Что надо знать современному капитану парусной шхуны. Значение слова «шхуна

Оснащенное не менее чем двумя мачтами и косыми парусами. Она легка в управлении, не требует наличия большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро перемещаться даже по мелководью.

За свою историю шхуна много раз модернизировалась с целью повышения маневренности и устойчивости к волне. Ее использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговое судно, и даже как военно-морской корабль.

Что такое шхуна и как она устроена

Это небольшой корабль под управлением нескольких человек. Главная особенность двухмачтовой от иных типов парусов состоит в расположении самой высокой мачты судна или грот-мачты. На шхуне она располагается недалеко от кормы, чтобы не мешала шесту (гафелю) фок-мачты.

Что такое у шхун парусное вооружение. Основные типы такелажа подразделяются на:

  • гафельные или бермудские - с косыми парусами;
  • марсельные и брамсельные - шхуна снабжена дополнительным прямым парусом, брамселем;
  • стаксельные - стаксель или треугольный парус ставится на переднюю мачту в качестве дополнительно управляемого паруса;
  • парусами на шхунах управляют с палубы, на мачту забираться не нужно, как на других парусных судах.

Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстроходными, они развивали при попутном ветре скорость более 11 узлов. Особенно хорошо шхуна идет при боковых ветрах или под острым углом к ветру. Однако при попутном ветре шхуна становится плохо управляемой или рыскливой, когда виляет из стороны в сторону, уменьшая скорость передвижения.

Жемчужина для пирата

В первой половине 18 века шхуны получили большое распространение в Англии. Они использовались рыбаками, торговцами и искателями приключений - пиратами. Такая шхуна описана в романе Стивенсона "Остров сокровищ" - знаменитая "Испаньола".

Она была достаточно крупная - водоизмещением 200 тонн. Палубы делились на верхнюю и нижнюю. Что такое у шхун нижняя палуба? Она разделена на отсеки:

  • в центральном находился грузовой трюм;
  • в носовой части размещалась команда;
  • кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшин экипажа;
  • верхняя палуба была ровной, возвышаясь над нижней на 1,6-1,7 м;
  • шхуны были популярны у пиратов из-за их быстроходности, маневренности и малой осадки.

Обычная пиратская шхуна в 18 веке была водоизмещением 100 тонн и несла на борту 8 пушек. Экипаж набирался до 75 человек. Недостаток - это малая дальность плаванья, поэтому приходилось заходить в порт для пополнения запасов еды и воды. Флибустьеры часто бросали старые корабли, затапливали их и добывали новые.

На войне, как на войне

Начиная с 19 века на шхунах стали увеличивать количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она называлась "Томас У. Лоусон".

К слову сказать, наибольшее распространение шхуны получили в Америке. Они использовались для торговли, пассажирских перевозок, в военных целях.

Первая шхуна, созданная американцами в 1750-х годах для английского военно-морского флота, носила название "Барбадос". Она использовалась в войне с французами и индейцами. На корабле было 14 орудий и столько же вращающихся пушек.

Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя берега Канады.

На фото: Японское море и шхуны у восточных рубежей России.

История клипера в России

В 1834 году фон Шанц - адъютант начальника Морского штаба России князя Меньшикова - едет в Северные штаты для приемки заказанного там пароход-фрегата "Камчатка". Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и в них влюбился окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун сильно наклоненными в стороны кормы высокими мачтами и большими парусами, которых могло быть всего три.

Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна превосходно показала себя, выявив все положительные качества. Позднее, в 1847 году была заложена еще одна такая шхуна для службы на Балтийском флоте ("Опыт").

Шхуна "Опыт" за время службы много трудилась и совершила знаковые плавания.

  1. Участие в парусных гонках 1848 года. Эти гонки проводил Императорский яхт-клуб Санкт-Петербурга.
  2. Постоянно патрулировала, находясь в плавании, воды Финского залива.
  3. Принимала участие в нескольких экспедициях при участии военно-морского флота.
  4. Бывала у берегов Дании.
  5. Прекратила службу в Балтийском флоте в 1863 году.

Оснащение шхуны "Опыт"

Новый построенный парусник «Опыт» имел следующие параметры:

  1. длина - 21,6 метра;
  2. ширина около шести метров;
  3. осадка - всего 2,2 метра.

Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом в ее трюме был уложен балласт для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонн чугуна.

Шхуна - корабль гладкопалубный. Это лишает судно обычного трюма, поэтому запасы воды и провианта размещались не в центре, а по краям корабля.

"Опыт", вооруженный двумя гафельными мачтами, нес только три паруса общей площадью в 346 кв. метра (фок, грот и кливер). Подробное описание шхуны "Опыт" было опубликовано в журнале "Морской сборник" в 1949 году. Именно по этим чертежам русскими моряками, потерпевшими бедствие на фрегате "Диана" у берегов Японии, была построена известная "Хеда".

Создание "Хеды" не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского кораблестроения.

Развитие кораблестроения и роль шхун

Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии строительства кораблей многих стран. Голландцы разработали основные линии парусника, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и приумножили, а русские подстроили под нужды своего флота, дав толчок новым изысканиям в кораблестроении. Лоцманские судна, перенявшие лучшие свойства балтиморских, использовались вплоть до 20 века. Трудно переоценить роль шхун в развитии торговых и политических отношений между странами.

Эра паровых машин началась на морском транспорте в начале прошлого века, однако и несколько десятилетий спустя на судах все еще господствовал парус. По типу оснастки корабли классифицировали так: с прямым, косым и смешанным вооружением.

На первых паруса, имевшие вид правильных четырехугольников и трапеций, привязывались к реям длинным, утончающимся к концам брусьям. Число реев, и, следовательно, ярусов на каждой мачте достигало шести. Чтобы судно не опрокинулось при сильном ветре, приходилось «брать рифы» – уменьшать площадь парусов.

Выражение «брать рифы» ничего общего не имеет с подводными камнями и скалами. Просто площадь парусов уменьшали, подвязывая их к рею веревками наподобие оконных штор. Веревки эти на морском языке именуются «риф-сезни» («риф-штерты»). Для выполнения опасной операции матросам нужно было сначала подняться на мачту (на высоту 20 – 30 метров!), переместиться вдоль рея и, стоя на протянутой под реем веревке, обеими руками «выкатывать» парус и перевязывать его риф-сезнями. Не удивительно, что моряки в кровь раздирали ногти, сдирали с пальцев кожу. А ведь в непогоду за сутки приходилось брать по четыре ряда рифов на 5 – 6 огромных парусах!

Суда с прямым вооружением требовали больших экипажей – до 100 человек – и соответствующих затрат. Это привело к различного рода упрощениям и усовершенствованиям – нижние паруса начали делать разрезными, для разворота реев применили паровые и механические лебедки. Самыми простыми и дешевыми в эксплуатации парусниками оказались шхуны.

Когда и где появились шхуны?

Американские историки судостроения обычно утверждают: первое в мире судно этого типа было построено в городе Глостере в 1713 году капитаном А. Робинсоном. Однако на гравюрах знаменитого голландского художника Виллема Ван-де-Вельде-младшего, относящихся в концу XVII века, изображены двухмачтовые парусники, которые с полным правом можно именовать гафельными шхунами.

Шхуны быстро завоевали хорошую репутацию: отлично ходили при боковых ветрах и могли идти под значительно более острыми углами к ветру, нежели суда с прямым вооружением. А главное – для управления потребно было минимальное количество людей: паруса на шхунах легко спускались вниз.

Единственный недостаток этих судов состоял в том, что на крупной волне при попутном ветре они были рыскливы и уступали в скорости судам с прямым вооружением. Однако выход был найден: на первой мачте, помимо косого паруса, появилось несколько прямых (рис. 50). Такие шхуны стали называть топсельными (от слов «top» – верхний и «sail» – парус).

Рис. 50 Топсельная (марсельная) шхуна

На стаксельной шхуне (рис. 51) часть косых парусов (стаксели) поднимается и опускается на кольцах по натянутым между мачтами снастям.

Рис. 51 Стаксельная шхуна

Наиболее распространены были гафельные шхуны (рис. 52). На них основные паруса растягивались между мачтой, нижним, почти горизонтальным брусом – гиком и верхним, наклонным – гафелем.

Рис. 52 Гафельная шхуна

Любопытно, что до 80-х годов прошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами.

Однако и этого американским корабелам показалось мало: в 1900 году появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.

История судостроения насчитывает примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д.

В конце прошлого века судостроитель Кроуниншильд дал репортерам нью-йоркских газет интервью. В нем говорилось: «Я приступил к проектированию гигантской стальной шхуны с семью мачтами». Прошло несколько лет. 11 июля 1902 года шхуна-монстр была спущена на воду. Длина корабля превышала 120 м, ширина – 15 м, осадка – 9 м. Шхуна предназначалась для перевозки угля между портами восточного побережья Северной Америки, затем ее переоборудовали под танкер. Этот чудо-парусник назвали именем американского писателя Томаса Лаусона.

Рис. 53 Семимачтовая шхуна "Томас Лаусон"

Семь стальных 35-метровых мачт напоминали заводские трубы. Их продолжением служили сосновые 17-метровые стеньги. Бушприт, вынесенный на 21 м впереди форштевня, нес пять косых парусов.

Еще на ходовых испытаниях «Томаса Лаусона» перед моряками встал вопрос: «Как назвать мачты?» Если следовать установившимся правилам, то мачты со второй по шестую должны были называться гротами. Капитан «Лаусона», предложил свою терминологию: 1-я мачта – фок, 2-я – грот, 3-я – бизань, 4-я – хлопун, 5-я – вертун, 6-я – ведун и 7-я – толкач. Это нововведение в морской практике запутало матросов, и они нашли оригинальный выход – мачты получили названия дней недели: от понедельника до воскресенья.

Вот что писал относительно мореходных качеств мастодонта его капитан Артур Кроули:

«Время, потребное на перемену галса, когда это чудовище в балласте, составляет от десяти минут до бесконечности». Никто из команды «Лаусона» не мог понять, почему шхуна при одном и том же ветре правым галсом шла быстрее, чем левым.

19 ноября 1907 года «Томас Лаусон» с полным грузом керосина и нефти вышел в свой первый трансатлантический рейс. Он оказался для шхуны последним.

Судно на подходе к Ла-Маншу из-за плохой погоды шло по счислению. Курс был проложен в десяти ми-лях к югу от маяка Бишок-Рок. Расчет капитана не оправдался: когда туман рассеялся и открылся берег, «Лаусон» оказался в ловушке среди опасных рифов островов Силли. Начавшийся ночью шторм сорвал беспомощный парусник с якорей и выбросил на прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального левиафана осталась груда металла. По иронии судьбы при этом кораблекрушении спасся лишь капитан Джордж Доу. Это произошло в пятницу 13 декабря. Невероятно, но единственная книга писателя Томаса Лаусона называлась «Пятница – 13 число».

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова шхуна

шхуна в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

шхуна

и шкуна, шкуны, ж. (гол. schoener) (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

шхуна

Ы, ж. Морское судно с косым" парусами. Двухмачтовая многомачтовая ш.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шхуна

ж. Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.

Шхуна

шкуна (от англ. schooner), парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косое парусное вооружение . Ш. бывают транспортные, промысловые, спортивные и учебные. Водоизмещение Ш. ≈ от 100 до 5000 т. Большинство современных Ш. снабжены двигателями внутреннего сгорания, позволяющими им двигаться в штилевую погоду и на узких фарватерах (см. Парусно-моторное судно). Существуют особые виды Ш. ≈ шхуна-барк (баркентина), шхуна-бриг (бригантина).

Википедия

Шхуна

на перуанском соле, 1879

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну « Томас У. Лоусон ». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Примеры употребления слова шхуна в литературе.

Так ведь заведомо же ясно, что его словесный выстрел окажется холостым, их веру одной фразой не поколебать, и никуда ни дочь жреца, ни любой другой из адвентистов со шхуны не уйдет.

Афоня вспомнил, что Христиан, когда работал на шхуне , ни разу не взял отпуска во время промысла -- теперь это казалось Афоне странным.

Естественно, что по мере продвижения шхуны к югу колебания стрелки компаса уменьшались, зато температура воздуха и воды неуклонно поднималась, небо же оставалось неизменно безоблачным, а с севера тянуло умеренным ветерком.

Развернув стаксель и штормовой фок и загородив бизань, Джэм Уэст почти остановил шхуну , закачавшуюся на длинных высоких волнах.

Иеманжа, властительница пристаней, парусных шхун и всех этих жизней, зовется даже пятью именами, пятью певучими именами, что знакомы всем.

Но когда музыка наплывает с моря и разносится над фортом, над шхунами и челнами и говорит о любви, Гума забывает обо всем и отдается душою лишь этой прекрасной, убаюкивающей, плавной пеоне.

Соломин смертельно обидел старого зверобоя Егоршина, отказав ему в месте на шхуне : - Тебе восьмой десяток, куда ты лезешь?

Правда, если припай преградит нам путь и придется зазимовать во льдах припасы быстро подойдут к концу и нам придется приложить все силы, чтобы вернуться на Землю Халбрейн, где грузов, снятых со шхуны , хватило бы на долгие месяцы зимовки.

У нас же - шхуна , бот, тресковые елы, карбаса, ставные невода, твой засольный пункт, мой завод.

И дальше, где начиналась торговая часть города, стояли у причалов под погрузкой и разгрузкой суда: ледоколы, тральщики, веселые, с высокими мачтами шхуны , парусно-моторные боты, чистенькие каботажники и всегда готовые для кантовки буксиры.

Дул сильный шквалистый пассат, грохочущий прибой разбивался на крупной гальке пологого берега, и пятидесятитонная шхуна -- военный корабль, олицетворяющий достоинство и влияние Франции на этом каннибальском архипелаге, -- прыгала на волнах у своего причала под Тюремным Холмом.

Еще три турка, таких же грязных и живописных, как и их шхуна , валялись на корме рядом с кларнетистом и прихлопывали в ладоши в такт мелодии.

Рядом кружили чайки и козодои, над головой высматривали добычу стервятники, внизу - то там, то здесь проплывали рыбачьи шхуны .

После посещения ледовой шхуны Конрад Арфлейн стал еще более нетерпимым в своем ожидании.

Из Николаевска отплыли на частной шхуне сахалинского негоцианта Бирича, бывшего уголовника, который, угодив на Сахалин, стал майданщиком, нажил тысячи, теперь проживал барином, владея на Сахалине домами и целой флотилией шхун.

Решив разбавить разговор о тонкостях модельного дела "биллетристикой", я открываю периодический цикл рассказов о кораблях, пользующихся у судомоделистов особой популярностью. Как правило, лишь не многие из тех, кто строит модель HMS Victory или "Черной жемчужины", знакомы с реальной историей прототипа. А ведь история эта часто полна столь загадочных перипетий, что впору писать приключенческий роман, а то и детектив.

Стартующий цикл - "Загадки легендарных парусников" будет знакомить читателя с фактами из устройства и истории известных кораблей.


Немногие из туристов, прогуливающихся по ялтинской набережной, знают, что кафе "Hispaniola" ("Испаньола"), стилизованное под парусник, когда-то было настоящим кораблем. В 60-х годах прошлого века он носил гордое имя первого советского маршала Ворошилова и перевозил грузы вдоль черноморского побережья. А в 70-х стал старинным двухмачтовым парусником и ходил к "Острову сокровищ" за золотом Флинта, а потом терпел кораблекрушение у необитаемого острова с Робинзоном Крузо на борту.

В 1970 году на Ялтинской киностудии режиссер Е. Фридман снимал очередную экранизацию романа Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".
Желая достичь реалистичности на экране, Фридман запросил настоящий парусник, соответствовавший описанному в романе (до этого в фильмах снимали либо любое парусное судно, либо модели в специальном бассейне и декорации в павильоне).
Для постройки шхуны "Испаньола" киностудия приобрела старую парусно-моторную шхуну "Клим Ворошилов" (1953) у Херсонского винзавода. Проект переоборудования корабля и общее руководство работами на первоначальном этапе выполнил научный сотрудник ленинградского Военно-морского музея А. Ларионов. Окончательно достраивали парусник под началом инженера-конструктора киностудии В. Павлотоса.

На старом черноморском "дубке" нарастили фальшборт, центральный трюм и кормовую часть переоборудовали под старину, оснастили корабль двумя мачтами с косыми гафельными парусами и прямыми парусами на передней мачте, что соответствовало парусному вооружению шхуны (хотя В. Павлотос называл "Испаньолу" бригантиной). Парусник вышел удачным и снимался еще в нескольких кинокартинах, в том числе в "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" С. Говорухина (1972).

В еще одной отечественной экранизации романа Стивенсона, снятой в 1982 году на Ленфильме режиссером Воробьевым, "роль" "Испаньолы" поручили трехмачтовой шхуне-джекасс (Jackass) "Кодор" (которую позднее зрители видели в "роли" "Дункана" в фильме С. Говорухина "В поисках капитана Гранта" (1985). На "Кодоре" снимали эпизоды, а полностью «Испаньола» появлялась в кадре только в виде модели.

Не отличаются оригинальностью и зарубежные фильмы по роману "Остров сокровищ". В американской экранизации 1990 года экспедиция за сокровищами Флинта отправляется на трехмачтовом шлюпе (для фильма задействовали новодел исторического парусника "Баунти", построенный в 1961 году). Трехмачтовый корабль снимался и в английском мини-сериале 2012 года...

Не вносят ясности в вопрос об облике "Испаньолы" и художники-иллюстраторы. Луис Джон Рид (Louis Rhead),


Зденек Буриан (Zdeněk Burian), Джефф Хант (Geoff Hunt) показывают на своих рисунках трехмачтовый парусник. Роберт Ингпен (Robert Ingpen), Генри Мэтью Брок (Henry Matthew Brock), Игорь Ильинский изображают двухмачтовую шхуну.
Но наибольшую сумятицу внес первый иллюстратор романа Жорж Руа (George Roux). На его рисунках "Испаньола" предстает... бригом!


Так к какому классу парусных кораблей следует, все же, отнести знаменитую стивенсонсковую "Испаньолу"? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, следует с того, что Р. Стивенсон сам четко обозначил в романе тип парусника, выбранного для путешествия за сокровищами. Сквайр Трелони описывает в письме доктору Ливси приобретенный корабль так:

"You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her—two hundred tons; name, Hispaniola."

"Вы никогда не вообразите более прелестной шхуны - управлять парусами может младенец. Водоизмещение — двести тонн. Название — "Испаньола"".

Комментируя первое издание своей книги с иллюстрациями Жоржа Руа, Стивенсон пишет в письме отцу 28 октября 1885 года:

"... Иллюстрированное издание "Острова Сокровищ" выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. Художник понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал "Испаньолу" бригом...".

Учитывая тот факт, что бриг - двухмачтовый парусник, и это не смущает Стивенсона, можно заключить, что в романе описана именно двухмачтовая шхуна.

В эссе "Моя первая книга: "Остров Сокровищ"" (1894) Стивенсон, имевший практический опыт управления 16-тонной шхуной "Цапля", раскрывает предпосылки к роману:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом. Женщины исключаются. Я не смогу управиться с бригом (а "Испаньоле", по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..." .
Читателю, для которого "шхуна", "бриг", "бригантина" - лишь романтические названия, поясним разницу между этими парусниками.
Все три типа кораблей можно отнести к разряду малых и средних парусных судов, имеющих две и более мачты.
Главная же разница заключается в особенностях парусного вооружения, т.е. в форме и количестве парусов, поднимаемых на мачтах конкретного судна.

Бригантина - двухмачтовое судно с передней мачтой (фок-мачтой), имеющей полное прямое (т.е. два - три прямоугольных паруса, расположенных по-перек оси корабля один над другим) парусное вооружение и с задней мачтой (грот-мачтой), имеющий продольный гафельный (т.е. размещенный на реях,расположенных позади мачты вдоль оси корабля) нижний парус (грот) и прямые паруса (марсель и, возможно, брамсель) на стеньге (добавочном элементе мачты).
Бригантины получили широкое развитие в 17-м веке. Несколько позже на нижнем рее грот-мачты бригантин, который называли "сухим", по-скольку он не использовался для постановки паруса, а служил в качестве опоры для такелажа, стоявшего над ним паруса - марселя, стали ставить прямой парус - грот. Дооснащение бригантины полным парусным вооружением на грот-мачте увеличило парусность корабля и мощь его парусов.

Парусник с полным прямым парусным вооружением обеих мачт и гафельным гротом стали называть бригом . Во второй половине 18-го века, когда бриги стали широко использоваться в военном флоте, бригами стали называть и бригантины, чему немало по-способствовали литераторы, путавшие эти корабли.

Шхуны , ведут начало от малых судов с продольным парусным вооружением, которые в 16 - 17 веках широко использовались голландскими и североамериканскими торговцами, рыбаками, каперами и флибустьерами."Шхуна", как специфический тип парусника с двумя мачтами и гафельным парусным вооружением появляются у побережья Нидерландов в конце 17 века. В 1695 году в Англии строится Королевская яхта "The Transport Royal", оснащенная как шхуна. Адмиралтейская модель этого корабля на сегодня является самым ранним документальным изображением шхуны.

Однако, большее развитие шхуна получила в северо-американских колониях. Поговаривают, что некий Эндрю Робинсон из Глостера в Массачусетсе построил настолько удачный парусник, что зрители, наблюдавшие испытания корабля, сравнивали его с плоским камнем, скользящим над водой при умелом броске, восклицая: "Scoon! Scoon!". Другие исследователи ссылаются на хвалебное голландское "schoone Schip" (прекрасный корабль). Так или иначе, но уже в 1716 году в записях бостонского порта фигурирует название "schooner". А в 1769 году Уильям Фалконер (Falconer William) описывает шхуну в своем морском словаре "A New Universal Dictionary of the Marine".

Таким образом, в первой половине 18-го века, к которой относится действие романа "Остров сокровищ", шхуны уже были достаточно распространены в Англии, в то время как бриг еще только начинал применяться в качестве военного корабля. И вполне естественно, что скряга Трелони приобрел дешевую, скорее всего - рыбацкую шхуну, которую и переоборудовали в "Испаньолу".


Еще одним аргументом, свидетельствующим в пользу шхуны, является меньшая, чем для брига или бригантины, потребность в экипаже (напомним - экипаж "Испаньолы" составлял 26 человек, из них 19 матросов).

Наиболее существенным возражением против использования шхуны для путешествия за "сундуками Флинта", исследователи романа считают маршрут экспедиции.
Маршрут этот пролегал от Бристоля до Мартиники на широте Лиссабона под бакштагом (дующим в корму пассатом) по Северному пассатному течению. Далее подъем севернее, к Острову Сокровищ и обратный путь Атлантикой на север, вдоль Багам и Флориды до мыса Хаттерас и далее по Антильскому течению и Гольфстриму... Благодаря атлантической карусели ветров и течений "Испаньола", совершив оборот по часовой стрелке возвратилась домой.
Вот тут, полагают исследователи, и поджидал бы шхуну неприятный сюрприз - для плавания под мощными устойчивыми ветрами Атлантики, шхуна, приспособленная к оперативному лавированию и хождению круто к ветру, вынуждена была бы рыскать на полных курсах, теряя скорость и, соответственно, увеличивая продолжительность рейса. Кроме того, "Испаньоле", по словам сквайра Трелони, грозили "пираты и проклятый француз", а вооружение шхуны составляла единственная вертлюжная пушка малого калибра (о пушке речь дальше). От брига (каперского или пиратского) бриг "Испаньола" мог бы уйти, а вот шхуна - шансов не имела.
Но исследователи вновь упускают из виду тот факт, что бригов во времена "Испаньолы" было не так уж много, а пираты предпочитали шлюпы (об этом пишет Чарльз Джонсон (Charles Johnson) во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами", изданной в Лондоне в 1724 году). Автор "Острова сокровищ" был хорошо знаком с книгой Джонса и даже (похоже) "списал" Флинта с Эдварда Тича, носившего грозную кличку "Черная борода".
Кроме того, уже к 1720 году пиратство в сильный упадок. Бывшие "джентльмены удачи" либо переходили на службу в государственный флот, либо спивались без работы в портовых кабаках где, кстати, их и набрали в команду "Испаньолы".

Итак, "Испаньола" у Стивенсона была шхуной. Причем, скорее всего, марсельной , т.е. имевшей на стеньге передней (фок) мачты прямой парус (марсель). На наличие стеньг на мачтах "Испаньолы" косвенно указывают салинги мачт, несколько раз упоминаемые в тексте романа. Салинг обеспечивает фиксацию стеньги и разнос стень-вант для более эффективного укрепления стеньг. На салингах нижних мачт устанавливали специальную площадку - марс.
Кроме того, прямой парус позволял несколько снизить рыскание при движении в бакштаг (т.е. при попутном курсовом ветре), о чем говорилось ранее.
Кстати, с салингами связан один из главных аргументов исследователей романа, придерживающихся версии "трех мачт".
Мачты парусника имеют свои названия, определенные их размещением на корабле. Передняя мачта именуется фок (нем.) или фор (англ.), т.е. "первая". Средняя мачта именуется грот (нем.) или мэйн (англ.), что означает "главная". Грот-мачт может быть несколько, если корабль имеет более трех мачт. Задняя мачта именуется бизань (нем.) или миззен (англ.) - "малая, последняя". Бизань иногда именуют крюйс-мачтой, но такое название относится к мачтам с полным реевым вооружением.

Двухмачтовые корабли, чаще всего, имеют фок и грот мачты. При этом, грот-мачта располагается ближе к середине корпуса и имеет большую, чем фок-мачта высоту. Исключение составляют двухмачтовые кечи и иолы, передняя мачта которых выше задней, располагается примерно в середине корпуса и, как следствие, именуется грот-мачтой. Вторая, задняя мачта таких парусников называется бизань-мачтой.

Стивенсон в тексте романа пару раз называет заднюю мачту "Испаньолы" бизанью:
"...В бочке стало светло. Взглянув вверх, я увидел, что поднялся месяц, посеребрив бизань-марс и вздувшийся фок-зейл..."

"...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я уцепился за них, полез вверх и ни разу не перевел дыхания, пока не уселся на салинге...".

Скорее всего, в данном случае, Стивенсон допускает описку, путая парусное вооружение шхуны с иолом.
Решающими аргументом в определении числа мачт на "Испаньоле" следует, все же, считать то, что в описываемый в романе период шхуны, как правило, были двухмачтовыми, равно как и бриги, которые вообще никогда не имели третьей мачты (а Стивенсон, как мы уже говорили, считал, что "Испаньола" должна была быть бригом). В пользу двухмачтового варианта говорит и другая цитата из романа:

"... Грот скрывал от меня часть кормы... В то же мгновение грота-гик откинулся в сторону, шкот заскрипел о блоки, и я увидел корму... ".

Т.е. задней, ближней к корме была, все же, грот-мачта. И "Испаньола" была двухмачтовой марсельной шхуной.

Крупные рыболовецкие шхуны (а "Испаньола", напомню, имела водоизмещение в 200 тонн) имели две палубы, нижняя из которых делилась на три отсека: носовой, где помещались члены команды; центральный - трюм для груза, имевший люк в подпалубное пространство, также являвшееся трюмом; кормовой, где размещались камбуз и старшины команды, включая капитана. Верхняя палуба, возвышавшаяся над нижней примерно на 1,6 - 1,7 метра, была ровной (иногда имела невысокие ступенчатые возвышения в носу (полу-бак) и в корме (полу-ют)). В палубе имелось три или более люков (в каждый из отсеков нижней палубы) с трапами, которые накрывали рустерными решетками. Люки в носовой и кормовой отсеки могли иметь так называемые "сходные тамбуры" небольшие будки над люком.

При реконструкции купленной для путешествия шхуны сходные тамбуры, судя по тексту романа, расширили до размеров палубных надстроек, несколько приподняв палубу. В передней надстройке - форкастеле разместили команду и камбуз, а в задней, представлявшей собой расширенный в стороны сходный тамбур - два гамака для капитана и мистера Эрроу. Кроме того, кормовой отсек нижней палубы расширили за счет трюма и выгородили в нем каюты (по три с каждого борта) для пассажиров "Испаньолы". В корме за счет выгородки и подъема палубы образовалось достаточно большое помещение для кают-компании. Наконец, в средней части нижней палубы выгородили отдельное помещение для хранения сокровищ, оставив по левому борту проход, соединяющий кормовой отсек с носовым.

Изучая устройство корабля, выстроенного ялтинскими кинематографистами для кинофильма 1971 года, не трудно заметить, что его облик во многом соответствует описанному в романе. Мы видим рангоут и такелаж, соответствующие парусному вооружению двухмачтовой марсельной шхуны, надстройки в носу и на корме...
В качестве претензии можно было бы указать на слишком малые (для 200-тонного корабля) размеры и пушку, установленную на лафете.
Но вопрос с пушкой - спорный. И ближе к правде, похоже, именно ялтинские корабелы.
Дело в том, что Стивенсон описал в романе "9-фунтовую вертлюжную пушку", ядро для которой канонир Израэель Хендс "катил по палубе". После удачного выстрела по верткому ялику с героями романа, ядро, просвистав над утлой лодченкой подняло такой ветер, что опрокинуло ялик с пассажирами! Судя по всему, Стивенсон плохо разбирался в артиллерийском деле.
Девяти-фунтовых пушек на вертлюге не бывает! Вертлюг - это металлический штырь с "рогатиной" на верхнем конце, в развилке которой крепилась пушка. Вертлюг устанавливали в специальном гнезде на планшире (поручень по верху фальшборта) или в палубе.При таком способе установки тяжелая пушка с тяжелым ядром (а 9-фунтовое ядро весило около четырех килограммов) и мощным пороховым зарядом сломала бы вертлюг и слетела бы при выстреле. По-этому, максимальный калибр вертлюжных пушек составлял 4 фунта. Чаще всего использовали пушки в 1 - 2 фунта для стрельбы картечью (маленькими шариками, сродни мушкетной пуле) по вражескому экипажу и абордажной команде.
Девяти-фунтовые пушки устанавливали на колесном лафете и при необходимости производства выстрела выдвигали их ствол в специальный проем в борту - пушечный порт. Кроме того, лафет оборудовали специальным тросовым креплением к борту - брюком и талями, облегчавшими откат пушки от борта для обслуживания и выкатывание ее в порт для выстрела.
Наводили на цель такие пушки, как правило, в вертикальной плоскости с помощью специального клина, подкладываемого под казенную часть орудия. Так что, попасть в маневрирующий на волнах ялик Хендс мог только случайно.
С другой стороны, девяти-фунтовое ядро не смогло бы поднять настолько мощную воздушную волну, что бы опрокинуть лодку. Для этого пушка должна была бы иметь калибр в 32 фунта. Но такую пушку было бы сложно разместить на относительно небольшой шхуне, да и при выстреле она могла бы запросто опрокинуть корабль.
Скорее всего, "Испаньола" была вооружена и легкими вертлюжными пушками калибром в 1 - 2 фунта,


и лафетной девяти-фунтовкой. Правда, непонятно - зачем катить по палубе относительно не тяжелое ядро, которое мог бы перенести в руках и ребенок?

Так или иначе, но ялтинские корабелы установили на свою "Испаньолу" небольшую (в пределах 2 - 4 фунтов) лафетную пушку. Такая же присутствовала в кадре при съемках эпизодов на борту шхуны "Кодор" в 1982 году.

К сожалению, время, чиновничья бюрократия и бизнес-интересы не пощадили этого интересного корабля, уверенно бороздившего волны Черного моря под всеми парусами. Кроме того, «Испаньола» была первым парусником, специально построенным для съемок кино, а Ялтинская киностудия стала пионером киношного кораблестроения.
В 1972 году крымская инспекция Морского Регистра, не имевшая в своих инструкциях графы, касающейся эксплуатации деревянных парусных судов, потребовала обшить корпус металлом с асбестовыми прокладками (во избежание пожара) и установить радио-локационное оборудование на мачтах, что было бы несовместимо с внешним видом старинного парусника.
Не желая уродовать красавицу «Испаньолу» киностудия передала ее на баланс "Интуриста", который установил шхуну на ялтинской набережной у гостиницы "Ореанда" и переоборудовал в кафе.

Подобная судьба постигла и учебный парусник "Кодор".
Канадский "Баунти", снявшийся в нескольких фильмах, погиб с капитаном и одним из членов команды в октябре 2012 года у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди.


Дата выпуска: 18 сентября 1981 Художник: А. Аксамит Перфорация: comb 12 x 12½ Тираж: 6 200 000 Код по каталогу: Михель SU 5114
Соловьев 5232

Сегодня рассказ о представителе знаменитой финской серии судов, трехмачтовой шхуне «Кодор». Берясь за эту тему, я рассчитывал, что информации о герое рассказа будет предостаточно, но, к сожалению, не только о «Кодоре», но и обо всей серии кораблей материалов найти удалось крайне мало. Очень жаль, ведь на них прошли обучение десятки тысяч курсантов, ставших капитанами и офицерами морских флотов России и других стран. По моему глубокому убеждению, марка послужившая причиной написания этой статьи является коллективным памятником всем 102 кораблям финской серии.

Но прежде чем приступить к повествованию предлагаю Вашему вниманию традиционную загадку по теме блога: «Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после Второй мировой войны «золотыми»?»

Историческая справка

В период с 1918 по 1944 год между РСФСР (затем - СССР) и Финляндией случилось четыре войны. Четвертый вооруженный конфликт 1941-1944 гг. является составной частью Великой Отечественной войны. По результатам переговоров о перемирии, состоявшихся в сентябре 1944 года в Москве, на Финляндию, помимо политических, территориальных и военных условий, налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 г. товарами в течение восьми лет. Цена одной унции золота на тот момент составляла 35 долларов. В пересчете на сегодняшний курс размер контрибуции составляет около 5 миллиардов долларов. В оплату контрибуции Финляндия поставляла в СССР бумагу, продукты целлюлозной промышленности, древесину, средства производства, технологии, паровозы. Также было заключено соглашение на постройку судов (ледоколы и парусные суда).

В 1948 году СССР согласился снизить объём репараций до 226,5 млн долларов. Последний эшелон с репарационными поставками пересек границу 18 сентября 1952 года. Финляндия была единственной страной, которая выполнила все оговорённые репарационные обязательства.

Справедливости ради стоит отметить, что от необходимости выполнения репарационных соглашений Финляндия тоже «выиграла». Выплата контрибуции заставила Финляндию развиваться, учиться, нужны были инженеры, техники, рабочие, что дало колоссальную занятость стране и рост финской промышленности в послевоенное время и привело к довольно быстрому подъёму уровня благосостояния и стандартов жизни.

История создания шхуны «Кодор»

В оплату части контрибуции СССР заказал Финляндии строительство большого количества ледоколов и парусных судов. В 2012 году, когда Финляндия «отмечала» 60-летие полной выплаты репараций СССР, по финскому телевидению была показана передача, где сказали, что если поставить корма к носу все суда, построенные для Советского Союза в счёт репараций, то получится линия в ТРИДЦАТЬ километров. Насколько верна это цифра я сказать не могу, но кому интересно, можете посчитать примерную длину парусной составляющей данной репарации. По моим приблизительным расчетам длина этой линии составляет менее пять километров.

В счёт погашения репарационного долга в Финляндии было построено 102 деревянных парусника — 72 шхуны и 30 баркетин всего на сумму 66,2 миллиона долларов (около 30% от всей суммы репараций). Строительство шхун в период с 1946 по 1953 год развернулось на четырёх верфях: LaivateollisuusAb в г. Турку построила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну «Заря». F.W. Hollming в г. Раума построила 34 шхуны, семь судов построила Aug. EklofAb в г. Порвои, четыре - ValkonLaiva в г. Ловиса.

Постройка такого количества деревянных парусных (хотя и снабжённых двигателями) судов в середине XX века выглядит странно. Парусные суда смотрятся из нашего времени как глубокая архаика. Действительно, подобного масштабного строительства парусных судов никогда больше уже не велось. В конце 1950-х годов инженеры научились проектировать, а машиностроительные заводы производить, дизельные двигатели большой мощности, и парусное оснащение стало неактуальным. Для финнов строительство этих судов было настоящим испытанием.

Верфи, строившие корабли, работали на пределе сил, советская репарационная комиссия постоянно вмешивалась в строительство, периодически меняя требования и сроки выполнения заказа. Все заказы были выполнены к 1953 году. Советский флот пополнился баркетинами «Альфа», «Вега 2», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и бермудскими шхунами «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг» и «Юнга» и др. Размеры парусных кораблей этой серии были идентичными, в основном они повторяли друг друга и в части конструкции корпуса. Большинство судов были похожи друг на друга как однояйцевые близнецы, пример тому фотография ниже:

Существенные различия можно было заметить лишь в рангоуте и деталях внутреннего обустройства. И все это были элегантные парусники с удлиненными корпусами.

Шхуна «Кодор» была построена в Финляндии на верфи Laivateollisuus Ab в городе Турку в 1951 году (по другим данным в 1947 г.) по заказу Министерства морского флота СССР. Назвали корабль в честь реки Кодо́ри или Кодо́р в Абхазии. Река берёт начало с южных склонов Главного Кавказского хребта и представляет быструю горную реку, длиной до 170 километров впадающую в Черное море в 20 километрах к юго-востоку от Сухума.

Конструктивные особенности и характеристики шхуны «Кодор»

Первоначально «Кодор» был спроектирован и построен как грузовая гафельная шхуна. В процессе эксплуатации шхуна подверглась модернизации, и из гафельной была переоборудована в бермудскскую. А теперь давайте попробуем разобраться в этих непонятных терминах, глубоко не вдаваясь в технические описания.

Гафельная и бермудская шхуна - это особенности парусного вооружения корабля. Гафель (нидерл. gaffel букв. - вилы) - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых основных четырёхугольных парусов неправильной формы (гафельные паруса) — триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных парусов — топселей.

Бермудские шхуны несут треугольные паруса (бермудский парус). Бермудские паруса появились в начале 20 века и являются наиболее распространённым типом паруса на яхтах, прогулочных, туристских и гоночных судах. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являются бесспорным лидером.

Для наглядности предлагаю рассмотреть следующий рисунок:

На фок-мачте шхуны может быть установлен брифок - вспомогательный прямой парус — при определении типа судна он игнорируется. Ставится, к слову, довольно редко, только в тех случаях, если шхуна идёт полным курсом (при попутном ветре). На марке посвященной шхуне «Кодор» судно изображено в бермудском парусном вооружении с поднятым брифком.

Технические характеристики шхуны «Кодор»:

  • тип судна — 3-х мачтовая шхуна проекта «Академик Шокальский»
  • место постройки — верфь Laivateollisuus Ab, г. Турку, Финляндия
  • заложено — 12.05.1950
  • спущено на воду - 09.06.1951
  • корпус - деревянный
  • водоизмещение - 500 т
  • длина - 39,4 м
  • ширина - 9,5 м
  • высота мачт от ватерлинии - 58 м
  • осадка - 3,5 м
  • площадь парусов - 834 кв. м. (гафельная оснастка), 721 кв. м (бермудская оснастка)
  • скорость под парусами - до 10 узлов
  • двигатели - «Болиндер» 300 л.с.
  • экипаж - 15 чел., курсанты - 50 чел (по некоторым данным 44 чел)

На корпус и рангоут шхуны строители использовали три вида древесины — сосну, ель, дуб. Наружная обшивка парусника была одинарной, выполненной вгладь, что типично для конструкции корпуса морского деревянного судна. Палуба была покрыта сосновым настилом. Под полубаком размещались каюты экипажа и парусная кладовая. В носовой рубке размещались столовая команды, камбуз, санитарная каюта и резервная каюта. Среднюю рубку занимали учебный класс и отделенные от него проходами санузлы. На небольшом возвышении, напоминающем полуют, находились рулевая и штурманская рубки. Под главной палубой в нижних помещениях на платформе размещались столовые и жилые помещения курсантов, хозяйственные кладовые.

Карьера «Кодор»

Первоначально «Кодор» служил как грузовое судно для сбора рыбы с небольших балтийских рыболовецких судов и снабжения рыбаков в море. Служба была недолгой, парусник вскоре был передан Ленинградскому мореходному училищу, где его переоборудовали под учебное судно и заменили парусную оснастку с гафельной на бермудскую.

В период с 1957 по 1960 годы учебное судно «Кодор» совершило интересные рейсы по маршруту Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Гетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Нирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсё - Фалмут. Начальником практики на «Кодоре» одно время (после выхода в запас) был контр-адмирал, Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин — легендарный подводник, атаковавший знаменитый линкор «Тирпиц».

С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный яхтсмен капитан А. А. Аристов. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Когда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль!» скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство».

Эта история знакома каждому с детства, не правда ли? Питерский праздник » Алые паруса» — единственное в мире торжество такого масштаба, посвященное выпускникам школ. С 1971 по 1979 год роль гриновского галиота «Секрет» исполнял герой этого рассказа — трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор».

Перевоплощение «Кодора» в другие корабли стало третьей специализацией этой шхуны. Все смотрели приключенческий трехсерийный фильм по знаменитому роману «Остров сокровищ» 1982г. В этом фильме роль трехмачтовой шхуны «Испаньола» прекрасно сыграл «Кодор». Шхуну укомплектовали пушками, курсантов переодели в матросов и пиратов, вышли в море и начали снимать морские сцены. Интересный факт: когда снимали сцену в которой Джим в исполнении актера Феди Стукова «угонял» шхуну у пиратов необходимо было показать, как он управляет кораблем. А так как в рулевой рубке было много современного навигационного оборудования, которое нельзя было демонтировать, решили снять штурвал и разместить его на палубе. В то время как Джимми крутил ни к чему не прикрепленный штурвал (что хорошо видно на фотографии ниже) на палубе, капитан «Кодора» управлял шхуной с помощью разводного ключа.


«Кодор» на съемках фильма «Остров сокровищ»

Спустя несколько лет «Кодор» вновь появился на экранах — в многосерийном фильме «В поисках капитана Гранта» 1985 года в роли яхты «Дункан». Специально для фильма пришлось изменить таблички с названиями на носу и корме, поставить макеты пушек, добавить бутафорскую дымовую трубу, из которой, согласно легенде должен был валить дым. Перед трубой установили фальш-надстройку со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения).

Последний раз в кино «Кодор» появился в роли китобойного судна «Пилигрим» в приключенческом художественном фильме «Капитан «Пилигрима»»1986г. по мотивам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Честно говоря мне кажется для данной роли «Кодор» не очень подходил, т. к. он слишком элегантен и изящен для брутального китобоя.

Последние годы жизни парусник провел в Азербайджане на Каспийском море, после того как в 1983 году «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу.

Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания!

В 1988 г. «Кодор» был переделан под плавучий ресторан. По воспоминаниям бакинцев, в этом «плавкабаке» был отличный рыбный стол.

Спустя одиннадцать лет в августе 1999 года «Кодор» сгорел, поставив в конце своего жизненного пути такую яркую точку. На ум приходят строки из песни А. Макаревича «Старый корабль»:

На берегу так оживленно, людно,
А у воды высится как мираж
Древний корабль, грозное чье-то судно,
Тешит зевак и украшает пляж.

Как не воюй, годы, увы, сильнее,
Как ни верти, время свое возьмет,
Сгнили борта и нет парусов на реях,
И никогда полный не дать вперед.

Зато любой войдет сюда за пятачок,
Чтоб в пушку затолкать бычок,
И в трюме посетить кафе и винный зал,
А также сняться на фоне морской волны,
С подругой, если нет жены,
Одной рукой обняв ее,
Другой обняв штурвал.

Был там и я, и, на толпу глазея,
С болью в душе понял я вещь одну,
Чтобы не стать этаким вот музеем,
В нужный момент лучше пойти ко дну.


Останки «Кодора»
Ответ на загадку

Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после второй мировой войны «золотыми»?

Так как на Финляндию по итогам совецко-финской войны 1941-1944гг. налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом, корабли построенные в счет репарации финны называли «золотыми».

В качестве постскриптума

И в качестве постскриптума небольшая морская байка:

Однажды курсанты «Колора» во время занятий услышали яростные крики нашего руководителя практики, Героя Советского Союза, контр-адмирала Лунина Н.А. Все рванули на палубу. Оказалось, что капитан Аристов А.А. после купания в море повесил свои разноцветные плавки на реллинги возле своей каюты для просушки на солнце. Николай Александрович, идя в кают-компанию обедать и увидев такое безобразие на палубе, но не зная, что это плавки капитана, заорал: «Какая б…. развесила здесь флаги расцвечивания?». Не услышав ответа на свой вопрос, он схватил двумя пальцами плавки и бросил их за борт, повернулся и пошел в кают-компанию. В это время порыв ветра помог капитанским плавкам полететь не за борт, а в сторону нижней палубы, по которой буфетчик нес большую кастрюлю с борщом в кают-компанию. Дело в том, что на «Кодоре» камбуз находился на главной палубе с левого борта. Лифтов не было, и буфетчик носил с камбуза в кают-компанию и в столовую бачки и кастрюли с едой по палубе. Как уж там случилось, но плавки упали в кастрюлю с борщом, а буфетчик, зазевавшись, этого и не заметил, так как цвет плавок и борща не очень отличались по цвету. Когда же буфетчик достиг кают-компании, капитанские плавки, напитавшись наваристым борщом, вообще утонули.

Поставив кастрюлю перед капитаном, буфетчик пошел разносить борщ команде и курсантам в столовую. Капитан, несмотря на то, что имел право первого черпака, сказал: «Николай Александрович, вам — первое слово». Николай Александрович, как настоящий джентльмен, хотел передать черпак единственной женщине – Александре Васильевне Грудинко, вдруг вспомнил, что он Герой Советского Союза и к тому же контр-адмирал. А это значит, что все же первая ложка борща должна принадлежать ему по праву. Героям везде всё без очереди. Его рука медленно опустила черпак в кастрюлю. По морскому обычаю в кастрюле нужно все хорошо размешать, зачерпнуть со дна погуще, а уж затем доливать тарелку жидкостью.

Но что-то уж больно много гущи ухватилось в черпак, да еще что-то свисало, чуть ли не на 10 дюймов ниже черпака.
— Видимо, кок подбрюшье не порезал на куски, а целиком сварил, — сказала Александра Васильевна, Повезло вам, Николай Александрович.

– Ну, что же поделать? Раз повезло – будем есть, – ответил Николай Александрович, и взялся за нож.

Но сколько он не пытался порезать подбрюшье, оно не поддавалось. Тогда, Николай Александрович, видя безуспешность своих попыток поесть мясца, решил переложить его в пустую тарелку. И только тут все увидели, что это не свиное подбрюшье, а нечто иное – непонятное. Собрался консилиум во главе с капитаном. Все склонились над тарелкой…

— А не мои ли это плавки, вскрикнул капитан и рванул на палубу, к своей каюте.

Плавок на реллингах не было… Вот такая замечательная история, приключилась с плавками знаменитого капитана Аристова А.А. Все матросы и курсанты от смеху катались по палубе каждый раз, когда заходил разговор о плавках.

Источники и дополнительная информация
1. Сайт «Водный транспорт»
2. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение», 1986, №1, с.65
3. В.П. и П.С. Митрофановы «Школы под парусами». Л., 1989, с.179-181
4. И.Г. Шнейдер, Ю.Г. Белецкий. «Модели советских парусных судов». Л.,1990, с. 88
5. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение, 1986, №1, с.65.
6. Форум «Фалеристика»
7. Википедия
8. Владислав КРАПИВИН Фрегат «Звенящий». Роман-справочник
9. Как снимали «Остров сокровищ» http://dubikvit.livejournal.com
10. Cайт журнала «Катера и яхты»