Грот киик коба мини исследование. Грот Киик-Коба: стоянка древнего человека в Крыму

Симферополь не случайно стал административным центром Республики Крым, его месторасположение – перекресток древних дорог Тавриды. Крымская столица и ее окрестности связаны с множеством важных исторических событий и мифов. Фото различных ландшафтов мелькают в солидных научных изданиях, некоторые снимки демонстрируют прославленную достопримечательность. Пещера Киик-Коба в Крыму известна краеведам и даже археологам, живущим далеко от курортного полуострова.

Где находится пещера в Крыму?

Грот с таким именем является частью правого гористого берега верховьев реки Зуя. Водоем «визуализирует» западную границу Белогорского района, соприкасающегося с дальними окрестностями . Ближайший к достопримечательности населенный пункт – село Курортное.

Киик-Коба на карте Крыма

История возникновения пещерной полости

Прекрасно сохранившаяся стоянка одного из «стад» мустьерской культуры (эпоха среднего каменного века) была обнаружена здесь в 1924 г. ученым Глебом Бонч-Осмоловским. Она сразу же получила статус «усадьбы» самых древних людей в Крыму.

Дело в том, что обнаруженные древности – в результате проведения радиоуглеродного анализа и изучения инструментов труда и охоты – датируются 100 тыс. лет. Тут найдены останки женщины и ребенка, а также 500 кремневых орудий. Последнее обстоятельство придает объекту особую важность, так как позволяет узнать о быте мустьерцев Тавриды намного больше. К примеру, то, что неандертальцы не были «полузверями», как их представляли ранее.

Женщина и ребенок были похоронены с использованием красивого ритуала, а острия охотничьего оружия мог изготовить только гомо сапиенс. На сегодня обнаруженные тут находки экспонируются в Историко-археологическом музее главного города Крыма.

Посещение грота Киик-Коба

На многих фото пещера Киик-Коба напоминает обычный скальный навес узкой вертикальной формы. Сотни таких, как он, встречаются на территории горной Тавриды.
Однако, «протиснувшись» внутрь, понимаешь, что самое интересное находится именно здесь.

Осмотрев эти 50 кв. м, отдыхающие должны сфотографировать наскальные рисунки, символизирующие сцены охоты на мамонта, пещерную гиену, шерстистого носорога, мустанга, дикого осла, кабана и свирепого медведя. Пещера прекрасна как геологический объект – над головой как будто нависают несколько созданных кем-то «арок». Примечателен и вид на местность, который отсюда открывается. «Пещера дикаря» расположена на высоте 120 м над тальвегом речной долины.

Вандалам не стоит забывать, что с 1947 г. пещера Киик-Коба в Крыму является охраняемым памятником природы. Вокруг нее в радиусе нескольких километров сплошной девственный лес, благодаря которому местный воздух приобрел привлекательный аромат.

Экскурсоводы подают туристам данный объект как «Пещеру дикаря» — именно так переводится топоним с крымско-татарского языка.
В советские времена геологическую полость именовали , татары часто называли ее Ослиной пещерой.

Местные гиды делают частью экскурсии по достопримечательностям Белогорского района. Отпускнику лучше всего записаться в группу. Прибыв сюда самостоятельно, можно не заметить самого интересного, потеряться или получить серьезную травму, карабкаясь по скальным тропинкам. По этим же причинам увлекательный поход сюда лучше осуществлять в дневное время суток, в противном случае следует знать хотя бы географические координаты, которые будут приведены ниже.

Для туриста-новичка горный трекинг может показаться сложным. И все же при необходимой сноровке в заросшую лиственным лесом расщелину пробираются даже юные «первопроходцы». «Портал» в неандертальскую пещеру ориентирован на юг.

Как добраться до Киик-Коба?

Пройти к уникальному урочищу можно простым способом. Следует добраться до (по шоссе 18 км от и 22 км от Симферополя) и двигаться вдоль одноименной речки на юг около 8 км. Часть пути можно преодолеть по дороге, ведущей к селам Вишневое, Красногорское и Курортное. Ориентиром стоянки древних людей служит скалистый навес к югу от оконечности (смотрите указатели).

На машине доехать из Симферополя лучше всего до с. Курортное, расстояние составит около 30 км:

Добраться на автомобиле до указанного селения можно и из Белогорска, расстояние выдет порядка 25 км:

Туристу на заметку

  • Адрес: село Курортное, Белогорский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°57′54″N (44.964969), 34°21′9″E (34.35255).

В Крыму пещера Киик-Коба стоит в пятерке самых посещаемых мест Белогорья. И неудивительно, ведь именно в этой части России обнаружено больше всего артефактов, связанных с неандертальским населением. Каждый, кто хоть немного увлекается историей, должен обязательно посетить этот живописный уголок, насладившись по пути голубыми водами вытянутого водохранилища. К слову, данный грот сегодня служит стоянкой для путников – это доказывают несколько костровищ. Укрытый от ветров и осадков, он является идеальным убежищем во время ночевки для экстремалов, исследующих . Напоследок смотрите небольшое виде, демонстрирующее памятку природы.

В крымской пещере были обнаружены важнейшие аргументы к спору о смысле жизни.

Обширный грот Киик-коба находится недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве одного из отрогов Долгоруковской яйлы. Один из вариантов перевода Киик-коба означает «Пещера дикого человека». Удивительно, что средневековые охотники, пережидавшие в этой пещере непогоду, интуитивно догадывались, что она была обитаема в очень далёкую эпоху.

Сама по себе весьма весьма живописная, Киик-коба является историческим объектом мирового значения. Его первооткрывателем стал этнограф, археолог и антрополог Глеб Бонч-Осмоловский. Находки, сделанные им в 1924-1926 годах, произвели сенсацию в научном мире и заставили по-новому взглянуть на жизнь в каменном веке.

Вход в жилище когда-то закрывала сложенная из камней стенка, она дополнительно защищала обитателей грота от холодных ветров. Раскопки внутри Киик-кобы показали, что жизнь здесь не прекращалась на протяжении длительного времени. Почти 2-метровый культурный слой состоял из нескольких сотен кремневых орудий труда - разного рода остроконечников, рубилец, скребков, «ножей» и отщепов вперемежку с расколотыми и обожженными костями животных, которых добывали охотники, жившие тут в эпоху мустье или среднего палеолита (150/100 - 40 тыс. лет назад). Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнём, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным костям было определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц. Больше всего костей принадлежало мамонту, шерстистому носорогу, пещерному медведю, бизону, дикой лошади, кабану, оленю. Мощные напластования древесного угля говорили, что в гроте постоянно поддерживался огонь.

Находки учёного имели важнейшее идеологическое, мировоззренческое значение. Они безмолвно, но красноречиво свидетельствовали, что в пещере Киик-коба в древнекаменный период жили полноценные люди, а не человекообразные животные.

Кострище и стенку для защиты пламени от ветра сделали люди, способные использовать огонь абсолютно логично, осмысленно, разумно. Надо полагать, что наряду с чисто практическими целями - для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, пламя костра вызывало у первобытного человека и благоговейный трепет. Ведь огонь - это подарок свыше: он приходит с неба в виде молнии, даёт свет и тепло подобно солнцу. И даже прирученное человеком, пламя костра упрямо рвётся вверх от земли. Огонь - это частица светила, которая стремится вернуться к своему источнику.

Большое количество разнообразных кремнёвых орудий труда были созданы в результате интеллектуальных усилий, присущих исключительно человеку, который сознательно стремился изменить окружающий мир для своих потребностей. По многочисленным остаткам пищи в виде тысяч костей животных становилось очевидно, что человек, в отличие от животного, заботился уже не только о самом себе и своих детях, но и о других соплеменниках. Мужчины-охотники несли добычу в пещеру, где у костра оставались женщины, занятые ведением хозяйства, дети и старики.

Но самым главным открытием (по иронии судьбы, оно случилось в последний день работы экспедиции), утверждающим разумность людей, живших в пещере Киик-коба, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей.
Скелет на самом дне пещеры принадлежал ребенку возрастом не более года. Младенец лежал в скорченном положении на левом боку. В метре от него, частично в культурном слое, а частично в специальном углублении, вырубленном в скальном полу грота, покоились останки взрослого человека. Он лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами. Позже было установлено, что это была женщина. Она умерла в солидном возрасте - примерно 30 лет, что в суровых условиях жизни в ледниковый период соответствовало 60-летнему возрасту современного человека.

По всей видимости, не случайно, что останки, обнаруженные в Киик-кобе, принадлежали женщине и ребёнку. Важнейшие функции матери, как продолжательницы рода, наряду с активной ролью в жизни общины (собирательство, участие в охоте) и ролью хранительницы огня - всё это определяло высокое общественное положение женщины - главы родовой общины.

Поза, в которой находился скелет из Киик-кобы, была такая же, как и останки неандертальца, найденные за тысячи километров от Крыма - около деревни Ле Мустье во Франции в 1908 году. Его тело было положено в специально вырытую яму в позе спящего человека: на правом боку, голова на ладони, согнутой в локте правой руки, левая рука вытянута вперед, ноги согнуты в коленях. Эта поза весьма символична: человек уснул, но он обязательно проснётся; как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.

Тут необходимо сделать важное замечание. Советская наука неуклонно придерживалась ленинского постулата: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». А находки Бонч-Осмоловского говорили о другом: борьба за существование не разрушила определённые нравственные устои, присущие первобытным людям, жившим в экстремальных условиях очередного ледникового периода. Умершие не были для соплеменников всего лишь мертвой плотью. Оказывая членам общины посмертные почести, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронный обряд неандертальцев носил ярко выраженные черты духовности!

Следует учитывать, что находки были сделаны в 1924-26 годах, когда новая религия - атеизм - уверенно растаптывала старую религию - христианство, и власть внедряла в сознание народа новые символы «жизни после смерти». Уже был построен на Красной площади Мавзолей Ленина, начал формироваться колумбарий в Кремлёвской стене - как олицетворение новых верований о загробном мире, присущих новому, советскому человеку.

Естественно, выводы Бонч-Осмоловского не прошли мимо бдительного ока власти. Успешная карьера, которую учёный делал в областях антропологии, археологии, этнографии, была жестоко разрушена в 1933 году. По обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» Глеб Александрович был арестован и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В Воркуте очень пригодились знания геологии: за новшества, которые он внёс в методику разведки угля, Бонч-Осмоловский был освобождён досрочно. Он не имел права проживания в крупных городах, однако нашёл в себе силы и возможности заниматься любимой наукой: организовал у себя дома антропологическую лабораторию, с 1936 по 1941 год работал с Институтом антропологии МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». В 1940 году учёному была присвоена докторская степень без защиты диссертации, год спустя - снята судимость. Бонч-Осмоловский возвращается в Ленинград, работает старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР, преподаёт в Ленинградском госуниверситете. Однако в жизненные планы вмешалась Великая Отечественная война. Бонч-Осмоловский эвакуируется в Казань, работает преподавателем Казанского госуниверситета, но обострение туберкулёза приводит его к смерти.

Людям XXI века трудно представить условия, в которых жили наши очень далёкие предки. Следы, оставленные людьми каменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно увидеть в музеях (кстати, диорама «Стоянка первобытного человека в пещере Киик-коба» украшает экспозицию Национального научно-природоведческого музея Академии Наук Украины в Киеве) даёт богатую пищу для размышлений.

Философский спор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», заданный названием картины Поля Гогена, выходит далеко за пределы сводов Киик-кобы. История этого замечательного памятника убедительно свидетельствует, что человек способен оставаться самим собой в самых экстремальных условиях существования - и в эпоху Великого оледенения древнекаменного века, и в зоне вечной мерзлоты Воркутинских лагерей.

Вячеслав Хачатурян.
На фото:
1. Под нами - Киик-коба.
2. Такой вид открывался
первым обитателям пещеры. ОЗАРЕНИЕ
И всё-таки огонь...
Будь трижды славен
тот полузверь,
тот полубог,
кто палку трением зажёг
и гончарам очаг оставил.
В колодце смутного сознанья
родился первый светлый блик.
О, как велик был
этот миг,
когда огонь,
огонь! — возник
под пятернёю древнего созданья.
Тот низкий волосатый лоб
был, может, выше лба Сократа.
...И ниц упал питекантроп.
И богом стал в глазах собрата.
Валерий Кузнечиков

Бонч-Осмоловский и Крым

Потомственный дворянин Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890 - 1943) родился под Минском. В 1910-1912 годах Бонч-Осмоловский принимает участие в этнографических экспедициях Русского музея на Кавказе. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком.

В 1920 году, после установления в Крыму Советской власти, Бонч-Осмоловский был назначен председателем Крымского комитета по делам музеев, занимался национализацией и описью предметов искусства, брошенных в период гражданской войны, в частности, сберег богатейшую библиотеку Крымского горного клуба. В 1921 году Бонч-Осмоловский вернулся в Петроград, чтобы заняться археологией. Но с Крымом связь учёный не прерывал, приезжал каждое лето - участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал коллекции для Русского музея и для Центрального музея Тавриды.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Полуостров Крым — это уникальный климат, флора и фауна, история великих сражений, а еще место, откуда началась жизнь человечества. Такие территории на планете можно пересчитать по пальцам, но тем увлекательнее их изучать.

Сегодня туристы могут увидеть, где жили наши далекие предки, полюбоваться природой, которая с тех пор почти не изменилась, ощутить дух времени, живущий в этих лесах.

Столица полуострова — город Симферополь, а одной из самых популярных достопримечательностей в его окрестностях считается грот Киик-Коба.

Жилище первобытных людей

Это самая древняя человеческая стоянка на полуострове. Она находится в Белогорском районе под карнизом плоскогорья Долгоруковской яйлы.
Стоянка открыта в 1924 г. археологом-антропологом Глебом Анатольевичем Бонч-Осмоловским и представляет собой углубление, образованное в скале из-за выветривания породы и вымывания ее грунтовыми водами. Вход расположен на высоте 120 метров. Он хорошо укрыт зарослями, его трудно заметить среди нагромождающихся друг на друга камней. С плато открывается живописный вид на окрестные леса, кажущиеся с такой высоты совершенно дикими и непроходимыми.

Внутри помещение делится на 2 небольших зала. Археологи, проводящие раскопки в 1924—1925 гг., обнаружили здесь значительный культурный слой: его глубина составляла около 2 метров. Это говорит о том, что люди долго жили здесь, не одно поколение успело смениться.

Обнаруженные находки

Хозяева обустраивали, улучшали жилище: сохранились остатки каменной стены, выложенной для защиты от холода и ветра. Они вели нехитрое домашнее хозяйство: археологи обнаружили следы очагов. В более древнее время он один, в следующем культурном слое обнаружено уже три небольших очага.


Помимо этого, здесь найдено множество костей животных. Их изучение позволило определить, что обитатели-неандертальцы научились охотиться на мелкую и крупную дичь, добывали даже птиц. Стены украшены наскальными рисунками, изображающими сцены охоты на пещерных медведей, гиен, других животных.

Кроме того, были обнаружены остатки около 500 кремниевых инструментов, предназначенных для охоты и созидательного труда.

Еще одна находка, придающая особое научное значение обнаружению стоянки, - захоронение первобытных людей. Здесь найдены скелеты женщины и ребенка. Возраст женщины, как определили ученые, составлял примерно 30 лет (что при тех условиях соответствует нашим 60), а ребенка-1 год.

Примечательно, что люди захоронены с соблюдением определенного обряда: для погребения в грунте выдолблены углубления, тела уложены в одинаковых позах, хотя хоронили их в разное время. Это поза спящего: на боку, ладонь одной руки под головой, другая свободно вытянута, туловище и ноги немного согнуты.

Такое отношение к процессу похорон позволило ученым предположить наличие духовных обрядов у этих древних племен.
Изучение находок дало Г. А. Бонч-Осмоловскому богатый материал для исследований происхождения гомо сапиенса. На нем было написано несколько научных исследований, в том числе трехтомная монография «Палеолит Крыма». Антрополог выдвинул гипотезу о том, что люди стали вести наземный образ жизни задолго до предполагаемого превращения обезьяны в человека.

  • Заселение полуострова началось более 300 тысяч лет назад, а найденные орудия труда человек научился изготавливать и использовать уже 100 тысяч лет назад.
  • Захоронение по стилю полностью совпадает с французским, обнаруженным в деревне Ле-Мустье незадолго до этого. Напрашивается вывод, что уже в то время вся человеческая община оказывала умершим схожие почести.
  • Крымские раскопки доказали, что неандертальцы представляли собой развитое в духовном и в интеллектуальном плане общество: осмысленно улучшали жилище, добывали дичь различными способами, заботились о членах племени, в том числе стариках и детях.
  • Место имеет множество названий. С крымско-татарского Киик-Коба переводится как «дикая пещера», однако иногда ее именуют Волчьим гротом, Ослиной пещерой, Козьей тропой
    Она и сегодня укрывает путешественников: туристы-экстремалы, исследующие Долгоруковскую яйлу, часто останавливаются здесь на ночевку.

Как добраться до грота Киик-Коба

Он находится на правом берегу реки Зуя, в 8 км от поселка с таким же названием. Доехать можно на автобусе до села Опушки или Курортное. Дальнейший путь придется проделать пешком. На машине лучше ехать до Курортного.
К пещере ведет два пути. Как в сказке: один короче, но сложнее, другой проще, но идти по нему дольше. Каждый путешественник делает выбор для себя, но стоит иметь в виду, что на короткой тропе нужна осторожность: придется протискиваться в узкие расщелины, в некоторых случаях передвигаться чуть ли не ползком, при этом на пути попадаются обрывы.
На обеих тропах можно полюбоваться редкими растениями, увидеть другие небольшие углубления и встретить диких животных, например, косуль.
Однако если турист не имеет опыта горных походов, лучше записаться в группу опытного гида. В противном случае есть риск заблудиться, получить травму, да и просто пропустить что-либо интересное.

Грот Киик-Коба сегодня

Сейчас здесь никаких археологических изысканий не ведется. Но в 1947 г. достопримечательность признали природным памятником мирового значения.

Добравшись до цели, современные путешественники попадают не в мрачное подземелье. Наоборот, он отличается высокими сводами, белыми стенами, обилием света, проникающего сквозь естественные отверстия.


Итак, это место, которое обязательно стоит посетить, находясь в Крыму. Путешествие будет интересно и тем туристам, которые любят активный отдых, и тем, кто увлечен историей.

Проходя среди нетронутой природы, человек ощущает дыхание времени и прикасается к жизни далеких предков.

Атмосфера здесь наводит на философские мысли, заставляет задуматься о зарождении и развитии человечества. Посещение этой достопримечательности входит в пятерку самых востребованных экскурсий в окрестностях Симферополя.

Согласно данным, полученных в результате раскопок на Крымском полуострове, его заселение человеком началось более 300 тысяч лет назад. И это неудивительно, ведь климат здесь довольно мягкий, а в горных и ближайших возле вершин районах есть практически все условия, требующиеся для довольно спокойной жизни человека: наличие обильной растительности и многочисленных животных, значительное количество подходящих пещер и питьевая вода. Характерной особенностью древних стоянок является то, что в большинстве своем они группировались в южной части полуострова, в местах, где древние люди обнаруживали залежи кремния.

Доказательством этим фактам служит обнаружение в 1924 году самой древней на территории Крыма стоянки первобытных людей. Находится она в небольшой пещере Киик-Коба неподалеку от поселка Зуя на берегу одноименной реки вблизи Долгоруковской яйлы. Грот образовался путем выветривания породы и вымывания ее грунтовыми водами на высоте примерно 90 метров. Он представляет собой небольшую естественную выемку, перекрытую скальным выступом. Хорошо укрытый зарослями, грот прячется среди нагромождения огромных камней. Интересно, что в незапамятные времена дополнительной защитой пещере служила рукотворная стенка, выложенная первобытными людьми из собранных здесь же камней. Она прикрывала обитателей грота, представляющего собой 2 небольших зала от воздействия холодных зимних ветров. Раскопки, проведенные здесь в период 1924-1925 годов, показали, что проживание человека внутри Киик-Кобы осуществлялось в течение длительного времени. Подтверждением этому служит значительная толщина культурного слоя, достигающая почти 2-метровой отметки. Под нависающим скальным потолком археологами были обнаружены следы древних очагов: нижний (более древний) слой представлен одним, а в более молодом располагались сразу три очажка. Помимо золы и угольков, культурный слой представлен множеством костей животных, добытых древними охотниками, частичками красной охры, применявшейся для татуировки тел и кремневыми орудиями труда. Всего было найдено около 500 каменных инструментов, предположительно относящихся к мустьерской эпохе, отдаленной от нас на 100 тыс. лет назад.

По найденным в пещере костным останкам животных было определено, что древние люди к тому времени хорошо освоили практику охоты, и в способах добычи крупной и мелкой дичи применяли различные способы. Для этого они использовали дротики (короткие легкие копья), а возможно, и загоны с выводом животных на обрывы скал. Судя по всему, существовали и другие способы охоты, ведь среди свыше 110 видов найденных охотничьих трофеев около 50 представляли фрагменты птиц. Наиболее ценной же находкой, сделанной в пещере, стало обнаружение в ней двух захоронений. Это были женщина и ребенок. Женщина-неандерталец имела солидный по тем временам возраст – около 30 лет. Учитывая суровые условия жизни тогдашнего периода, ее возраст соответствовал современным 60-летним людям. Для того чтобы совершить погребение, древние люди даже выбили в скальном грунте небольшое углубление, в которое и положили тело умершей. Неподалеку от женщины были найдены останки еще одного человека. Им оказался годовалый ребенок. Ученые доказали, что это разные захоронения, сделанные спустя некоторое время, одно после другого. Эта находка прославила руководителя экспедиции Глеба Анатольевича Бонч-Осмоловского и принесла ему всемирную известность. Чем же так важна для науки и человечества находка в Киик-Кобе? Ценность ее состоит, прежде всего, в том, что она изменила отношение к неандертальцам как людям. Если до этого их представляли как достаточно примитивных существ, способных выполнять строго утилитарные функции, то находки в Крыму полностью разрушили эту теорию. Артефакты, найденные в пещере, стали подтверждением нового взгляда на древних людей. Первым доказательством высокого интеллектуального развития неандертальцев стало строительство защитной стены при входе в пещеру. Такое могли сделать только люди, способные осмысливать свои действия, т.е. делать это совершенно логично и разумно. Стена защищала пещеру от проникновения в нее холодного ветра и хищников, прикрывала собой огонь.

Разнообразие кремневых орудий труда также свидетельствует об уровне развития древнего человека. Для того чтобы придумать и создать их, нужны были немалые интеллектуальные усилия, что присуще только человеку, сознательно стремящемуся к изменению окружающего мира под требования своих нужд. Тысячи найденных в пещере костей птиц и живот раскрыли еще один факт. Человек к этому времени в плане еды уже отошел от животного, заботившегося в первую очередь о себе и, отчасти, о своих детях. Неандерталец начал проявлять заботу и о своих соплеменниках, принося добычу в жилище, в котором находились члены племени, занятые ведением хозяйства, и дети.

Важным фактом является и то, что захоронения человека в пещере. До этого среди находок древних людей столь значительного возраста практически не встречалось соблюдения подобных обрядов. Несмотря на существенную разницу во времени захоронения были сделаны в едином стиле: тела лежали на боку, в так называемом «утробном» положении, когда туловище и ноги немного согнуты. Разница была только в том, что ребенок лежал на левом боку, а женщина – на правом. Нечто подобное встречается и на других древнейших стоянках первобытного человека в Крыму. По всей видимости, к началу мустьерской эпохи у людей того времени выработалась некая обрядность, выражавшаяся в первую очередь в захоронениях близких людей. До этого ученые находили только фрагментарные останки людей без каких-либо признаков искусственных захоронений. Находка подобного уровня до пещеры Киик-Коба была сделана всего за 16 лет до этого близ французской деревни Ле Мустье. Французская находка дала название целой человеческой эпохе. Однако поражает другое, несмотря на тысячекилометровые расстояния, стиль крымского захоронения практически полностью совпадает с французским. Это показывает, что уже 100 тыс. лет назад вся человеческая община оказывала посмертные почести своим умершим членам, а сами обряды явно носили признаки духовности.