Чем прославился и каким был английский капитан Джеймс Кук: кратко про характер и жизнь мореплавателя

С начала восемнадцатого века Британская империя старательно избавлялась от преступников, ссылая их в колонии Северной Америки. Однако после Войны за независимость она вынуждена была признать Соединенные Штаты как отдельное государство. Тогда в качестве импровизированной колонии решено было использовать Австралию и близлежащие острова.

Эти местности были плохо исследованы, потому решили отправить туда опытных мореплавателей и картографов. Так, талантливый военный английский капитан Джеймс Кук стал еще первооткрывателем и географом. О том, что в итоге он был подло убит жителями Гавайских островов, знают все. Но как именно это произошло – неизвестно, ведь мужчина славился крайне добродушным отношением к туземцам. Давайте вместе разберемся, что это был за человек, и как сложилась его непростая судьба.

Мистер Джеймс Кук: краткая биография талантливого самоучки

Британия, желая продолжать свою военно-морскую экспансию, потерю американских колоний переживала довольно остро. Преступники были не единственной причиной для волнений короны. В это время покоряли Канаду, а отважные первопроходцы пытались открыть северный путь вокруг Американского континента и Евразии, чтобы отыскать еще более простую дорогу в страну пряностей. Как раз в этот период при английском дворе все узнали, кто такой Джеймс Кук – мореход и подвижник, талантливый картограф и просто отважный человек. Его и решено было отправить к берегам далекой и неизведанной Австралии.

Существование суши на Южном полюсе заботило мореплавателей с того самого момента, как люди впервые узнали о подобной области, покрытой льдами. В середине восемнадцатого века была организована экспедиция в Австралию для выяснения точных картографических данных. В 1768 году Джеймс Кук открыл путь к «Южной земле», но никакой твердой почвы там не нашел. В итоге густые туманы и многометровые льды остановили его утлые деревянные суденышки, и мореходу пришлось вернуться. Он решил, что земли на этом полюсе нет. Только в начале следующего века русская экспедиция во главе с Фаддеем Беллинсгаузеном опровергнет это заблуждение.

Деятельность первооткрывателя

Чтобы разобраться, какой вклад в науку внес мореплаватель Джеймс Кук, мало просто поверхностно ознакомиться со схемой его путешествий. Он совершил огромное количество открытий в географической науке, при этом добившись всего на чистом энтузиазме. На его счету не только Австралия, но и Большой Барьерный риф, частично побережье Аляски, заливы Кука, Нортон, Принс-Вильям, Бристольский и печально известные Гавайские острова, где он нашел свой последний приют.

Мореход нанес на карты мира часть побережья Канады у реки Святого Лаврентия, отметил очертания Ньюфаундленда. С присущей ему скрупулезностью и ответственностью картограф исследовал Таити и острова Сообщества, восточное побережье Австралии и Новую Зеландию. Чуть позже он снова вернулся в южные воды Тихого океана, побывал в Новой Каледонии и на Гибридах, в Микронезии и Полинезии, на Сандвичевых и Маркизских островах. Капитан Джеймс Кук является первым человеком на планете, который в начале 1773 года пересек Южный полярный круг и открыл Антарктику.

Первые годы будущего мореплавателя

Простой батрак из деревеньки под названием Мартон (Шотландия), что в графстве Саут-Йоркшир, даже и представить себе не мог, что его отпрыск прославится на весь мир, и его будут помнить потомки даже через триста лет после смерти. В семействе уже было трое детей, когда 27 октября 1728 года супруга наемного работника произвела на свет младенца, который в будущем станет одним из величайших мореплавателей мира. Младенчество и ранние годы жизни Джеймса Кука проходили на ферме, он с детства помогал родителям с овцами.

Когда мальчишке стукнуло восемь, семейство перебралось в более крупное местечко Грейт Айтон. Смышленого сорванца отдали в школу, которая сохранилась доныне и теперь носит его имя. Пока Джейми учился, отец получил повышение и стал управляющим. После пяти лет учебы парень возвратился домой, чтобы помогать родителям, но радости ему такой труд не приносил. Уже тогда юноша понимал, что никакой перспективы на ферме ему не видать, как своих ушей.

Становление известного путешественника

Долго выдержать рутину он просто не мог, потому сразу же после совершеннолетия нанялся юнгой на предназначенный для перевозки угля бриг братьев Джона и Генри Хекер под названием «Геркулес». Угольщик курсировал между Лондоном и Ньюкаслом, а Джеймсу хотелось чего-то большего. Он старательно выполнял все свои обязанности. Спустя два года был переведен на иное судно, принадлежащее угольной компании Уокеров – «Три брата».

Кук уже тогда понимал: не имея знаний, он так навсегда и останется на постылом угольщике с вечно черными руками и лицом. Потому все свободное время он проводил за книгами. Он живо интересовался морскими путешествиями, опасными экспедициями, изучал математику, географию, навигационное дело, картографию и прочие полезные для моряка науки. После этого он отправился на Балтику, где провел долгие два года. По просьбе Уокеров он вернулся, но уже помощником капитана на корабль «Френдшип». Окружающие всегда верили ему и в него, характер Джеймса Кука нравился всем: общительный, коммуникабельный, отважный и всегда идеально выполняющий свою работу.

В пятьдесят пятом впечатленные талантами и достижениями молодого человека Уокеры даже прочили ему пост капитана, но он отказался. В середине лета он вступил в ряды Королевского военно-морского флота и получил разнарядку на корабль «Игл» с шестью десятками пушек на борту. Многие недоумевают, почему Джеймс не захотел становиться капитаном, а пошел обычным матросом в армию. Вероятно, он просто увидел перспективу и реальный рост, так как всю жизнь возить уголь вдоль побережья совершенно не желал. Через два или три месяца парень уже был боцманом.

В 56-м разразилась Семилетняя война и «Игл» вынужден был принимать участие в блокаде французских берегов. В следующем году вместе с командой своего корабля Кук попадает в довольно серьезное морское сражение, после чего судно пришлось даже отправлять на родину для ремонта. По морским законам того времени, по прошествии двух лет практики можно было ожидать повышения. Джеймс успешно сдал экзамен на мастера (Sailing Master). Вскоре он получил и новое назначение на судно под названием «Солебей».

Во время военных действий Джеймс Кук прославился своей выдержкой, отвагой, а также покладистым и добрым нравом человека, на которого можно положиться. Подчиненные его обожали, начальство относилось с уважением. В пятьдесят восьмом на судне «Пемброк», после операции в Бискайском заливе, его отправили к далеким и неизведанным берегам Северной Америки. Там он принял участие в битве при Квебеке, одном из решающих сражений франко-индейской войны. Его задача состояла не просто пройти до нужного пункта, но в первую очередь нанести на карту берег и отметить буйками судоходный фарватер (глубокие воды) реки Святого Лаврентия.

В бою Джеймс участия не принимал, но карты “щелкал”, словно семечки. Его перевели мастером на «Нортумберленд», в составе команды которого он продолжил исследовать берега речки и наносить их очертания на карту. Адмирал Колвилл был поражен точностью составленных Куком схем, потому по его просьбе и рекомендации их добавили в Североамериканскую лоцию того же года. После возвращения из похода он повстречал Элизабет Баттс и тут же женился. Супруга родила ему шестерых детишек, судьба которых остается непрояснённой.

Первая экспедиция для нахождения Терра Инкогнита

Великая история Джеймса Кука начинается в 1768 году, когда британское правительство по официальной версии отправило экспедицию для исследования удивительного природного явления – прохождения Венеры по диску Солнца. Но секретные директивы гласили следующее: сразу же после завершения наблюдения за темным пятнышком на солнечном диске, что продлиться всего несколько часов, судну следует развернуться и отправиться на поиски Terra Incognita – Южного материка, который по преданиям находится на полюсе.

Так как Джеймс был военным, научной экспедицией должен был руководить кто-то иной. Выбор Адмиралтейства пал на еще одного выдающегося специалиста, Александера Далримпла, географа и первого гидрографа. Он свято верил – южные земли действительно существую и являются густонаселенными. На судне «Индевор», по иронии судьбы – снова угольщике, экспедиция выдвинулась в путь, имея на борту, кроме матросов, астронома, ботаника, художника, врача и просто состоятельного человека, желающего отправиться в путешествие.

В августе семьдесят шестого года судно вышло из Плимута и уже в начале апреля достигло Таити. У первооткрывателя Джеймса Кука были четкие инструкции начальства – вступать только в дружеские отношения с туземцами, всячески им потакать и помогать, выполнять все требования и просьбы. Это было весьма странное указание, ведь Англия предпочитала решать любые вопросы пушками и мушкетами. Капитан установил на борту строжайшие правила, которые назначали даже за безобидные проступки очень строгое наказание. Это позволило быстро подружиться с аборигенами, завоевать их доверие. Потому наблюдать за Венерой они могли беспрепятственно, а припасы пополняли за безделушки и украшения.

Проведя все нужные наблюдения, корабль, взяв на борт несколько туземцев, знающих эти воды, отправился к берегам Новой Зеландии. Несмотря на вежливость европейцев, аборигены приняли их враждебно, в отличие от таитян. Остановившись в одной из бухт и поднявшись на высокие скалы, Джеймс обнаружил, что остров разделен пополам проливом, который позже назвали Куковым. В семидесятом «Индевор» подошел к Австралии, где из-за обилия разнообразной незнакомой растительности, капитан дал местности название Ботанической. В середине лета судно село на мель, а в его борту образовалась огромная пробоина. Чтобы ее заделать, пришлось искать подходящую бухту. Справившись с проблемой, люди собрались выйти снова в открытое море, но обнаружили, что отрезаны от океана Большим Барьерным рифом – полосой отмелей и скал.

Огибать риф пришлось долго, зато получилось отыскать вожделенный пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Среди команды началась цинга, люди стали умирать. Они направились в Джакарту, где на несчастных моряков свалилась еще и малярия, к которой по пути домой добавилась дизентерия. Родные берега удалось увидеть только двенадцати путешественникам, в числе которых, к счастью, оказался и наш герой. После возвращения моряк получил звание капитана первого ранга, несмотря на то, что Южный материк открыть так и не удалось.

Поиски Большой Земли во время второй экспедиции

Охарактеризовать, каким был Джеймс Кук, помогает его собственный дневник, который сохранился до наших дней. В 1722 году было решено отправить новую экспедицию на поиски Южных земель. По этому поводу капитан писал, что его обязывают идти к новым территориям, держась при этом максимально высоких широт, и он собирается поступить именно так. На этот раз экспедиция шла не одним, а двумя судами - «Резолюшн» (капитан Кук) и «Эдвенчур» (Тобиас Фюрно). В состав исследовательской группы снова включили астронома, ботаника, художника и двух натуралистов – Иоганна Рейнхольда и Георга Форстера.

Из Плимута путешественники пошли на Юг, желая найти остров, якобы виденный ранее, но ничего так и не отыскали. В январе семьдесят третьего года впервые в мире корабли, созданные человеком, перевалили за полярный круг. Разразившийся шторм разбросал путешественников, которые так и не смогли обнаружить друг друга. Потому сам Кук пошел в сторону Новой Зеландии, где было назначено место экстренной встречи в заливе Шарлотты. Фюрно направился к Тасмании, но решив, что она только часть Австралии и обогнуть ее не получится, тоже повернул к назначенной бухте. В середине лета оба корабля покинули это удобное место, чтобы исследовать Тихий океан в области, что примыкала к Зеландии.

Интересно

В 1773 году на корабль «Эдвенчур» из-за неправильно организованного режима питания свалилась жуткая цинга. Делать было нечего: чтобы не потерять команду, проявив характер, Джеймс Кук направился на дружественное Таити. Там удалось пополнить запасы овощей и фруктов и вылечить практически всех цинготных. Так обычному моряку удалось выяснить, что витамины растительного происхождения благотворно влияют на организм и купируют все симптомы этой страшной болезни.

Далее события развивались, словно в настоящем фильме ужасов. Ничто беды не предвещало: на островке Хуахине удалось приобрести триста или четыреста голов свиней. Ульетеа, Эуа и Тонгатабу показались капитану истинным раем, а жители — ангелами.

Возле Новой Зеландии шторм снова разбросал корабли. В заливе Шарлотты «Эдвенчура» не оказалось, и Кук стал ждать. Во время вынужденной трехнедельной стоянки моряки обнаружили, что местные жители вовсю практикуют каннибализм. Джеймс решает оставить записку и выдвигаться дальше. Только спустя семь дней второй корабль вернулся в бухту. Семнадцатого декабря восемь матросов и два боцмана высадились на берег за фруктами, но сами стали обедом для туземцев. Это произвело настолько сильное впечатление на капитана Фюрно, что он направил корабль на Кейптаун, а потом и домой, оставив руководителю экспедиции подробный отчет о случившемся.

Тем временем «Резолюшн» посещает остров Пасхи, Маркизские острова и снова Таити, мореплаватели заходят на Хуахин и Раиатеа, а на Фиджи даже попадают в переделку – аборигены тут настроены воинственно и недружелюбно. В сентябре Кук открывает новую Каледонию, а чуть позже и Новую Георгию. Но в заливе Шарлотты «Эдвенчура» так и не обнаруживает. Только в Кейптауне Джеймс получает записку от Фюрно и сразу же направляет корабль обратно в Англию.

Разыскание Северо-Западного прохода в третьей экспедиции

Третья по счету экспедиция Джеймса Кука была направлена на то, чтобы отыскать водный проход на севере, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Первым кораблем так и остался замечательный угольщик «Резолюшн». Вместо «Эдвенчура» решено было отправить другое судно – «Дискавери» с капитаном Чарльзом Клерком на борту. Оба отплыли из Плимута, держа курс на Кейптаун, в доках которого были капитально отремонтированы через пару недель. Через Кергелен и Тасманию они прибыли на Таити, а потом пересекли экватор и открыли остров Рождества. В январе 1778 года были обнаружены и нанесены на карту Гавайские острова, о которых ранее никто ничего не знал.

На побережье Канады корабли оказались в жутком шторме, но все равно продолжили движение. Они прошли по Берингову проливу, перешли Северный полярный круг и по Чукотскому морю собирались обойти материк. Однако уперлись в огромную белоснежную пустыню. Разбить многовековые льды даже мечтать было глупо, пришлось вернуться. На Алеутских островах морякам посчастливилось встретить русских охотников и трапперов, которые про Джеймса Кука уже слышали. Они дали ему карту знаменитого Беринга, на удивление точную и подробную.

В конце ноября семьдесят восьмого года корабли добрались до Гавайских островов, но нормальную стоянку отыскали только в январе следующего года. Туземцы проявили крайнюю дружелюбность, массово сосредоточились вокруг путешественников, всем интересовались и везде совали свой нос. Сперва Джеймс был принят за одно из их божеств, но вскоре отношения стали катастрофически портиться. Аборигены начали воровать и даже нападать на людей из экспедиции.

Кто же на самом деле съел исследователя

Вопреки известной песне Высоцкого, который точно знал, что сделал Джеймс Кук и чем закончился его роковой поход на Гавайи, никто точно не знает, что случилось с телом морехода на самом деле. Но давайте не будем забегать вперед и разберемся с деталями. Роковая стычка случилась, когда капитан с матросами хотел отобрать у аборигенов баркас, накануне стащенный с корабля. Он пригласил на борт вождя, тот согласился, но уже у самой кромки воды передумал. Путешественник попытался уговорить его, но собравшиеся на берегу люди вели себя угрожающе, они стали кидать копья и стрелять из луков по европейцам.

Четырнадцатого февраля 1779 года, в жуткой суматохе, среди диких воплей разъяренной многотысячной толпы, пятидесятилетний исследователь Джеймс Кук был убит, вероятно — копьем в область затылка. Увидев, что капитан упал бездыханным, матросы быстренько ретировались на корабль. Клерк в своем докладе о происшествии утверждал, что это была роковая случайность. Дикари не собирались заходить так далеко и даже стали формировать живой коридор, чтобы выпустить путешественников. Капитан «Дискавери» несколько дней безрезультатно добивался мирным путем выдачи тела погибшего, но никто не желал слушать тех, кто статус богов безнадежно утратил.

Расстроившись и рассердившись, Чарльз Клерк приказал безжалостно сжечь все прибрежные поселения. Перепуганные, загнанные вглубь острова аборигены согласились на его условия и 22 февраля доставили на корабль корзину с мясом. Там была и полуразложившаяся человеческая голова, в которой недоставало нижней челюсти. Эти останки были в тот же день преданы пучине, как и положено морякам. Никто по сегодняшний день точно не знает, принадлежали ли они капитану, и ели ли его мясо туземцы. Сам Клерк скончался вскоре от туберкулеза и до Англии не доплыл.

Наследие английского капитана для географии: в память о Куке

Благодаря этому удивительному человеку, его природным способностям и педантичному отношению к работе, были получены уникальные карты. Они оказались такими точными и достоверными, что использовать их было принято вплоть до окончания девятнадцатого века. Подобных картографических работ на то время не было больше ни у кого, разве что у Беринга, только исследовал он совсем иную местностью.

Характер Джеймса Кука всегда отличался терпимостью, но и это не помогло ему спастись от беды. Несмотря на это, память о нем живет в сердцах потомков. Кроме пролива, его именем назван крупный архипелаг в Тихом океане. В честь названия судна, на котором ходил капитан, назвали командный модуль корабля «Аполлон-15». Кроме того, существует даже кратер на светлой (видимой) стороне Луны, носящий имя Джеймса Кука.