Учитель географии МБОУ -СОШ №7 города Мценска
Пикурова Н.С.
Тип урока : изучение нового материала
Цель и задачи урока:
расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;
познакомить обучающихся с новыми понятиями;
продолжить формирование умения работать с географической картой;
развивать познавательный интерес к предмету.
развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы
Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Ожидаемый результат урока:
творческое мышление школьников,
умение приобретать знания из различных источников,
анализировать факты,
делать обобщение,
высказывать собственные суждения.
Оборудование:
презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,
учебник “География. Начальный курс” 6 класс,
атлас 6 класс,
физическая карта мира;
мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день! Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Вы станете участниками экспедиции капитана Немо, героя романа Жюль Верна «2000 лье под водой».
II . Повторение. Проверка домашнего задания.
Но для того, чтобы отправиться в путешествие капитан Немо подготовил для вас небольшое испытание. Лодка капитана будет ждать вас в Индийском океане в точке с координатами 30 о юш и 80 о вд. Каждый экипаж попробует добраться до этого места из разных пунктов. Мы проведем жеребьевку. (Москва, С.-П., Владивосток) Экипажам во главе с капитанами требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до заданного пункта за кратчайшее время. Описание маршрутов заносятся в бортовые журналы. (Время 4 мин).
Итак, расскажите о ваших маршрутах.
III . Изучение нового материала.
1 слайд . Все вы успешно выдержали испытание и капитан рад вас приветствовать на борту своего корабля.
2 слайд Во время нашего путешествия вы узнаете о свойствах вод мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений и результаты записывать в судовой журнал. Итак, в путь.
3 слайд - Ребята, вы все знаете, что такое вода. - А какие свойства воды вы знаете?
4слайд
Прозрачность
Не имеет запаха
Текучесть
может одновременно находиться в трех агрегатных состояниях
обладает низкой теплопроводностью
5слайд - А еще вода является очень хорошим растворителем, поэтому океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85 % всех растворенных в океанической воде веществ. В воде океана обнаружены алюминий, медь, серебро, золото, но в очень малых количествах.
В океанической воде присутствуют также растворенные газы, в том числе кислород. Для чего необходим кислород? (для жизни морских организмов)
Также необходимыми для жизни являются кальций, кремний и фосфор, из которых состоят раковины и скелеты морских животных.
Пробовали ли вы морскую воду? Какая она на вкус? (Соленая)
Правильно сказать горько-соленая. Горький вкус океанической воде придают соли магния.
6 слайд - Одно из свойств воды – это соленость.
Соленость – это количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л (1 кг) воды. Выражается в промилле (тысячных долях числа), обозначается значком ‰. Запишите в свои бортовые журналы определение.
7 слайд Средняя соленость Мирового океана 35 ‰. Давайте попробуем навести среднюю соленость океанической воды в литровой банке.(Необходимо добавить 35 г соли).
Скажите, а в воде, которую вы пьете есть соли?
Как доказать, что в пресной воде есть соль? (Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды)
Проводится ОПЫТ. На стекло нужно капнуть несколько капель воды и испарить ее, нагрев стекло на спиртовке. На стекле останется налет соли.
Также на дне кастрюль и чайников остается накипь – это и есть различные соли.
Пресной считается та вода, в 1 литре которой, содержится менее 1 г растворенных веществ.
8 слайд. Посмотрите на картосхему распределения солености в мировом океане. - Везде ли соленость воды одинаковая? (Нет)
9 слайд распределение солености. Вы видите на слайде, что в морях соленость тоже не одинаковая.
В Красном море соленость – 42 ‰
в Черном море соленость – 18 ‰
В Балтийском море соленость – 6-8 ‰
В Финском заливе Балтийского моря соленость 3-4 ‰
В Баренцевом море соленость – 35 ‰
Работа в группах.
А сейчас, попробуйте, навести соленость океанической воды этих морей.
1 экипаж- соленость воды Красного моря
2 экипаж- соленость воды Черного моря
3 экипаж- соленость воды Балтийского моря
Объясните свои действия. Как вы получили такую соленость?
А как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе? (Почему соленость везде разная, какие причины влияют на соленость?)
Ребята, а как можно изменить соленость в моей банке с водой?
налить воды; 2) испарить
Давайте подумаем, а какие процессы в природе могут налить воду в океан?
( дождь, реки )
А какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Испарение )
А в какое место надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? (В теплое место ).
А какой процесс еще может забрать воду, а соль оставить?(Лед )
10 слайд - Давайте сделаем вывод, какие же факторы влияют на соленость воды Мирового океана. (На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, образование льдов ). Запишите его в свои бортовые журналы.
11 слайд. А сейчас экипажи выполните такое задание.
1 экипаж - объясните, почему Красное море – самое соленое море Земли?
2 экипаж - объясните, почему соленость в Черном море меньше, чем средняя соленость океана.
3 экипаж - объясните, почему соленость в Балтийском море самая маленькая?
( Примерный ответ: В окраинных морях соленость близка к средней океанической. В Черное море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду. В Финский залив впадает полноводная река Нева. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропик, значит выпадает мало осадков, а испарение большое, т. к. море находится близко к экватору )
Моряки узнавали о приближении берега по солености воды. Как это можно было узнать? (У берегов вода менее соленая, т.к. с суши в море впадают реки, опресняя воду)
Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало)
12 слайд - Посмотрите на картосхему, какой океан самый соленый? (Атлантический)
А в каком океане соленость наименьшая?(Северном-Ледовитом )
13 слайд. Средняя солёность океанов:
Тихий океан - 34,6 %о
Атлантический океан – 37,5 %о
Индийский океан – 34,8 %о
Северный Ледовитый океан – 32 %о
14слайд - Если все соли, растворенные в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров.
15 слайд - Рассмотрим следующее свойство вод Мирового океана «Температура».
Уважаемые члены экипажей на корабле случилась беда. В рубке капитана находятся все самописцы от всех приборов. Прибор, который фиксирует изменение температуры на глубине и на поверхности воды вышел из строя. Требуется срочно начертить графики изменения температуры воды.
Работа в группах.
1 экипаж - начертите график изменение температуры воды на поверхности, изучите данные о температуре воды и сделайте вывод, как она изменяется на поверхности.
16 слайд Температура поверхностных вод:
0 c . ш.: + 26С
30 с. ш.: + 20С
60 с. ш. : + 5С
90 с. ш.: – 1,5С
Вывод : чем дальше от экватора, тем вода холоднее .
2 экипаж - начертите график изменение температуры воды с глубиной. Изучите данные о температуре воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной.
0 м: + 20С
200 м: + 10С
1000 м: + 3С
2000 м: + 2С
5000 м: + 2С
Вывод : температура с глубиной понижается . Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды. Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой . Солнечные лучи не проникают на глубину .
17 слайд . Итак, давайте еще раз подытожим, от чего же зависит температура воды?
18 слайд (от климата) Запишите вывод в свои бортовые журналы
3 экипаж - изучите карту распределение температуры по поверхности воды и скажите, какой из океанов самый теплый, холодный и сделайте вывод почему? Слово 3 экипажу.
19 слайд. Самая высокая температура воды у поверхности в Тихом океане (+19,4°C), Индийский (+17,3°C), Атлантический (+16,5°C) океаны, самая низкая температура воды в Северном Ледовитом океане (-1°C).
20 слайд. Средняя температура вод Мирового океана - 3,5 °С
На поверхности океана самая высокая температура была зарегистрирована в мелководном Персидском заливе Индийского океана (выше + 35С), самая холодная вода в море Уэдделла в Антарктиде - 1 - 2С.
Океаническая вода замерзает при температуре - 2С
Чем больше соленость воды, тем ниже температура ее замерзания.
IV . Итог урока
Что мы узнали сегодня о солености и температуре вод Мирового океана.
21 слайд. Закончите предложения «Я знаю, что…»
соленость измеряется в промилле
соленость в морях и океанах неодинакова
соленость зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море
пресная вода имеет соленость 1 ‰
самое соленое море – Красное
поверхностные воды нагреваются лучами солнца
чем глубже, тем холоднее вода
температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной
температура у экватора равна +26…+27С
у полюсов температура равна -1С
соленая вода замерзает при температуре - 2С
22 слайд. V. Домашнее задание. § 26, зад. 3
23слайд. Итог урока