпром по добыче газа и вышли на первое место, что США занимает 3, после России и Саудовской Аравии, место по добыче нефти, что США являются крупнейшим в мире производителем автомобилей (Дженерал Моторс уже справилась со своими проблемами и уже пятый квартал подряд получает прибыль), что большую часть рынка самолетов делят между собой американский Боинг и европейский Айрбас, что американские фармацевтические компании являются крупнейшими производителями лекарств (например всем известную "Виагру" производит американский фармацевтический гигант "Пфайзер"), что американские фермеры не только кормят всю страну, но и являются крупнейшими экспортерами зерна, мяса и т.д., что продукция американской пищевой промышленности продается во всем мире, например всем известны такие бренды как Кока-кола и Пепси-кола, а также что например такую продукцию американской текстильной промышленности как джинсы носит весь мир.

Вы можете сказать что некоторые из вышеперечисленных товаров производят за пределами США. Я вам на это отвечу вопросом - ну и что? Что, от того что предприятие находится за пределами США, прибыль от продажи произведенных на них товаров не поступает на счета американских компаний?

На самом деле американские компании не только получают прибыль от производств за рубежом, но эти прибыли намного выше чем если бы эти компании производили эти же товары на территории США, так как производства создаются в странах с дешевой рабочей силой. Правда это увеличивает безработицу в самих США, но это уже другая история.

Самое интересное что добавленная стоимость созданная на зарубежных производствах при расчете американского ВВП не учитывается. Другими словами если американская фирма производит товары например в Китае, добавленная стоимость созданная при производстве этого товара, будет учитывается в китайском ВВП, а не в американском, несмотря на то что прибыль получает американская компания. Точно также, если эти товары продаются на территории США, они считаются импортом, несмотря на то что выручка от продажи этих товаров не конвертируется в юани или валюту другой страны на территории которой производится товар, а в долларах поступает на счета американских компаний в США. Поэтому никакого дефицита торгового баланса у США на самом деле нет, так как львиная доля так называемого импорта, импортом на самом деле не является, так как произведена на американских предприятиях. Остается только добавить, что так как прибыль от продажи американских товаров, в независимости от того где этот товар производился и продавался, конвертируется в доллары, это увеличивает спрос на доллары, а это в свою очередь значит что доллар очень даже обеспечен и обеспечен он в том числе и американскими производствами в не зависимости от того в какой части света они находятся. Именно поэтому никакого краха доллара не произошло, и в ближайшее время не предвидится, несмотря на то что это предсказывают разные демагоги на протяжении последних лет десяти.

Однако здесь я хочу поговорить о производствах, которые расположены непосредственно на территории США, а точнее не о всех таких производствах, а только наиболее мне, как инженеру электронику, знакомых, это производств в области высоких технологий.

Существует ошибочное мнение что все высокотехнологичные производства выведены в Китай. На самом деле в Китай выведены только низкорентабельные производства, требующие применение ручного труда. Здесь я хочу остановиться на тех производствах, которые автоматизированы в такой степени что ручной труд не играет решающей роли. К таким производствам относятся производства электронных компонентов и полупроводников. Так как доля зарплаты в себестоимости этих изделий намного меньше чем в изделиях требующих массового применения ручного труда, переносить их в страны с низкой заработной платой не имеет смысла, поэтому подавляющее большинство таких производств находится на территории США.

Сразу возникает вопрос - какую долю в мировом производстве полупроводников занимают американские компании? Из этой таблицы можно вычислить что на долю американских компаний приходится почти 30% мирового производства полупроводников. Это значит что все телевизоры, радиоприемники, телефоны, компьютеры и т.д., независимо от того в какой стране они производятся, в среднем на 30% собраны из комплектующих американского производства. Но это в среднем, а если более подробно?

В качестве примера возьмем самое распространенное на сегодняшний день электронное устройство - компьютер. Возникает вопрос - кто их производит? Короткий ответ - все кому не лень. На этой странице , например, перечислены производители компьютеров зарегистрированных на территории США. Интересная деталь, что 2 крупнейшие японские корпорации, Sony и Toshiba имеют филиалы на территории США. Однако то что компьютер собран какой-то компанией, это еще не самое главное. Гораздо важнее это то из чего собран компьютер.

Любой человек, который хотя бы немножко разбирается в компьютерах, знает что главным компонентом любого компьютера является центральный процессор. Кто же их производит?

На этой странице , в разделе Central processing units (CPUs) перечислены все производители процессоров. Из 11 компаний, только одна, Via находится в Тайване, а остальные 10 в США. Более того, если брать персональные компьютеры и лаптопы, то там применяются процессора только 2 американских компаний - Intel и AMD . Другими словами во всех 100% персональных компьютерах стоят центральные процессора только американского производства.

Однако, хотя центральный процессор это самый главный компонент компьютера, но не единственный. Есть еще очень важный компонент, который называется - графический процессор. Именно он отвечает за вывод на экран дисплея всей информации. Компании производящие графические процессора, перечислены в разделе Graphics processing units (GPUs) . Там из 7 компаний только 3 американских, однако на этом рынке доминируют именно они. В 2010

В этой статье я хочу опровергнуть еще один очень распространенный миф, а именно что Америка ничего не производит, а только печатает ничем не обеспеченные доллары.

Я не буду здесь перечислять всем известные факты, а именно что США перегнали Газпром по добыче газа и вышли на первое место, что США занимает 3, после России и Саудовской Аравии, место по добыче нефти, что США являются крупнейшим в мире производителем автомобилей (Дженерал Моторс уже справилась со своими проблемами и уже пятый квартал подряд получает прибыль), что большую часть рынка самолетов делят между собой американский Боинг и европейский Айрбас, что американские фармацевтические компании являются крупнейшими производителями лекарств (например всем известную "Виагру" производит американский фармацевтический гигант "Пфайзер"), что американские фермеры не только кормят всю страну, но и являются крупнейшими экспортерами зерна, мяса и т.д., что продукция американской пищевой промышленности продается во всем мире, например всем известны такие бренды как Кока-кола и Пепси-кола, а также что например такую продукцию американской текстильной промышленности как джинсы носит весь мир.

Вы можете сказать что некоторые из вышеперечисленных товаров производят за пределами США. Я вам на это отвечу вопросом - ну и что? Что, от того что предприятие находится за пределами США, прибыль от продажи произведенных на них товаров не поступает на счета американских компаний?

На самом деле американские компании не только получают прибыль от производств за рубежом, но эти прибыли намного выше чем если бы эти компании производили эти же товары на территории США, так как производства создаются в странах с дешевой рабочей силой. Правда это увеличивает безработицу в самих США, но это уже другая история.

Самое интересное что добавленная стоимость созданная на зарубежных производствах при расчете американского ВВП не учитывается. Другими словами если американская фирма производит товары например в Китае, добавленная стоимость созданная при производстве этого товара, будет учитывается в китайском ВВП, а не в американском, несмотря на то что прибыль получает американская компания. Точно также, если эти товары продаются на территории США, они считаются импортом, несмотря на то что выручка от продажи этих товаров не конвертируется в юани или валюту другой страны на территории которой производится товар, а в долларах поступает на счета американских компаний в США. Поэтому никакого дефицита торгового баланса у США на самом деле нет, так как львиная доля так называемого импорта, импортом на самом деле не является, так как произведена на американских предприятиях. Остается только добавить, что так как прибыль от продажи американских товаров, в независимости от того где этот товар производился и продавался, конвертируется в доллары, это увеличивает спрос на доллары, а это в свою очередь значит что доллар очень даже обеспечен и обеспечен он в том числе и американскими производствами в не зависимости от того в какой части света они находятся. Именно поэтому никакого краха доллара не произошло, и в ближайшее время не предвидится, несмотря на то что это предсказывают разные демагоги на протяжении последних лет десяти.

Однако здесь я хочу поговорить о производствах, которые расположены непосредственно на территории США, а точнее не о всех таких производствах, а только наиболее мне, как инженеру электронику, знакомых, это производств в области высоких технологий.

Существует ошибочное мнение что все высокотехнологичные производства выведены в Китай. На самом деле в Китай выведены только низкорентабельные производства, требующие применение ручного труда, в то время как самая главная часть этих производств, а именно производство полупроводниковых компонентов, полностью автоматизирована и как следствие переносить их в страны с дешевой рабочей силой нет никакого смысла. Именно поэтому подавляющее большинство таких производств находится на территории США.

Сразу возникает вопрос - какую долю в мировом производстве полупроводников занимают американские компании? Из этой таблицы можно вычислить что на долю американских компаний приходится почти 30% мирового производства полупроводников. Это значит что все телевизоры, радиоприемники, телефоны, компьютеры и т.д., независимо от того в какой стране они производятся, в среднем на 30% собраны из комплектующих американского производства. Но это в среднем, а если более подробно?

В качестве примера возьмем самое распространенное на сегодняшний день электронное устройство - компьютер. Возникает вопрос - кто их производит? Короткий ответ - все кому не лень. На этой странице , например, перечислены производители компьютеров зарегистрированных на территории США. Интересная деталь, что 2 крупнейшие японские корпорации, Sony и Toshiba имеют филиалы на территории США. Однако то что компьютер собран какой-то компанией, это еще не самое главное. Гораздо важнее это то из чего собран компьютер.

Любой человек, который хотя бы немножко разбирается в компьютерах, знает что главным компонентом любого компьютера является центральный процессор. Кто же их производит?

Подобных примеров я могу привести еще очень много. Я например даже не касался программного обеспечения, хотя одна только Microsoft является монополистом на рынке операционных систем, но и без этого совершенно ясно что, как говориться, слухи о том что США кроме долларов ничего не производят, сильно преувеличены.

Автопромышленность США считается крупнейшей в мире, согласно исследованиям размеров внутреннего рынка и использования массового производства. Обогнать Штаты по этим показателям другим странам удавалось лишь несколько раз, в 1980 г. это сделали японские производители, в 2008 же на первое место вышел Китай. Сейчас американские выпускают в год более восьми миллионов авто, США находятся на втором месте среди крупнейших мировых производителей.

Небезызвестный «Дженерал Моторс» является крупнейшим мировым производителем, ежегодно выпуская порядка 2,49 миллиона машин. Родоначальниками такого прогресса были Генри Форд и Уолтер Крайслер. Именно этим выдающимся людям Америка обязана созданию крупнейших производственных компаний по выпуску красивых и качественных автомобилей. Прошли годы, а многие предприятия существуют до сих пор, радуя автовладельцев по всему миру культовыми моделями.

Список современных американских марок машин в алфавитном порядке

Американские спортивные автомобили

Спортивные марки американских автомобилей - специализация, которой занимаются далеко не все производители. Чаще всего у лидеров есть несколько моделей спортивного типа, основное внимание же уделяется стандартным легковым машинам и внедорожникам.

Пожалуй, единственной компанией, которая полностью сосредоточена на создании спорткаров, на текущий момент является Panoz. Она была основана в 1989 г. Чаще всего выпускает оригинальные и стильные родстеры. Параллельно фирма оказывает дорогих транспортных средств.

Также достаточно часто встречаются спортивные американские машины марки Chevrolet, основанной ещё в 1911 году и названной в честь известного гонщика Луи Жозефа Шевроле.

Ходят разные легенды о происхождении логотипа автомобиля. Жена гонщика заявила, что золотистый крест в металлическом обрамлении является модернизированной версией эмблемы, увиденной в газете. По другой версии разработчиков вдохновил рисунок на обоях во французском мотеле. Логотипу не придавали особого значения, он просто выглядит эффектно.

Американские легковые автомобили

Американские марки автомобилей традиционно разделяют на легковые, грузовые и спортивные. Каждая из разновидностей содержит обширное количество наименований. Ниже представлены главные из них:

Лучшие марки не нуждаются в представлении. Но далеко не всегда они остаются на том уровне популярности в течение длительного срока. К примеру, Abbott-Detroit разрабатывают исключительно авто класса «люкс». Инженеры трудились изо всех сил для создания мощнейшего двигателя, при этом автомобиль отличается исключительной надёжностью. Завод функционирует с 1909 года, но из-за высокой стоимости автомобили этой марки не слишком популярны.

Другие американские автомобили

Существуют марки американских машин, которые нельзя отнести к легковым или спортивным автомобилям. Среди них следующие модели:

Все марки автомобилей США имеют свои особенности и отличия, несмотря на то, что существуют некоторые общие тенденции в изготовлении машин. Хотя грузовые и спортивные авто представлены не слишком большим списком брендов, автопром США определённо развивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют рейтинги производителей.

Автопроизводители США

Среди огромного количества марок автомобилей США бывает непросто выбрать подходящую машину. Американские производители получили известность благодаря качественным внедорожникам и некоторым видам спортивных авто.

Крупные автопроизводители

Одним из самых популярных производителей является General Motors. Благодаря умелым рукам сотрудников этой организации были введены в продажу такие марки машин США, как Chevrolet, GMC, Cadillac и Buick. Среди изготовителей авто по всему миру General Motors уже который год уверенно занимает третье место.

С 1903 года функционирует всем известная компания Ford. Среди брендов, которые выпускаются благодаря этому производителю, находятся автомобили США маркиLincoln, Mercury, Edsel и Continental.

Гигант Chrysler был основан ещё в 1925, по настоящее время является одним из крупнейших производителей в США. Под его началом находятся такие бренды:

  • Dodge;
  • Imperial;
  • Plymouth;
  • Valiant;
  • Eagle;
  • Jeep;
  • DeSoto;
  • Ram Trucks;
  • Chalmers Automobile.

Остальные компании относятся к малым (мелким) изготовителям, поскольку размах их производства значительно уже.

Мелкие автопроизводители

Марки авто США не всегда производятся огромными корпорациями, некоторые фирмы содержат меньше сотрудников, но при этом изготавливают не менее качественные машины. Среди них такие фирмы:


К мелким автопроизводителям традиционно относят те компании, которые занимаются узкоспециализированной деятельностью. Как можно видеть, среди них находятся самые известные создатели электромобилей и электрических двигателей, разработчики новых технологий трансмиссии и другие.

Немало производителей успели выпустить только по одной машине до объявления себя банкротами. Также встречались случаи, когда через некоторое время находились инвесторы, поэтому компания начинала функционировать снова.

Эмблемы, значки, логотипы американских автомобилей

Эмблемы американских автомобилей всегда отличаются, притом изменения могут вноситься разработчиками даже в пределах одного бренда, о чем свидетельствуют многочисленные фото и картинки. Вот интересные факты истории появления некоторых из них:

  1. Логотип американских авто от компании Buick представляет собой три металлических щита, находящихся в обрамлении. Каждый из них символизирует определённую модель, идёт отсылка к эмблеме 1960 года.
  2. Значки американских авто чаще всего содержат в себе смесь рисунка и букв. Логотипы американских автомобилей не всегда разработаны удачно. К примеру, лого компании Edsel в виде треугольника многим придирчивым автолюбителям напомнило крышку от унитаза. В результате, по мнению специалистов, такие ассоциации и стали одной из причин гибели организации.
  3. Эмблемы американских машин могут производить неоднозначное впечатление, несмотря на отличную первоначальную задумку. Так случилось и с лого фирмы Fisker. Смесь оранжевого и синего цветов символизирует закат над побережьем, серебристые же вертикальные линии обозначают рабочие инструменты.
  4. Эмблема Ford, представленная в виде надписи белым курсивом на синем фоне, кажется излишне простой среди значков других американских машин. Тем не менее, уже много лет именно этот логотип ассоциируется с успехом, качеством и стабильностью.

Популярные американские марки автомобилей: экскурс в историю

Американские автомобили всегда оснащались инновационными разработками своего времени. Так, 1908 год ознаменовался использованием в процессе производства модели Ford T ванадиевого сплава. В 1912 году легендарный автомобиль Cadillac оснастили электрическим стартером, а уже в 1915-м – в нем присутствовал первый серийный 8-цилиндровый двигатель. Абсолютными лидерами американского автопрома на сегодняшний день являются следующие производители:

  • Ford Motors (принадлежит Mercury и Lincoln);
  • Chrysler (Jeep и Dodge);
  • General Motors (Cadillac, Chevrolet и Buick).

Американские марки автомобилей «большой тройки» завоевали миллионы поклонников по всему миру. Бренд Ford стал известен благодаря модели Т («жестяной Лиззи»), но в 1958 году у компании начались трудные времена, которые практически привели к ее банкротству. Выбраться из долговой ямы удалось благодаря выпуску шестиместной Falcon. На этом компания останавливаться не собиралась, а легендарная фордовская модель Mustang является неоспоримым доказательством технического прогресса. Такая новинка принесла известному бренду почетный титул «Производитель года».
Автомобили США Jeep и Dodge изначально разрабатывались для нужд армии.

После окончания Второй мировой войны «гражданские джипы» стали запускать в серийное производство. Cadillac от General Motors является старейшим представителем американского автопрома. Именно под этим брендом в свое время разработали двигатель V8 – стандарт для всего автомобилестроения.
Последние годы все больше мировых автопроизводителей объединяются с целью выдерживания постоянно растущей конкуренции. Именно поэтому компания Ford приобрела акции японской Mazda, GM все силы направила на взаимовыгодное сотрудничество с итальянскими автопроизводителями, а дальновидное руководство Chrysler подписало договор с немецким Daimler.

Судя по формам, техническим характеристикам и габаритам автомобилей американских марок, становится видно, что американцы всегда отдавали предпочтение гигантским мощностям и габаритным размерам. Даже топливный кризис в 70-х годах прошлого столетия не привел в упадок автопром США. Двигатели с того времени стали изготавливаться более экономичными и экологически чистыми.

Все современные и популярные американские автомобили отличаются бойким нравом и пропитаны настоящим духом янки.

Промышленность США занимает особое место в международном разделении труда. Многообразие отраслей промышленности, обеспеченность различным сырьем и квалифицированными кадрами, высокоразвитая научно-исследовательская база позволило американской промышленности обеспечить массовое производство разнообразной серийной продукции и выпуск уникальных приборов и оборудования как для внутреннего, так и для мирового рынка.

Наибольший рост характерен для отраслей, определяющих НТП и тесно связанных с военным производством. За последние десятилетия в новые отрасли выделились:

  • ракетная промышленность,
  • производство космической техники,
  • полупроводниковая промышленность,
  • производство ЭВМ,
  • научное приборостроение,
  • производство станков с программным управлением,
  • лазерная, вакуумная, кислородная промышленность,
  • вертолетостроение (Сикорский Игнатий Иванович – 1889-1972 годы, эмигрировал в США в 1919 году),
  • производство оборудования для предотвращения загрязнения и очистки окружающей среды,
  • промышленность топливных элементов и другие.

В среднем в обрабатывающей промышленности каждые 4 года обновляется не менее 20% выпускаемой продукции.

Горнодобывающая промышленность . занимают видное место по добыче ряда важнейших – , нефти, природного газа, меди, свинца, цинка, фосфоритов. Однако доля отрасли по числу занятых и стоимости продукции в промышленном производстве страны невелика и проявляет тенденцию к дальнейшему сокращению.

Но собственных ресурсов недостаточно, и после 2 мировой войны США из экспортера превратились в крупнейшего импортера нефти, железной руды, цветных металлов, бокситов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов, кобальта и т.д.

В размещении горнодобывающей промышленности по районам США происходят заметные сдвиги, связанные с изменением структуры отрасли, главным образом ростом доли добываемых энергоресурсов. В стоимости продукции горнодобывающей промышленности возрастает доля Юга – основного района добычи нефти, угля и газа. Соответственно уменьшается доля Севера и Запада, где в основном добываются руды цветных и черных металлов.

Горнодобывающая промышленность США тесно связана с . В США вырабатывается около 3 трлн. кВт/ч. электроэнергии. структура энергобаланса по сравнению с довоенным периодом претерпела изменения. В настоящее время преобладает нефть и газ. В результате возникло несоответствие между структурой запасов (нефть и газ 7%, уголь 93%) и структурой потребления (нефть и газ примерно 75%, уголь – 25%) топливных ресурсов США.

Наибольшее значение для энергетического хозяйства страны имеет промышленность . Главную роль в добыче нефти играют юго-западные штаты – Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие около 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть добывается и в шельфовой зоне Мексиканского залива. Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния, в горном штате Вайоминг. В последние годы начато широкое освоение месторождений на Аляске.

США обладает мощной нефтеперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные нефтеперерабатывающие заводы фирм: «Эксон корпорейшен» расположены в штатах Луизиана и Техас, «Тексако инкорпорейд» в Техасе, «Амоко ойл» также в Техасе. Размещение нефтепереработки США заметно отличается от добычи нефти. Значительная часть мощностей размещается не только в районах добычи, но и в районах потребления, то есть в важнейших промышленных узлах Северо-Востока, в портовых центрах, на трассах магистральных нефтепроводов.

Главнейшими районами концентрации нефтеперерабатывающих заводов являются:

  • побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200-300 км на территории штатов Техас, Луизиана, ),
  • Южная и Центральная Калифорния,
  • полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр).

Районы залегания природного газа в основном совпадают с нефтеносными бассейнами. На долю 5 штатов – Техаса, Луизианы, Оклахомы, Нью-Мексико и Канзаса приходится свыше 90% добычи.

Значительная часть нефти, газа и нефтепродуктов поступает из юго-западных штатов страны в районы промышленного Севера США. Общая длина магистральных нефте- и продуктопроводов около 300 тыс. км, газопроводов – более 350 тыс. км. Особенно густую внутрирайонную сеть распределительные трубопроводы образуют на побережье Мексиканского залива, соединяя газо- и нефтепромыслы с нефтеперерабатывающими и газобензиновыми заводами, нефтехимическими комбинатами и портами.

По добыче угля США занимает 1 место в мире (1 млрд.т/год). В результате энергетического кризиса и резкого повышения цен на нефть, как на внешнем, так и на внутреннем рынке в США большое внимание стали уделять разработке рентабельных способов получения жидкого топлива из каменного угля. Характерно, что активную роль в этих исследованиях играют ведущие нефтяные монополии страны.

Электроэнергетика относится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей экономики США. Крупнейшей государственной энергосистемой США является система гидравлических и тепловых электростанций в бассейне рек Теннесси и Камберленд, управляемых Администрацией реки Теннесси. Но около 80% всей электроэнергии вырабатывается в США на частных электростанциях, в том числе 4% — на электростанциях промышленных предприятий.

Доля ГЭС в производстве электроэнергии неуклонно снижается, хотя гидроэнергетические сооружения (без насосно-аккумулятивных станций) используют менее 35% потенциальных ресурсов всех рек. Около 60% всей электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС приходится на штаты Запада, в том числе 48% — на Тихоокеанские штаты. Крупные ГЭС построены в США также на Ниагаре, Теннесси и в верхнем течении реки Миссури. В отличие от ТЭС все крупнейшие ГЭС США принадлежат государству или местным властям. К их числу относятся: Гранд-Кули , Джон-Дей на той же реке, Роберт-Мозес на реке Ниагара и другие. Разрабатываются проекты расширения мощностей крупнейших ГЭС Тихоокеанского Северо-Запада.

Свыше 80% электроэнергии в США производится на тепловых станциях. На долю ТЭС, использующих в качества топлива уголь, приходится 54% мощностей, природный газ – 27%, мазут – 19%. В связи с кризисом на рынках жидкого топлива ряд станций работавших на мазуте переведены в последние годы на уголь. Из вновь вводимых мощностей ТЭС 60% используют в качестве топлива битуминозный уголь и лигниты.

В размещении США отчетливо наблюдается тенденция постепенного усиления значения южных штатов, в особенности Южноатлантических, и Юго-Западного центра.

С середины 60-х годов 20 века в США резко ускорилось развитие . Основные районы концентрации АЭС – Северо-Восточный центр и Южноатлантические штаты. Но сейчас АЭС размещаются по территории страны уже более равномерно и в основном тяготеют к крупным промышленно-городским агломерациям.

Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США – практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, то есть сдвига промышленного производства из центральных частей агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, и т.д.) и развитой инфраструктуры. К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены относительно бедным населением.

Предприятия размещаются по территории страны крайне неравномерно – более 60% их расположено в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США: Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас- Форт-Уэрт, на долю которых приходится свыше 40% условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.

Крупнейшая отрасль машиностроения США – автомобильная промышленность . Легковые автомобили – основное транспортное средство для миллиона американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в системе страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 20 млн. человек, то есть каждый шестой работающий американец прямо или косвенно связан с . В автомобилестроении используется основная часть парка станков и кузнечно-прессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне, однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам, которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т.д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне- и малолитражных машин, поставляемых главным образом и . Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее.

Автомобильная промышленность – одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 25% мирового производства автомобилей.

Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье – 60% условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до 2 мировой войны тенденция к рассосредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливаются.

Авиационная промышленность страны – выросшая в годы 2 мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль – авиаракетнокосмическую промышленность. Авиаракетные монополии «Макдоннел-Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимают первые места по размерам правительственных военных заказов и представляют собой основу США. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется.

Ведущий район авиаракетнокосмической промышленности – побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас-Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере – Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. Свыше 60% всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры – Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакроменто, Финикс, Лос-Анджелес.

Ускоренное развитие авиаракетнокосмической промышленности (в особенности сборки и испытания летательных аппаратов) на Западе и Юге связано с благоприятными климатическими условиями, выгодным транспортно-географическим положением многих ведущих центров отрасли, а также возможностями обеспечения авиационных и ракетных заводов рабочей силой, близостью к крупным научно-исследовательским центрам.

Судостроительная промышленность страны переживает период длительного застоя. Значительные размеры имеет лишь строительство военных кораблей как на частных верфях, так и на верфях ВМС страны. Основные типы спускаемых на воду военных кораблей – авианосцы, атомные подводные лодки, сторожевые корабли. Крупнейшие судоверфи частных компаний на страны расположены в Ньюпорт-Ньюсе (штат Виргиния, фирма «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док») и Гронте (штат Коннектикут, фирма «Дженерал дайнемикс») – ведущем центре конструирования и строительства атомных подводных лодок; крупные верфи имеются также в Бостоне, Балтиморе, Филадельфии, Нью-Йорке. На побережье Мексиканского залива к важным центрам относятся Паскагула (Миссисипи), Новый Орлеан и Мобил (Алабама); на Тихоокеанском побережье крупные судоверфи находятся в Сан-Франциско, Сиэтле, Сан-Диего, Лос-Анджелесе.

Одна из основных отраслей машиностроительной промышленности США – общее машиностроение – представляет собой по существу целый конгломерат разнообразных отраслей. В общее машиностроение американская статистика включает станкостроительную и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство горностроительных и подъемно-транспортных механизмов, технологического оборудования для полиграфической, пищевой, легкой и других отраслей промышленности, производство турбин и двигателей внутреннего сгорания, торгового и коммунального оборудования, оргтехники, разнообразного общепромышленного оборудования (в том числе подшипников, насосов и компрессоров, силовых трансмиссий, промышленных печей и т.д.). Общее машиностроение – наиболее традиционная отрасль машиностроительной промышленности страны; консервативен и общий рисунок ее размещения на протяжении многих десятилетий. На долю промышленных штатов Севера приходится около 80% всех занятых в отрасли; в том числе свыше 40% концентрируется в Приозерье, главным образом в Иллинойсе, Огайо и Мичигане.

Станкостроительная промышленность – одна из наиболее высокоразвитых отраслей американского машиностроения. В условиях обострившейся конкуренции американские станкостроительные фирмы уделяют большое внимание расширению производства сложных прецизионных станков, автоматических линий, многоцелевых станков, оборудования с программным управлением, а также промышленных роботов. Важнейшие районы станкостроительной промышленности США – Приозерье (свыше 50% всех занятых в отрасли) и Новая Англия (свыше 20% занятых).

В достижении высокого уровня механизации полеводства, и других отраслей сельского хозяйства важное место принадлежит сельскохозяйственному . Для этой отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации в штатах Приозерья и Северо-Западного центра – важнейшем сельскохозяйственном поясе страны. На долю лишь трех штатов – Иллинойса, Айовы и Висконсина – приходится около половины выпуска всех сельскохозяйственных машин и механизмов США. Крупнейшие центры машиностроения – Давенпорт- Рок-Айленд- Молин, Де-Мойн (Айова), Миннеаполис-Сент-Пол, Чикаго, Пеория (Иллинойс), Расин (Висконсин). Следует отметить низкий уровень развития отрасли на Юге (свыше 30% товарной продукции сельского хозяйства и лишь 13% занятых в сельскохозяйственном машиностроении США).

В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные нефтедобывающие штаты страны – Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 80% занятых в этой отрасли машиностроения.

Свыше половины всех двигателей внутреннего сгорания производят в двух штатах – Висконсине и Мичигане (в последнем – главным образом автомобильные двигатели).

Выпуск паровых и гидравлических турбин сосредоточен в Питтсбурге, Филадельфии, Бостоне.

Основные центры производства оргтехники размещаются преимущественно в штатах Нью-Йорк, Огайо, Коннектикут.

Наиболее быстро растущая отрасль машиностроения США – производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3-4 раза опережают своих основных конкурентов – Японию и ФРГ. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства ЭВМ в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске ЭВМ промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники американские компании не выдерживают конкуренции с японскими и другими южноазиатскими странами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.

Радиоэлектронная промышленность размещается по территории страны в целом несколько более равномерно, чем другие крупные отрасли машиностроения. На долю каждого из следующих районов США: Среднеатлантических штатов, Северо-Восточного центра и Тихоокеанских штатов – приходится по 20% всех занятых в производстве радиоэлектронной аппаратуры и средств связи.

К важнейшим центрам радиоэлектронной промышленности страны относятся Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Анхайм (Калифорния). Наиболее крупное предприятие отрасли – завод фирмы «Рокуэлл» в Анхайме. Завод вырабатывает оборудование теле- и радиосвязи, навигационные приборы, компоненты и детали радиоэлектронной аппаратуры для авиаракетнокосмической промышленности. Крупнейшее предприятие по выпуску ЭВМ фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» расположено в Покипси (Нью-Йорк), полупроводников фирмы «Моторола» — в Финиксе (Аризона), телефонного и телеграфного оборудования фирмы «Уэстерн электрик» — в Чикаго.

Приборостроение , несмотря на относительно небольшое число занятых (около миллиона человек), достигло в США высокого уровня развития. В суммарном производстве на долю США приходится 70% выпуска контрольных, научных измерительных приборов и около 50% фото- и киноаппаратуры. Основные центры приборостроения – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго (научные и медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура) и Рочестер (фото- и киноаппаратура).

Химическая индустрия является наряду с одной из ведущих отраслей промышленности США. По темпам роста химическая индустрия значительно опережает обрабатывающую промышленность в целом, уступая только радиоэлектронике. Производство химической продукции в США в среднем удваивается за каждые 10-12 лет. Технический прогресс способствовал резкому увеличению спроса на синтетические химикаты с заранее заданными свойствами, прежде всего на полимерные материалы (СК, химические волокна, пластмассы, синтетические смолы), большая часть которых синтезируется на базе нефтехимического сырья. Резко усилилось за последние годы значение ряда технических газов (кислорода, водорода, азота и его соединений, гелия), используемых для интенсификации процессов в металлургии и химической технологии, в виде компонентов ракетных топлив, для исследования космоса и т.д.

Структурно-сырьевые сдвиги способствовали перемещению из штатов Севера в богатые энергетическими ресурсами, углеводородным и горно-химическим сырьем южные штаты, в особенности расположенные на побережье Мексиканского залива. На этот район, в частности, приходится около половины производства нефтехимикатов в США. Предприятия Юга производят свыше половины всех вырабатываемых в стране технических химикатов (то есть химических полупродуктов, поступающих на дальнейшую переработку в пределах этой же отрасли или используемых в других отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте), 60% полимерных материалов, свыше 50% удобрений и ядохимикатов и т.д., то есть сравнительно дешевые и многотоннажные продукты. Здесь расположены крупнейшие в стране химические предприятия: фирма «Юнион карбайд» — в Чарлстоне (Западная Виргиния) и «Доу кемикл» — во Фрипорте (Техас). Важнейшие центры Юга – Хьюстон («химическая столица» США), Чарлстон, Батон-Руж, Бомонт-Порт-Артур-Ориндж, Тексас-Сити.

Север, где сконцентрирована подавляющая часть и предприятий обрабатывающей промышленности страны, остается основным районом производства и потребления химикатов в США. Однако около 60% производимой на Севере химической продукции (в стоимостном выражении) составляют готовые к употреблению малотоннажные и дорогие химикаты: медикаменты, мыло и моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, красители. Большая часть указанной продукции потребляется в пределах района, однако вывоз дорогих и малотоннажных химикатов в южные и западные штаты определяет специализацию Севера в территориальном разделении труда в химической промышленности страны. Производимые на Севере неорганические и органические технические химикаты не удовлетворяют местного спроса, и значительная часть их ввозится из южных штатов. Важнейшими центрами химической промышленности района являются Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Цинциннати, Сент-Луис, Индианаполис. Около 20% всех шин вырабатывается в США в крупнейшем центре резиновой промышленности – городе Акрон (Огайо).

Запада США играет в масштабах страны второстепенную роль; почти вся выпускаемая химическая продукция идет на удовлетворение собственных нужд района. Основные центры химической промышленности – Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

С тесно связана атомная промышленность, имеющая огромное военное значение. В комплексе предприятий этой отрасли важнейшее место занимают заводы по производству ядерного горючего ( 235, трития, плутония), построенные во время 2 мировой войны правительством США, а затем переданные в эксплуатацию частным фирмам. Центрами производства расщепляющихся материалов являются Ок-Ридж (Теннесси), Падьюка (Кентукки), (Южная Каролина), Портсмут (Огайо), Ханфорд (Вашингтон).

Важное место в экономике страны занимают отрасли , среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности структура выпуска тканей после 2 мировой войны заметно изменилась – выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей сократилось в два с лишним раза, а производство шерстяных – почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством.

Размещение текстильной промышленности США с начала 20 века претерпело значительные изменения. В течении нескольких десятилетий отрасль по существу переместилась из традиционного текстильного района – Новой Англии – в Южноатлантические штаты, где дешевая рабочая сила и близость к хлопковому поясу страны. После 2 мировой войны в этом районе и соседнем Юго-Восточном центре были построены практически крупнейшие предприятия США по выпуску синтетических волокон: капрона, нейлона, дакрона, полиакрилового волокна. На долю южных штатов приходится 80% выпуска хлопчатобумажных тканей и тканей на основе химических волокон. Крупнейшими центрами Юга являются Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт (Северная Каролина), Шарлот (Северная Каролина), Гринвилл (Южная Каролина), Колумбус (Джоржия). Множество текстильных фабри располагается вдоль Пидмонта в небольших городках или даже сельских районах. Производство дорогих высококачественных тканей по-прежнему концентрируется на Северо-Востоке, поэтому доля этого района в стоимости условно-чистой продукции отрасли еще довольно значительна – около 30%.

В швейной промышленности также заметен сдвиг на Юг. На долю предприятий Юга (преимущественно небольших фабрик, выпускающих недорогую мужскую одежду) приходится свыше 40% условно-чистой продукции отрасли. Однако значение старых центров швейной промышленности на Северо-Востоке США, несмотря на абсолютное и относительное снижение выпуска продукции, еще достаточно велико. Значительным центром в последние годы стал один из национальных законодателей моды Лос-Анджелес, выдвижение которого связано с производством женского платья по голливудским «киностандартам».

Большое развитие получила в США . Доля отрасли в условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности страны составляет 12%. К важнейшим отраслям США относятся мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. В связи с ростом цен на продовольственные товары в США большое внимание уделяют производству различного рода заменителей натуральных продуктов, а также наполнителей, панировочных и ароматических веществ, добавляемых в продукты питания. Развивается производство замороженных пищевых продуктов (в том числе закусок, национальных блюд, десертных изделий, кремов и т.д.) и разнообразных консервов.

Размещение пищевой промышленности по территории страны в целом отличается относительной равномерностью. Крупные города, как правило, являются и ведущими центрами отрасли. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной промышленности в Северо-Западном центре и вдоль побережья Великих озер (ведущие центры: Миннеаполис – Сент-Пол, Канзас-Сити, Буффало); мясной промышленности – в Чикаго, Канзас-Сити и Омахе (Небраска); молочной и сыроваренной – в штатах Висконсин и Миннесота; консервной – в Калифорнии. Крупнейшими центрами производства кондитерских изделий являются Нью-Йорк и Чикаго; виски – Луисвилл (Кентукки); кока-колы – Атланта; пива – Сент-Луис и Милуоки.

Производство сигарет в основном сосредоточено в пределах Пидмонта и Кентукки. Основные центры – Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт и Дарем в Северной Каролине, Ричмонд в Виргинии и Луисвилл в Кентукки. Выпуск сигар из американского табака концентрируется на Северо-Востоке (основной центр – Филадельфия).

Периодически по телевизору и в российской прессе выходят достаточно примитивные, а иногда и откровенно лживые статьи с общим посылом, что, якобы, Америка ничего не производит, только печатает доллары и так далее. Предлагаю разобраться все-таки с вопросом "Что производит Америка?" .

Для начала следует понять, что такое ВВП. Согласно общепринятому определению , ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Однако, номинальное значение этого показателя не совсем объективно, так как не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги в различных странах, что прямо влияет на итоговый результат. Для устранения этого недостатка разработали ВВП по ППС (паритет покупательной сопосбности), который считают, для всех стран по американским ценам, принятым за эталон. ВВП по ППС наиболее точно показывает экономический рейтинг страны. Так вот, ВВП США (по ППС) в 2012 году составлял около 15 триллионов долларов, что примерно равняется ВВП всего Евросоюза и почти ровно в 6 раз больше, чем, например, ВВП России.

Please enable JavaScript to view the