Башня Сен-Жак: подробное описание. Башня сен-жак на улице риволи в париже Церковь сен жак в париже

Вот один из классических, старинных, но отнюдь не потерявших популярность рецептов французской кухни — гребешки, подрумяненные в сливочном масле с сыром под соусом паризьен или, как величают это блюдо французы «кокиль Сен Жак» (фран. — Coquilles St. Jacques). Его традиционно готовят из свежих гребешков, густого сливочного соуса и тертого нежного сыра. Кокиль Сен Жак – блюдо далеко не повседневное (даже в странах, где морепродукты не в диковинку), его подают на выходные или по особым, торжественным случаям.

Название этого блюда переводится с французского буквально, как « святого Иакова». Они были поименованы в честь Святого Иакова, одного из двенадцати апостолов Христа, сына Заведея и Саломеи, брата апостола Иоанна, вовсе не случайно. Согласно библейской легенде однажды апостол Иаков спас рыцаря, спрятав его в раковине от гребешка. В другом варианте этой истории рыцарь, перевозивший останки апостола из Иерусалима в Испанию, упал вместе с лошадью в воду, но его спасла раковина упомянутого моллюска. В раннем Средневековье христиане со всей Европы совершали паломничество к святилищу святого Иакова, что находилось в Сантьяго де Компостела (Испания). На их одеждах можно было нередко увидеть вышитое изображение ракушки.

Вот, собственно, почему гребешки с приправленным вином сливочным соусом традиционно принято подавать прямо на раковине (ведь по легенде это один из христианских символов!)

Во Франции непревзойденные гастрономические достоинства гребешков отмечаются сразу на двух ежегодных праздниках – на Дне печеных гребешков (12 марта) и непосредственно на Дне кокиль Сен Жак (16 мая).

Наш рецепт гребешков позаимствован у знаменитой Джулии Чайлд из ее кулинарного бестселлера «Искусство французской кухни».

Кокиль Сен Жак менее церемонно называют «гребешки под соусом паризьен». Этот соус мало чем отличается от соуса аллеманд и готовится на основе одного из базовых французских соусов .

(на двоих)

Ингредиенты:

  • 150 грамм гребешков
  • 1 стакан белого сухого вина
  • Половина чайной ложки морской соли
  • Пара щепоток молотого острого черного перца
  • 130 грамм шампиньонов (порезать на четыре части)
  • 60 грамм сливочного масла
  • 30 грамм пшеничной муки
  • Четверть стакана цельного домашнего молока
  • 2 яичных желтка
  • Четверть стакана жирных сливок
  • Соль и перец
  • 1 чайная ложка свежевыжатого сока лимона
  • Четверть стакана тертого Грюйера или швейцарского сыра (натереть)
  • Для букета Гарни — 4-5 веточек петрушки, 2 веточки тимьяна, лавровый лист

Приготовление:

  1. В сотейнике доводим до кипения, а затем увариваем на среднем огне в течение 5 минут сухое вино, добавив в него , соль и перец. Добавляем в смесь гребешки, грибы и достаточно воды, чтобы едва покрывала последние.
  2. Опять доводим до кипения, уменьшаем огонь до слабого и под крышкой готовим около 5 минут. Удаляем букет Гарни, а гребешки и грибы с помощью ложки-шумовки выкладываем на тарелку. Даем немного остыть, помещаем на разделочную доску и грубо рубим с помощью ножа.
  3. Увеличиваем огонь до среднего и увариваем жидкость в сотейнике до 250 мл.
  4. В миске взбиваем яичные желтки и сливки.
  5. В отдельном сотейнике обжариваем на слабом огне в растопленном масле муку (готовим ру) в течение двух минут, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков.
  6. Убираем с огня, вливаем винную смесь из первого сотейника и смешиваем с помощью миксера. Затем добавляем молоко и бьем до состояния гладкого соуса. Возвращаем на огонь и кипятим одну минуту. Выключаем огонь.
  7. Взбиваем соус вместе с желтковой смесью, добавляя в него последнюю по капелькам. Кипятим опять 1 минуту, помешивая. Солим и перчим по вкусу. Сбрызгиваем лимонным соком.
  8. Смешиваем 2/3 соуса с гребешками и .
  9. Смазываем формочки с объемом 2/3 стакана сливочным маслом. Выкладываем в них гребешки, а сверху – остатки соуса. Затем посыпаем сыром и кладем пару маленьких кусочков сливочного масла.
  10. В сотейнике или сковороде доводим до кипения воду и нагреваем в ней формочки с гребешками так, чтобы они не касались дна (мы положили на дно сковороды полотенце). Блюдо формально готово.
  11. Перед самой подачей нагреваем духовку до 220 градусов. Помещаем на противень наши формочки (прямо в сотейнике или сковороде) и подрумяниваем их в духовке.
  12. Немедленно подаем к столу.

Примечание:

Обычно кокиль Сен Жак подают с Шардоне или белым Бургундским. Из гарниров подойдет рис с травами и свежим зеленым горошком.

) была построена на деньги одной из самых богатых средневековых гильдий Парижа – гильдии мясников.

Посвящена церковь была Святому Иакову, и находилась она на пути паломников, которые направлялись в Испанию, в Сантьяго де Компостела. Церковь стала знаменита благодаря Виктору Гюго , вернее его роману “Собор Парижской Богоматери”. Именно в этой церкви в средние века жил звонарь по имени Квазимодо.

История церкви

Пятидесятиметровая башня Сен-Жак-де-ла-Бушри была построена в начале 16 века. Именно она восхищала Гюго своей великолепной квадратной колокольней. Особенно впечатляют скульптуры чудовищ, установленные в 1526 году на этой башне скульптором Ро .

Боковой портал башни был построен на деньги знаменитого алхимика Никола Фламеля, который большую часть жизни потратил на поиски “философского камня”. На самом верху башни можно увидеть статую Святого Иакова и скульптурное изображение Тельца, Орла и Льва, которые символизируют евангелистов Луку, Иоанна и Марка. Во второй половине 19-го века внутри башни была установлена статуя французского математика и философа Блеза Паскаля, который в этой башне в 1648 году проводил свои опыты по измерению атмосферного давления.

Во времена Французской Революции церковь была разрушена, и от нее осталась всего лишь одна башня. В 1836 году она стала собственностью правительства и была отреставрирована. В наши дни, эта башня является одним из самых высоких сооружений в городе.

Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри на карте

Ближайшие отели: в 180 метрах Novotel Paris Les Halles от 185 € *
в 200 метрах Hotel Saint Merry от 160 € *
в 350 метрах Hotel Flor Rivoli от 95 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: в 120 метрах Châtelet (Шатле) линии

В двух шагах от славной площади Шатле стоит посреди сквера недавно отчищенная от копоти, что пока делает её немного искусственной, позднеготическая башня.

Странное, непривычное зрелище - одиноко стоящая готическая башня… Тут надо погрузиться в историю, чтоб понять как эта архитектурная диковина могла появиться на свет.

В раннем средневековье в этом районе жили и трудились мясники и писари - судьба обоих профессиональных союзов тесно вплетена в историю башни. Именно мясники в XII веке скинулись на постройку большой романской церкви на этом месте, назвав её Сен-Жак-де-ла-Бушери (Boucherie по-французски значит мясная лавка), чтоб отличать её от построенной в то же время церкви Сен-Жак госпитальеров из тосканского городка Альтопашо, которая стоит на улице Сен-Жак в V округе Парижа. Почему так много Сен-Жаков, спросите Вы, да потому что все эти улицы и сооружения связаны со средневековой паломнической дорогой в галисийский город Сантьяго-де-Компостела

Тут необходимо сказать пару слов об апостоле Иакове из-за которого всё и началось. Святой Иаков (он же Сен-Жак, он же Сантьяго, он же Сент-Джеймс) после вознесения Иисуса вел активную деятельность в Святой земле, пока в 44 году не пал от меча царя Ирода Агриппы.

Тело апостола положили в лодку и пустили в Средиземное море. Дальше начинается совсем детективная история: лодка, преодолев всё море на запад, миновав Гибралтар и обогнув Португалию, причалила к берегам Галисии, где через 800 лет мощи были обнаружены монахом-отшельником.

В конце девятого века на месте обретения была построена церковь, а после вырос город, называемый теперь Сантьяго-де-Компостела и, со временем, ставший третьим по важности городом католицизма после Иерусалима и Рима. Сантьяго стал покровителем Испании и много помогал испанцам в Реконкисте, являясь в важные моменты битв. В XI, XII веках случился пик популярности паломничеств к могиле апостола: христиане стекались ручейками со всей Европы и где-то близ Памплоны на нынешней франко-испанской границе сливались в людскую реку, текущую на запад, ориентируясь по млечному пути (в Испании его также называют Camino de Santiago - Путь Св.Иакова). Паломники из БеНеЛюкса, Британии и северной Франции шли через Париж, проходя мимо множества церквей и монастырей по улице Сен-Жак (как св.Иаков поучаствовал в основании Сорбонны, можно прочесть ). С годами интерес к Пути начал угасать из-за чумы, Реформации и т.д., и только в конце XX века он пробудился вновь, скорее благодаря взрыву интереса к туризму в объединенной Европе. С 1993 весь Путь в Сантьяго-де-Компостела включен в список наследия ЮНЕСКО. Пауло Коэльо описал эту дорогу в своей книге «Дневник мага», если Вам интересна такого типа литература, можно почитать.

Вернемся же к нашей парижской башне. Построена она была в начале XVI века как колокольня к той самой церкви мясников, перестроенной в стиле пламенеющей готики. В революционном 1793 году храм национализируют, тут же приватизируют и за 4 года разбирают до фундамента на стройматериалы - такая вот печальная судьба. Колокольню спас физик Блез Паскаль, использовавший её в своих опытах по измерению атмосферного давления. За это ему в основании башни поставлен памятник. Позже она использовалась для производства дроби: внизу стояли бочки с водой, в которые сверху лили расплавленный свинец. Ну и наконец в 1836 году башню выкупил Париж. С тех пор её реставрировали четырежды, в последний раз в 2008-ом, да так тщательно, что прошедших пятисот лет как небывало - стоит она сверкающая, пастеризованная. Любителям старины теперь придется подождать лет 50, пока она опять не почернеет.

Рассказ об этом замечательном месте был бы неполным, если бы обошли историю господина Николя Фламеля - наверное самого известного алхимика всех времен.

Он жил во второй половине XIV - начале XV века и был писарем, работавшим у Сен-Жак-де-ла-Бушери. Тогда все места рядом с этой церковью были застроены конторками писарей, а прилегающая часть улицы Риволи, проложенной Наполеоном, носила название улицы Писарей. Вся полумифическая история жизни этого человека как будто соткана из стереотипов. Работал он себе преспокойно писарем, пока вдруг однажды не приобрел по случаю книгу Иудея Авраама и, переведя её, не изготовил философский камень. Для того чтоб понять текст книги, написанной на арамейском, он предпринимает паломничество в Испанию, но не к гробу Иакова, а к тамошним евреям. И вот после 20 лет трудов, наконец, манускрипт переведен, философский камень добыт и Николас предпринимает несколько сеансов трансформации чего-то в золото + получает эликсир вечной жизни. До «смерти» он меценатствует и всем помогает. Хоронят его в Сен-Жак-де-ла-Бушери, но при последующем вскрытии могилы тело не находят. Па-ба-а-м! Занавес:)

Эта история показывает крайнюю примитивность мышления средневекового француза: хочется чтоб из свинца делалось золото - пожалуйста, а если есть много золота, то хорошо бы жить вечно - опять будьте любезны, тот же камень, только толченый, вам поможет. И главное: кто же может обладать этим, таким желанным, знанием… ну конечно евреи:)))

В общем Николаса Фламеля неоднократно видят живым с дражайшей супругой то через 200 лет после смерти в Турции, то через 300 лет в Индии, потом еще в парижской опере… последний раз он оживал в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Бесспорно одно, человек по имени Николас Фламель существовал и сделал много полезного. Как и все камни церкви Сен-Жак, его надгробие было продано и найдено через 50 лет в лавке торговца зеленью, бодро шинковавшего на плите свой товар. Теперь этот небольшой надгробный камень выставлен в

Башня Сен-Жак (Tour Saint Jaques)- уникальный памятник средневековой архитектуры, находится в самом центре Парижа, в небольшом парке, рядом с пересечением улицы Риволи и Севастопольского бульвара. Настоящим чудом является то, что башня дошла до нас во всем великолепии пламенеющей готики.

Некогда башня Сен-Жак была частью старинной церкви Сен-Жак Дё Ла Бушри, основание которой относят ни то 9, ни то к 12 веку. Название церкви переводится как Церковь Святого Иакова Мясников. Святой Иаков- один из самых почитаемых апостолов Христианской церкви, по преданию, был похоронен где-то рядом, и его останки хранились в церкви, привлекая к ней множество паломников. Приходя с севера Парижа, они посещали церковь Сен-Жак, чтобы потом отправиться в дальнее путешествие на юг к католической святыне, испанскому городу Сантьяго-де-Компостелла.

Гильдии Мясников церковь обязана не только названием, но и строительством башни, которая была воздвигнута с 1506 по 1523 г. Начало 16 века было временем, когда итальянские мастера задавали тон в искусстве. Эпоха Ренессанса, которая началась в Италии в 14 веке, в начале 16 века стала распространяться по всей Европе. На этом фоне башня Сен-Жак представляется явлением Средневековья. Как будто архитектор не хотел следовать моде, а попытался создать произведение в духе прошлого. Сен-Жак является примером пламенеющей готики с её возвышенной формой, стрельчатыми арками, средневековой скульптурой.


Церковь Сен-Жак Дё Ла Бушри прославил средневековый алхимик и учёный Николя Фламель, бывший её настоятелем в конце 14 века. Имя Фламеля часто встречается на страницах художественных произведений, начиная с романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», заканчивая романам Дэна Брауна «Код Давинчи». Фламель-фигура таинственная, с ним связано немало слухов и легенд. Например, у него была слава ученого, открывшего философский камень, который позволил ему сохранять бессмертие. Несмотря на то, что предположительной датой смерти Фламеля считается 1418 г., есть сообщения, в которых говориться, что Фламеля видели живым в 18 и 19 веке.

Другой персонаж обессмертил своё имя благодаря открытиям в области физики и математики, звали его Блез Паскаль, и жил он в Париже в 17 веке. Паскаль часто приходил к башне Сен-Жак, чтобы устраивать с её помощью эксперименты. Поднявшись на башню он измерял атмосферное давление и скорость падения тел. Теперь в нижнем ярусе башни Сен-Жак стоит его статуя.
В конце 18 века прихожан в церкви стало совсем мало, потому что народ был увлечён гораздо более важными делами. Шла Великая Революция, которая заставила смотреть по-новому на многие старинные вещи. Так в 1797 г. было решено разобрать церковь-камни, из которых она состояла, пошли на строительство домов для народа. Башню удалось спасти, потому что её нашли новое применение. С помощью башни Сен-Жак стали отливать свинцовые пули: на верху башни плавили свинец, пускали его вниз с высоты прямо в бочки с водой, где свиней застывал в форме шариков.

Как при этом удалось избежать серьёзного пожара, непонятно. Однако в 1862 г. башня Сен-Жак была объявлена историческим памятником. Долгое время башня стояла без должного ухода и постепенно приходила в упадок. В начале нашего столетия мэрия Парижа приняла решение начать работы по восстановлению памятника. Башню покрыли лесами и спрятали от глаз за непроницаемым экраном.


И только в 2008 г. башня Сен-Жак предстала перед публикой в обновлённом виде. Она до сих пор поражает всех, кто приходит на неё посмотреть. В высоту башня достигает 50 метров. Стены кремового белого цвета смотрится величественно на фоне голубого неба. Ночью башня ещё прекраснее, потому что устремлённая вверх, посреди деревьев, создаёт атмосферу таинственности и волшебства.


peter-pho2.blogspot.com

Каждый желающий может свободно прийти в парк у башни Сен-Жак. Подняться на башню, увы, нельзя, зато можно любоваться её красотой, лежа на газоне рядом или сидя на лавочке в тени деревьев, растущих вокруг здания. Двери парка открывают с 8 часов утра по будням и с 9 утра по выходным и праздникам, закрывают в 8 30 вечера с 1 мая по 1 августа. После этого, вход закрывают позже, вероятно, когда начинает темнеть.

Источники:

pretemoiparis.com

wikipedia.org

peter-pho2.blogspot.com

Башня Сен-Жак (La Tour Saint-Jacques) в центре Парижа, на улице Риволи, была отреставрирована сравнительно недавно. Процесс реставрации длился целых десять лет, с 2000 по 2010 год. Памятник торжественного открыли для посетителей. На бывшую колокольню разрушенной церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри можно подняться, правда, только пешком по лестнице, без лифта, группами по 15-20 человек и только летом.

Башня Сен-Жак - это то, что осталось от церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри. «Бушри» по-французски означает мясная лавка или скотобойня. В далеком прошлом здесь располагались лавки мясников.

Башня была внесена в список исторических памятников. В этом месте собирались паломники, чтобы отправиться в путь к гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.

Сама церковь существовала в этом месте издавна и была одной из самых примечательных церквей Парижа. Ее построили в XIII веке. Именно тогда здесь же и обосновалась гильдия мясников. Это была церковь романского стиля, наподобие сохранившейся до сих пор в Париже церкви святого Юлиана бедного.

Церковь Сен-Жак была перестроена в XVI веке в готическом стиле. Башня Сен-Жак - это бывшая колокольня церкви (иногда называется итальянским словом «кампанила»). Высота колокольни - 52 метра.

Полная версия - в аудиофайле.