Из за чего утонул титаник версии. Почему затонул Титаник? Добавить свою цену в базу Комментарий

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом


А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".


Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника


Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Одно из самых крупных кораблекрушений в истории человечества даже спустя 100 лет не дает покоя многим людям. Как мог суперсовременный, оснащенный всеми необходимыми новшествами того времени корабль с громким именем «Титаник» пойти ко дну из-за столкновения с каким-то айсбергом?

Оказывается, существуют несколько факторов помимо огромной глыбы льда, которые в конечном счете и могли привести к катастрофе. Вот некоторые из них.

В топливном отсеке «Титаника» полыхал пожар

«Титаник», пришвартованный в порту Саутгемптона. Апрель 1912 года

Британский журналист Шенон Молони (Senan Molony), который вот уже 30 лет исследует историю «Титаника», изучил фотографии, сделанные до отправки лайнера в рейс, и пришел к выводу, что причиной крушения могло стать возгорание в топливном отсеке корабля.

Пожар возник еще до выхода лайнера в плавание, и его пытались безуспешно потушить на протяжении нескольких недель. Журналист выяснил, что владельцы судна знали о возгорании и пытались скрыть его от пассажиров: для этого в Саутгемптоне корабль развернули к берегу другим бортом, чтобы пассажиры не заметили следов копоти.

Обшивка судна в этом месте нагрелась до температуры около 1 000 °С, и когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, сталь не выдержала - образовалась огромная пробоина. Эксперты подтвердили, что при таком нагреве сталь делается ломкой и теряет до 75 % твердости.

Бинокли были заперты, а ключ остался на суше

Один из биноклей «Титаника», который спустя много лет был найден на дне океана

В последний момент перед отправлением руководство компании White Star Line решило сменить на судне первого помощника капитана, назначив на это место Генри Уайлда, имевшего опыт в управлении огромными лайнерами. Но предыдущий первый помощник Дэвид Блэр забыл отдать Уайлду ключи от сейфа, в котором хранились бинокли.

Конечно же, на борту «Титаника» были и впередсмотрящие, однако без биноклей им приходилось рассчитывать только на собственные глаза. Они заметили айсберг, когда было уже слишком поздно.

О запертых биноклях стало известно лишь спустя 95 лет после трагедии, когда ключ от сейфа был выставлен на аукцион.

Изначально вторая часть поста предполагалась в основном текстовой с описанием причин и обстоятельств гибели судна, а также некоторых интересных фактов из его истории. К сожалению, история гибели Титаника уже настолько обросла мифами и байками (про "некачественную" сталь в обшивке корпуса или, например, про сознательное разгильдяйство команды парохода Калифорниан, который был неподалеку места крушения и не пришел на помощь), что некоторые публикации в Сети порой страшно читать. Я постарался максимально сжато обрисовать основные моменты, касающиеся причин катастрофы, а также сделал дополнительный акцент на тех вещах, которые с годами обросли различными мифами.
Почитав комментарии читателей к первой части, я добавил в конец поста также ряд исторических картинок, исключенных из первой части, а заодно вспомнил про две классические кинохроники Титаника и Олимпика. Если вы не читали , то для лучшего понимания текста ниже рекомендую с ней ознакомиться.

Почему утонул Титаник?

На этот, казалось бы, банальнейший вопрос, далеко не сразу был получен простой ответ. Да, Титаник утонул из-за столкновения с айсбергом, и отрицать этот факт бесполезно. Судно вопреки здравому смыслу двигалось навстречу ледяному полю со скоростью выше 20 узлов и получило многочисленные повреждения по правому борту. К здравому смыслу мы вернемся чуть ниже, а пока давайте обсудим характер столкновения и повреждений, споры в отношении которых начались сразу же после катастрофы.

1. Айсберг, с которым, скорее всего, столкнулся Титаник. Эта фотография была сделана 15 апреля 1912 г. одним из стюардов немецкого судна Принц Альберт вблизи места гибели Титаника. Внимание стюарда привлекла большая бурая полоса у основания айсберга, подтверждавшая недавнее столкновение с каким-то судном.

Всем известно, что при столкновении с айсбергом Титаник пытался уклониться от столкновения носом маневром влево, а затем - от столкновения кормой маневром вправо. Этот простейший и естественный маневр - на самом деле самое худшее, что можно было предпринять в той ситуации. В руководстве по искусству мореплавания 1910 г., которое пользовалось широкой популярностью среди офицеров Атлантики, так и было написано, что в подобных случаях лучше либо ничего не делать вообще, либо подставить под удар нос. Причины очевидны: в случае удара носом повреждается пару водонепроницаемых отсеков, есть жертвы, но это помогает избежать более крупных повреждений, а значит, и более крупных потенциальных жертв. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок, отдававший команду, знал об этих рекомендациях не хуже других офицеров Титаника. Более того, в послужном списке Мэрдока были случаи, которые характеризовали его как человека, способного в критической ситуации мгновенно принять самое верное решение из всех возможных. Сейчас можно лишь догадываться, что побудило Мэрдока дать команду на выполнение именно такого маневра: возможно, он не успел полностью оценить, насколько был близок айсберг, возможно на него повлияла всеобщая эйфория, и он подсознательно воспротивился самой возможности столкновения новенького судна с айсбергом. А возможно, он излишне понадеялся на маневренные качества Титаника, которые к тому времени были изучены далеко не полностью.

Рулевое перо Титаника располагалось за средним гребным винтом, который приводился в действие паровой турбиной нового типа (два других винта вращались привычными паровыми машинами). Перед столкновением с айсбергом поступила команда "Полный назад", и машины начали останавливаться. Кроме того, что рулевая тяга судна даже с работающими винтами была не самой лучшей для быстрого маневра, в случае с останавливающимися винтами она становилась еще хуже. Если предположить, что за 37 секунд, прошедшие между обнаружением айсберга и столкновением, машины успели остановить и перевести в реверсивный режим, рулевая тяга должна была упасть до минимума еще и потому, что паровая турбина вращаться назад не умела. Т.е. в случае команды "полный назад" в реверс переводились только боковые винты, а средний просто останавливался, еще больше снижая рулевую тягу.

Как бы там ни было, удар айсберга в борт судна был не очень сильным: большинство пассажиров его даже не почувствовали. Судя по продолжительности затопления (2 часа 40 минут) пробоины были сравнительно небольшие. Но из-за того, что были повреждены пять водонепроницаемых отсеков (а также слегка задет шестой, но там течь быстро локализовали), при том что Титаник мог оставаться на плаву при повреждении только первых четырех, судно было обречено. Сам же характер повреждений намекает на еще одну тему, которая стала популярной в последнее десятилетие. Неоднократные исследования образцов стали из корпуса Титаника привели к очень важному выводу: сталь обшивки и заклепок была хрупкой из-за высокого содержания серы. Была бы на Титанике современная сталь, многих повреждений от айсберга скорее всего не было бы - листы стали просто вогнулись бы внутрь, а не покрошились вместе с заклепками. К сожалению, 100 лет назад о свойствах стали многое еще не было известно, и по тем временам такая сталь отвечала всем стандартам качества. Поэтому использование такой стали - не вина верфи, построившей Титаник, а лишь "побочный эффект" своего времени.

Раз уж мы затронули вопрос обнаружения айсберга, следует упомянуть еще одну ситуацию, сложившуюся в первом рейсе Титаника. С первых дней рейса впередсмотрящие Титаника неоднократно обращались ко второму помощнику капитана Чарльзу Лайтоллеру с просьбой предоставить им бинокли. Применение биноклей для раннего обнаружения различных объектов по курсу судна - было обычной и вполне естественной практикой (хотя ночью она спорна). Непосредственно перед выходом из Саутгемптона капитан Смит потребовал поставить на первый рейс Титаника старшего помощника с Олимпика Генри Уайлда. При этом Мэрдок вместо старшего временно стал первым помощником, Лайтоллер - вторым, а Дэвиду Блэру, который перед этим был назначен вторым помощником, по-просту пришлось уйти с судна. Эта, казалось бы, невинная история имела более далекоидущие последствия: при переходе из Белфаста в Саутгемптон Блэр спрятал бинокли у себя в каюте, а заменивший его Лайтоллер просто не знал, где они находятся. В итоге впередсмотрящие так и остались без биноклей. Впрочем, их влияние на ситуацию тоже можно поставить под сомнение, т.к. погодные условия в ту роковую ночь были весьма уникальными: был полный штиль с новолунием - и заметить в таких условиях айсберг было очень сложно, т.к. не было ни отражения лунного света от льда, ни разбивающихся с характерными белыми "барашками" волн об айсберг. Единственное, на что можно было рассчитывать, - на отражение слабого света звезд, которые в ту ночь, по свидетельству, очевидцев светили особенно ярко, "словно выступая из неба".

Кто виноват?

Как и во многих крупных катастрофах конкретных виновных в этой истории нет. Есть люди, которых я называю "исполнителями", а основным и единственным виновником произошедшего являются взгляды общества и отношение к той или иной сфере деятельности.

Еще в первые дни рейса на Титаник начали поступать радиограммы, отправленные с других судов, о ледовой обстановке восточнее США. Поначалу они не вызывали особого беспокойства, но к 13-14 апреля ледовая обстановка явно начала ухудшаться. В течение дня и вечера 14 апреля радиотелеграфистами Титаника был принят ряд сообщений от других судов, но только половина из них попала на капитанский мостик. Эта вопиющая по современным меркам халатность в те времена таковой не являлась. Об этом просто не задумывались, т.к. радиосвязь на море тогда была сравнительно молодой и несла в себе прежде всего коммерческую функцию: отправка и получение личных телеграмм пассажиров, а также получение свежих новостей для печати в судовой газете, выходившей ежедневно. Функции оповещения команды о важных навигационных сообщениях были на тот момент вторичными и не имели строгого регламента. Более того, радисты в те времена подчинялись не капитану, а были работниками соответствующих радиотелеграфных компаний. Когда радиосвязь преодолела "детскую болезнь", и у компании Маркони появились конкуренты, неоднократно возникали ситуации, когда радисты конкурирующих компаний специально создавали друг другу помехи в эфире.

2. Младший радист Титаника Гарольд Брайд за работой:

Накануне крушения на Титанике сломался радиопередатчик, и пока устранялась поломка, накопилось значительное количество неразобранных телеграмм. Неудивительно, что перегруженные работой радисты могли попросту отложить в сторонку некоторые сообщения, чтобы, например, отдать их позже.

Впрочем, даже если бы все радиограммы были доставлены на мостик, совсем не факт, что это на что-нибудь повлияло. В течение десятилетий в Атлантике складывалась практика судовождения, которая с позиции сегодняшних лет выглядит безумной. Веками моряки зависели от всех сил природы, пока ходили в море на парусниках. Время прибытия в пункт назначения очень сильно зависело от погоды. С появлением больших стальных пароходов, которые начали ходить точно по расписанию и которым уже были ни по чем ни волны, ни ветер, бдительность моряков постепенно стала притупляться. С развитием конкуренции в Атлантике, где господствовали крупные компании и офицеры крупных судов чувствовали себя в некоем привилегированном положении, ситуация усугубилась еще больше. Кроме всего прочего, в течение десятилетий не случалось каких-то особо крупных катастроф, связанных с дрейфующим льдом, и это породило дополнительное чувство самоуверенности, как среди моряков, так и в обществе. "Масла в огонь" подливали и сами судоходные компании. Формально безопасность пассажиров везде регламентировалась как наивысшая ценность компании. При приемке судна всем капитанам вручались письма, в которых четко было изложено, что ничто не может быть важнее безопасности. На деле же все оказывалось иначе: опоздание независимо от причин тянуло за собой длительные и неприятные объяснения для капитана и команды, т.к. лишние часы, проведенные пассажирами на судне, автоматически означали дополнительные затраты на их обслуживание и обеды. На хождение с высокой скоростью среди ледяных полей владельцы компаний просто закрывали глаза, высокая скорость и досрочное прибытие в порт назначения поощрались, а общественность, не зная истинной опасности от сэкономленных нескольких часов пути, с каждым годом ожидала от трансатлантических рейсов все большей скорости, и чем дальше, тем все больше возносила достижения судостроения выше сил природы. В этой ситуации даже те офицеры, у которых еще осталось хоть какое-то чувство бдительности, вынуждены были закрывать глаза на предупреждения о ледовых полях и проходить опасные участки не снижая скорости. Соглашение о стандартных трассах через Атлантику часто нарушалось, и некоторые капитаны позволяли себе уклониться далеко на север ради выигрыша по времени. Такая ситуация постепенно стала обычной в Атлантике, а с годами и вовсе стала считаться за норму. Оставалось лишь вопросом времени, когда при подобной практике произойдет по-настоящему крупная катастрофа.

3. Офицерский состав Титаника:

Несмотря на все это, следует отметить, что офицерский состав Титаника был одним из лучших в Атлантике и очень тщательно подходил к выполнению своих обязанностей в рамках традиций судовождения, действовавших в те времена. Хотя скорость не только не уменьшили, а днем 14 апреля даже увеличили (к чему косвенно был причастен и владелец Уайт Стар Лайн Брюс Исмей), кое-какие меры безопасности все-таки были предприняты: например, вечером 14 апреля Титаник должен был достигнуть "точки поворота", однако фактически сделано это было на час позже запланированного, чтобы максимально обойти опасную зону. Вечером при заступлении на свою вахту Мэрдок приказал максимально затемнить нос судна и убрать малейшие источники света; еще один подобный случай произошел и с Лайтоллером, что лишний раз доказывает внимание этих людей к мелочам и тщательность при выполнении своих обязанностей.

Кроме тотального игнорирования опасности, в Великобритании сложилась уникальная ситуация с законодательством в отношении спасательных шлюпок. Согласно действовавшим тогда законов, количество мест в шлюпках рассчитывалось исходя из тоннажа судна, а не из количества людей на судне. Закон вышел в свет в 1894 г., когда самое крупное судно было в 4 раза меньше Титаника. Поэтому согласно данному закону на Титанике достаточно было разместить шлюпки вместимостью почти 1 тыс. человек. При этом компания Уайт Стар Лайн даже перевыполнила это требование примерно на 200 мест. Стоит отметить, что конструкторами было предусмотрено место для размещения всех необходимых шлюпок, но владельцами Титаника эта мера предосторожности была сочтена излишней.

Что изменилось?

Само собой разумеется, после катастрофы были приведены в порядок многие инструкции по судовождению, требования по количеству мест в спасательных шлюпках. Вахты радистов стали круглосуточными, и радио стало играть одну из ключевых ролей в судовождении. Титаник также сломал целый ряд ценностей общества, пошатнул привилегированное положение 1-го класса и наглядно показал, что перед смертью внезапно все оказываются равны независимо от класса билета. Больше всего общество шокировала история гибели самого богатого человека на судне Джона Джейкоба Астора: после того, как он посадил свою жену в шлюпку, он обратился ко второму помощнику капитана Лайтоллеру с вопросом "а не найдется ли место и для меня", на что получил четкий и прямой отказ (Лайтоллер слишком буквально воспринял указание капитана сажать в первую очередь детей и женщин, поэтому мужчин в спускаемые им шлюпки он пускал только для управления ими).

Загадка Калифорниан

Несколько севернее трассы Титаника в Бостон шло небольшое пассажирское судно Калифорниан. Оно могло вместить порядка 50 пассажиров, но в том рейсе каюты были пустыми. В 22:15 14 апреля Калифорниан остановился перед ледяным полем, которого вскоре должен был достигнуть и Титаник. Около 23:00 с Калифорниана заметили судно, которое также двигалось в западном направлении. Капитан Стенли Лорд поинтересовался у радиста Сирила Эванса о наличии поблизости пароходов и, получив ответ, что рядом сейчас слышно только Титаник, распорядился передать на него информацию об остановке Калифорниан и ледяных полях. Эванс начал передачу сообщения на Титаник, но сделал это не в форме служебного сообщения для капитана, а в виде обычного приветствия коллеги типа "Привет, старик, мы остановились во льдах". Уставший радист Титаника, который незадолго до этого установил хорошую связь с материком и пытался как можно скорее передать накопившиеся радиограммы, совсем не обрадовался такому вклиниванию в свою работу, тем более что сигнал находившегося рядом Калифорниан буквально оглушил его. Он грубо прервал Эванса, потребовав не мешать его работе. Послушав еще немного, как с Титаника передавались телеграммы, Эванс около 23:30 (за 10 минут до столкновения Титаника с айсбергом) выключил радиостанцию и ушел спать. Он был единственным радистом на судне, заступил на службу очень рано и, соответственно, сильно устал.

4. Калифорниан:

Через некоторое время команда Калифорниан заметила, что неизвестное судно остановилось и большинство огней на нем погасли. В дальнейшем отмечалось, что огни судна как-то странно смотрелись на воде, затем были замечены белые ракеты, взлетающие над судном, а после двух часов ночи неизвестное судно исчезло. С Калифорниан пытались сигнализировать на неизвестное судно светом при помощи морзянки, но ответа так и не поступило. И только на утро, когда разбудили радиста, на Калифорниан узнали, что произошло на самом деле.

Так вкратце, согласно легенде, описываются события, произошедшие в ту ночь на Калифорниан. На первый взгляд все просто: время остановки неизвестного судна совпадает с моментом столкновения Титаника с айсбергом, потухшие огни - развернувшийся другой стороной Титаник, были видны ракеты и тогда же, когда Титаник скрылся под водой, судно исчезло. С Титаника тоже видели огни неизвестного для них судна, а координаты Титаника и Калифорниан ясно указывали на то, что они находились на расстоянии прямой видимости.

После огласки происходящего на Калифорниан практически ни у кого не было сомнений: с Калифорниан видели Титаник, с Титаника видели Калифорниан и команда Калифорниан проявила полное безразличие и не подошла к месту катастрофы. Однако уже сразу всплыли несоответствия, которые оба официальных расследования, с одной стороны, предпочли "не заметить", с другой стороны, капитану Лорду так и не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Что же это за несоответствия?

1. С самого начала появления неизвестного судна многие члены команды Калифорниан были уверены, что судно небольшое и Титаником быть не может (здесь следует заметить, что множество пароходов и парусников еще не имели радиосвязи, поэтому ответ радиста капитану о присутствии Титаника вовсе не означал, что рядом мог быть исключительно он).
2. Все члены команды Калифорниан, кроме одного человека, утверждают, что видели красный бортовой огонь, что означает, что судно было развернуто к Калифорниан левым бортом. Логично предположить, что Титаник, скорее всего, был развернут к Калифорниан правым бортом, следовательно, с Калифорниан должны были видеть зеленый огонь. В действительности невозможно утверждать наверняка, каким было положение Титаника после остановки, т.к. его специально никто не определял.
3. Ракеты, которые запускались с неизвестного судна, с Калифорниан казались взлетающими совсем невысоко, будто их на самом деле запускали где-то далеко за судном.
4. Многие свидетели как с Калифорниан, так и с Титаника, отмечают, что неизвестное им судно двигалось. Как мы знаем, ни Титаник, ни Калифорниан никуда не двигались.
5. Совпадения некоторых событий по времени (столкновение Титаника с айсбергом / остановка неизвестного судна, полное затопление Титаника / исчезновение неизвестного судна) никак не подтверждено документально.
6. Наконец, еще в 1912 г. ряд исследователей и свидетелей высказали сомнения относительно правильности координат, переданных Титаником в эфир. Например, капитан одного из пароходов, выйдя с запада к точке гибели Титаника, очень удивился тому, что к востоку простиралось огромное ледяное поле. Получается, что Титаник должен был пройти через это поле, но этого, как мы знаем, не было. С другой стороны, капитан Карпатии утверждал, что, используя координаты Титаника, он вышел точно к месту катастрофы.

В 1985 г., когда на дне Атлантики наконец были обнаружены останки Титаника, стало очевидно, что координаты Титаника были расчитаны ошибочно. С Титаника действительно не могли видеть Калифорниан и наоборот, а Карпатия вышла к шлюпкам Титаника только лишь потому, что они находились у нее на пути. Но что же тогда видели с Калифорниан и Титаника? Единственное напрашивающееся объяснение - между ними было еще какое-то третье судно. Почему же оно не пришло на помощь, а затем и вовсе скрылось с места катастрофы? К сожалению, сам факт присутствия третьего судна никогда не был убедительно доказан, хотя утром в районе катастрофы было замечено как минимум два неизвестных истории судна.

5. Положение ледового поля, Титаника и Калифорниан в ночь катастрофы:

В 1963 г. было напечатано сообщение, что недавно умерший норвежский капитан Хенрик Нисс оставил завещание, открывающее тайну того неизвестного судна. В ночь катастрофы Нисс командовал трехмачтовым парусником Самсон, который вел нелегальный отлов тюленей в американских территориальных водах. Радиостанции на судне не было, и о происходящем никто не догадывался. Увидев огни неизвестного судна и сигнальные ракеты, Нисс предположил, что это судно береговой охраны, и предпочел скрыться, погасив огни. Только по прибытию в Исландию Нисс с командой узнали о гибели Титаника. При этом одной из причин, по которым Нисс принял неизвестное судно за охрану, был белый цвет ракет, которые запускали с Титаника (а по идее в случае бедствия они должны быть красными).

К сожалению, и эта история, кажущаяся наиболее достоверным объяснением тайны неизвестного судна, никогда не была подтверждена документально и, скорее всего, придется смириться с тем, что исчерпывающий ответ на загадку Калифорниан уже никогда не будет найден.

Другие интересные факты

Даже сам по себе тот факт, что судно, считавшееся непотопляемым, утонуло в первом же рейсе, достаточно невероятен. Сюда же следует добавить и пророческое название "Титаник".

При выходе из Саутгемптона Титаник силой своих винтов притянул к себе стоявшее у пирса судно Нью-Йорк, который едва разминулся с кормой Титаника. Этот случай не имел никакого отношения к самой катастрофе, но лишний раз намекал на необходимость более тщательного изучения маневренных качеств таких огромных пароходов.

6. Буксир пытается оттянуть корму Нью-Йорка от Титаника:

Капитан Эдвард Дж. Смит, командовавший Титаником, за свою многолетнюю карьеру не имел ни одного происшествия на море (хотя этот факт оспаривается), кроме инцидента с Олимпиком, подобного тому, что произошел с Титаником и Нью-Йорком при выходе из Саутгемптона. Компания Уайт Стар Лайн доверяла Смиту командование самыми новыми пароходами; его авторитет был безграничен. Перед выходом Титаника в первый рейс Смит собирался выйти на пенсию, но компания убедила его сходить в последний рейс, выведя Титаник в первое плавание. Судьба распорядилась таким образом, что этот рейс стал для Смита последним в буквальном смысле слова...

В Куинстауне один из кочегаров, подгоняемый странным чувством тревоги, сошел на берег.

Старший помощник Уайлд, служивший до этого на однотипном Олимпике, находясь на Титанике тоже испытывал какое-то странное чувство, о чем писал в телеграмме своей сестре.

За несколько часов до столкновения несколько пассажиров 1-го класса обсуждали между собой достижения судостроения последних лет. Один из них сказал буквально следующее: "Уайт Стар Лайн, Кунард лайн и Гамбург-Америка Лайн соревнуются между собой в скорости и роскоши своих судов, но вскоре это закончится величайшей морской катастрофой". Он и не подозревал, насколько скоро сбудется его предсказание, а сам он станет одной из многочисленных жертв этой трагедии.

Когда Титаник уже тонул, в одной из кают заклинило замок, и пассажиры соседних кают выломали дверь. Прибежавший стюард сказал, что за нанесенный ущерб придется заплатить по прибытию в Нью-Йорк. Данный случай лишний раз наглядно показывает, насколько пассажиры и члены команды не верили в саму возможность затопления судна и восприняли приказ выходить садиться в шлюпки лишь как меру предосторожности.

Шлюпка №13 полностью оправдала свой номер. Вначале ее чуть было не залило струей сбрасываемой из машинного отделения воды; затем ее отнесло в сторону на то место, куда спускалась шлюпка №15. Из-за общего шума людям, спускавшим шлюпки, не было слышно криков снизу, и только в самый последний момент на шлюпке №13 успели срезать шлюпочные тали, и она буквально "вынырнула" из под спускающейся шлюпки №15.

Таких порой невероятных фактов можно приводить еще очень много. Можно вспомнить про судовой оркестр, игравший до последней минуты, про механиков, самоотверженно оставшихся в машинном отделении и обеспечивавших палубы светом практически до последнего момента... А различные мелкие, но очень трогательные и часто героические истории, развернувшиеся в ту памятную ночь, вообще можно перечислять бесконечно. История Титаника слишком велика и многогранна, чтобы уместить ее в пару постов. Здесь я попытался очень обобщенно описать само судно и причины, погубившие его. Думаю, тем, кто осилил этот текст, его и так хватило сполна, поэтому на сим разрешите откланяться. Ниже вас ждут еще несколько десятков интересных, на мой взгляд, фото и пару видео.

Почему-то так сложилось, что фотографий строительства Титаника значительно меньше, чем у Олимпика и Британника. Поэтому в этот пост я специально включил фотографии различных стадий строительства и некоторых интерьеров со всех трех судов, чтобы лучше продемонстрировать сам процесс, т.к. отличия между тремя гигантами были лишь в деталях.

7. Стапели, на которых собирались Олимпик и Титаник:

8. Киль судна и начальный этап сборки второго дна:

9. Там, где это было возможно, заклепки расклепывали при помощи вот такого пневматического молота в виде "щупалец":

10. Уровень второго дна. На заднем плане уже собираются кормовые шпангоуты:

11. Фотограф находится на уровне второго дна, а впереди возвышается частично собранный корпус и следующий уровень внутренних помещений (скорее всего, палуба F):

12. Сборка "скелета" для будущих внутренних помещений:

13. Сборка кормовой части с направляющими для валов гребных винтов и руля:

14. Установка направляющей для левого винта:

15. Монтаж листов обшивки корпуса. Кстати, сталь обшивки Титаника имела толщину 2,5 см.

16. Расклепка. Чтобы построить такое судно, как Титаник, требовались миллионы заклепок.

17. Частично собранное судно. Пока что здесь куча всяких непонятных балок и распорок, затем в них оборудуют внутренние помещения судна. Единственное, что хорошо определяется и сейчас - будущие вентиляционные ходы для вентилирования и отвода дыма из котельных и машинного отделения. После спуска на воду и до момента установки труб через них опускают внутрь все котлы, машины и пр.

18. Белфаст и стапели верфи на заднем плане. Олимпик уже спущен на воду, и над домами возвышается только Титаник.

19. Небольшая часть из 15 тыс. рабочих, строивших Титаник. Собственно, Титаник на заднем плане.

20. Так загружались котлы внутрь судна. На фото Британник.

21. Монтаж надстройки на шлюпочной палубе, вид со стороны передней мачты. На переднем плане будущая рулевая рубка.

22. Капитанский мостик практически готов:

23. Титаник у заводского причала. Строительство судна практически завершено.

24. В сухом доке во время чистки корпуса и покраски. Впечатляет, да? ;)

25. Установка вала винта:

26. Установка гребных винтов:

28. Сборка паровой турбины в одном из цехов Харланд энд Волфф:

29. Коленвал паровой машины:

30. Генератор электрического тока. Одних только лампочек на Титанике было около 10 тыс.

31. Носовая часть палубы B Олимпика. На переднем плане запасной якорь, за ним якорные цепи основных якорей. Запасной якорь мог опускаться при помощи специального крана, нижняя часть которого возвышается над якорем прямо по центру фотографии:

32. Еще немного интерьеров. Кафе "Пальмовый дворик":

33. Курительный зал 1-го класса:

34. Общая комната 1-го класса:

35. Еще один ракурс на ресторан 1-го класса на палубе D:

36. Канделябр в нижней части парадной лестницы:

37. Верхний ярус парадной лестницы:

38. Турецкие бани:

39. Титаник в Саутгемптоне:

40. Титаник выходит в первый рейс:

43. Волна от носа судна:

44. Остановка в Куинстауне:

46. Карпатия спускает шлюпки Титаника по прибытию в Нью-Йорк:

47. Все, что осталось от знаменитого судна....

48. На этом по фотографиям на сегодня все.

Напоследок пару кинохроник. Единственные сохранившиеся кадры кинохроники с Титаником - это период строительства. Если вы увидите другие кадры с отплытием и пр. - не верьте глазам своим;)

Кинохроника Олимпика с капитаном Смитом на мостике. В начале прошлого века эти съемки пытались выдать за съемки Титаника, о чем свидетельствуют закрашенные названия буксиров. Кроме того, во многих ракурсах даже невооруженным глазом видно, что на видео Олимпик.

То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Нераскрытые тайны "Титаника"

Слухи о роковом лайнере . Согласно одному из мифов, незадолго до завершения строительства корабелы неоднократно слышали странные постукивания в той части "Титаника", где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство судна велось очень быстро, в его корпусе остался замурованным один, а то и несколько строителей. Этим якобы и объясняются странные постукивания: люди пытались вырваться из ловушки, в которую попали.

Также распространено мнение, что в "Титаник" был заложен антихристианский код. Серийный номер корпуса корабля - 3909 04. Если верить мифу, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало, то там будут отражаться слова "No Pope" (в переводе - "Нет Папы"). Ирландские протестанты полагали, что эти слова означают "Нет Папе Римскому", поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, и лайнер затонул в первом плавании.

По слухам, сигнал SOS с "Титаника" современные суда ловят и по сей день. Причем происходит это раз в несколько лет с определенной периодичностью. Одним лишь приемом радиосигналов с давно затонувшего корабля дело не ограничивается. По некоторым свидетельствам, спустя десятилетия после трагедии суда, проплывавшие мимо района затопления "Титаника" периодически вылавливали… спасшихся пассажиров!

Так, из морской пучины якобы выловили женщину средних лет, одетую по моде начала XX века. Она утверждала, что сейчас на дворе 1912 год и ей чудом удалось выжить. После того как женщину доставили на берег и решили установить ее личность, оказалось, что имя, которым она представилась, совпадало с реальным именем одной из пассажирок "Титаника". Впрочем, как и следовало ожидать, дальнейшая судьба этой женщины неизвестна.

Это не единственный случай подобного рода. Члены команды разных судов утверждали, что им удалось подобрать в океане десятимесячного младенца, который находился в спасательном круге с надписью "Титаник", и пожилого мужчину, который был одет в капитанскую форму компании "Уайт Стар Лайн". Мужчина утверждал, что он - никто иной как капитан "Титаника" Смит.

Теория заговора

Из-за сходства "Титаника" и другого корабля компании "Уайт Стар Лайн" "Олимпик" сразу после катастрофы появилась теория заговора, согласно которой в трагический рейс на самом деле был отправлен второй корабль. В основе этой теории лежит предположение о возможном мошенничестве с целью получения страховой выплаты, которая могла бы покрыть все убытки компании "Уайт Стар Лайн". Согласно мнению сторонников теории, кормовые листы с названием судна, а также все предметы быта и интерьера с названием судна были заменены, в результате чего, никто не мог заподозрить подмены.

В 1911 году при выходе в 11 рейс "Олимпик" столкнулся с английским крейсером "Хоук". "Олимпик" получил лишь небольшие повреждения, и их было недостаточно для выплаты страховки. Нужно было, чтобы судно получило ещё большие повреждения. Поэтому судно подвергли намеренному риску столкновения с айсбергом - в компании были уверены, что, даже получив серьёзные повреждения, судно не затонет.

Эту теорию не раз пытались опровергнуть. Например, против нее свидетельствовал тот факт, что многие пассажиры "Титаника" ранее плавали на "Олимпике" и могли бы определить, на каком корабле действительно плывут. Но окончательно теория заговора была развенчана только после того, как с парохода подняли детали, на которых был выбит номер 401 (строительный номер "Титаника"), а строительный номер "Олимпика" был 400.

Другие версии крушения

Согласно официальной версии, "Титаник" затонул не столько из-за того, что столкнулся с айсбергом, а сколько , с которой шел корабль. Но далеко не все согласны с этим.

Уже долгое время существует версия, что еще до отплытия в угольном отсеке корабля возник пожар, который спровоцировал сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Эксперт, посвятивший изучению истории "Титаника" более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что "Титаник" быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость "Титаника" в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего "Титаник" не смог сбросить скорость, когда был замечен айсберг.

Существует версия, что "Титаник" затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, опять же с целью получения страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев "Титаника". Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус "Титаника", это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

Известно также, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на "Титанике" в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл "Титаник", не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей.

Особого внимания заслуживает версия, которая появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана "Титаника" Ч.Лайтоллера леди Паттен "На вес золота". Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров "Титаника" и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию, опасаясь, что компания "Уайт Стар Лайн" обанкротится. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке.

Другая версия появилась в писательских кругах. Во времена "Титаника" существовал престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики - "Голубая лента Атлантики". Этим призом обладало судно "Мавритания" компании "Кунард", которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании "Уайт Стар Лайн". В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал "Титаник", Исмей подбивал капитана "Титаника" Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но у этой теории есть элементарное опровержение. "Титаник" просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой "Мавритания" поставила рекорд, продержавшийся еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.