Почетный деятель искусств россии. Смотреть что такое "Деятель искусств" в других словарях

  1. Звание «Почетный деятель искусств России» – общественная награда учрежденная Правлением Межрегиональной общественной организации патриотического воспитания граждан «Гражданское общество», Московской организацией Союза писателей России, при участии Рейтингового центра независимого профессионального жюри всероссийской общественной организации “Профессиональный союз художников России”.
  2. Звание «Почетный деятель искусств России» присваивается высокопрофессиональным архитекторам, музыкантам, писателям, художникам, драматургам, композиторам, балетмейстерам, режиссерам, хормейстерам, дизайнерам, искусствоведам, актерам, модельерам, и другим деятелям искусств за особые личные заслуги: в создании высокохудожественных образов, спектаклей, кинофильмов и телефильмов, концертных и музыкальных программ, произведений живописи, скульптуры, графики и монументального искусства, получивших широкое признание общественности и профессиональных сообществ; в изучении, сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства; в активном участии в организации и проведении социально значимых программ, выставок и других культурных мероприятий на территории России и за ее пределами, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, популяризацией российской культуры и осуществлением благотворительной деятельности; в воспитании и подготовке творческих кадров.
  3. Так же звание «Почётный деятель искусств России» может быть присвоено меценатам, внесшим значительный вклад в развитие культуры и искусства России и оказавшим содействие в проведении программ патриотического воспитания граждан.
  4. Звание «Почетный деятель искусств России» присваивается при наличии у представленного к награде лица профессиональных и общественных наград, а так же поощрений профессиональных сообществ.
  5. Лицам, удостоенным звания «Почётный деятель искусств России», вручается нагрудный знак установленного образца и выдается удостоверение на право его ношения.
  6. Вручение нагрудного знака к званию «Почётный деятель искусств России» и удостоверения к нему производится в торжественной обстановке.
  7. Нагрудный знак «Почётный деятель искусств России» носится на правой стороне груди.
  8. Повторное присвоение звания «Почётный деятель искусств России» не производится.

В числе награжденных званием «Почетный деятель искусств России» известные архитекторы, художники, писатели и видные общественные деятели страны:

Сличенко Николай Алексеевич

Народный артист России, Художественный руководитель театра «РОМЭН». Николай Алексеевич один из тех выдающихся мастеров сцены, которые действительно заслужили всеобщее признание. Сценическое обаяние, невероятная трудоспособность, неувядающий талант и вокальная одаренность сделали его мастером мирового масштаба. Николай Сличенко активно и плодотворно занимается общественной и благотворительной деятельностью.
Николай Алексеевич Сличенко награжден большим количеством государственных наград и избран доверенным лицом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Бояринов Владимир Георгиевич

Председатель Правления Московской организации “Союз писателей России”. Первый заместитель Председателя Исполкома Международного сообщества писательских союзов. Русский поэт, общественный деятель. Лауреат литературных премий. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Республики Ингушетия, Чеченской Республики. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством».

Филиппов Владимир Зиновьевич.

Почетный проектировщик России. Ведущий архитектор ОАО «Метрогипротранс». Кавалер ордена “ЭЛИТАРХ” первой степени. Автор проектов более 20-ти станций московского метрополитена. Художник, писатель, лауреат российских и международных конкурсов.

Заграевский Сергей Вольфгангович.

Председатель Комиссии по культуре ЦСС Всероссийской партии «Единая Россия». Академик Российской академии художеств. Заслуженный работник культуры России, профессор, доктор архитектуры. Председатель Профессионального союза художников России, главный редактор и учредитель справочника «Единый художественный рейтинг».

Седнин Николай Николаевич.

Генеральный директор Профессионального союза художников России. Академик Российской академии художественной критики. Председатель редакционного совета премии «ЭЛИТАРХ». Председатель жюри международного конкурса «Искусство. Совершенство. Признание».

Осин Ян Валерьевич.

Заслуженный артист России, выдающийся классический и эстрадный певец, композитор, обладатель многих музыкальных, государственных и общественных наград.

Савин Александр Анатольевич.

Каледин Олег Петрович.

Заслуженный артист России, композитор, лауреат телефестиваля «Песня года», руководитель ВИА «НАДЕЖДА».

Фуштей Юрий Степанович.

Руководитель архитектурной студии “Творюки“, художник, архитектор, скульптор. Многократный лауреат российских и международных конкурсов. Генеральный партнер Энциклопедии “ЭЛИТАРХ“.

Панич Татьяна Евгеньевна.

Президент Фонда поддержки социальных, образовательных и культурных программ “Ардена“. Основатель Интерфорума и международной премии “Человек Будущего“. Член экспертного совета Комитета общественных связей при правительстве Москвы. Арт-директор Международного фонда славянской письменности и культуры.

Озолина Ольга Вячеславовна.

Член-корреспондент Российской академии художественной критики и Ответственный секретарь Профессионального союза художников России.

История понятия

Слово art, соответствующее русскому "искусство", происходит от латинского слова ars. Буквально оно означало «технические приемы», «техника», но при этом имело смысловой оттенок красоты как "качественной сделанности".

В Средние века слово artist уже существовало в некоторых странах, таких как Италия , но его значение было похоже на «ремесленник», тогда как слово artesan еще было неизвестно. Словом Artist называли того, кто может сделать работу лучше, нежели другие, это слово указывало не на поле деятельности человека, а на его выдающиеся умения. Глядя на документы того времени можно легко заметить, насколько некоторые виды товаров (например, текстиль) ценились выше картин или скульптур.

Первое разделение на основные и второстепенные искусства относится к работам Леона Баттиста Альберти (De re aedificatoria, De statua, De pictura), упор в которых делался на важность интеллектуальных умений художника, а не ручного труда.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Деятель искусств" в других словарях:

    Заслуженный деятель искусств: Заслуженный деятель искусств РСФСР / Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Заслуженный деятель искусств Армянской ССР Заслуженный деятель искусств… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Заслуженный деятель искусств РСФСР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Нагрудный знак «Заслуженный деятель искусств Украины» (до 2001 года?) Заслуженный деятель искусств Украины (укр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь» Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР» Страна … Википедия

    Нагрудный знак «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» Заслуженный деятель искусств Российской Федерации почётное звание, установлено Указом Президента Российской федерации в 1995 году. Ведет свою историю от звания Заслуженный… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР почётное звание, установлено Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР. Введено по аналогии со званием… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Заслуженный деятель искусств. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР почётное звание установленное указом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от 20 февраля 1941 года для награждения… … Википедия

Книги

  • Николай Ильич Романов (1867–1948). Ученый. Педагог. Музейный деятель. , Аксененко М.Б.,сост.. С именем Н. И. Романова связано становление московской школы отечественного искусствознания. Он преподавал историю искусств в Московском университете, в Московском археологическоминституте,…

АНАКРЕОНТ - (ок. 570 - 478 гг. до н.э.) - лирический поэт середины шестого века до н.э. Жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. Информация дошедшая до наших дней гласит о том, что сохранившиеся фрагменты лирики посвящены любви, пирам и мирским наслаждениям. Сборник “Анакреонтика”, написанный поздними подражателями, способствовал развитию так называемой “анакреонтической поэзии” сильнее, чем подлинник; в частности, она оказала большое влияние на юного Пушкина. В Афинах существует римская копия с его статуи в полный рост.

АНАКСАГОР - (ок. 500 - 428 гг. до н.э.) - философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. До наших дней сохранились только фрагменты его главного философского труда “О природе”, где выдвигается учение о неразрушимых элементах, бесконечно делимых по своей природе, что предвосхитило современную теорию о бесконечных множествах. Первоначалами Анаксагор считал неразрушимые ”семена”, которые образуют формы при соединении по принципу подобия качеств. Первоначальное движение задавал Нус (Ум), представляющий из себя некую тонкую и легкую материю; дальнейшее развитие Анаксагор признавал как чисто механическое, поэтому в его системе не оставалось места богам и сверх естественным силам. Солнце, Луна, звезды объявлялись расскаленными каменными массами. Именно в безбожии и обвинили Анаксагора; он вынужден был покинуть Афины и переселиться в 433 г. в Лапсак (область Троада), где основал свою школу.

АРАТ - (ок. 310 - 245 гг. до н.э.) - поэт, выходец из Киликии; в Афинах изучал стоицизм у Зенона, добился дружеского расположения Каллимаха и с тех пор жил при дворе македонских царей. Его наиболее известное произведение - “Явления”, - большая астрологическая поэма о звездах и созвездиях, об астральных мифах, о знамениях природы (для чего он использовал “Теогонию” Гесиода). Поэма содержит прекрасные описания Золотого века и штормящего моря; она оказала большое влияние на Лукреция и Вергилия. Отдельные её части, переведенные Цицероном на латынь, были хорошо известны в средние века. Также существовал древний манускрипт Арата, который лег в основу знаменитой небесной карты Дюрера (1515), первой схемы звездного неба, в которой боги звезд начали возвращаться к своему классическому изображению, вместо изображения в средневековом или даже арабском одеянии.

АРИСТОТЕЛЬ - (384 - 322 гг. до н.э.) - философ,ученый всех времен, который родился во Фракии и учился у Платона. После смерти Платонапутешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра Великого. В 335 г. он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда называли перипатической, так как обучение происходило во время прогулок, под крытой галереей ( peripatos ). Его работы были собраны и изданы в первом веке до н.э. По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни. Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, большей частью благодаря работам арабских ученых, таких как Аверроэс и Авиценна, а в латинском переводе были широко известны особенно после того, как Фома Аквинский включил философию Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его “первым среди знающих”, и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, писал ли он о политике, этике, физике или биологии, и главной его характеристикой можно назвать “сильно развитый здравый смысл”. Во времена эпохи Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, так как они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Однако, если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отодежствлялся со схоластической логикой, осужденной Эразмом Ротердамским, а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение. Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французскихклассицистов, берет начало в “Поэтике” Аристотеля, однако сам филосов не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе “старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше”. Он также указывал, что эпос может описывать события, происходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на “единстве сюжета” “Поэтика” Аристотеля содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха.

АРИСТОФАН - (ок. 445 - 385 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный из создателей “древней комедии”, чьи произведения дошли до нас (из сорока - одинадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической композиции, поэтической чувственности. Его комедии отличались злободневностью, затрагивали личности афинских политиков и политиканов, современных ему поэтов и философов (например, Сократ и софисты). Наиболее известными из его пьес в современном переводе являются “Осы” (где высмеивается страсть афинян к сутяжнечеству), “Облака” (пародия на софистические методы воспитания), “Лягушки” (борьба с нововведениями Еврипида). Аристофан оказал колоссальное воздействие на сатирическую литературу эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Рабле, позже Расин и Филдинг широко применяли приемы фактической гиперболы и беспощадного гротеска.

АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ - (ок. 257 - 180 гг. до н.э.) - глава Александрийской библиотеки, выдающийся филолог. Он написал литературно-критические произведения о Гомере и Гсиоде, первый собрал и аннотировал издания работ Пиндара, лирических и трагических поэтов, комедий Аристофана. Он также написал учебник по греческой грамматике и диалектике, ввел систему ударений и придыханий, которые были адаптированы в византийскую эпоху и все ещё используются в современном греческом языке. Аристофан также является основателем научной лексикографии.

АРХИМЕД - (ок. 287 - 212 гг. до н.э.) - ученый из Сиракуз, великий математик античного мира. Он получил образование в Александрии и затем вернулся на родину в качестве советника царя Гиерона II . Изобрел катапульту и абордажный крюк, чтобы помочь защите города при осаде. Он погиб, когда римляне взяли Сиракузы. Архимед вычислил значение числа π (отношение круга к диаметру), и его имя связано с несколькими фундаментальными законами геометрии и механики, например, архимедово колесо как средство поднятия воды; архимедова задача - вычисление объема сферы. Считается, что он открыл этот закон в своей ванне, когда по закону царя Гиерона думал как определить, сделана ли корона царя из чистого золота или туда подмешано серебро. Он выбежал на улицу и закричал: «Я нашел!» («Эврика!»). часто цитируется его хвастливое утверждение: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю, - которое отражает его убеждение в том, что большие массы можно двигать малой силой». Архимед сам себе сконструировал надгробие в виде сферы, размещенной вокруг цилиндра, чтобы увековечить математическое открытие - предмет его особой гордости, состоящее в том, что сфера занимает 2/3 объема цилиндра. Труды Архимеда оказали большое влияние на развитие математики в Европе в XVI - XVII веках.

ГЕРАКЛИТ - (ок. 554 - 483 гг. до н. э.) - философ из Эфеса. Учил, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения “О природе” сохранились отдельные фрагменты. Известнаявмирефраза“всё течёт, всё изменяется” - принадлежит Гераклиту.

ГЕРОДОТ - (484 - 425 гг. до н.э.)-историк, “отец истории”. Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной “Истории” войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематезировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда его собратья-греки называли “отцом лжи”. Геродот был практически свободен от таких предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

ГИППОКРАТ- (ок. 460 - 356 гг. до н.э.) - знаменитый врач, “отец медицины”. Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Мало вероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написанылично Гиппократом, однако все они несутследы его учения. Ещё в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать так называемую “клятву Гиппократа”, в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

ГОМЕР - первый великий эпический поэт Греции ( VIII в до н э). Греки считали и считают, что эпические поэмы “Илиада” и“Одиссея” были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы ситаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, “рассказы путников” и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делает “Илиаду” и“Одиссею” непохожими на устные эпические поэмы. Так или иначе, во времена Писистрата обе поэмы уже были известны в своем окончательном виде. По-видимому, автор “Илиады” был ионийцем и написал поэму около 700 г. до н.э. на богатом материале троянских сказаний. Все события “Илиады” происходят в течении нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предисторию троянской войны. Возможно, что “Одиссея” была написана позже тем же автором. Отношения героев “Одиссеи” боллее запутанные, их характеры менее “героические” и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание культуры стран восточного Средиземноморья. Хотя связь между двумя поэмами тесная и, возможно, что “Одиссея” была задумана как продолжение “Илиады”, “Одиссея” все же представляется более оригинальным произведением. Александр Великий всегда возил с собой в золотой шкатулке “Илиады”. Начиная с VI века до н.э. появились так называемые «сыновья Гомера» (рапсоды) - люди, которым законодательно предоставлялось право публично декламировать поэмы Гомера. В качестве вступления к таким декламациямиспользовались «Гомеровские гимны», содержащие обращения к разным богам.

Аристотель в «Поэтике» высоко оценивает Гомера как эпического поэта и сегодня мы можем сказать, что никто не оказал такого глубокого влияния на западно-европейскую литературу как Гомер. Гомер возглавляет группу самых прославленных язычников, которых Данте с Вергилием встречают на своем пути («Божественная комедия», Ад). Монтень называл Гомера «богоравным». В новое время к образу Гомера часто обращались крупные художники, например: Рафаель («Парнас») и Энгр («Апофеоз Гомера»). Древнерусский читатель мог найти упоминание о Гомере (Омире, как называли на Руси Гомера, следуя византийскому произношению) уже в «Житии» первоучителя Кирилла, а о Троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного переложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову.

Тредиаковский перевел гекзаметром - тем же стихотворным размером, которым писал Гомер роман французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанный по мотивам «Одиссеи». «Телемахида» Тредиаковского содержала ряд вставок - прямых переводов с древнегреческого. Во второй половине XVIII в. поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В XIX в. были сделаны ставшие классическими переводы «Илиады» Гнедичем и «Одиссеи» Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму:

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера

боком одним с образцом схож и его перевод».

Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму:

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой».

Поэтические сравнения Гомера таковы, что стоит только автору сделать слабый намек, как вся образная картина выстраивается сама собой. Особенно мастерски Гомер пользуется этим приемом в «Илиаде», когда незначительная на первый взгляд быторая подробность введенная в эпическое повествование, может вдруг сменить тональность. Например, Зевс у Гомера взвешивает все доводы, определяющие исход войны так же как бедная пряха взвешивает шерсть на ручных весах; Ахилл сравнивает рыдающего Патрокла с плачущей девочкой, еще не научившейся ходить и неспособной самостоятельно подняться с земли. Огромные греческие армии Гомер сравнивает с леснымпожаром, со стаями лебедей, с тучами насекомых, кружащихся в коровнике вокруг ведра с молоком. Многие гомеровские образы перешли в литературу более поздних эпох: например сравнение человеческой души, ожидающей Харона, перевозящего души через Стикс в царство мертвых, с опавшим осенним листом, после Гомера мы находим у Вергилия, Данте и Мильтона. Гомеровскими образами насыщена и русская литература: достаточно вспомнить Мандельштама:

«Бессонница, Гомер, тугие паруса

Я список кораблей прочел до середины…..»

ГЕСИОД - (XVIII - XVII вв. до н.э.) - первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший около 700 г. до н.э. В Аскре(Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали Музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода выходец из Ионии. Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме “Труды и дни”, адресованной Персу. Это - замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В “Трудах и днях” использованы мифы о ПАНДОРЕ и ЗОЛОТОМ ВЕКЕ. В “Теогонии” (“Происхождение богов”) Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной области. “Теогония” Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии. Фрагменты из “Щита Геракла” и “Эойи” (каталог женщин - прародительниц знатных родов), приписываемые гесиоду - позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты вергилиевых “Георгик” написаны под непосредственным влиянием “Трудов и дней” и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.

ДЕМОКРИТ - (ок. 460 - 370 гг. дон.э.) - философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и «слипания» крошечных неделимых однородныхчастиц, и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во вселенной. В народе Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.

ДЕМОСФЕН - (ок. 384 - 322 гг. до н.э.) - афинский оратор и государственный деятель, за свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум волн с набитым камнями ртом, является несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его речей сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными нападками на приобретающего все большую власть Филиппа II Македонского, в котором он видел угрозу не только Афинам, но и свободе всех греческих городов-государств. Его «филиппики» направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь «О венке» ( De corona ) под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с Македонией. Цицерон взял название «филиппики» для своих обвинительных речей против Марка Антония.

ЕВРИПИД - (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - последний из трех великих афинских драматургов; 19 из 92 его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы: так, хор у Еврипида часто является комментатором, а не участником действия, а персонажи ведут беседы на современном языке, он глубоко интересуется женской психологией (Медея, Федра). Подвергался критике за принижение трагедии, рационализм, явную непристойность. Послужил объектом блестящей народии для Аристофана («Лягушки»). Раздраженный отсутствием значительного успеха в Афинах, в 408г. Еврипид переселяется в Фессалию, а затем в Македонию, где создает «Вакханок» и умирает при дворе царя Архелая. После смерти становится наиболее популярным драматургом, пьесы которого часто ставят. Является автором прекрасных лирических стихов; Аристотель называет его самым «трагическим среди поэтов». Мильтон со ссылкой на Плутарха приводит предание, по которому спартанцы пощадили Афины в 404 г. до н.э., услышав пение хора в «Электре».

ИКТИН - (V в. дон.э.) - архитектор, о котором почти ничего неизвестно, кроме того что он вместе с архитектором Калликратом и скульптором Фидием строил Парфенон с 448 до 437 г. до н.э. Иктин также перестроил Зал Мистерий (Телестерион) в Элевсине. Возможно, что он строил храм Аполлона в Бассах (Фигалия). Есть указания на то, что Перикл поручил Иктину построить Одеон (концертный зал) на афинской агоре (площадь для проведения собраний). В настоящее время сохранился только фундамент этого здания.

ИСОКРАТ - (436 - 338 гг. до н.э.) - афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.

КСЕНОФАН - (ок. 570 - 480 гг. до н.э.) -поэт и философ. Спасаясь от персов, покинул свой родной Колофон, скитался, пока не осел в Элее (Южная Италия); высмеивал антропоморфизм традиционной мифологии, главным образом в трактовке Гомера и Гесиода. Сохранилось несколько отрывков его произведений пантеистического толка. Он учил относительности религиозных идей и невозможности адекватного познания бога, но у него была глубокая вера в мировой божественный дух, разумно управляющий миром; и он может быть назван первым философским теологом, оказавшим значительное влияние на последующих элейских философов.

КСЕНОФОНТ - (ок. 428 - 354 гг. до н.э) - историк. В молодости последователь Сократа, который выведен в его “Воспоминаниях”, “Апологии” и “Пире”. Позже он восхищался Киром Старшим и спартанским царем Агиселаем и написал идеализированные биографии обоих. Большую часть своей жизни он провел в своем имении возле Олимпии, пожалованном ему властями Спарты за участие в походе против Фив. Он много писал на разные темы, и его трактаты об охоте и управлении имениями, искусстве верховой езды и финансах до сих пор имеют большое значение, как и два его главных исторических труда: “Греческая история” и ”Анабасис” - повествование о персидской кампании и приключениях десятитысячного отряда под предводительством Кира Младшего.

ПЕРИКЛ - афинский военачальник и государственный деятель, который с 460г. до самой своей смерти(в 429 г. до н.э. во время эпидемии чумы) был первым лицом в Афинах. Таким образом, Перикл руководил политикой Афин в начале Пелопоннесской войны и во время реорганизации союза, созданного для защиты от возможного нападения персов. Перикл был демократом правого крыла в противоположность, например, такому демократу-радикалу как Клеон. При огромном авторитете и популярности у него было много врагов. Фукидид восхищался Периклом и передал его взгляды на политическое устройство Афин во второй книге своей “Истории”. Жизнеописание Перикла приводит Плутарх паралельно с жизнеописанием Фабия Кунтактора. Благодаря Периклу были возведены замечательные сооружения афинского Акрополя. Известна дружба Перикла со скульптором Фидием, трагиком Софоклом и с философом Анаксагором.

ПИФАГОР- ( ок. 540 - 500 гг. до н.э.) - филосов и математик. Родился на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, жил в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполоном.

Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция “музыка сфер” нашла отражение в платоновском “Тимее”. До нас не дошли труды Пифагора (так называемую “теорему Пифагора” мы знаем прежде всего по “Началам” Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги “Метаморфоз” Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.

ПЛАТОН -(ок. 427 - 347 гг. до н.э.) - философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя “Апологию Сократа”, двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). “Апология Сократа” представляет собой попытку реабелитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестии. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то же: действительно, чтобы правильно себя вести, надо знать, что же на самом деле хорошо, и, обратно - узнать, что хорошо, можно при правильном поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию Идей (Форм); согласно Платону, над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага (“хорошести”). В диалоге “Государство”, написанном в десяти книгах, представлена идеальная модель общества, в котором немногочисленные правители - философы, знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми остальными людьми, не способными оторваться от чувственного иллюзорного мира и потому имеющими о Благе лишь самое отдаленное представление. На философские воззрения Платона глубокое влияние оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во время своих путешествий по Греции, в частности, именно у пифагорейцев Платон перенял использование мифологических образов для демонстрации своих философских соображений.

В оливковой роще близ Афин Платон основал свою школу - Академию. Академия существовала до 529г. (почти тысячу лет!), когда её деятельность была запрещена Юстинианом. Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и стремился на деле осуществить задуманную им форму государственного устройства. Для этого Платон решил обучитьсиракузского тирана Диона философии,чтобы тот на практике стал правителем-философом и смог бы осуществить необходимые реформы. Эта и последующие подобные попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он создал свои «Законы», в которых излагаются не только принципы идеального государственного устройства, но и вседетали намеченной общественной системы, часто поражающей своей бесчеловечностью и жестокостью. Вообще платоновское государство с четкой кастовой системой, обобществленной собственностью и цензурой можно с полным правом назвать тоталитарным.

Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона, а после того, как в XV в. флорентиец Марсилио Фичино перевел сочинения Платона с греческого на латынь, влияние Платона на всю западную культуру стало поистине огромным. Во Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи была создана Платоновская Академия, последователи которой примиряли космогонические взгляды Платона с христианской теологией. В XIX в. взгляды Платона повлияли на концепцию классического образования, в то время как Ницше считал платонизм философией упадка, подменяющей истинную реальность выдуманной.

ПЛУТАРХ - (ок. 46 - ок. 126 гг) - эссеист и биограф. Родился в Херонее, учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них “Моралии” и “Сравнительные жизнеописания”; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с натурой, в истоках которой как бы закодированы обстоятельства жизни. Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.

САПФО - (род. ок. 612 г. до Р.Х.) - лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос, современная Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек, посвятивших себя Афродите. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие её чувства и отсюда пошли современные выражения “лесбийская любовь”, “лесбиянка”. О жизни Сапфо известно очень мало - неудачное сватовство Алкея или история о её несчастной любви к Фаону скорее всего вымышлены. Согласно этой легенде, Сапфо покончила с собой, бросившись в море с утеса на острове Левкадия, - подобные прыжки считались ритуальными в рамках местного культа Аполлона. Сапфо писала стихи на эолийском диалекте, используя различные размеры, в том числе и знаменитую “сапфическую строфу”. Дошедшие до нас фрагменты семи книг стихов Сапфо, в свое время переписанные Горацием, включают гимны богам, свадебные песни и любовную лирику. Художественная насыщенность стиха Сапфо, сочетающаяся с его прямотой и откровенностью, ставят Сапфо в ряд величайших поэтов.

СОКРАТ - (ок. 469 - 399 гг. до н.э.) - философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантипы, чье имя стало нарицательным из-за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью Тиранами. Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам - сам себя Сократ при этом называл «повивальной бабкой», заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем, главным образом, по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режисер полемики.

Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно - иначе его нельзя будет считать хорошим («Добродетель тождественна Знанию»). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали Софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников - среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение «платоническая любовь» относится к эпизоду из платоновского «Пира», когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии «Облака», не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа - это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине «Смерть Сократа» придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.

СОЛОН - (ок. 640 - 560 гг. до н.э.) - афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 г. архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту, Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее и таким образом уничтожил получившие развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи Мудрецам.

СОФОКЛ - (496 - 406 гг. до н.э.) - гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: “Аякс”, ”Антигона”, ”Эдип - царь”, ”Трахинянки”, ”Электра”, ”Филоктет”, ”Эдип в колонне” и фрагменты сатировских драм “Следопыты” и ”Похищение коров мальчиком Гермесом”. Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовывать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого смысла, произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из - за этого искусного “несоответствия” возникает психологическое напряжение, - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии “Эдип - царь”.

Софоклом восхищается Аристотель в “Поэтике” и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле. В кармане у утонувшего Шелли нашли томик Софокла.

СТРАБОН - (ок. 63 - 20 гг. до н.э.) - историк и географ из понтийского города Амасеи. Он был достаточно богат, чтобы много путешествовать по Малой Азии и Египту и несколько раз посетить Рим. Огромный труд Страбона “Исторические комментарии” в 47 книгах почти полностью утерян, однако, его “География” в 17 книгах дошла до нас полностью. Кроме ценных географических сведений о землях Римской Империи, “География” Страбона содержит замечательное содержание, в котором автор говорит о важности географии как науки. Страбон многим обязан александрийскому географу Эрастофену (ок. 275 - 194 гг. до н.э.) и, в частности, разделяет его мнение о шарообразности Земли, однако больший интерес представляет не физическая, а политическая география Страбона, содержащая богатый исторический и мифографический материал.

ФАЛЕС - (ок. 625 - 547 гг. до н.э.) - философ из Милета, представитель ионической натурфилософии. Он пытался определить основу материального мира и решил, что это вода. Материю Фалес считал одушевленной. Геродот утверждает, что Фалес предсказал солнечное затмение, которое наблюдалось 28 мая 585 г. до н.э.. Фалес много путешествовал, бывал в Египте, где изучал причины наводнений Нила; он нашел способ измерения высоты пирамид. Фалес считался одним из Семи мудрецов Греции.

ФИДИЙ - (ок. 490 - 415 гг. до н.э.) - афинский скульптор, работавший по бронзе, кости с золотом и мрамору. Единственные дошедшие до нас оригинальные скульптуры Фидия, сделанные им самим или под его руководством его учениками, - это мраморные фигуры из афинского Парфенона (Элджинские Мраморы). До нас дошли также копии некоторых работ Фидия - например, статуи Девы Афины. К сожалению, почти невозможно себе представить, какой была знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которую Павсаний видел в Олимпии; она сгорела в Константинуполе во время пожара 475 г. до н.э. Не сохранилось также копий Фидиевой Афины Промахос (“Победительницы”), стоявшей на Пропилеях Акрополя (ее высота достигала 17 м), однако копия статуи Афины, находившейся на острове Лемносе, дошли до наших дней (одна из них сейчас находится в Дрездене). Известно, что в 432 г. Фидий был изгнан из Афин политическими противниками Перикла и, возможно, умер он в ссылке.

ФУКИДИД - (ок. 460 - 396 до н.э.) - историк, военачальник во время Пелопонесской войны. В 424 г., после поражения в битве за Амфиполь его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его “История Пелопонесской войны” состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411г. (дальнейшее изложение продолжал Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком.

Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против нежелающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпох Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы, и английскому - Гобса.

ЭСХИЛ - (ок. 525 - 456 гг. до н.э.) - великий афинский трагик. Автор по крайней мере 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: “Персы”, ”Умоляющие”, “Семеро против Фив”, “Прикованный Прометей”, и трилогия “Орестея”, включающая трагедии “Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Эвмениды”. Эсхилл участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившаяся оттого, что орел бросил черепаху на лысую голову Эсхила. Похожа на легенду. Эсхилл - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божьим промыслом, уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.

ЭСХИН - (ок. 397 - 322 гг. до н.э.) - афинский оратор, лидер партии, выступавшей за союз с македонским царем Филиппом; политический опонент Демосфена.