Лынтупы: дворец Бишевских. Лынтупы - деревня Поставского района, Витебской области Беларуси

Белорусские поселки и села в большинстве своём оставляют приятное впечатление. Конечно, и здесь полно заброшенных деревень, но более-менее крупные населённые пункты выглядят вполне прилично. Впрочем, есть и исключения. Я остался немного поражённым после посещения посёлка Лынтупы. Вряд ли здесь был белорусский президент Александр Лукашенко, возможно, после его визита произошли бы положительные изменения. Достопримечательностей здесь не так много, но они есть. И в целом посёлок достоин лучшего. Но обо всём по порядку.

Попасть в Лынтупы на общественном транспорте очень тяжело. Автобусы из райцентра Поставы (или ещё откуда либо) туда не ходят, так как до сих пор дорога не заасфальтирована. В не самые крупные белорусские населенные пункты проложены лишь так называемые "гравейки" - грунтовки, покрытые щебнем. Ездить по ним можно, правда, для велосипедистов это ужасное испытание. Вот и до Лынтуп цивилизация в виде проложенного асфальта ещё не дошла. И это в XXI веке. Два раза в сутки до Лынтуп ходит дизель-поезд из Постав. Экскурсий в Лынтупы тоже не бывает, говорят, имеющиеся там достопримечательности и их состояние вряд ли понравятся туристам. Да и везти людей несколько километров по щебню, наверно, не совсем солидно. Ничем мне и не помогли в отделе туризма курортного посёлка Нарочь. Сказали, мол, туда езжайте только на такси. Я знал, что Лынтупы находятся в приграничной зоне Республики Беларусь, и для посещения этой местности нужно оплатить специальную пошлину. Чтобы не нарушать закон, я спросил в отделе туризма, где же можно её оплатить. Внятного ответа так и не получил –информационная помощь предоставляется там только по Нарочанскому краю, находящемуся в Минской области. Лынтупы, хоть и не очень далеко от Нарочи, но это Поставский район Витебской области. Местный таксист согласился довезти меня до Лынтуп и обратно за 2000 российских рублей. Он сам для себя оплатил пошлину в банке, а мне сказал, что беспокоиться не нужно.
Судьба не совсем благосклонно отнеслась к Лынтупам. Некогда крупный железнодорожный узел, а теперь забытый всеми уголок сегодня находится на самом краю страны и совсем не развивается. Конечно, туристической Меккой посёлок вряд ли когда-нибудь станет: всё-таки в округе полно более интересных населённых пунктов. Но в целом очень жалко местных жителей, которые проживают в таком запустении. У Лынтуп достаточно интересная история, и сюда можно привлечь туристов в будущем.
Таксист высадил меня и остался ждать в центре посёлка рядом с костёлом святого апостола Андрея. Красивый храм, украшающий Лынтупы, был построен в 1908-1914 гг. На информационном стенде сообщается, что храм освящен во имя св. Андрея Боболи, но официальный сайт белорусской католической церкви подтверждает, что всё-таки костёл носит имя апостола Андрея, а главный праздник отмечается 30 ноября (память святого апостола Андрея, у православных - 13 декабря).




В классическом белорусском местечке на главной площади всегда стоял костел, православная церковь и синагога. Вот только в Лынтупах церкви никогда не было. Синагога располагалась прямо напротив костела, однако здание не сохранилось. Кстати, местные жители никогда не отличались веротерпимостью, и постоянно случались стычки между католиками и иудеями.


Далее по плану было посещение бывшей усадьбы Бишевских. Усадебный комплекс был построен в конце XIX – начале ХХ века. Главное здание усадьбы построено по проекту архитектора Тадеуша Растворовского в 1907 году. Местная легенда гласит, что молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в красивую парижанку. Она пообещала выйти за него замуж, но при условии, что он для нее построит дворец. Условие было выполнено, панский дворец действительно очень красивый. Но капризная француженка стараний шляхтича в итоге не оценила.


Долгое время усадьба находилась в ужасном состоянии. Многие постройки обветшали и стали разрушаться. За старым парком никто не ухаживал, а пруды и каналы заросли тиной. Однако совсем недавно усадебный комплекс выкупили россияне и там начались реставрационные работы.


Лебеди на пруду. Кстати, Лынтупы в переводе с балтского языка означает «птичья река».



Лынтупы раньше имели статус местечка, теперь это поселок городского типа. Хотя нынешний статус не совсем подходит для данного населенного пункта. Здесь нет многоэтажной застройки, более того, показалось, что тут до сих пор не знакомы с таким благом цивилизации, как канализация. Даже у здания местной администрации стоит деревянный туалет. Еще с позапрошлого века в Лынтупах работает пивоваренный завод, теперь производящий спирт. Правда, местные сказали, что после недавнего пожара он не работает на полную мощность.



Обязательно нужно рассказать о железнодорожной станции Лынтупы. Были времена, когда поселок был крупным транспортным узлом. В конце XIX века была построена ветка Пабраде-Крулевщизна. Во время Первой Мировой войны была построена узкоколейка от Лынтуп до Кобыльника (ныне – деревня Нарочь), затем разобранная и заново восстановленная в 20-е годы. Ветка была закрыта в 1960 году, и от нее мало что осталось. Был также участок железной дороги от Лынтуп до Швенченеляя (ныне – Литва), он просуществовал чуть дольше. После распада СССР сообщение с литовским Пабраде прекратилось, хотя по этой ветке проходил поезд Витебск-Гродно. Теперь Лынтупы – это тупиковая станция, куда приходят два пригородных поезда в день.







Памятник инженеру Болеславу Яловецкому, уроженцу этих мест и строившему железные дороги здесь же более ста лет назад.


Интересно ли будет туристам в Лынтупах, не знаю. Лично мне понравился населенный пункт, чем-то поселок меня привлек. И хочется надеяться, что сюда все-таки когда-нибудь приедет Александр Лукашенко и что-нибудь придумает. Ну не должен поселок со столь богатой историей (а в его окрестностях есть еще древние курганы и огромные камни-валуны, про которые ходит множество легенд). Надеюсь, сюда проложат асфальтовую дорогу, усадьба будет отреставрирована, а местные жители не будут жаловаться на безработицу и отсутствие перспектив.





Поиск карты города, села, области или страны

Лынтупы. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Лынтупы" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Лынтупы или векторную карту от OpenStreetMap: Лынтупы .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Лынтупы - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.


Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.


Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).


Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.


Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.
  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.
  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.
  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.
  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.
  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.
  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.
  8. Личный архив автора.

Свое название поселение получило от названия реки, которая протекает через него в Поставском районе – Лынтупка. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. Однако люди здесь жили еще в 10 веке н.э. Доказательство тому – 74 кургана рядом с Лынтупами. При раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни – предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый – кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить.

Примечательно то, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Бишевские построили здесь пивной завод, который до сих пор действует. Правда, сегодня здесь разливают воду и спирт.

Дворец Бишевских в Лынтупах был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного архитектора Тадеуша Растваровского. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждое помещение отличалось своей уникальной цветовой гаммой и выделялось богатым убранством. Были покои китайские, мавританские, японские. Здесь провели центральное отопление и канализацию.

Вокруг дворца был выкопан пруд. Поэтому казалось, что здание находится на острове. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. В прилегающем парке были высажены множество экзотических растений. Также в парке был построен амфитеатр, где организовывались музыкальные вечера. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.

Про само строительство дворца Бишевских в Лынтупах в народе ходит легенда о романе Юзефа Бишевского с парижанкой, которая потребовала для себя дворец. Юзеф построил дворец, но даме он показался не самым лучшим, и уехала к себе в Париж, так и «растоптав» настоящую любовь.

На данный момент здание дворца стоит в лесах. Объект выкуплен российским инвестором, и дальнейшая судьба дворца пока не известна, сообщили в программе .

На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Александр Лукашенко: больше всего меня настораживает, что устранение ключевых проблем идёт слишком медленно

Smart-билеты. LWO и Белинвестбанк запустили оплату по QR-коду в общественном транспорте в Могилёве

Лынтупы
белор. Лынтупы
Лынтупы в справочнике 24map

Усадьба Бишевских

Костёл Святого Андрея Апостола

Лынтупы (белор. Лынтупы) - городской посёлок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Тупиковая жд станция на полосы Крулевщизна -Лынтупы , автоматических дорогами связан с Поставами, городским посёлком Свирь и городом Швянчёнис Литовская Республика. Население - 1,6 тыс. человек (2010).

История

Лынтупы известны с 1459 , когда виленский воевода А. Довгирдович выстроил здесь выполненный из дерева костёл св. Андрея. В середине XVI века в Ошмянском повете ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 в составе Русской Федерации, местечко, центр волости Свенцянского уезда. В 1854 -1939 принадлежали Бишевским. В 1921 -1939 в составе Польши, в Свенцянском повете. С 1939 в составе БССР, деревня в Поставском районе. С 1967 городской поселок.

Транспорт

Через поселок проходят автодорогиР95 (Лынтупы - Сморгонь - Гольшаны) иР110 (Глубочайшее - граница Литвы). В настоящее время пассажирское жд сообщение в направлении Литвы не осуществляется.

Пограничная зона

Лынтупы находятся в пограничной зоне Республики Беларусь, заезд в коию осуществляется на основании уведомления пограничников о намерении посетить то или же же другое место в пограничной зоне и уплате гос пошлины.

Достопримечательности

  • Костел св. апостола Андрея, в том числе брама и ограда (1908-1914) .
  • Усадьба Бишевских (1907), в том числе башня-коптильня, бровар, спиртохранилище, арочный мост, парк, подсобные помещения.
  • Еврейское кладбище (XVIII в.) - практически не сохранилось.
  • Кладбище германских боец (1915-1918) - находится у ограды католического кладбища.
  • Христианское кладбище, в том числе католические часовни (XIX в.), могилы польских боец (1919-1920), каменный крест.

Прогноз погоды в г. п. Лынтупы