Мыс бесов нос как добраться. Карелия

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

(izvozshik)

Бесов Нос. Мыс на восточном побережье Онежского озера. Место, где погода меняется по настроению. Мыс, на краю которого наши предки оставили нам послание пять тысяч лет назад. Мыс, который указывал рыбакам путь домой. Мыс, который охраняет сам Бес…

И всё это правда.

Сегодня Бесов Нос относится к Муромскому заповеднику. Здесь находятся знаменитые петроглифы Карелии (помните о послании?).

Петроглифы – наскальные изображения древней эпохи энеолита (Медный век). А названием мыс обязан самому большому рисунку, изображающему таинственную фигуру, напоминающую человека размером около 2-х метров. Монахи Муромского монастыря окрестили его бесом в XV веке. А дабы защитить людей от бесовой силы – начертали на нём крест.

Мыс Бесов Нос

Знаменитый Бес

Святой крест

Несмотря на то, что петроглифов здесь более тысячи, и они являются самыми богатыми в Скандинавии и одними из самых богатых в России, вездесущих туристов тут не так много, как, например, на других петроглифах Карелии, в Беломорске. Всё дело в месторасположении. Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Петроглифы Карелии. Бесов Нос

Петроглифы Карелии. Бесов Нос

Добраться сюда можно по водам Онежского озера – но причаливать туристическим теплоходам тут негде.

Либо по реке Чёрная от села Каршева – а по ней пройдут только небольшие лодки с моторами.

Либо дорогами на Бесов Нос от села Каршево или от поселка Шальский. Но дороги тут такого качества, что пройти может только подготовленный внедорожник. Именно это обстоятельство привлекает сюда поклонников оффроуда. Каждый уважающий себя джипер, попав в Карелию, старается пройти на Бесов Нос.

Естественно, я давно хотел пройти этот путь. Если честно, готов был пройти 2000 км только для того, чтобы побывать на Бесовом Носу. И естественно, Бесов Нос стал обязательным элементом нашего .

Мы планировали заехать от Каршево, а выехать с Шальского. Хотя двигаясь с севера Карелии, удобнее было сделать наоборот. Но дело в том, что после Каршево есть мост через реку, который из года в год ломают (по слухам, сами жители посёлка Каршево – для них перевозка людей на лодках на Бесов Нос – заработок). А неугомонные джиперы восстанавливают. И вот, за месяц до нашей поездки до нас дошла информация, что переправа разрушена окончательно. И дабы иметь к отступлению нормальную дорогу, решили стартовать именно от Каршево.

Начало пути

Берег Онежского озера

Старт на Каршево пришёлся на утро 2-го июля. Пройдя посёлок и дойдя до моста, увидели, подтверждение информации – мост разрушен. Спилена одна из двух несущих лаг, на которую накидывают брёвна и доски для проезда автомобилей. И видно было, что сделано это специально. Квадроциклу проехать возможно, а вот автомобилю – нет. Нам двоим быстро восстановить переправу нереально – обидно, досадно, но ладно…

Разрушенный мост в Каршево

Разрушенный мост в Каршево

Крутнувшись по кругу, вышли на берег в посёлке Шальский, стравили колёса, подготовили лебёдку и двинулись по берегу Онеги на юг – к Бесову Носу. Пройдя первый участок по побережью, пора было всходить в лес. Тут встретили группу пеших путешественников – по их словам, местных. Обменявшись приветствиями, затеяли шуточный спор – кто раньше доберётся до Бесова Носа.

На старте от поселка Шальский

В лесу начался каменный триал. Роме пришлось спешиться – штурман должен провести машину без потерь. Сидя в салоне этого уже не получалось. Кобылка равномерно переваливалась по камням, впихивалась между деревьев, скреблась защитами…

В пути…

Так добрались до перехода с камней в грязь. Грязи, правда, было не сильно много, но Кобылка отхватила диагоналку (момент, когда одновременно отрывается от земли одно из колес передней и задней оси, обычная машина при этом не едет). Тут нас выручила жёсткая блокировка переднего моста (дополнительно устанавливаемый элемент трансмиссии автомобиля, жёстко связывающий колёса на одной оси; без этого элемента при отрыве одного колеса – второе вращаться не сможет – и машина будет стоять на месте) – вылезли без лебёдки. А потом была ещё грязючка, ещё камни, глубокая яма, крутой песчаный спуск к берегу Онеги…

Проходя очередной участок по берегу Онеги, обогнали пеших туристов. Так вот шли и шли. Преодолевая очередное засадное место, останавливались, перекуривали, обменивались восторгами и шли дальше… Гы, шёл Ромка, а я ехал на Кобылке.

А я ехал на Кобылке

И вот, пройдя крайний участок, мы вышли на берег Онежского озера. Бесов Нос буквально в километре от нас – его видно. Именно это место, под табличкой «Муромский заповедник» считается финальной точкой прохождения на Бесов Нос. Наша радость от достижения цели не знала границ. Расстояние 20 километров от поселка Шальский до мыса Бесов Нос прошли за три часа, ни разу не воспользовавшись лебедкой – постоянно выручала принудительная жёсткая блокировка переднего моста.

Но буду честным – Бес был благосклонен к нам. Видя наше горячее желание приехать к нему в гости – первый раз об экспедиции было сказано в ноябре 2014-го года, планировалась она на лето 2015-го года, а состоялась только сейчас, летом 2016-го года – Бес не пролил на дорогу ни капли дождя на протяжении более чем двух недель до нашей поездки. Все эти дни стояла весьма тёплая погода, всё просохло…

Мы достигли своей цели!

На берегу встретили семью квадроциклистов. Они пришли с Каршево. Пообщавшись с главой семейства, узнали, что оказывается, недалеко от моста есть брод около метра глубиной, но с детьми проходить его он не рискнул, проехал по мосту (квадру ширины хватило) – и у меня возникла надежда пройти и дорогу от Каршево.

Семья квадроциклистов

Увлечение с детства

Она пересекла Онегу

Лагерь решили разбить в стороне от заповедного мыса. На самом Бесовом Носу и в его окрестностях установлены таблички, предупреждающие, что это заповедник, лагерь тут разбивать нельзя. Вот только охотнички почему-то массово расстреливают таблички – видать, только на это умения и хватает. Разбив лагерь, устроили королевский ужин с торжественным отмечанием свершившегося события, а затем улеглись спать – ведь перед стартом на Бесов Нос у нас был почти 500 километровый ночной пробег от Кеми всего лишь с двумя часами сна в машине в сидячем положении.

Наш лагерь тут

Муромский заказник. Свежая табличка

Петроглифы Онежского озера: Пери Нос

Наутро наш экипаж отправился на экскурсию по водам Онежского озера на лодке (резиновой, на вёслах), которую привезли с собой, к менее известным петроглифам Карелии, чем те, что на Бесовом носу. Обойдя островок с рыбацким домиком, добрались до мыса Пери Нос. Тут встретили любителя петроглифов Карелии. Поболтав с ним, начали сами рассматривать петроглифы Пери Носа. Надо сказать, что в первый момент рисунков вообще не видно. Они как бы прячутся от людей: так посмотришь – видно. А с другой стороны посмотришь – нет. Закончив изучение петроглифов мыса Пери Нос, мы направились к лагерю. Я, неторопливо (а иначе на лодке и не умею), грёб в нужную сторону, а Рома потихоньку блеснил. Правда, безрезультатно…

Рыбачий остров

И тут мы увидели крупную рыбу – вода в Онежском озере настолько прозрачна, что дно хорошо видно на нескольких метрах глубины (как на море, а то и лучше). Рома – заядлый рыбак – сразу впал в азарт. Но рыба никак не реагировала на его блесну: «Наверное, мирная», – сказал Ромка. И Рому было уже не остановить. Добравшись до лагеря, Рома взял подводное ружьё (да, подводной охотой он тоже сильно увлечён) и отправился искать рыбу. Ну а ваш покорный слуга, сидя в лодке и опустив поплавок в воду, наслаждался всем окружающим – даже отсутствием клёва.

В поисках петроглифов

Петроглифы Карелии. Пери Нос

Знаменитые петроглифы Карелии

Уже после обеда, немного отдохнув, отправились посетить непосредственно Бесов Нос, где находятся знаменитые петроглифы Карелии. До границы заповедника доехали на Кобылке, по пути миновав руины села Бесоносовка, брошенного жителями в конце 70-х годов прошлого века. Старые брёвна совсем заросли травой…

Дальше оправились пешком. Когда поднялись с берега на мыс и пошли на его оконечность по лесу, увидели последствия штормов, периодически бушующих на Онеге – сосны вырваны с корнем и валяются вдоль и поперёк. Одни деревья старые, засохшие. Другие ещё цепляются остатками рваных корней за почву и зеленеют отдельными веточками.

Руины Бесоносовки

Руины Бесоносовки

Следы ураганов

Наконец вышли к маяку – раньше он указывал людям, в какой части Онежского озера они находятся, где берег. Сейчас просто догнивает – остался только наружный каркас.

Старый маяк

А вот и край Бесова Носа – камни, уходящие в воду. Все камни покрыты надписями. Честное слово, современных надписей от разных туристов гораздо больше, чем непосредственно петроглифов. Вот будет загадка археологам через пару тысяч лет, что означает «В.А.Х./1933».

Петроглифы старые и новые

Петроглифы Карелии. Бесов Нос

Бесов Нос. Знаменитый Бес

Но вот и сам Бес. Мы встретились с ним!

Плата за встречу с Бесом

Вернувшись в лагерь, снова отправились рыбачить – Рома с ружьем, я – с удочкой. Но, как и днём, никого не поймали. Потом ужинали и долго любовались восхитительным закатом.

Утром нас, наконец, нагнали пешие туристы. Шутливый спор они проиграли. А вечером пешие туристы уже возвращались назад. 20 километров они преодолевали два дня с одной ночевкой.

Местные рыбаки у мыса Бесов Нос

Лагерь пеших путешественников

Тут мы пытались поймать рыбу

Закаты Онеги

Утро понедельника началось с завтрака и принятия важного решения. С одной стороны, очень хотелось преодолеть путь до Каршева. С другой стороны – до конца отпуска осталось два полных дня. До дому бежать 2000 км. Состояние дорог не знаем. Неизвестно, сможем ли преодолеть брод. А если не возьмём брод и придется возвращаться на Шальский, на 60 километров тяжелого бездорожья бензина может не хватить. Кобылка на бездорожье пьёт бензин так же быстро, как я пиво после долгой пешей прогулки в знойный летний день. А часть запаса мы отдали. Короче – разум победил – и мы, собрав лагерь, пошли обратно на Шальский.

Знакомые дорожки

Обратно шли быстро и уверенно. Оставался интерес – понадобится ли лебёдка. Нас ожидали два засадных места – крутой подъём по песку от берега Онеги в лес (тут застревали многие серьёзные внедорожники) и глубокая крутая яма с грязью на дне.

Первое препятствие взято с хорошего разгона – сказался малый вес Кобылки и опыт езды по пескам на Цимле. Правда слегка заломили правое крыло и об него начала цепляться штурманская дверь. А яму преодолели опять же на блокировке – лебёдкой так и не воспользовались. Выйдя к Шальскому, с удивлением отметили, что прошли путь всего за полтора часа…

До встречи, Бес!

Бес остался весьма благосклонен к нам, хотя плату свою взял – крыло и разорванные резинки на нижних реактивных тягах (элемент задней подвески, крепящий задний мост к кузову).

Искупавшись в водах Онежского озера, заехали в Пудож, где и поменяли тяги (огромный плюс Шнивки – расходные запчасти практически в любом автомагазине). И бегом на юг, домой, в родной Ростов-на-Дону. Пересекая границу Карелии, получил от Мегафона предупреждение МЧС – на эту ночь в этой части Онежского озера объявлено штормовое предупреждение. Бес решил показать свою силу…

P.S. Поездка на мыс Бесов Нос Онежского озера была финальным этапом автопутешествия «Вокруг двух озер», которое мы совершили летом 2016-го года, в период с 23-го июня по 5-е июля в составе: пилот – Сергей Извозщик (ваш покорный слуга и корреспондент «Дорог мира»), штурман – Romixsan (Роман в миру) и моя Кобылка – Шевроле-Нива. Мы относимся к южному отделению всероссийского автомобильного клуба «Шеви-Нива клуб», а обитаем в славном южном городе Ростове-на-Дону.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.

Общие сведения

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Примерно в 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха».

На мысу находится неработающий маяк. В 1 км на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила своё существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км восточней на континенте находится посёлок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизительно в 1 км на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец.

Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из посёлка Шальского - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршева.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также учёных-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы.

Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Как попасть на мыс Бесов Нос

Есть пять доступных способов:

  1. По реке Чёрная, от посёлка Каршево на лодке.
  2. По дороге от посёлка Каршево около 15 км пешком или на автомобиле повышенной проходимости.
  3. По Онежскому озеру на лодке вдоль берега от посёлка Шальский.
  4. По берегу Онежского озера от посёлка Шальский пешком около 15 км или на автомобиле повышенной проходимости.

5. На автомобиле повышенной проходимости до побережья по Царской дороге близ п. Вытегры, а оттуда на лодке до мыса.

На этой странице:

Мыс Бесов Нос Онежского озера широкого известен в узких кругах как место, в котором должен побывать каждый уважающий себя джипер. Десятки настоящих мужчин каждое лето штурмуют прионежские леса и болота в едином порыве. В остальных кругах Бесов Нос знаменит главным образом своими петроглифами эпохи неолита, на которые мы и поехали (точнее, поплыли) посмотреть.

Поездка на Бесов Нос стала в среде любителей внедорожного говнолазания притчей во языцех. Первые же картинки по запросу «бесов нос на джипе» в гугле прекрасны:

Нет, он не сломался, это у него подвеска такая.

Ну и т.д. и т.п. Нет, это не наша машина =))

Лучше всего характеризует это увлекательнейшее времяпрепровождение диалог, вычитанный в каком-то отчете:

— Зачем вам столько бензина?

— Да у нас моторка перевернулась, весь вытек.

— Как перевернулась?

— Да так, столкнулась с УАЗиком и перевернулась.

Вопросов больше не имеем.

Особо одаренные ездят прям по берегу Онеги в Муромский монастырь — это новый шик. Там еще интереснее:

У нас хоть и оказался совершенно случайно с собой как раз всем джипам джип, но для таких заплывов совсем не подготовленный. Так что как последним лохам пришлось плыть на той самой моторке. В принципе на Бесов Нос можно дойти и пешком, по джиперской дороге до места всего 15 км.

Как добраться на Бесов Нос

Все дороги на Бесов Нос начинаются в деревне Каршево, что примерно в 40 километрах к югу от Пудожа. Половина населения этой деревни промышляет доставкой всех желающих на Бесов Нос на моторках.

Стоит это в среднем 1000 р. с человека.

Плыть по речке довольно далеко, около получаса в один конец.

Наконец речка вливается в Онегу, а мы вытряхиваемся из лодки.

От устья речки до собственно мыса Бесов Нос нужно еще пройти пешком километра три по песчаным пляжам Онеги.

На высоких мысах весь сосняк поломало ураганом 2010 года. От него по всему Северу остались участки буквально выкошенного леса.

Бесов Нос

Вот, наконец, и Бесов Нос.

Он представляет собой гранитные «лбы», полого спускающиеся в Онегу. На этом граните и нужно искать петроглифы.

Самый знаменитый из местных петроглифов — так называемый «бес»: его ножки хорошо видны на фото ниже.

А остальное видно плохо, потому что погода выдалась облачная и для разглядывания петроглифов неподходящая.

На Бесов Нос по хорошему нужно ехать в солнечную погоду: в рассеянном облаками свете петроглифы видны очень плохо. И еще не помешает гид из местных: некоторые рисунки сложно найти без посторонней помощи.

Вот так Бес выглядит, если прорисовать его контуры мелом.

Видно, что фигура выбита поверх большой трещины, расколовшей гранитный валун. Возможно, древние аборигены считали эту трещину чем-то вроде входа в иные миры.

Вообще, несмотря на то, что Бесов Нос — крупнейшее «месторождение» петроглифов во всей Фенноскандии (Скандинавии, Финляндии и Карелии), Онежские петроглифы очень плохо изучены, почти совсем не расшифрованы и толком неизвестно, кто и зачем все это выбил в камне в эпоху неолита.

Правее поверх Беса выбит православный крест. Это работа монахов находящегося неподалеку Муромского монастыря, которые собственно и обнаружили онежские петроглифы пару сотен лет назад.

Ну а вокруг Беса множество других рисунков животных, рыб и непонятных фигур.

Раньше на мысе работал маяк, теперь в эпоху GPS он никому не нужен и заброшен.

А вокруг раскинулись нетронутые сосновые леса. Места просто волшебные и ехать сюда надо конечно на недельку-другую с палаткой, а не на пару часов.

Пери Нос

Петроглифы есть не только на самом мысе Бесов Нос, но и на соседних. Ближайший из них — мыс Пери Нос в километре. Идем туда по берегу.

По дороге подкрепляемся подножным кормом. Что мне нравится на севере, так это то, что там все «дары природы» растут разом: в лесу одновременно есть и малина, и черника, и брусника, и голубика, и морошка, и грибы. Клюква, правда, попозже.

Пери Нос — это несколько выдающихся в озеро каменных мысков, на которых тоже есть петроглифы.

Здесь сюжеты и стилистика другие и вообще ничего не понятно. Кто это? Какие-то птицы.

Много просто значков и геометрических фигур.

Наш лодочник выделил нам на все про все 3 часа, и этого оказалось маловато. Еще не все посмотрели, а уже приходится идти обратно.

ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС

Бе́сов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.

к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":

Мыс Бесов Нос - уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса - колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй - кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.

Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.

Покинув "Богом проклятое место" - Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.

Бес по их мнению - это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом.

Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.

Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.

Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?

Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.

Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности.

Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.