Горный Алтай самостоятельно на машине. Топ мест куда поехать на Алтае

Отправившись присматривать за кошкой и заодно домом своих друзей в Чемале, я открыл для себя загадочный Алтай. После недели в живописном Чемале, на берегу Катуни, появилось желание увидеть горы в завершение этой (первой для меня) поездки на Алтай. В результате недолгих изысканий появились два варианта — Актру или Белуха. Из соображений — короткий маршрут, высокие горы, был выбран первый вариант.

Задача 1: добраться до поселка Курай из Чемала (автостоп)

Из Курая до Актру рукой подать. Автостоп вышел скоростным — три машины и к вечеру на месте назначения (при этом вышел из Чемала я совсем не утром). Курай — небольшой поселок на трассе М52 (Чуйский тракт), ведущей к границе с Монголией. Поселок окружен невероятными пейзажами, Северо-Чуйский хребет с одной стороны и снежные пики Актру с другой. Все остальное — степи, холмы. Невероятное красивое и низкое небо. Захотелось не торопиться и провести один день просто неспешно наслаждаясь ближайшими окрестностями. За этот день отдыха и погода немного наладилась. Прогулялся до берега Чуи, которая отделяет Курай от дороги на Актру.

Задача 2: добраться до альплагеря Актру

Прямой дороги из Курая нет, нужно делать значительный крюк, чтобы переправиться через Чую через единственный в округе мост. Путь лежит через деревню Кызыл-Таш. А после моста по степям и холмам, через один мелкий брод. До Перевалки и по горным тропам до альплагеря. И если напрямую это 20 км, то учитывая крюк до моста, прибавляется еще около 10 км. В принципе, нормально для дневного перехода.

Я решил перемещаться пешком и автостопом из соображений интересности путешествия, да и экономия неплохая. Кстати,

Бюджет на жилье в пути по Алтаю:

Комната или койка в аиле (традиционном алтайском жилище) обойдется в 400-500 руб/чел, также на территории баз и гостевых домов можно стоять со своей палаткой (100 руб/чел), имея доступ к удобствам. Баня 200 руб/чел.

Костровище, дрова, питьевая вода — бесплатно.

В принципе, можно дикарем стоять в любых окрестностях. Но, несомненный плюс находится на территории гостевых домов — это люди и информация. За несколько дней ночевок на территории гостевого дома «Курайские зори» (кстати, рекомендую, можно найти на картах гугл) было встречено и допрошено на предмет интересностей парочка гидов, хозяин гостевого дома Андрей, а также один отчаянный кореец (рекомендую его инстаграм: instagram.com/0_0hans_/ ) , который отправился на мопеде в годовое путешествие в Европу, через Россию и Среднюю Азию, и обратно.

Как же добраться в горы из Курая

В Курае можно заказать «заброску» — трансфер до Перевалки (1000-1500 руб/чел) или альплагеря Актру (умножаем цену на два). Трансфер осуществляется уазиками или газиками (бронируйте место накануне), если до Перевалки еще можно добраться на своем транспорте, до альплагеря только на хорошем внедорожнике и с хорошими навыками вождения по бездорожью. Я пошел пешком.

В Кызыл-Таше заморосил дождь, я спрятался в автобусной остановке и случайно застопил местных. Уазик, в нем три местных парня, крепкие, в камуфляже. Один с перемотанной кровавым бинтом рукой. Можно стремануться конечно, но зачем. Парни ехали на покос в поля, «кровавый» поранился когда точил автоматическую косилку. 20 минут экстремального вождения по степи и полпути позади. Дальше небольшой брод, пара ручейков. Обувь лучше снять и перейти босиком. Для тех кто будет ехать на машине, особенно не особо проходимой, от брода, в который упирается главная дорога, надо поехать на юг, там будет удобный и легкий брод в полколеса. После которого можно вернуться на основную дорогу к Перевалке.

Дождь снова заморосил, иду по степи. Стоплю еще один уазик с местными, которые подкидывают до поворота на Перевалку. Дальше пешком в горочку примерно полтора километра.

Перевалка — это небольшая турбаза с домиками и трансфером до альплагеря. Домик с печкой на несколько человек стоит 1000 руб. Поляна под палатки, костровище, баня по заказу, красивый вид с холма на западе от базы. Дальше дорога вдоль реки, довольно пологая после недолгого подъема. Примерно 10 км, 2-2,5 часа пешком по живописнейшим местам. В лесу растет смородина, жимолость и брусника.

Альплагерь и турбаза Актру

находятся в долине реки Актру у подножия горы Караташ. Отсюда идут на восхождения и тренировки альпинисты. Туристам без снаряжения доступны — первал Учитель и Голубое Озеро. Говорят на гору Купол тоже можно забраться без снаряжения. Да и при желании все необходимое можно найти в лагере.

Жилье на турбазе Актру (цены)

Учитывая, что в моей легкой однослойной палатке было прохладно уже в Курае, то было решено ее дальше не брать и в горах ночевать в лагере. Комната на турбазе Актру (она чуть дальше альлагеря) стоит от 1000 руб/чел. База новенькая. Все номера были забиты, работники сказали нужно бронировать заранее.

В альплагере комната в домиках от 750 руб/чел. Есть бюджетный вариант (300 руб/чел) — на раскладушке в прачечной, которая представляет из себя небольшой зал с печкой в центре. Терпимо прохладно, учитывая что печку можно подтапливать. С хорошей палаткой и теплым спальником (не мой случай), можно стоять в окрестностях лагеря бесплатно. Также в лагере есть столовая, кафе, баня и горячий душ, еду и помывки тоже нужно бронировать заранее. В целом альплагерь производит впечатление приятного и обжитого места. Здесь можно порасспрашивать работников и альпинистов-инструкторов об окрестностях и вообще.

На следующий день пошел к Голубому озеру

Почувствовал себя избалованным непальским треккингом. Здесь никаких каменных ступеней, никаких указателей, сыпуха и уклоны тропы под 45 градусов, повсюду следы камнепадов. Под дождем видимо не просто эти тропы одолевать. Дорога до озера занимает около 3 часов. Довольно пологая, всего 2 ощутимых подъема. Тропа живописнейшая.

Сначала потрясающий вид на гору Караташ (я в нее просто влюбился), а затем выходишь к леднику и видишь вершины Актру. Само озеро средней живописности. Небольшое, красивое, голубое. Кто-то купается здесь (вода +2С), можно встать на берегу с палаткой. Здесь останавливаются на ночевку альпинисты перед восхождениями на Актру.

Спуск в лагерь и обратный путь до Курая, на следующий день дались очень легко. Альплагерь — Курай прошел почти весь путь пешком (до моста через Чую). С обратным автостопом тоже повезло, от Акташа до Усть-Семы (то есть 90% пути) проехал на одной попутке.

В целом, по общей информации все. Если что упустил — спрашивайте в комментариях. Впечатления самые прекрасные, учитывая что я неоднократно бывал в горных районах Гималаев. Поразила чистота и дикость природы, при, в общем-то, небольшой удаленности от автодорог. Остальное на фотографиях. Однозначно, Актру — рекомендую для посещения!

Мое расписание:
1 день — дорога Чемал-Курай
2 день — отдых в Курае
3 день — Курай-Перевалка
4 день — Перевалка-Альплагерь
5 день — поход к Голубому озеру
6 день — Альплагерь-Курай
7 день — Курай-Красные Горы-Курай
8 день — Курай-Чемал

Высоты: Курай 1500 м., Перевалка 1770 м., Альплагерь 2100 м., Голубое Озеро 2840 м.

В последние годы автопутешествия на Алтай переживают свой ренессанс. Местная туриндустрия не стоит на месте, гостям предлагают разнообразные по возможностям и условиям туры для отдыха. Мы расскажем обо всех тонкостях путешествия на собственном автомобиле.

РАМК на Алтае

Природа горного Алтая завораживает. Но дороги – далеко не подарок. Они будут настоящим испытанием для вашего железного коня: ямы, камни, вышедшие из берегов реки. Специалисты Русского Авто Мото Клуба помогут сделать путешествие приятным. С картой нашего клуба любая поломка станет ещё одним приятным приключением в дороге.

Автомобильный маршрут от Москвы до Горного Алтая

Самый удобный маршрут: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. Дорога почти через треть территории России изобилует достопримечательностями, но цель путешествия – Алтай, поэтому подробности пропускаем. Двигаться лучше по федеральным трассам – они активно ремонтируются, поэтому больше вероятность встретить хорошее покрытие. В целом лучшая часть пути - дороги Западной Сибири. Самые проблемные дороги – на переезде из Нижнего Новгорода до Перми. После Новосибирска выходите на федеральную трассу Новосибирск-Монголия (Чуйский тракт). По ней можно проехать весь Алтай в южном направлении.

Достопримечательности Алтая

Основные достопримечательности - поразительные природные красоты: белоснежные вершины, горные реки.

Горный Алтай привлекателен для туристов красотой величественных гор, стремительными реками и зеркальными озёрами, загадочными природными памятниками и историко-философской ценностью мирового масштаба. После шумных и пыльных мегаполисов, Горный Алтай предоставляет возможность отдохнуть душе и телу. Часто после нескольих дней пребывания на Алтае, хочется остаться здесь навсегда или возвращаться снова и снова. Каждая поездка будет дарить открытие новых тайн и красот.

Преимущества путешествия на автомобиле

Путешественники на автомобилях ценят их за чувство свободы. Свой автомобиль делает владельца независимым в его желаниях.

Скорость. Передвижение на машине быстрее, чем на автобусе или поезде. Кроме того, всегда можно внепланово остановиться в интересном месте.

Возможность выбрать попутчика. Нужна компания – через сервис найдите, кто едет по пути. «Отравились людьми» - поезжайте в одиночестве.

Памятка автопутешественнику

КОГДА ЕХАТЬ НА АЛТАЙ

В любой сезон найдутся свои – сезонные особенности.

  • Зима здесь холодная, но из-за белоснежного снега - сказочно красивая. Имейте в виду, что в горах часто сходят лавины. Поэтому отправляясь в горы, избегайте лавиноопасных мест.
  • Поздней весной и летом тепло, но талая вода поднимает уровень рек, поэтому в некоторых местах затоплены дороги. Это период повышенной активности клещей.
  • Оптимальное время для путешествия – с августа по сентябрь. Воды меньше и открыт доступ даже к самым дальним точкам туристских маршрутов. И клещей меньше всего.

ДОРОГИ АЛТАЯ

Местные дороги по качеству очень разные. Чуйский тракт – возможно лучшая дорога в России. А горные в некоторых местах доступны только специально подготовленным «танкам». Впрочем, и владельцам машинок с низким клиренсом есть где покататься.

Много благоустроенных и удобных туристских баз (Чемал, Телецкое). Добраться сюда можно попуткой, автобусом или пешком, поэтому туристов много. До самых красивых мест автобусы не ходят, да и поймать попутку сложно. Именно в эти места и лежит путь внедорожников автопутешественников. На Алтае раздолье для ценителей офф-роуд. Именно они попадут в самые живописные места.

Дорога в долину реки Чулышман – узкий и опасный крутой склон, но проехать сюда смогут даже легковые с маленьким просветом. Но в отдельных местах на дороге встречаются очень даже приличные камни. Дополнительные трудности создаёт непредсказуемая погода. Проливные дожди быстро сменяются густыми туманами. Если погода ясная, только успевай вертеть головой – горы, озёра, пейзажи, серпантины. По тишине, спокойствию, красоте Горный Алтай превосходит любые заграницы.


Размеры: 636 х 79,5 км

Площадь: 92600 км 2

Население: 215 263 чел.

Столица: Горно-Алтайск

Часовой пояс: MSK+4 (UTC+7)

Клубные карты

Уверенность в любой дорожной ситуации: эвакуация при ДТП, техпомощь на дороге, консультация автомеханика и юриста и др.

48 стран и 48 автомобильных клубов мира;
- 40 млн. входящих звонков ежегодно;
- Более 7000 собственных автомобилей техпомощи;
- Более 90% успешных ремонтов на месте.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Побывавшие на Алтае знают: вещей много не бывает. Погода в горах изменяется стремительно и непредсказуемо. Авиакомпании за провоз вещей сверх ручной клади запросят оплату, а в багажник влезет всё, что нужно ещё и с запасом.

  1. Палатка и спальники, туристический коврик. Устроится с комфортом на ночлег на природе позволит палатка. Дополнительно лучше взять ещё плед или второй спальник. Даже в июле ночи бывают очень холодными и дополнительное утепление для ночёвки пригодится. Коврик под спальником сделает «перину» мягче и теплее.
  2. Обувь и одежда. Возможные резкие перепады температуры поможет пережить достаточный запас тёплой одежды. Приготовьтесь к любым сюрпризам, возьмите с собой:
    • прорезиненную ветровку;
    • два спортивных костюма (тёплый и полегче);
    • футболки и майки из дышащей ткани;
    • шорты;
    • носки (лёгкие и шерстяные – для ночёвок);
    • купальник;
    • головной убор (кепка);
    • кроссовки и открытая пара обуви на нескользкой подошве;
    • для организации пеших прогулок возьмите с собой небольшой рюкзак.
  3. Средства личной гигиены. В этом вопросе всё сугубо индивидуально. Минимально достаточный набор составят: два полотенца, мыло, шампунь, мочалка, щётка с пастой, туалетная бумага.
  4. Посуда для приготовления пищи и еды.
  5. Приборы. Оптимально брать многофункциональную технику.
  6. Прочие принадлежности. В список обязательных вещей входят: фонарь, спички, топор, верёвка.
  7. Средства защиты. Местная природа богата клещами. Поэтому перед посещением лучше пройти курс прививок, обзавестись специальной страховкой на случай укуса клеща и запастись баллонами с репеллентами.
  8. Аптечка. С основными медикаментами: обезболивающими, противопростудными, обеззараживающими.

СТРАХОВКА В ПУТЕШЕСТВИИ

Для путешествия за границу обязательно приобретение страховки. Для внутренних путешествий такого требования нет, но мы уверены, что страховка в путешествии пригодится. В каких случаях страховка чаще всего понадобится:

  • простуда;
  • зубная боль;
  • отравление;
  • укус насекомого или животного;
  • солнечные ожоги;
  • травмы и переломы;
  • и всё, что угодно.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАТНОЙ СТРАХОВКИ

Туристическая страховка покрывает медицинские расходы, выходящие за рамки ОМС: приобретение лекарственных средств, диагностические процедуры, эвакуацию путешественника и в случае печального исхода – тела. Кроме того, полис страхует риски немедицинского характера: отменённую поездку, потерявшийся багаж и пр. Особенно актуально страхование для горных направлений туризма.

КАК ВКУСНО ПОЕСТЬ: АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ

Если поездка планируется по диким местам, готовить придётся самостоятельно на костре. Местную кухню можно попробовать в придорожных стилизованных кафе. Основу алтайского горного меню составляют блюда из мяса, широко используются кисломолочные продукты. В целом кухня похожа на казахскую.

Из мяса предлагают говядину, баранину и козлятину. Из кисломолочки готовят терпек (лепёшки), боорсак (пончики), курта (сырные шарики). Самый распространённый напиток – конечно травяной чай.

ГОРНОАЛТАЙСКИЕ КАФЕ

Мы отметим лишь те, о которых хорошо отзывались члены нашего клуба. В селе Сростки на торговой площади отличные огромные чебуреки с душистым травяным чаем – можно вкусно перекусить.

Поблизости от турбазы «Золотое озеро» на Телецком озере обязательно посетите кафе «Алтайская кухня». Оформление в виде алтайской юрты: с очагом посередине. Меню не такое разнообразное, но очень вкусно по приемлемым ценам.

У основания Семинского перевала с монгольской стороны в гостиничном комплексе встретите кафе «Шелковый путь». Особенно понравились шикарный плов и вкусные манты.

Оставляю для Вас детальный маршрут по Алтаю на автомобиле, который сложился по факту.

1 день маршрута по Алтаю: выезд из Тюмени в Новосибирск

По пути пересекаем Тюменскую область: Ялуторовск, Заводоуковск, Омутинский район, Ишимский район, Абатское; Омскую область: Тюкалинск, Калиновка, Омск, Новосибирскую область. Преодолели расстояние 1278 км, остановились на ночь в Новосибирске. Главное пережить дорогу до Омска (в особенности Абатское, Ишим), после Омска дорога отличная.

2-3 день маршрута по Алтаю: выезд из Новосибирска до территории Алтая

Остановка на 2 ночи вблизи села Майма. Движение по Чуйскому тракту. По пути пересекаем Новосибирскую область (Бердск, Искитим, Черепаново), Алтайский край (Тальменка, Бийск, Верх-Катунское, Сростки, Берёзовку, Быстрянку).

Село Сростки известно многим как родина писателя Василия Шукшина, вы можете сделать остановку и посмотреть дом-музей писателя, а также церковь Великомученицы Екатерины. Обязательно отведайте вкуснейших пирожков на рынке, который расположен на выезде из деревни.

Въехали на территорию Республики Алтай. Погода не позволила развернуть палатки, поэтому сняли летний домик на турбазе «Гелион» (Майминский район). Сделали остановку на 2 ночи, поскольку вблизи много всего интересного, а именно - гора Чертов палец, остров Патмос, Чемальская ГЭС, озеро Ая, мост через Катунь у базы «Бирюзовая Катунь», Талдинские пещеры, ГК Манжерок и Манжерокское озеро. Мы увидели всё, кроме Талдинских пещер, они нас не очень заинтересовали.

4 день маршрута по Алтаю: подъем на Семинский перевал

По пути к перевалу пересекаем пос. Известковый, с. Барангол, с. Усть-Сема, с. Камлак, с. Черга, с. Барлак, с. Мыюта, с. Шебалино, с. Кумалыр, с. Топучая.

После перевала пересекаем с. Туекта, с. Каракол, с. Курота, с. Шашикман, с. Онгудай. Разместились на ночь в Онгудайском районе в живописном месте, на тур базе «АиЛ» (Онгудайский район)

5 день маршрута по Алтаю: подъем на перевал Чике-Таман, Ильгуменский порог, слияние рек Чуя и Катунь, первые снежные вершины Алтайских гор

Направились через перевал Чике Таман, по пути пересекли с. Улита, с. Хабаровка. Подъем на перевал Чике-Таман 4 км.

Спустившись с перевала на 680 км Чуйского тракта, свернули налево по указателю «кордон» (через него можно спуститься к Ильгуменскому порогу). Прошли через ворота и спустились к Ильгуменскому порогу, погуляли по каменистому берегу, понаблюдали вместе с детьми за рыбаками и сплавами. После кордона двинулись дальше, посмотреть слияние рек Чуя и Катунь (712 км Чуйского тракта), и алтайские петроглифы (723 км Чуйского тракта). Слияние рек не всегда так очевидно видно, видимо во многом цвет воды зависит от погоды.

После миновали Акташ, и далее - двигаясь по направлению к Кураю, увидели первые снежные вершины Алтайских гор, прокатились по Курайской степи. Можно было проехать до конца по Чуйскому тракту (до Ташанты), но мы решили развернуться. Сейчас я об этом очень жалею, поскольку именно в этой оставшейся сотне километров до границы с Монголией открывается потрясающий вид на Северо-Чуйский хребет.

Развернувшись, доехали до села Улаган, разместились на территории экотурбазы «Кочевник», где, наконец, раскинули палатки.

6 день маршрута по Алтаю: Улаганский перевал, перевал Кату-Ярык

Размещение в селе Улаган запланировали не случайно, отсюда недалеко до дороги, ведущей к перевалу Кату-Ярык. Для того чтобы добраться до перевалов, нужно свернуть с Чуйского тракта в селе Акташ по указателю на Улаган. Поднимаясь к перевалу Кату-Ярык, пересекаем Улаганский перевал - священное место, где проводятся обряды поклонения Алтаю, повязываются ритуальные ленты.

Подъем до перевала Кату-Ярык не для слабонервных, составляет порядка 4 часов. Обратно с перевала нужно съезжать тем же путем как и приехали, либо можно спуститься с перевала и оказаться сразу на южном берегу Телецкого озера, но на это способны не все машины. Будьте предельно осторожны и изучите всю информацию о спуске с перевала на машине!

Спустившись с перевала, доехали до поселка Белый Бом (742 км Чуйского тракта), который заприметили еще по пути к Курайской степи. Очень живописное место, раскинули палатки на берегу реки, на территории базы «Караван парк».

7 день маршрута по Алтаю: возвращение к Чемальскому району

От поселка Белый Бом вернулись к поселку Чемал и разместились на турбазе «Пилот» (в 7 км от Чемала). Цель такого маршрута по Алтаю - на следующий день посмотреть водопады неподалеку.

8 день маршрута по Алтаю: водопады Чеч-Кыш и Бельтырьеск

Водопад Чеч-Кыш искусственный, но не менее красивый, чем природные водопады. Находится он не доезжая до села Еланда примерно 3 км. После осмотра водопада Чеч-Кыш, направились в сторону села Куюс до водопада Бельтырьеск.Дорога до него заняла около 1,5 часов в одну сторону. Дорога плохая (и кто писал в интернете, что она отличная?). Практически на подъезде к водопаду пришлось пересесть к местному в ниву, так как на обычной машине к водопаду не подняться, либо пройтись пешком около 20-30 минут.

После осмотра водопада, двинули до Телецкого озера. Остановились на ночь в турбазе «Юрток» (не доезжая 2 км до Телецкого озера, села Артыбаш). Приехали поздно ночью, поэтому не стали швартоваться сразу на Телецком, поскольку мы планировали разместиться на озере на 4-5 дней, хотели выбрать нормальное место под палатки утром.

9 день маршрута по Алтаю: Телецкое озеро, северный берег

Утром доехали до северного берега Телецкого озера, детально просмотрели все берега и базы с палаточными городками и разместились в палаточном лагере на территории базы «Золотое озеро». День ушел на прогулки по северному побережью.

10 день маршрута по Алтаю: подъем на гору Телан-Туу

Подъем на гору Телан-Туу, с которой открывается вид на северный берег Телецкого озера, села Артыбаш и Иогач. Полдня безмятежного релакса у бассейна на базе, расслабились)

11 день маршрута по Алтаю: заплыв на южный берег Телецкого озера

Были на экскурсии на южный берег Телецкого озера, включая осмотр водопадов, впадающих в озеро. Того стоит, обязательно!

12 день маршрута по Алтаю: Третья речка

Прогулялись до Третьей речки, которая находится недалеко от нашей базы, где мы разместились. Очень красивая природа. Вечером устроили праздничный ужин на прощание с Алтаем.

13-14 день: дорога домой!

Друзья, задавайте вопросы в части маршрута по горному Алтаю, будем рады помочь!

Отличная новость! Стоило вчера Наталье Долиденок открыть рубрику "Алтай" своей статьей как тема получила продолжение. Оказалось, что многие неравнодушны к Алтаю, а есть даже такие путешественники, которые ездят на Алтай на машине не первый год. Читательница блога Елена Себякина в комментариях к статье рассказала много интересного и полезного. Ее опыт автопутешествий уникален. Настоящее сокровище. Помимо конкретной информации, Елена поделилась с нами своими фотографиями. Читайте, смотрите, наслаждайтесь. Пишите свои вопросы для Елены в комментариях.

Елена: До Алтая вполне можно доехать на машине. Дорога приличная, езда не утомляет, пейзажи отличнейшие. Ехать одно удовольствие. Зато наличие машины на Алтае это несравненный плюс. Возможности увеличиваются в десятки раз. Мы были на Алтае 3 раза и еще поедем это точно! Сами живем в Москве.

Самое основное доехать до Челябинска, дальше количество машин резко уменьшается, и путешествие реально становится в кайф. Мы очень не любим дорогу М5, как-то уж очень она загружена, всегда ездим по М7. Машин поменьше, качество полотна вполне сносно. Пишу "всегда", потому что кроме Алтая ездили в Казахстан, и в Пермь, и в Оренбург, и на Урал. Полос уже на большом достаточно протяжении идет две, так что до Уфы, доехать вообще не проблема. Кафе, мотели на всем пути предостаточно.
Самое не приятное место дорога от Сима до Миасса. Затяжные подъемы и спуски, движение в один ряд, огромнейшее количество фур. Мы предпочитаем преодолевать в ночь, но надо быть очень аккуратными, так как даже ночью достаточно большое количество гаишников. Дорога от Челябинска до Кургана плитная, это немного напрягает, но в общем-то асфальт без ям, это главнее.
Можно, конечно, поехать через Казахстан, там дорога получше, но мы проходили очень долго таможню даже на транзит, правда это было 5 лет назад, может все поменялось.
После Кургана начинаются большие переезды без населенных пунктов, но даже тут встречаются и мотели и кафе и у нас машина на газу, мы всегда находили газ. Очень красивы рассветы и закаты на болотах, туман на рассвете это вообще не что... Дорога от Омска до Новосибирска ими изобилует. Это основная проблема, потому как просто передохнуть можно только на обочине, ну и соответственно если прижмет в туалет тоже только у машины.
Из всей дороги самый неприятныйкусочек - после Кургана в 40 км на М51. Находится на границе районов, и, видимо, не могут решить чья вотчина - от населенного пункта Бердюжье в сторону Ишима. Но у нас один раз вышло, правда на обратном пути, мы проскочили поворот в Ишиме и проехали прямо на Голышманово. Да, дольше, но дорога отличная. Если 100 км. не крюк, то можно ехать так, время сэкономится точно.
Очень советую к посещению Омск. Очень красивый город.

Я: Расскажите, сколько по времени вы едете? Делаете ли остановки на ночлег? Если да, то сколько и где? Интересует все.

Елена: Так как мы не торопимся, то езда всегда складывается по-разному. Ехали и три дня, и четыре... как настроение... конечно, останавливаемся... Чаще всего первую ночёвку делаем в Челябинске, но, бывает, и раньше приходится. Все зависит от того, во сколько выехали и после какого дня поехали (устали или нет). А дальше уже как повезет.
Пару раз было спали в машине... Ехать было в кайф и очухивались, что пора бы поспать, уже в час или два ночи. В это время сложно уже найти место в мотеле, но у нас машина позволяет... мы возим матрас, подушки и одеяла, так что спим в этом случае там...
У меня муж сова и ему ехать ночью более в кайф, а я люблю вести машину с утра, с рассветом... Поэтому бывает, что не спим вообще.
Один раз брали сына с собой. Но его лазанье по горам не впечатляет.
За время поездок на Алтай мы проехали весь Чуйский тракт до Ташанты, не знали что дальше пропуск нужен, и весь Чамальский тракт. Были на Телецком озере не со стороны общепринятых маршрутов, а с другой со стороны Чулышмана, поворот на Акташ. Побывать везде невозможно, но каждое посещение Алтая это удивительная сказка, которая остается в твоем сердце.
И еще хочу добавить, что Алтайские горы и Кавказские горы не похожи друг на друга кардинально. Просто слышала от людей такое мнение: ну горы и горы, что такого? на Кавказе был...
Нет, Кавказ красив по своему, Алтай по своему...
Спрашивайте, если есть вопросы...

А сейчас фотографии из алтайских путешествий Елены.


Долина реки Чулымшан


Катунь


Перевал Чике-Таман


Трасса М-51, полный беспридел, асфальта нет, точнее когда-то бы, сейчас остатки, по которым ехать невозможно.


Обь около Новосибирска


Барнаул. Дом Шадриных


Мост через Обь в границе Барнаула


Памятник Василию Шукшину в Барнауле


Дорога на Кату-Ярык, дорога проезжая даже для пузотерки.


Спуск по перевалу Кату-Ярык


Дорога в долине реки Чулышмана


Чулымшан


Телецкое озеро


Величественнейшие скалы


Дорога до Ташанты


Начало Курайской степи. Высота около 2 тыс метров. Холодно. Климат в долине очень специфичный. Там как в тарелке, вокруг горы, а в серединке долина.


Это уже конкретно в долине. Курайская степь. Вокруг горы покрытые снежными шапками.


Подъем на перевал Чике-Таман


Перевал Чике-Таман. Дорога вырублена среди скал. Машинку оставили внизу, сами залезли на самый верх.


Бирюзовая Катунь


Помните, что за здание?


Еще несколько фото трассы М-51. Благо их всего км 30-40


Справа мотель и кафе, и дальше уже пойдет хорошая дорога.


Туман над болотами на рассвете. Внизу старая дорога с перевала Чике-Таман.


Песчанный бом


Дорога по краю пропасти


Место слияния бирюзовой Катуни с Чемалом


После дождя


Дорога качеством удивляет. Чуйской тракт, пусть в одну полоску, но замечательнейшую.


Красные ворота. К ним проехать можно даже на пузотерке. Дорога гравийная.


Надпись впечатлила


Река Чибитка


Название этого озера не знаю, но вид просто обалденный


Закат под Улаганом


Семинский перевал. Вечером было +25, а с утра вот такие снежные вершины. Тут есть гостиница. Неплохая, туалет, душ, телик в номере.


Камышлинский водопад. Дороги к нему нет, шли пешком, назад на катере.


Лесок под Омском

P.S. Я попросила Елену составить маршрут их алтайских поездок, для того, чтобы было видно наглядно, как доехать до Алтая на машине и что там посмотреть, где побывать. Вот как выглядит этот маршрут: "Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Уфа - Челябинск - Курган - Ишим - Омск - Новосибирск - Барнаул - Бийск - Гороно-Алтайск - Усть-Сема - Чемал - Усть-Сема - Онгудай - Акташ - Улаган".
Второй и третий раз Елена с мужем ехали также до Акташа, но без заезда к Чамалу. Также в одном случае поехали на Кош-Агач и Ташанту, а во втором У Улагану, потом Балыктуюль, Коо, Балыкча и Телецкое озеро.

Я попыталась проложить этот путь на карте. Увы, полностью не получилось. Для некоторых населенных пунктов Гуггл упорно писал "Для части маршрута информация о навигации недоступна". Но вот то, что получилось:

Когда я смотрю на эту карту, то в голове звучит:

Шиpока стpана моя pодная,
Много в ней лесов полей и pек.
Я дpугой такой стpаны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Мир шаманов и горных духов, потаенная райская страна Шамбала или Беловодье - это одна из красивейших территорий России, которая до сих пор остается загадкой

При слове «Алтай», которое переводится как «золотой край», возникают самые разные ассоциации, связанные, как правило, с тайнами, духами, а еще необыкновенной красотой этих мест.

Республика Алтай становится с каждым годом все популярнее у туристов - ежегодно сюда приезжают до 2 млн гостей, и многие возвращаются сюда вновь. Здесь - маршруты на любой вкус: от многодневных пеших переходов до комфортных поездок на автотранспорте. На каких маршрутах можно проверить свои силы и, вообще, чем готов удивлять туристов Горный Алтай - читайте в материале ТАСС.

Восхождение на Белуху

Для коренных алтайцев гора Белуха - сакральный символ, для профессиональных альпинистов - проверка на прочность. Самая высокая точка Горного Алтая (4509 м) находится в Усть-Коксинском районе. Именно с ледников Белухи берет начало река Катунь. Классическое восхождение на Белуху для людей с альпинистским опытом, физически подготовленных, - 12-дневный маршрут с классификацией 3А.

Озера недалеко от села Акташ в Улаганском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

От Барнаула, Бийска или Горно-Алтайска организуется трансфер до села Тюнгур, откуда и начинается маршрут с пешим переходом, во время которого открывается панорамный вид на Белуху до горного приюта Ак-Кем. Дальше начинаются подготовительные занятия на леднике: обучение технике передвижения по льду, работе в связках, акклиматизационный выход под перевал Делоне при хорошей погоде. После - подъем на сам перевал протяженностью около 300 м по снежно-ледовому склону крутизной 35–45 градусов, ночевка на леднике в палатках и то, ради чего туристы сюда приезжают, - восхождение на вершину Белухи.

Виды на Алтай, которые открываются отсюда, поистине сказочные: это те самые рериховские краски - яркая синева теней на ледниках соседних гор, искрящийся снег, розовые и лиловые горы на закате и восходе - та красота, которую любят художники и фотографы, и та самая душа Алтая, которую он может открыть далеко не каждому.

Река Катунь в Онгудайском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Увидеть Белуху и…

Тем, кто не имеет альпинистской подготовки, но физически крепок, увидеть Белуху предлагают со стороны - это 12-дневный поход к подножию сакрального символа, но уже без восхождения и без спортивной категории сложности. Тут туристам предлагают походную романтику - ночевки в палатках на берегу реки Ак-Кем, у истоков реки Тухман, озера Кюльдуайры, реки Текелю, подъем на болотистое плато Сарыбель, переправа через горный поток Ак-Кема, недолгая экскурсия в ущелье Ярлу.

Многие туристы, как отмечают организаторы таких туров, ценят этот район за необычайную энергетику: здесь организуют йога-туры, представители различных направлений философии проводят свои семинары. Собственно, за этой энергетикой гор туристы на Алтай и отправляются.

В этом же маршруте - спуск в Кучерлинское ущелье с одноименным озером, посещение грота в долине реки Кучерлы и стоянки древнего человека, где сохранились петроглифы - ритуальные древние письмена.

К вершине мира через Мультинские озера

К Белухе ведет много дорог, и одна из них пролегает через Мультинские озера. Маршрут «К вершине мира: Кокса - Катунь - Мульта - Белуха» комбинированный, включает пеший, конный переходы, поездки на автомобилях и сплавы на байдарках. То есть всего понемногу, что можно получить от местного экстрима. При этом он дарит массу впечатлений, но не требователен к физподготовке, сюда допускаются и дети от 14 лет.

Берег реки Мульта в Усть-Коксинском районе
© Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Маршрут идет через живописный район Усть-Коксинский, в окружении вершин Катунского хребта. Часть пути группе предстоит пройти на легких двухместных лодках - байдарках, управлять которыми обучит инструктор. В маршруте, рассчитанном на восемь дней, предусмотрен подъем к одному из самых известных озер Горного Алтая - Нижнему Мультинскому. Оно находится на высоте 1627 м над уровнем моря и является самым большим в системе пяти Мультинских озер.

У маршрута красивейший финал - конная экскурсия на обзорную площадку горы Байда высотой около 2 тыс. м, откуда открывается вид на ту самую алтайскую вершину мира - гору Белуха.

По заповедному Алтаю

Горный Алтай - заповедная территория России, здесь есть множество памятников природы не только российского, но и мирового значения, заповедники с уникальной флорой и фауной. 15-дневный маршрут открывает достопримечательности всех семи особо охраняемых природных территорий Республики Алтай и позволяет за короткий период побывать в самых разных уголках региона.

Маршрут начинается от Манжерокского озера - памятник природы находится на высоте 373 м над уровнем моря. Озеро одно из немногих на Алтае успевает прогреться, поэтому здесь можно купаться. В маршрут включено и посещение Тавдинских пещер на границе Алтайского края и Республики Алтай, входы в них находятся на отвесных скалах, по которым проведены лестницы. Здесь в древности совершали свои обряды охотники, а позднее - старообрядцы.

Чемальская ГЭС, где сейчас работает музей
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Также в маршруте два объекта в Чемальском районе: Чемальская ГЭС, построенная в 1935 году силами заключенных, ныне - музей, и Патмос - скальный остров посреди реки Катунь. На нем построен православный храм апостола Иоанна Богослова, а на одной из скал острова высечен образ Богородицы с младенцем. В этом же маршруте - посещение Камышлинского водопада, Катунского биосферного заповедника, экскурсия в дом-музей Николая Рериха, где он останавливался, когда путешествовал по Алтаю, музей наскальных рисунков «Урочище Тялбак-Таш», таинственное озеро Гейзеров бирюзового цвета, не замерзающее даже при температуре ниже нуля.

Гейзерное озеро недалеко от села Акташ в Улаганском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Можно спуститься с Улаганского плато в Чулышманскую долину по крутому перевалу Кату-Ярык и побывать на южном берегу Телецкого озера. Маршрут этот по способу передвижения разнообразный - на автомобилях, пеший, на рафтах, на катере, поэтому он удобен для неподготовленных туристов.

Пеший поход в ущелье Актру

Район горы Актру (или Актуру) - один из основных центров альпинизма в горах Алтая с маршрутами различной сложности. Один из самых популярных - пеший переход в ущелье Актру, где работает одноименный альпинистский лагерь. Для такого похода не нужна спецподготовка и сложное снаряжение.

В маршруте - 8-километровый подъем вдоль реки Актру, экскурсия к водопаду, на смотровую площадку Малый Актру, радиальный выход к Голубому озеру, восхождение вверх по крутой тропе к перевалу Учитель с видами на красивейшую Курайскую котловину, экскурсия в Марсианскую долину, где из-за выхода на поверхность холмов разноцветной глины - красной, желтой, коричневой, белой - пейзаж больше похож на декорации к фантастическому фильму, чем на земные горы.

Маршрут предполагает и посещение Тархатинского мегалитического комплекса - это археологический памятник, древняя обсерватория конца бронзового - начала железного века. Она представляет окружность диаметром 60 м, выложенную каменными глыбами с наскальными росписями.

Поля у трассы Кузбасс - Алтай в Первомайском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

По горным рекам

Алтай - излюбленное место для туристов-водников: горные реки дают возможность выбирать маршруты любой категории сложности. Непрофессионалам представители турбизнеса категорически не рекомендуют без подготовки идти на маршруты пятой-шестой категории с такими сложными участками, как Карагемский прорыв на реке Аргут, путешествовать по реке Башкаус, верхнему и среднему Чулышману.

Река Бия в Онгудайском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

А вот маршруты для любителей экстрима: сплав по реке Чуя на восемь дней и 12-дневный сплав по Чуе и Катуни. Чуя - самый крупный приток Катуни протяженностью более 300 км. На этой трассе для рафтинга туристу предстоит преодолеть пороги Мажойского каскада - это V–VI категории сложности, почувствовать кипящую силу реки на порогах с говорящими названиями Буревестник, Бегемот, Турбинный, Горизонт.

Здесь, на горной реке, каждый год проходят международные соревнования по рафтингу и технике водного туризма «Чуя-ралли». В то же время для тех, кто не настроен на экстрим, в Горном Алтае предлагают множество коротких экскурсионных сплавов - от нескольких часов до одного дня. Это сплавы от турбаз по берегам реки Катунь без сложных порогов, к примеру от сел Усть-Муны и Усть-Сема.

В купальнике на снегу

Конных маршрутов к Каракольским озерам на Алтае много, так что турист сможет неспешно посмотреть за несколько дней красоты Горного Алтая. Собственно, кроме как на лошадях или пешком добраться туда невозможно - дорога заканчивается за 30 км до точки назначения. Караколы - живописная группа из семи озер на западном склоне хребта Иолго. Самое нижнее озеро - на высоте 1820 м над уровнем моря, самое верхнее - на высоте около 2097 м.

Лошади на автомобильной дороге в Чойском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Место это уникально тем, что здесь из-за перепадов высот одновременно можно побывать в нескольких климатических зонах. Кедровая тайга соседствует с альпийскими лугами, а у верхних озер - высокогорная тундра.

Маршрут «К Каракольским озерам» занимает 10 дней, а впечатления оставляет на всю жизнь - это и горный загар (специалисты советуют взять с собой крем от загара), и возможность сфотографироваться в купальнике на снегу, и, конечно же, повод сдружиться с лошадьми. На этом маршруте туристы увидят снежники в июльскую жару, рыжий ковер горных цветов - огоньков, пугливых тундровых куропаток и карликовые березы, побывают в Каракокшинской пещере, пройдут перевал Суббота, с которого открываются виды на Бай-Аюкские озера.

А еще тут можно посетить известный и среди коренных народов Алтая, и среди туристов «Замок горных духов» - причудливое нагромождение скал, издали действительно напоминающих замок. По местным поверьям, это пристанище духов Алтая, и, если прислушаться, здесь можно услышать их шепот - своеобразный звук ветра в камнях.

На край земли за хариусом

Конный маршрут «Путешествие на край земли» вдали от изъезженных трасс идет по отрогам Коргонского хребта в Усть-Канском (Республика Алтай) и Чарышском (Алтайский край) районах. Это земля пастухов и охотников, гости с «большой земли» здесь появляются нечасто. Маршрут, несмотря на отдаленность от цивилизации, прост и подходит для новичков.

Поселок в Онгудайском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Коргонский хребет - сложная система гребней и отрогов с высотами 2–2,2 тыс. м. Рельеф динамичный - перевалы, ущелья, надвигающиеся друг на друга вершины. Здесь, вдали от жилья, по-настоящему чувствуешь себя первооткрывателем, а горный туман прячет яркие краски, превращая их в пастельные полутона, создавая еще бо льшую оторванность от мира.

Маршрут длится шесть дней, за которые можно самим придумать названия озерам - их по пути встречается много, но далеко не все имеют имена. Во время путешествия можно побывать на озере, которое предположительно когда-то было вулканом - потому его берега и усыпаны красными и фиолетовыми камнями, из-за чего вода в нем кажется черной.

После подъема в верховья реки Большой Кайсын делается стоянка на Рыбном озере. Название говорит само за себя: здесь много рыбы, в частности - хариус, так что заядлым рыбакам да и просто любителям будет чем заняться. Также в маршруте конный выход в Долину семи озер - место, чем-то схожее с Каракольской системой, но почти без туристов.

Озеро недалеко от села Акташ в Улаганском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Зимой по Алтаю на снегоходах

На Алтае начали предлагать и снегоходные маршруты, и теперь региону есть что предложить туристам и зимой.

Маршрут «Таежный тупик»- IV категории сложности. Гостям предлагается познакомиться с Северо-Восточным Алтаем - это бескрайнее море горных хребтов, укрытых хвойными лесами. На огромном пространстве горно-таежной местности в 80 тыс. кв. км нет населенных пунктов, электричества, дорог, только изредка попадаются охотничьи избушки, где предстоит ночевать и туристам.

Озеро Манжерок в Майминском районе
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Маршрут рассчитан на 10 дней - для начала туристов знакомят с мототехникой на туркомплексе «Манжерок», делают пробный выезд на снегоходах. Трасса маршрута идет по сложной местности - по отрогам Сумультинского хребта и хребта Иолго на высоте 1–1,8 тыс. м, а общая протяженность маршрута - 600 км. Во время снегоходного путешествия гости посещают уникальный природный объект - горячие источники Бедуя, где среди снегов пробивается ручей с температурой воды 32 градуса, в котором, конечно же, можно искупаться - испробовать экзотическое алтайское спа.

Ближайшее в этих местах жилье находится в 60 км: это заимка, где живет известная отшельница Агафья Лыкова. Путь на снегоходах по этому маршруту проходит через Каракольские озера, урочище реки Пыжа, Каракокшинскую пещеру, Телецкое озеро и другие красивые и необычные места Алтая. Завершается маршрут в единственном в Сибири казино Altai Palace - с комфортом и развлечениями уже не природного характера.

Маршрут для горнолыжников

«Алтайский горнолыжный» маршрут дает возможность фанатам зимнего спорта опробовать фактически все специализированные площадки региона. Это посещение четырех горнолыжных комплексов в разных точках Алтая.

В списке мест для катания - горнолыжный комплекс «Манжерок» у одноименного села с пятью трассами протяженностью до 285 м, бугельными и кресельными подъемниками, учебно-тренировочный центр «Семинский перевал» на высоте 1,8 тыс. м с тремя трассами протяженностью до 200 м для опытных и начинающих, горнолыжный комплекс «Бирюзовая Катунь» - три хорошо подготовленные горнолыжные трассы различной сложности и общей протяженностью 3,5 км.

Подъем на гору Малую Синюху на территории горнолыжного комплекса «Манжерок»
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

В финале - комплекс «Артыбаш» у Телецкого озера - это спуск по двум трассам общей протяженностью 2,3 км с перепадом высот 250 м, есть трамплин для сноубордистов, а для любителей экстрима - подъем на снегоходе и ратраке на вершину горы и со спуском по пухляку 3,5 тыс. м с перепадом 840 м. В программе маршрута есть и экскурсия на маральник (полувечнозеленый декоративный кустарник розово-лилового цвета с выраженным ароматом).

Для юных спортсменов и тех, кто планирует встать на лыжи впервые, есть полигон для обучения навыкам катания на склоне горы Синюха, с бугельным подъемником и спуском протяженностью лишь в 100 м. Туристов с их обмундированием от базы к базе перевозит автобус, а при желании снаряжение можно арендовать на тех же комплексах. Весь маршрут занимает восемь дней.