Археологические памятники античного и средневекового крыма. — Древние памятники, раскопки

В шестом веке до н. э. на Крымском полуострове было основано первое поселение древних греков, так было положено начало Великой греческой колонизации на Северном Причерноморье. Древних греков влекли сюда плодородные земли, благоприятные условия для скотоводства и торговли, их не пугали ни холодный климат, ни враждебность скифов и тавров, которые населяли в то время территорию Крыма. Сегодня на месте некоторых древнегреческих городов располагаются руины крепостных стен, остатки жилых и подсобных помещений, музеи с античными предметами, которые бережно хранятся и являются достопримечательностями Крымского полуострова.

Керкинитида – античность под куполом

Одним из первых древнегреческих городов, основанных на западном берегу Крымского полуострова, была . Основан город был на территории современной Евпатории на рубеже VI-V веков до нашей эры и вплоть до конца четвёртого столетия существовал как отдельное государство, которое активно вело торговлю, занималось земледелием, различными ремёслами и чеканило свои монеты. В период IV-II веков до н. э. Керкинитида входила в состав Херсонеса и занималась поставкой хлеба, после чего в результате греко-скифских войн Керкинитида была разрушена.

Остатки древнегреческой колонии хранятся под стеклянным куполом в Евпатории на улице Дувановской, на набережной Горького и в краеведческом музее города. Здесь туристы и жители Евпатории могут увидеть основания жилых построек Керкинитиды и предметы быта древних греков.

Калос Лимен – историческая достопримечательность п. Черноморское

В IV столетии до нашей эры на территории современного посёлка Черноморское был основан древнегреческий город . Жители города занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Из-за благоприятного географического положения и удобной бухты Калос Лимен часто подвергался набегам более сильных соседей и к концу IV века стал частью Херсонеса. Во II веке до н. э полис находился под властью скифов, но спустя несколько десятилетий вновь стал греческим городом. В начале нашей эры Калос Лимен был окончательно разрушен.

Сегодня на месте античного города находится исторический памятник и «Калос Лимен», где можно увидеть руины древнегреческой крепости, жилых домов, остатки центральных ворот города и плиты главной улицы, на которой сохранились следы колесниц.

Калос Лимен

Херсонес Таврический – памятник мирового значения в Симферополе

В середине первого столетия до н. э. на юго-западном берегу Крымского полуострова был заложен . Около двух тысяч лет этот древнегреческий город являлся политическим и культурным центром близлежащих греческих колоний, он вошёл в историю Древней Греции, Римской Империи и Византии. Именно здесь Великий князь Владимир принял крещение, в честь этого события на бывшей площади Херсонеса был воздвигнут Владимирский собор.

На сегодняшний день руины этого античного города являются историческим памятником мирового значения и находятся под охраной ЮНЕСКО. «Херсонес Таврический» включается в себя несколько экспозиций и крупный научно-исследовательский центр.

Пантикапей – археологический музей в Керчи

В первой половине VI столетия до нашей эры в восточной части Крыма на территории города Керчь был основан древнегреческий полис . Город быстро развивался и уже в V веке стал столицей Боспорского государства, объединив ближайшие города. Пантикапей являлся ремесленным, торговым и культурным центром Боспора здесь чеканились золотые, серебренные и медные монеты, а общая площадь полиса составляла около 100 гектар.

Руины Пантикапея располагаются в центре Керчи на склонах и вершине горы Митридат, здесь же находится историко-археологический музей, экспонатами которого являются амфоры расписные керамические изделия, монеты, эпиграфические документы и другие археологические находки с раскопок Пантикапея.

Харакс – крепость и дворец в Гаспре

В I веке нашей эры после победы римской армии над тавро-скифским войском, которое держало в осаде Херсонес, римляне строят крепость-город на мысе Ай-Тодор. Крепость являлась не только пристанищем римского гарнизона, но и центром, где сходились основные морские и сухопутные пути. Сегодня от неё остались только руины из камня и кирпича и украшенный мозаикой водоём.

Остатки крепости Харакс располагаются на территории санатория Днепр, где также сохранился знаменитый дворец Харакс, построенный для Георгия Михайловича Романова в начале XX века. На территории санатория проводятся экскурсии, а во дворце находится главный корпус для проживания гостей.

Неаполь Скифский – археологический заповедник в Симферополе

В III веке до нашей эры на юго-восточном берегу Крымского полуострова был основан город Неаполь – столица Позднескифского государства. Основательные сооружения в греческом стиле, каменные жилые и подсобные помещения, ремесленные мастерские, зерновые ямы, найденные археологами, дают понять, что поздние скифы уже не являлись кочевым народом, а активно занимались земледелием скотоводством и ремёслами.

В археологическом заповеднике « » можно увидеть остатки крепостной стены города, посетить мавзолеи древнескифских царей и узнать про культуру и быт скифов.

Если Вы планируете путешествие в Крым, то обязательно включите в свой маршрут античные достопримечательности. Здесь Вы не только сможете прикоснуться к настоящей древности, но и послушать интересные рассказы экскурсоводов и расширить свой кругозор. Путешествуйте и познавайте!

Археологические памятники (А. А. Щепинский)

Под этим термином подразумеваются древние оборонительные жилые, хозяйственные, культовые и погребальные сооружения, наскальные изображения (иероглифы), орудия труда, оружие, утварь и многие другие остатки былой человеческой жизни, встречаемые на земле, под землей, в воде и т. д. В нашей стране они являются достоянием народа и охраняются государством. Их поиски и раскопки проводятся только археологами по особым разрешениям. Памятники археологии позволяют прочесть наидревнейшие страницы человеческой истории и восстановить события, происходившие за много тысячелетий до появления письменности. Так, по очень скупым письменным свидетельствам, о древнейших обитателях Крыма можно судить не более как за 2500-2700 лет, а по археологическим источникам не менее чем за 250 тыс. лет.

В Крыму археологические памятники распространены повсеместно: на Южном берегу, в горах, в степях, Присивашье, на Керченском и Тарханкутском полуостровах. Начало их изучения относится к концу XVIII-XIX вв. и связано с именами таких видных исследователей, как П. С. Паллас, П. П. Сумароков, П. А. Дюбрюкс, А. И. Стемпковский, Ф. Дюбуа де Монпере, П. И. Кеппон, Г. А. Караулов, К. С. Мережковский и др.

Археологические памятники принято подразделять и историческим эпохам, периодам, этапам, культурам и т. д. В этой последовательности, начиная с древнейших эпох, и рассматриваются основные археологические памятники Крыма.

Ранний палеолит. Представлен материалами ашельского (от 300- 250 до 100 тыс. лет назад) и мустьерского времени (100-40 тыс. лет назад). Ашельские стоянки-мастерские располагаются на высоких водораздельных хребтах окрестностей Бахчисарая (Шары I-III, Бодрак I-III, Бакла) и Белогорска (Цветочное, Каракуш и др.). Эти стоянки по особенностям найденных на них кремневых орудий (рубил, скребел и т. и.) следует выделить в особый ашельский регион юга европейской части СССР.

Лучше изучена эпоха мустье, представленная не менее чем 70 памятниками, которые по своему местоположению делятся на две группы - пещерного типа, т. е. расположенные в естественных убежищах иод защитой скал (гроты, навесы), и открытого типа - находящиеся на речных террасах, яйлах, морском побережье. Исходя из функционального назначения, характера и количества находок, все мустьерские памятники делят на пять групп: 1) долговременные поселения - Киик-Коба, Пролом, Заскальпая I-IX, Ак-Кая, Волчий грог, Чокурча, Кабази I, Шайтан-Коба, Староселье и др.; 2) кратковременные, сезонные охотничьи стоянки (стойбища) - Кара-Кигай, Окуп, Киятская засуха, Первомайское, Аджи-Коба, Чагорак-Коба, Сары-Кая, Родниковое, Красная, Улу-Узень, Холодная балка II и др.; 3) отдельные местонахождения - Новый Свет, Караби-яйла, Ай-Петри, Присяжная, балка Осипова и многие другие; 4) мастерские - Скалистое, Бакла; 5) культовые, обрядовые места - площадка у входа в Чокурчу, Холодная балка.

Помимо многочисленных кремневых изделий и костей животных, на которых охотился человек, на четырех мустьерских поселениях - Киик-Коба, Староселье, Заскальяая V и VI обнаружены остатки сколетов восьми неандертальцев - носителей мустъерской культуры. В СССР, не считая Крыма, известен только один случай.находки неандертальского скелета - грот Тешик-Таш в Узбекистане.

Поздний палеолит (40-10 тыс. лет назад). К этой эпохе относятся как пещерные стоянки (Аджи-Коба на Караби-яйле, Буран-Кая в долине р. Бурульчи; верхний слой Заскалыюй IX у Белогорска; Шайтан-Коба II в долине р. Бодрак; Качинский навес на р. Кача; Сюрень I в долине р. Бельбек), так и стоянки открытого типа (Малиновка - в долине р. Альмы, Донское на р. Бурульче). Наиболее интересные материалы дали раскопки в Сюрени I, где выявлено три культурных горизонта, позволяющих охарактеризовать все этапы позднего палеолита (ориньяк, солютре, медлен).

Мезолит (10-8 тыс. лет назад). К этому периоду относится не менее 15 пещерных и 10 открытых стоянок. Наиболее ярко мезолит представлен пещерными стоянками в юго-западной части Крыма (Шан-Коба, Мурзак-Коба, Фатьма-Коба, Кара-Коба, грот Водопадный, Замиль-Коба I и II, Алимов навес, Таш-Аир I). В северо-восточной части полуострова известна только одна стоянка (Буран-Кая). Стоянки второй группы - открытого типа - исследованы на яйлах (Чатырдагской, Айпетринской, Долгоруковской) и на Керченском полуострове (Фронтовое I и II, Кой-Асан, Алексеевка I, Луговое I, Ленинское и др.). Многие исследователи к мезолиту относят и нижний слой стоянки Кукрек в верховьях долины р. Зуи. Интересные стоянки этого времени открыты на Южном берегу в урочище Ласпи. Пещерные памятники - это постоянные поселения, а керченские и яйлипские - весенне-летне-осенние стойбища охотников и собирателей. Сезонный характер, очевидно, носят и южнобережные стоянки, связанные с морским прибрежным промыслом.

В пределах Украины памятники этого времени составляют особую крымскую мезолитическую группу. Исходя из особенностей инвентаря, в мезолите Крыма выделяют две культуры - раннюю, шанкобинскую (азильскую) и позднюю, мурзак-кобинскую (тарденуазскую). Для первой типичны массивные резцы, скребки, ножевидные пластинки и сегменты, для второй - геометрической формы орудия, а также усложнение техники их обработки.

В пещере Мурзак-Коба выявлено парное захоронение - мужчины (40-50 лет) и женщины (20-25 лет), в пещере Фатьма-Коба женщины (40 лет), в пещере Замиль-Коба - обломки черепа. Все это останки кроманьонцев.

Неолит (8-6 тыс. лет назад, или около 5500-3200 гг. до и. э.) представлен материалами не менее 50 поселений и стоянок в горном Крыму - Ат-Баш, Балин-Кош, Юсуповский бассейн, Ай-Петри, Эклизи-Бурун, Кизил-Коба; в юго-западном - Замиль-Коба II, Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба; центральном - Константиновна, Денисовка; в северо-восточном - Кукрек; степном - Ишунь, Долинка, Мартыновна; на Керченском полуострове - Фронтовое II, Луговое, Тасуново, Ленинское, Кой-Асан и др. Известен и один коллективный могильник траншейного типа (с. Долинка). Инвентарь разнообразен: многочисленные кремневые изделия микролитического облика - нуклеусы, скребки, резцы, трапеции, сегменты, проколки, наконечники, а также обломки остродонной лепной керамики. Среди этой древнейшей глиняной посуды выделяются фрагменты тонкостенных сосудов с подлощеной коричневато-серой поверхностью. Появляются так называемые кремневые трапеции со струганой спинкой - признак, типичный для неолита Крыма. Хорошо представлены вкладыши кукрекского типа, первоначально обнаруженные только в стенной и северо-восточной части Крыма (Кукрек).

Энеолит (III тыс. до н. э.). Наиболее яркими памятниками являются многочисленные курганы равнинной части Крыма, Присивашья, Керченского полуострова, Тарханкута и района предгорий. Наиболее известны энеолитические курганы Кеми-Оба у Белогорска, Курбан-Байрам близ Красноперекопска, Золотой у Симферополя, Казанки и Эндекли-Оба у Бахчисарая и многие другие.

Поселения и стоянки в большинстве случаев открытого типа, они тяготели к плодородным речным долинам. На морском побережье - от Черноморского на западе до Судака %на востоке - обнаружены стоянки типа «раковинных куч». В энеолите наряду с кремневыми изделиями и керамикой встречаются изделия из меди и медно-мышьякового сплава. В Крыму известны две энеолитические культуры: кеми-обинская и древнеямная. Первая из них впервые выделена в Крыму после раскопок кургана Кеми-Оба у Белогорска. Ныне на юге европейской части СССР выделяется обширная кеми-обинская культурно-историческая область, состоящая не менее чем из трех локальных вариантов - Крымского, Приазовского и Северо-Причерноморского.

В особую культурно-историческую область входит и древнеямная культура Крыма. К уникальным памятникам кеми-обинской культуры относятся наскальная роспись Таш-Аира I, антропоморфные стелы из Казанков, Ак-Чокрака и Верхоречья, а также стела с культовой сценой пахоты из Бахчи-Эли у Симферополя.

Эпоха бронзы (II - начало I тыс. до н. э.). В Крыму она представлена тремя культурами (катакомбной, культурой многоваликовой керамики и срубной). Южная граница распространения этих культур - второе межгрядовое понижение (полоса предгорий). В горном Крыму памятников эпохи бронзы известно мало и они недостаточно изучены. В зоне морского побережья от Гераклейского до Керченского полуострова расположены поселения второй половины II тыс. до н. э., которые условно можно выделить в особую приморскую культуру («береговой вариант позднекатакомбиой»).

В Крыму большинство погребений эпохи бронзы впущены в насыпи энеолитических курганов. В быту человека наряду с каменными изделиями широкое распространение получают бронзовые. На поселениях сооружаются каменные жилые и хозяйственные постройки.

Эпоха раннего железа (VIII в. до н. э. - IV в. н. э.). Наиболее ранние памятники этого времени: 1) киммерийские (курган у с. Зольного на окраине Симферополя, курганы степного Крыма, Алимовское поселение у Симферополя, циклопические сооружения Золотого кургана у Керчи и т. д.); 2) кигил-кобинские поселения (Симферопольское, Холодная балка, Нейзац, Таш-Джарган II, Дружное); пещерные святилища (Кизил-Коба, Ени-Сала, МАН, Змеиная пещера); подкурганные погребения (Симферопольское водохранилище, Марьино, Кольчугино, Новонавловка, Водопойное и др.); 3); гаврские поселения и городища (Таш-Джарган I, Алимов навес, Мраморное и др.); погребальные каменные ящики (Кизил-Таш, Аланка, Карасу-Баши, Карлы-Кая Чуюнча, Дружное II и III, Уч-Баш, Таш-Джарган I, Баштановка, Таклук, Малаба, Корамен, Тоха-Дахыр, Гаспра, Кошка и многие другие).

Киммерийские и кизил-кобинские памятники известны на территории всего Крыма и за его пределами, таврские - только в горной части и на Южном берегу.

Следующую группу составляют скифские памятники (VII Я. до п. э. - III в. п. э.). Наиболее ранние из них - погребения в курганах Темир-гора, Куль-Оба, Золотой курган, Три брата на Керченском полуострове, Золотой курган и Талаевскнй у Симферополя и другие. Бесспорных раннескифских поселений VII-VI вв. до н. э. в Крыму не выявлено, но на Керченском полуострове у нынешних сел Сазоновка, Андреевка, Марьевка открыты сельские поселения VI-V вв. до н. э., которые возникли, как полагают исследователи, за счет оседания кочевых скифских племен. Однако типично скифскими их считать нельзя, так как в их культуре широко представлен материал античных ремесленников с ярко выраженными греческими традициями. Все эти поселения находились на царской или государственной земле Боснорского царства, следовательно, в тесной зависимости от последнего.

К этому же кругу памятников относятся поселения V-III вв. до н. э. - Марфовка, Золотое, Слюсарсво, Сокольскоо, Мысовое, Огоньки, Заморское, Фронтовое и другие на Керченском полуострове. Помимо местной лепной и гончарной античной керамики и иного инвентаря, здесь выявлены несколько углубленные в землю каменистые или глиняные жилища, зерновые ямы и т. д.

В конце IV-III вв. до н. э.- III в. н. э. в Крыму складывается позднескифское государство, развалины столицы которого - Неаполя скифского - находятся в юго-восточной части Симферополя. Сохранились остатки оборонительной стены с центральными городскими воротами, мавзолея скифского царя Скилура, зерновых ям, стен общественного здания, богатого жилого дома с полуподвалом, здания с фресками, уникальные расписные склепы, вырубленные в скале и т. д.

Известны и другие позднескифские городища, убежища и поселения - Кермен-Кыр, Залесье, Таш-Джарган, Доброе, Заветное, Заячье, Беки-Эли в предгорье. Чайка, Аирчи, Беляус, Джан-Баба, Караджа, Южно-Донузлавское, Тарпанчи и другие на Тарханкуте. Много их в последние годы обнаружено в северо-восточном Крыму.

Мировой известностью пользуются античные памятники Крыма. Среди них особое место занимает Херсонес (в черте современного Севастополя), просуществовавший около двух тысяч лет (с последней четверти V в. до н. э. до первой половины XV в. н. э.) Здесь сохранились мощные крепостные стены и башни, городские ворота III в. до н. э., остатки античного театра (III-II вв. до и. э.- IV в. и. э.), улицы и кварталы с дворами, колодцами, жилыми и общественными зданиями. Привлекают внимание башня Зенона, крестообразный храм с мозаичным полом, базилики VI-X вв., крещальня VI-VII вв. и многое другое. К югу от Херсонеса па Гераклейском полуострове - многочисленные херсонесские земельные наделы с остатками сельских усадеб. Это хора (округа) античного города.

Считается, что сельскохозяйственная округа херсонесского государства протянулась и на многие километры йдоль северо-западного побережья Крыма. Помимо Керкинитиды (возникла на рубеже VI-V вв. до н. э. па место нынешней Евпатории), здесь находятся Калос-Лимен (ныне п. г. т. Черноморское), а также ряд укреплений (Чайка, Беляус, Кульчук, Караджа, Маслины), укрепленные поселения (Тарпанчи, Джан-Баба), не укрепленные поселения (Панское I, Маяк, Южпо-Допузлавское, Межводное, Западно-Донузлавское), изолированные сельские усадьбы (мыс Ойрат, Акчи-Сарай, Окуневка I, Панское III, Гроты) и многие другие памятники конца IV -начала II вв. до н. э., обязанные своим происхождением древним грекам и поздним скифам.

Не позднее VI в. до н. э. (а быть может, и в VII в. до н. э.) на месте пынешпей Керчи древними греками был основан Пантикапей - столица Боспорского царства. Укрепленная его часть - религиозно-политический центр - располагалась па вершине горы Митридат. Здесь найдены обломки колонн и статуй, руины жилых и хозяйственных построек, ремесленные мастерские. Город имел двойную линию оборонительных стен с башнями высотой до 7-10 м и толщиной до 2,5 м. Сохранились остатки пританея - дома городских властей, длиной 30 м и шириной 15 м; примыкающий к зданию дворик был окружен колоннадой дорического ордера.

В нескольких километрах от Пантикапея, на скалистом мысу северной части бухты, - другой боспорский город, - Мирмекий (середина VI в. до н. э. - III в. н. э.), в свое время хорошо укрепленный. В центральной части Мирмекия сохранились остатки жилищ и стены большого общественного здания III в. до и. о., рыбозасолочные ванны, винодельни III в. до н. э. В скалах над морем находились склепы, в одном из которых стоял украшенный скульптурными рельефами саркофаг, ныне хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Поблизости от Пантикапея, большей частью на берегу Керченского пролива, еще несколько античных городищ: Парфений, Порфмий (с акрополем на вершине холма; некогда был окружен мощными оборонительными стенами), Илурат (город-крепость, сохранились руины оборонительных стен и башен, городские кварталы с жилыми домами, водостоками), Тчритака (выявлены остатки оборонительных стен и вала, дом VI в. до н. э., постройка раннесредневекового времени - христианский храм VI в. н. э.), Нимфей (уцелели остатки древней оборонительной стены, каменные здания VI-V вв. до н. э., святилище Деметры, хозяйственные постройки). В 45 км к югу от Керчи, у подножия горы Опук, - городище Киммерии (VI в. до н. э. - III в. н. э.), некогда большой торговый порт Боепорского царства. Западнее городища - Узунларское озеро с примыкающим к нему Узунларским (Аккозским) рвом и валом. Это мощное оборонительное сооружение, возведенное для защиты Боепорского государства от кочевников, пересекает Керченский полуостров с севера на юг, от Азовского до Черного моря.

К античному времени (середина VI в. до н. э.) относится и Феодосия, которая на первых порах была серьезным конкурентом Пантикапея, а примерно с 380 г. до н. э. стала самым западным городом Боепорского царства.

Мировой славой пользуются произведения боепорского искусства: склеп Деметры, надгробные рельефы, памятники зодчества - Царский и Мелек-Чесменский курганы, замечательные образцы античной скульптуры.

Сравнительно мало в Крыму выразительных памятников сарматской культуры. Это главным образом отдельные нодкурганные погребения, в том числе Ногайчинский курган, содержавший богатое захоронение сарматской царицы или жрицы. Однако влияние сарматской культуры прослеживается в инвентаре, погребальном обряде и т. д. позднескифских, боспорских и других памятниках Крыма.

Средневековье в степном Крыму представлено по преимуществу кочевническими погребениями в насыпях древних курганов (Сары-Булат, Портовое, Мартыновна и др.), остатками временных стоянок, небольших поселений и т. д. Особое место среди степных древностей занимают половецкие «каменные бабы», которые стояли в святилищах на вершинах курганов (Водопойное, Чокрак, Восход), а в настоящее время хранятся в музеях.

На остальной части Крыма, среди наиболее ярких и выразительных памятников V-VII вв., помимо Херсоиеса, выделяются руины Алустона (ныне Алушта) и Горзувит (Гурзуф) - стратегически важных византийских крепостей на Южном берегу. Такое же укрепление VI в. известно в Судаке у подножия Крепостной горы.

В юго-западном Крыму в средневековое время возникают «пещерные города» - Каламита (Инкерман), Эски-Кермен, Сюрень, Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале, Бакла и др. Они располагаются на живописных скалах, господствующих над горными ущельями и долинами. Одни из них - крупные города площадью до 10-15 га (Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Кыз-Кермен), другие поменьше-всего 1-2 га (Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление).

Бакла , самый северный «пещерный город», возник ранее других - в IV в. н. э. Находится в междуречье Альмы и Бодрака, близ с. Скалистого. В обрывах скал высечены многочисленные хозяйственные помещения, зерновые ямы, казематы, гробницы, храмы. На плато - остатки крепости (стен и башен), жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений.

Чуфут-Кале (на юго-восточной окраине Бахчисарая) - популярный «пещерный город», с хорошо сохранившимися наземными постройками, оборонительными сооружениями и т. д.

Тепе-Кермен , близ Бахчисарая,- феодальный замок или укрепленный монастырь, с многочисленными вырубленными в скале «казематами», пещерной церковью VIII-IX вв. и развалинами каменных сооружений.

Качи-Кальон - поселение и монастырь, на берегу Качи у с. Предугцельного. В обрывах скал и отдельных глыбах - монастырские помещения, кельи монахов, пещерный храм. Много тарапанов (виноградо да вилен).

Мангуп, или Мангуп-Кале , - самый большой и эффектный «пещерный город». В XIV-XV вв. - столица княжества Феодоро. Хорошо сохранилась цитадель, много искусственных пещер, наземных построек.

Эски-Кермен , в 7 км от Мангупа, - средневековый город с пещерными храмами (в двух сохранились фрески) и другими сооружениями, как вырубленными в скалах, так и наземными.

Как полагают исследователи, возникновение «пещерных городов» Крыма было вызвано экономической и политической обстановкой, сложившейся в юго-западной Таврике после гуннского нашествия, и свидетельствует о зарождении феодального общества. Многие из них погибли под ударами поздних кочевников, меньшая часть (Мангуп, некоторые монастыри) продолжала существовать.

На перевалах Главной горной гряды, очевидно, в это же время, сооружаются каменные стены. Известны они в районе Чигснитры на Караби-яйле (над с. Приветным), Каратау, Таш-Хабах, между Северной и Южной Демерджи и в других местах. Как полагает ряд исследователей, стены были построены по указанию византийского императора Юстиниана I. Свое существование они прекратили в VIII-IX вв., возможно, в результате хазарского нашествия.

Хорошо сохранилась генуэзская крепость в Феодосии (средневековая Кафа). Особенно приметны башня Климента VI (1348 г.), над бывшей Карантинной слободкой, и башня св. Константина (1382-1448 гг.) в центральной части города.

Интереснейшим архитектурно-археологическим памятником Крыма является крепость в нынешнем городе Судаке (Сугдея у греков, Сурож у русских, Солдайя у генуэзцев). Это крупное укрепленное поселение, обнесенное двумя ярусами оборонительных сооружений - стен и башен. Ранний строительный период этого памятника относится к византийскому времени, поздний, основной,- к генуэзскому (XIV-XV вв.), поэтому крепость обычно называют генуэзской.

К средневековому времени относится открытое поселение на холме Тепсень в п. г. т. Планерском. Поселения VIII-IX вв. обнаружены па побережье между Судаком и Алуштой (Вороп, Чобан-Куле, Канакская балка).

Из укреплений на Южном берегу Крыма назовем: Кастель у Алушты, Крестовая над Алупкой, Псар-Кая у Гаспры, Учан-Суисар близ Ялты, Б"шок-ГТеар у с. Оползневого, Пахкал-Кая, Сераус. Один из них являются крупными городищами, другие дозорными пунктами и т. д.

Отметим и такие средневековые памятники верховьев рек Качн и Бельбека, как Басман, Бойка, Сююрю-Кая, Сандык-Кая. Здесь можно видеть развалины оборонительных стен, жилых и хозяйственных построек, руины башен, каменных оград, террас, остатки дорог, построек, усадеб, зерновых ям, склепов, надгробий, часовен н т. д.

О высоком уровне культуры средневековой армянской колонии в восточном Крыму можно судить по остаткам замечательного монастыря Сурб-Хач (основан в XIV в.) около Старого Крыма. В монастыре сохранилась роспись XIV-XV вв. В Старом Крыму находятся развалины большого мусульманского духовного училища (медресе) с примыкающей к нему мечеть хана Узбека (построена в 1314 г.). Поблизости мечеть Кургаум-Джами (конец (XIV в.).

Интересный памятник - мечеть XIV в. Эски-Сарай, расположена она у с. Пионерского близ Симферополя.

Среди позднесредневековых памятников особой популярностью пользуется бывший ханский дворец в Бахчисарае. К этому же периоду истории Крыма относятся развалины турецкой крепости Еникале («новая крепость»), в 14,5 км к северо-востоку от Керчи, а также турецкая крепость у основания Арабатской стрелки. На северных границах полуострова но узкому перешейку суши между Каркинитским заливом Черного моря и Сивашом проходит знаменитый Перекопский ров и вал (очевидно, возникший в скифское время) с остатками еще одного татаро-турецкого укрепления - Ор-Капу. Интересны позднесредневековые памятники Евпатории: мечеть Джума-Джами; текне дервишей (мусульманский монастырь), единственный подобный памятник в Крыму; турецкая баня, средневековые караимские постройки - храмы, жилые дома.

Известны в Крыму и другие поздне средневековые памятники. Но это уже не столько памятники археологии, сколько памятники истории и архитектуры.

Археология Крыма

На северных берегах Чёрного моря, в частности в Крыму, с глубокой древности перекрещивались сухопутные и морские дороги. Здесь причудливо переплетались пути много-тысячелетней истории человечества, здесь формировались, устраивали свои кочевья, оседали, смешивались различные племена и народы. Не случайно поэтому в Крыму так много археологических памятников. По обилию и разнообразию памятников материальной культуры Крым может служить своего рода лабораторией для изучения условий жизни человека на разных ступенях его развития.

Из следов первобытного человека на Южном берегу известно немало находок. Это – примитивные кремневые орудия труда, охотничьи стойбища и пещерные стоянки палеолитического, мезолитического и неолитического человека, могильники Гаспры, горы Кошки у Симеиза и другие, относящиеся к эпохе раннего железа. Древнейшие стоянки и поселения людей, найденные на Крымской земле, относятся к IV- III тысячелетию до н.э. На территории полуострова жили тогда племена четырёх основных культур того времени: ямной, кемиобинской, катакомбной и срубной. Племена ямной, катакомбной и срубной культур названы по типам оставленных ими могил – простых ям, катакомб, срубов. Что касается кеми-обинцев, они получили своё условное название от раскопанного в 1957 г. кургана Кеми-Оба (вблизи Белогорска). Курганы – очень характерное явление для южнорусской равнины, Тамани, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма. В Крыму наибольшее количество курганов известно на Керченском полуострове и Тарханкуте. Немало их и в центральной части полуострова, а также в предгорьях.

Издревле курганы были местом захоронения и представляли собой надмогильную насыпь из земли и камня полушаровидной формы. Одновременно они служили сторожевыми и наблюдательными пунктами, указателями дорог, ориентирами. Курган Кеми-Оба состоял из двух малых курганов. Под каждой из этих первичных насыпей раскопками выявлены каменные сооружения. Одно из них полусферической формы, другое – высотой 2м и диаметром 5м – конусообразной. Под обоими сооружениями находились большие погребальные ящики из толстых, тщательно подогнанных дубовых стволов, обработанных каменными орудиями. Археологами установлено, что это захоронение относится к концу III тысячелетия до н.э.

Любопытен с архитектурной точки зрения и другой памятник той же культуры – курган Курбан-Байрам, раскопанный близ Красноперекопска. В высоту курган достигал 6м, а в диаметре 53м. Раскопки показали, что курган был местом захоронения знатного «кеми-обинца», вождя племени, в эпоху ранней бронзы – около 4 тыс. лет назад. На вершинах курганов более позднего времени нередко стояли изваяния – так называемые каменные «бабы». Богатые курганы скифского времени на Керченском полуострове прославились на весь мир своими замечательными каменными и земляными склепами самой разнообразной формы. Это поистине удивительные произведения древней архитектуры и искусства. Интересный курган раскопали в 1960 году у Евпатории: его «полы» обложены большими каменными плитами.

На небольшом кемиобинском кургане у села Казанки близ Бахчисарая стояла антропоморфная (напоминающая фигуру человека) стела. Насыпи более поздних курганов (2,5-2 тыс. лет до н.э.) имели облицовку из камней или дерева, были одеты в каменные панцири, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. Их вершины нередко венчали большие вертикально стоящие камни – менгиры, примитивные изваяния человеческих фигур. Эти большие каменные плиты, оттёсанные в виде человеческой фигуры, где выделена голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III тысячелетия до н.э. Древнейшие знаки и изображения, найденные на полуострове, относятся к концу IV тысячелетия до н.э. В 1935 году на правом берегу реки Кача, на склоне Таш-Аир, археологи обнаружили наскальные изображения, растянувшиеся десятиметровой полосой шириной до ½ м. Хотя рисунки эти и оказались сильно разрушенными природой, от них всё же остались кроме бесформенных пятен, три группы изображений из 35 фигур. Этой своеобразной записи событий из жизни племени, жившего в долине Качи, ни много ни мало, более 4,5 тысяч лет. На этих высеченных на камне и подкрашенных охрой и соком растений рисунках изображены фигуры вооружённых и безоружных людей, звери, повозки…

Древние кеми-обинцы оставили памятник, свидетельствующий о характере их занятий, - изображения различных сельскохозяйственных орудий и упряжки быков. Этот единственный пока рассказ о земледелии эпохи бронзы дошёл до наших дней на большой известковой плите, найденной в 3 км от Симферополя. Длина её 107 см, ширина 70 и толщина 15 см. Нельзя обойти стороной одну особенность кемиобинского погребального обряда. Кеми-обинцы, хороня усопших в каменных или деревянных ящиках, нередко расписывали внутренние стены гробниц геометрическими узорами, нанесёнными красной, чёрной и белой краской.

Самый древний после окончания кемиобинской культуры народ, населявший Крым и передавший векам своё имя – киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тысячелетия до н.э. и оставили после себя много памятников. Основными обитателями горного Крыма античная традиция называет тавров. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплённых убежищ и жилых построек тавров, их гробницы (кромлехи) – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней. Накапливающийся археологический материал привёл к выделению особой культуры, названной кизилкобинской - по месту первых находок в районе Красных пещер – Кизил-Коба. Её носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, примерно в то же самое время – в течение I тысячелетия до н.э. Они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре этих народов оказались существенные различия – так, у кизил-кобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он отсутствует. Разным был и погребальный обряд. Тавры хоронили покойников, судя по найденным могильникам, в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой на запад; вторые – в каменных ящиках, присыпаемых землёй, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. В гробницах и тех и других археологи нашли различные орудия труда – в основном каменные и костяные, потому что к этому времени люди были еще бедны металлами. Однако нашлись бронзолитейные украшения. Железные изделия встречались очень редко.

Найденные таврские укрепления отличаются ярко выраженным своеобразием: стены из необработанных камней, сложенных насухо, иногда с башенными выступами без внутренних камер, примыкают к скалам, образуя одно целое с горным ландшафтом. В первой половине V века до н.э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика – Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида – Евпатория, Калос-Лимены – Черноморское). Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры.

Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры готы, занимавшие тогда весь степной Крым, были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя. До «пещерных городов» легко добраться из Бахчисарая. Забылись их первоначальные имена, заплыли землёй и поросли лесом их развалины, и только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы, колодцы стойко сопротивляются сегодня действию всеразрушающего времени. Пещеры, загадочно зияющие в верхней кромке известняковых обрывов, - эффектный, запоминающийся, но, по существу, чисто внешний признак, механически объединивший поселения начала тысячелетия и средневековья. Среди них преобладают небольшие по площади укрепления – феодальные крепости-замки: Бакала, Тепе-Кермен, Кыз-Куле, Каламита, Сюреньская крепость; сюда же относятся и монастыри – Успенский, Шулдан, Челтер.

Итак, мы познакомились с некоторыми материалами из раскопок и археологических исследований. Это, конечно, далеко не все тайны, которые открыли археологам курганы, древние стоянки, гробницы, пещерные города. Каждая новая находка прибавляет к истории человечества ещё один штрих, ещё один факт. Крымский полуостров, по образному выражению, - «естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня ещё Таврида, её история не до конца изучены. И сегодня ещё Крым можно назвать terra incognita (неизвестная земля). С уверенностью можно сказать, что во всём Мире нет земли, которая была бы так насыщена памятниками всех времён и стольких народов!

Источник: crimea.ru

Южный берег Крыма — историко-археологический заповедник. Здесь сохранились памятники общественно-экономических формаций, исторических эпох Крыма и культур народов. Первые их описания составили П. С. Паллас (1793) и академик П. И. Кеппин (1837). Самые ранние следы пребывания на Южном берегу человека относятся к эпохе палеолита — древнекаменного века: найденным в районе Гурзуфа, близ села Партизанского, кремниевым орудиям более 30 тыс. лет. Люди в это время жили в пещерах, под навесами скал, занимались облавной охотой. Поселения эпохи неолита (VIII-III тысячелетия до н. э.) исследовались в районе Гурзуфа и на Ай-Петринской яйле, у вершины горы Ат-Баш возле Симеиза; каменные орудия этого времени обнаружены и в черте современной Ялты. Два поселения последующих периодов — ранней и поздней бронзы — открыты на горе Кошка, остатки энеолитических поселений — вблизи Ореанды. Основными занятиями людей становятся примитивное земледелие, скотоводство, различные ремесла, охота играет теперь подсобную роль. В первом тысячелетии до нашей эры прибрежную и горную часть Крыма занимали тавры, о происхождении которых существуют разные гипотезы. На рубеже бронзового и железного веков проходило формирование таврской культуры, развитие — в эпоху железа. Летописи о таврах написали античные историки, наиболее обстоятельные — «отец истории» Геродот. Он излогает, что тавры занимались земледелием, скотоводством, в прибрежных районах — рыболовством, мотыжным, охотой. Раскопки нам продемонстрировали что, пользовались они не только металлическими (бронзовыми), но и как правело каменными орудиями труда. У них были уже достаточно развиты ремесла: прядение, ткачество, кости, обработка дерева, металлов и камня, но особенно — гончарное. Большинство известных таврских памятников на побережье относится к VI-V вв. до н. э. Это остатки поселений, убежищ, которые строились в труднодоступных прибрежных скалах. Самые крупные поселения — на мысе Ай-Тодор, на горах Аю-Даг и Кошка. Широко известно и неоднократно описано поселение на горе Кошка. В 1950 и 1955 гг. здесь проводил раскопки археолог П. Н. Шульц, возглавлявший в Крыму Тавро-скифскую экспедицию. Поселение площадью около 1,5 гектара, расположенное на вершине горы Кошка, защищала некогда оборонительная стена (длинна 100м, ширина 2м, высота 3м), в основании которой — циклопическая кладка из крупных каменных блоков. Стена перестраивалась и ремонтировалась в средние века, но ее первый строительный период П. Н. Шульц датирует второй половиной I тысячелетия до н. э. Внутри поселения находились жилые и хозяйственные постройки. Древнейшие из них датируются серединой 1 тысячелетия до н. э. На городище найдены разнообразные предметы домашнего обихода:керамика тавского типа, глиняные пряслица, зернотерки, грузила, костяные иглы, обломки каменных топоров, молотков. Здесь же множество костей животных. Выявлены и средневековые материалы — обломки глазурованных красноглиняных сосудов, амфор, черепицы. Рядом с поселением — мегалитические могильные сооружения тавров. Эти могильники, известные под названием дольменов, или каменных ящиков, были сложены из четырех огромных каменных плит, поставленных на ребро и прикрытых пятой — покровной. Использовались каменные ящики главным образом для групповых погребений. На горе Кошка, в можжевеловой роще, обследовано археологами около 50 каменных ящиков VI-V вв. до н. э. Большинство из них полуразрушено. Раскопки таврского некрополия проводили А. М. Васнецов (1907), П. Н. Шульц (1950). Первые известные в литературе раскопки каменных ящиков на Южном берегу Крыма (в Алупке) относятся к 1863г. На территории Ялты их находили в конце XIX в. на Поликуровском холме, в парке Мордвинова, у дачи «Квисисана» врача Вебера. Раскопаны таврские могильники у мыса Ай-Тодор, в районе Гаспры, Ореанды. Самый «западный» из обследованных дольменов обнаружен на сколе яйлы между Кикенеизом (ныне Оползневое) и морем. В 1905 г. А. Л. Бертье-Делагард открыл на северо-западной окраине Ялты у горного ручья (урочище Селим-Бек) единственное на побережье позднетаврское открытое святилище богини Девы (конец I в. до н. э. — середина IV в. н. э.).

Среди жертвенных предметов оказались кости диких и домашних животных, статуэтки Девы (от самых примитивных до выполненных в подражание античным), монеты Херсонеса, Пантикапея, средиземноморских городов. Святилище, относящееся к III в. до н. э. — III в. н. э., обнаружено археологом Н. Г. Новиченковой на так называемом Гурзуфском седле в 1918 г., во время прокладки трассы газопровода Ялта — Алушта по Главной гряде Крымских гор. Жертвоприношения приносились различным богам — Деве, Артемиде, Исиде, Посейдону, Гермесу. Среди многочисленных находок — металлические орудия труда, медицинские инструменты, рыболовные принадлежности, античные монеты различных городов. Некоторые находили (монеты, статуэтки богов) уникальны. В 60-х годах I в. н. э. центральное таврское поселение на мысе Ай-Тодор заняли прибывшие из Херсонеса римляне. Они оставались здесь до середины III в. Римская крепость Харакс служила стратегическим опорным пунктом на Южном берегу Крыма, в ней находились войны I Италийскоко и XI Клавдиева легионов, направленные из Херсонеса. Наиболее возвышенная часть мыса площадью 2,5 гектара окружена разрушенными во многих местах полукольцом верхней оборонительной стены протяженностью около 380 м. От нижней сохранились незначительные остатки. Оба полукружия стен и отвесных обрывов к морю делали крепость практически неприступной. В центре укрепления (на этом месте маяк) стояла наблюдательная и сигнальная башня, с которой просматривалось побережье до Аю-Дага и горы Кошка. Возле внутреннего оборонительного пояса находились склады для боеприпасов и запасной водоем — нимфей, окруженный некогда беломраморными статуями. К юго-востоку от нимфея, у подножия современной маячной площадки, раскопаны римские термы (бани) с центральным отоплением. Сохранились остатки фундамента довольно большой по размерам постройки (длина — 24,66 м, наибольшая ширина — 14, 85 м), имевшей в плане форму прямоугольника. Всего здесь было 8 помещений, построенных в разное время — со второй половины I до первой половины III в. н.э. Строительным материалом послужил некрупный плотный известняк. К термам примыкал комплекс построек для гимнастических упражнений — так называемые палестры. Интересны остатки двух храмов. Римский храм стоял у стен крепости (территория, занимаемая санаторием «Жемчужина»), а храм в честь богини Девы, которой поклонялись тавры, — на обрыве за внешней стеной (ныне парк санатория «Днепр»).Здесь же находился могильник, свидетельствующий, что после ухода римлян из крепости поселок возле нее продолжал существовать и в первой половине IV в. Крепость Харакс — выдающийся памятник позднеримского времени. Исследуется более 100 лет. Изучением его занимались П. И. Кеппин, М.И. Ростовцев, В. Н. Дьяков, В. Д. Блаватскиий. В процессе раскопок последних лет (ведутся с 1977 г.) выявлен второй нимфей, найдены захоронения в амфорах. Сенсационной находкой стали фрагменты мраморной плиты с именами и титулами римских императоров. В VI в. восточное и южное побережье Крыма было под Византией, ее форпостом в Крыму был Херсонес. Для обороны границ византийский император Юстиниан I построил крепость в Алуште (Алустон) и Гурзуфа (Горзувит). Крепость Горзувитская находилась на обрывистом, скалистом выступе у моря — утесе Дженевез-Кая. Первое до нас дошедшее упоминание о ней излагается в трактате «О постройках» историка Византии Прокопия Кесарийского (VI в.). Археологические раскопки подтвердили, что у крепости была тяжелая предыстория: огромную энеолитическую стоянку перекрыло поселение тавров, на месте поселения в I века нашей эры располагался могильник. Сверху могильника улеглись и уничтожили его фундаменты ранних (VI в.) строений крепости. В VIII в. ее разрушили хазары. Восстановленная в X — XIV вв., а в XIV — XV вв. перестроенная генуэзцами, под ударом турок-османов крепость окончательно погибла в 1475 г. Благодаря раскопкам, которые ведутся уже почти сто лет, удалось изучить средневековые могильники Южнобережья Крыма: в урочище Балгота (близ Гурзуфской крепости), в районе АЮ-Дага, в Суук-СУ (территория «Артека»), в урочище Гугуш вблизи Ай-Даниля. Среди обнаруженных археологами предметов множество металлических украшений — «пальчатых» фибул VI — VII вв. браслетов, нашивных бляшек, массивных поясных застежек V — VII вв. и т. д., сочетающих в себе растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы с геометрическими вставками из цветного стекла или самоцветами. В VIII — X вв. на Южном берегу Крыма для защиты от хозяйничавших в степях кочевников создаются небольшие укрепления, — исары, где укрывались в случае опасности жители близлежащих поселений. Эти укрепления, обычно крохотные по размерам, служили исключительно как убежища: в них не было боевых крепостных сооружений, обычно лишь стены, изредка башни. Почти все исары — памятники многослойные: на них сохранились следы деятельности человека разных периодов истории. В течении длительного времени существовали крепость в Гурзуфе и поселении в Артеке (VI — XI вв.), укрепление Ореанда-Исар (VIII — XI вв.), укрепление на мысе Св. Троицы (VIII — XV вв.), укрепление на скале Панеа в Симеизе (VIII — XV вв.). Здесь, на Панеа, сохранились остатки оборонительной стены и двух башен генуэзского периода, однако при раскопках выяснилось, что скалу использовали для поселений уже в первые века нашей эры. На самой скале оказались остатки храма IX — X вв. с разноцветной, мастерски выполненной мозаикой (павлин клюет виноград, растущий из чаши), а вблизи скалы — подземный склеп, в котором лежали 245 бытовых предметов и украшений из стекла, камня, дерева и металла, типичных для могильников Крыма и Северного Кавказа той поры. В XIV — XV вв. значительной частью Южного берега владели генуэзцы. На итальянских географических картах впервые появляется населенный пункт Ялта под названием Джалита, Каулита, Эталита. Алупка на картах генуэзских владений значилась как небольшой причал для военных судов — Люпико. Господство Генуи на побережье ограничивалось и сдерживалась независимым христианским княжеством Феодоро (Мангупским), которое поддерживало тесные связи с Московским государством. В 1475 г. Южный берег Крыма захватили турки-османы. Ко времени присоединения Крыма к России (1783) население Южного берега Крыма расселилось и заняло все лучшие долины, удобные для земледелия и приближенные к водным источникам, к горным речкам. В результате освоения южнобережных земель и строительства, особенно оживившегося в первой половине XIX в., многие памятники были утрачены. С тех пор и поныне ведутся археологические разведки и раскопки, благодаря которым выявлены древние и средневековые сооружения.

В крымских археологических источников средневековых времен, как отмечал. ОИ. Домбровский, принадлежат разновременные, не одинаковы в фортификационном отношении, а следовательно функционально различные укрепления еще недостаточное ьо исследованы остатки многочисленных поселений и могильников, следы прошлого сельскохозяйственного террасирование давно поросших лесами горных склонов, спрятанные в горах крепиды террас и древние пути, заброшенные гончарные трубы, арыки, что сейчас не используются, фонтаны, колодцы, средневековые каменоломни, рудоплавильни и гончарные печи тощощо.

Ризностничне населения полуострова, конечно, не могло в течение длительных отрезков времени мирно сосуществовать. О межобщинных конфликтов, в частности, свидетельствуют многочисленные - разные, хотя и синхронные - оборонительные сист темы: укрепленные, но не заселены в мирное время убежища рядом с открытыми поселениями; поселка, окруженные стенами; места временного пребывания в горных пещерах. Встречаются и простые, небольшие по кол. Ирам жилья стояли друг возле друга на высотах гор, сотоподибно спланированы поселки с домами в виде небольших башен, которые превращали усадьбу земледельца в своеобразную крепость напластования шаров ных наслоений и стратиграфия строительных остатков свидетельствуют о долговременном и постоянное использование населением всех пунктов вышеуказанных категориирій.

Выбор мест для проживания и различия в образе жизни обусловлены прежде возрастной привычке тех или иных пришлых групп населения к определенным формам хозяйствования, которые могли развиваться по конкретной ных условий естественного пребывания. Это и отгонное скотоводство в горах, и охота в сочетании с бортничеством, и сбор даров природы, и"чаирне"земледелие на очищенных от леса небольших по размерам участках земли, земледелие в долинах и огородничество на невысоких водоразделах, виноградарство на южных склонах гор и рыболовство, мелкие сельские ремесла тощемесла тощо.

Исследование археологических памятников, оставленных носителями различных археологических культур, следует начинать с византийских - VIII-X вв их появлению способствовала массовая миграция в период иконоборчества. В это время появляется ляються плитовые могильники, на площади которых захоронения проводились по христианскому обычаю - вытянуто на спине, головой на запад, в некоторых могилах обнаружены нательные крестики время на всей террито й. Южного. Крыма появляются сельские поселения и укрепленные монастыри с материалами провинциально-византийской культуры (круглодонные красноглиняных амфоры, византийский билоглнняний посуда - расписные и ойнохои и фляги, небольшие плоскодонные пифосы, разнообразные горшки). Позже формы амфор меняютсяться.

Площадь поселений и количество зданий в них довольно значительные. С напольной стороны поселения обнесенные заборами шириной около 3 м, но на самой территории сооружения размещались бессистемно известной памяти " "достопримечательностью того времени является. Аю-Даг - поселок, размещенное на верхушке облесенных горы. Здесь сооружались дома двух типов - однокамерные и пьятистинкы, размеры которых вдвое превышали предыдущие. В центре поселения размещался храхрам.

Одновременно с сельскими, небольшими по размерам, однонефного базиликами в эпоху иконоборчества появляются трехнефная и трехапсидный базилики значительно больших размеров. Деятельность монашеской иммиграции распространяется ювалася и в горных районах, где возникает значительная группа пещерных монастырей, по характеру застройки близких к так называемым"пещерных городов"(рис 27t; (рис. 27).

Такими городами называют своеобразную группу памятников (городища, монастыри, поселка), расположенную в предгорьях полуострова их характерной особенностью является высечены в скале различные помещения хозяин рского, военного, жилищного и культового назначения. Остатки наземных построек теперь покрыты землей и растительностью. Городища нередко достигали значительных, как для тех времен, размеров (около 10 га). Части на их площади не была застроена и, вероятно, предназначалась для защиты окружающей сельского населения во время вражеских нападений или проведения торговргів.

. Рис 27"Пещерный город"Чуфут-Кале близ. Бахчисарая

Два из них -. Эски-Кермен и. Чуфут-Кале - расположенные вблизи. Бахчисарая. Первое возникло в V-VI вв и существовало до конца XIII в. Изложенные из камня оборонительные стены имели толщину около 2 м. К ним примыкали бы башни, вырубленные в скалистых выступах. В городе было много зданий из камня и около 400 пещер, а также церковные сооружения. Во время раскопок обнаружены улицы и зерновые ямы, вырубленные в скале, глубокий кол одежде, водопровод и остатки ремесленных мастерских. Население занималось земледелием, скотоводством, виноградарством, ремеслами и торговлейргівлею.

Одним из самых"пещерных городов"было. Чуфут-Кале. Его окружают каменные стены внушительных размеров с арочными воротами. Возникло, как другие, в V-VI вв. На его территории обнаружено много пещерных комплексов глубокий колодец и другие постройки. Позже правило татарам за монетный двор и тюрьму для пленных и заложников, стало центром ремесла и торговли. Неподалеку от города обнаружено большое по размерам м огильныірами могильник.

Поселение ранних болгар VII-X вв, открытые в разных частях полуострова, можно разделить на две хронологические группы,"водоразделом"между которыми стала середина VIII в. К ранним и наиболее типичных относят п поселения. Тау-Кипчак, на котором здания с каменными стенами размещались пятью"кушамы"К каждому из них входили однотипные сооружения, сгруппированные по два-три вместе. Расстояние между отдельными группами достигала 10-25 м. Внутри лишь одно помещение мало очаг (т.е. было жилым), остальные выполняла хозяйственные функциивала господарські функції.

хазар-болгары, придя в. Таврике, принесли с собой характерный тип жилья - полуземлянку с куполообразной крышей. Но, познакомившись с развитым каменным строительством, они начали возводить и наземных ни сооружения. Характерным для этого круга памятников была также кладка стен насухо"в елочку"Керамический комплекс состоял из амфор местного и импортного производства, горшков и кружек различных типов. Лепная керамика в своей массе меняется изготовленной на гончарном круге. Выявлено большое количество сельскохозяйственных орудий течение второго из упомянутых периодов материальная культура по основным показной икамы не изменилась. Ранньоболгарська культура исчезла в середине X в результате хазаро-византийских войн. Позже здесь начала формироваться новая этнокультурная сообществкультурна спільнота.

В первые века II тыс. н е большинство поселений. Таврики характеризовалась следующими признаками: здания, как правило, размещаются на скалистых или очень крутых местностях, непригодных для возделывания. Пойма ре ичкы или равнинная часть оросительной долины используются только для садоводства или посевов. Такая черта характерна и для. Байдарской долины, где зафиксированы поселения, расположенные вокруг нее на горной х отрогах. Известны и другие разновидности горных поселений, жилые и хозяйственные постройки которых возводились непосредственно на земляных террасах с подпорными стенами или полях, разделенных на участки каменными о заборрожами.

Среди поселений XII-XIV вв выделяются три основных типа планирования, хорошо зафиксированы в урочище. Ласпи недалеко от. Ялты. Прежде всего, это поселок. Хаспио с пористой структурой, состоявшее более чем из 3 30 террас, которые спускались к морю. Они были укреплены каменными крепида, на которых стояли стены, разделявшие террасы. Жилая башня, помещения хозяйственного назначения, хлев для мелкого домашнего х удоб примыкали к стенам каждого такого очага. Все поселения пользовалось водой, поступавшей из одного водопровода, сооруженного из гончарных труб (рис 28с. 28).

Позднее появилось еще одно поселение -. Шабурла отношении правильные ряды зданий здесь размещались на длинных террасах. Эти сооружения возводились на значительном расстоянии друг от друга. Вблизи жилищ, удаленных от д источников, вкапывали большие пифосы для хранения воды. Третье крупное поселение -. Приморское - расположен на противоположной стороне упомянутого ручья. Здания здесь возводились бессистемно (это обусловлено рельефом м местности) и отличались от предыдущих по многим параметрам. Дворы были ограждены, а между ними пролегали извилистые улицвулиці.

богатыми и насыщенными памятниками были города средневекового. Крыма. Одно из них -. Судак (византийская. Сугдея, итальянский солдат, древнерусский. Сурож), оборонительные стены которого с 26 башнями (построенными в разное время) и барбаканом охватывают двумя ярусами горы и защищают подходы к порту. Общая площадь крепости - около 60 га. На раннем этапе (VI - первая половина VIII в) город представлял собой. Обычн айну приморскую крепость, в высшей точке которой размещался византийский гарнизон. Вблизи был построен маяк, который функционировал до XVII в. Рядом с укреплениями стояла и византийская таможня (найденышей ено более 500 печатей из свинца) (рис 29ис. 29).

Хазарский период (вторая половина VIII-X вв) характеризуется упадком этого приморского центра, особенно его портовой части. Но в середине IX в сооружается оборонительная стена, сложенная из блоков в типично. Хазарского оборонной технике. Но признаков городской застройки тех времен не обнаружено, а сами укрепления служили исключительно для защиты воинеїнів.

. Рис 28 крымских средневековая керамика

рис 29. Реконструкция периметра. Судакской крепости (за I. А. Барановым)

Формирование городских кварталов и создание единой системы оборонительных сооружений началось после разгрома каганата, когда часть. Таврики снова вошла в состав. Византийской империи. К.. Сугдеи из. Херсона-Ко орсуня перевели флот и корабельные верфи. В этот период город застраивается двухэтажными постройками, а оборонительные стены разделяют его на пять зон. Городской доминантой остается замок, к которому п римикала аристократическая часть. В этот период город достигает самых размереірів.

Ситуация значительно ухудшается во второй половине XIII - первой половине XIV в, после вхождения. Сугдеи в состав. Крымского улуса. Золотой. Орды: оборонительные сооружения. Нижнего города были полностью разобраны, а а на их месте появляются мастерские. Видимо подъема город (уже солдат) переживает после перехода под юрисдикцию. Генуе в 1380 г. Однако в 1475 г оно было уничтожено туркамками.

Средневековый. Херсонес (Херсон,. Корсунь) был унаследован. Византией от. Римской империи. Этот город, как крупный ремесленный и культурный центр. Крымского полуострова, выполняло роль посредника империи й в морской и сухопутной торговли с. Северным. Причерноморьем и. Киевской. Русью. Власть. Византии в. Таврике не была полной и, по сути, только. Херсонес оставался здесь ее опорным пунктом в экономической и политической борьбе за северопричерноморских регион свою очередь империя защищала город от кочевников и других нападающих. Население тяготело к. Херсонеса, чем объясняется скопление земледельческих по селений, а затем и значительных феодальных угодий вблизи города или на подступах к нему (рис 30. 30).

Представление о. Херсонесе как средневековый город дают раскопки восточного района и северного берега, где открыты жилые кварталы. Оборонительные сооружения (стены и башни) в припортовой и других частях города св отчего о постоянной военную угрозу для его жителей. В непосредственной близости от городских стен открыты остатки различных общественных зданий, большие цистерны одного из городских водопроводов и терм X в. Все это свидетельствует о высоком уровне культуры градостроительства и цивилизованности населенныхння.

Средневековый город сводилось на руинах античного, повторяя его регулярная планировка. Менялась только разбивка домовладений внутри кварталов, перестраивались усадьбы, однако планировка улиц зал оставалось предыдущим. В X-XII вв стало возможным заметно упорядочить городское планирование, благодаря чему центр приобретает характер целостного архитектурного ансамбля. Главная улица пролегала с востока на запад; по обе стороны ее размещались двухэтажные дома, жались друг к другу. На нижних этажах большинства из них размещались магазины. Фасады, за исключением жилищ богатейших владельцев, оформляли ися достаточно простпросто.

. Рис 30 усадеб средневекового. Херсонеса с часовней-усыпальницей на переднем плане (реконструкция. О. Л. Якобсона)

Главную городскую магистраль, деля ее на почти равные части, перпендикулярно пересекали поперечные улицы, а параллельно ей проходили продольные. Главная улица выходила на площадь, где возвышался храм тесных но застроены жилые кварталы размещались по обе стороны от нее и террасами спускались к морю и гаванні.

Монументальная архитектура представлена??в. Херсонесе культовыми сооружениями. Базилики, крестовокупольного храма, небольшие часовни возводились почти в каждом квартале и во многом определяли архитектурный обл личчя города частности в восточной части. Херсонеса содержится так называемая. Уваровская базилика. Судя по ее местоположения, размеров и обустройства, именно она могла быть тем кафедральным собором, где венчался (а также крестился) князь. Владимир. Святославич с принцессой. Анной. Вместе с другими сакральными зданиями этот храмовый комплекс занимал целый квартартал.

Крепкие фортификационные сооружения не отличаются какими-то оригинальными архитектурными решениями, хотя и были выполнены на высоком для своего времени уровне. При строительстве использовались также остатки а античных сооружений. Особое внимание привлекает так называемая башня. Зенона, возведенная над портом в южном конце оборонной линииії.

конце XIII в и без того обветшавший. Херсонес подвергся нападению ордынцев. Ногая и затем постепенно обветшал

1. Артамонов. М. И. История хазар. Ленинград, 1962

2. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1986. Т 3

3. Блифельд. Д. И. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977

4. Брайчевськиш. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968

5 давно история Украины :. В 3 т. Киев, 2000. Т 3

6. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985

7. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997

8 История украинской культуры :. В 5 т. Киев, 2001. Т. И

9. Корзухииа. Г. Ф. Русские клады IX-XIII вв. Москва;. Ленинград, 1954

10. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987

11. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999

12. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990

13. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993

14. Плетнева. С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1958 № 62

15. Плетнева. С. А половецкыя каменные изваяния / /. Свод археологический источников 1974. Вып. Е4-2

16. Степи. Евразии в эпоху. Средневековья. Москва, 1981

17. Толочко. П. Я. Древний. Киев. Киев, 1983

18. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989

19. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976

20. Якобсон. А. Л. Средневековые. Херсонес (XII-XIV вв) / /. Материалы и исследования по археологии. СССР 1950 № 17

21. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964

. Список литературы

1. Айбабин. А. И. Этническая история ранневизантийского. Крыма. Симферополь, 1999

2. Алексеев. А. Ю,. Мурзин. В. Ю,. Роме. Р. Чертомлыка. Киев, 1990

3. Алексеев. В. П,. Первый. А. И. История первобытно общества. Москва, 1990

4. Андрух. С. И. Нижнедунайская. Скифия в VI - начале I в до н э. Запорожье, 1995

5. Анохин. В. А. Монеты античных городов. Северо-Западного. Причерноморья. Киев, 1989

6. Античные государства. Северного. Причерноморья. Археология. СССР. Москва, 1984

7. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1985, 1986. Т 1-3

8. Археология Украинской. ССР:. В 3 т. Киев, 1971. Т 1-3

9. Археология 1993 № 3 (к 100-летию открытия трипольской культуры)

10. Баран. В. Д. Древние славяне. Киев, 1998

11. Баран. В. Д,. Козак. Д II,. Терпиловский. Р. В. Происхождение славян. Киев, 1991

12. Березанская. С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, 1982

13. Березанская. С. С,. Отрощенко. В. В,. Чередниченко. УКРАИНЫ,. Шарафутдинова. И. Н. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, 1986

14. Березанская. С. С,. Цвек. Е. В,. Клочко. В. И,. Ляшко. С. Н. Ремесло эпохи энеолита - бронзы на Украине. Киев, 1994

15. Бессонова. С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983

16. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Мотронинское городище скифской эпохи. Киев, 2001

17. Блифельд. Д. Древнерусские памятники. Шестовице. Киев, 1977

18. Болгов. Н. Закат античного. Боспора. Белгород, 1966

19. Бонгард-Левин. Г. М,. Грантовский. Э. А. Вот. Скифии до. Индии. Москва, 1983

20. Брайчевский. М. Ю. Происхождение. Руси. Киев, 1968

21. Братченко. С. Н. Донецкая катакомбная культура раннего этапа. Луганск, 2001

22. Бунятян. К. П,. Мурчим. В. Ю,. Симоненко. В. В. На заре истории. Киев, 1998

23. Вончугов. В. П. Белозерская культура в. Северо-Западном. Причерноморье. Киев, 1990

24. Великая. Скифия: учебное пособие. Киев;. Запорожье, 2002

25. Виноградов. Ю. Г. Политическая история. Ольнинекого полиса VII-I вв до и э. Москва 1989

26. Винокур I. С, телеги. Д. Я. Археология Украины. Киев, 1994

27. Высотская. Т. И Поздние скифы в. Юго-Западном. Крыму. Киев, 1972

28. Геродот. Истории. Перевод. А. О. Беленького. Киев, 1993

29 гладила. В. Н. Проблемы раннего палеолита. Восточной. Европы. Киев, 1976

30. Гладких. М. И. Историческая интерпретация позднего палеолита. Киев, 1991

31. Горюнов. Е. А. Ранние этапы истории славян. Днепровского левобережья. Ленинград, 1981

32. Граков. Б. Н. Скифы. Москва, 1971

33. Древняя история Украины:. В 3 т. Киев, 1997 - 2000. Т 1-3

34. Древняя история Украины: учебное пособие:. В 2 кн. Киев, 1994. Кн 1, 2

35. Датиенко. В. Н неолита Украины. Киев, 1969

36. Древняя. Русь. Быт и культура. Москва, 1997

37. Древняя. Русь. Город, замок, село. Москва, 1985

38. Дюмелиль. Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990

39. Этническая история древней Украины. Киев, 2000

40. Зайцев. Ю. П. Неаполь. Скифский (II в до н э - III в н э)). Симферополь, 2003

41. Зализняк. Л. Л Охотники на северного оленя Украинского. Полесья эпохи финального палеолита. Киев, 1989

42. Зализняк. Л. Л. Древнейшее прошлое Украины. Киев, 1997

43. Зализняк. Л. Л. Предыстория Украине X-V тыс. до н е. Киев, 1998

44. Зализняк. Л. Л. Первоначальная история Украины. Киев, 1999

45. Збенович. В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. Киев, 1989

46. Зубарь. В. М,. Линева. Есть. А,. Сон. Н. О. Античный мир. Северного. Причерноморья. Киев, 1999

47. Зубарь. В. М. Северный. Понт и. Римская империя. Киев, 1998

48. Зубарь. В. М. Таврика и. Римская империя. Киев, 2004

49. Зубарь. В. М,. Русяев. А. С. На берегах. Боспора киммерийским. Киев, 2004

50. Зубарь. В. М,. Сон. Н. А. Греки и римляне в. Нижнем. Поднестровье. Киев, 1996

51. Зубарь. В. М,. Соронан. С. Б. В истоков христианства в. Юго-Западной. Таврике: эпоха и вера. Киев, 2005

52. Иванчик. А. И киммерийцы. Москва, 1996. Ильинская. В. А,. Тереножкин. А. И. Скифия VII-IV вв до н э. Киев, 1983

53. История первобытно общества:. В 2 т. Москва, 1983. Т I

54. История украинской культуры:. В 5 т. Киев, 2001. Т I

55. Карышковский. П. О,. Клейман. И. Б. Древний город. Тира. Киев, 1985

56. Кларк. Г. Доисторическая. Европа. Москва, 1953

57. Ковпаненко. Г. Т курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981

58. Ковпаненко. Г. Т,. Бессонова. С. С,. Скорый. С. А. Памятники скифской эпохи. Днепровско-лесостепном правобережью. Киев, 1982

59. Козак. Д. Н. Этнокультурная история. Волыни (I века до н.э - IV вв н.э). Киев, 1992

60. Колесников. А. Г. Трилольское общество. Среднего. Поднепровья (опыт социальных реконструкций а археологии). Киев, 1993

61. Колосов. Ю. Г,. Степанчук. В. Н,. Чабай. В. П Ранний палеолит . Крыма. Киев, 1993

62. Кондукторова. Т. С. Антропология древнего населения Украины. Москва, 1972

63. Крапивина. В. В. Ольвия. Материальная культура I-IV вв до н э. Киев, 1993

64. Крис X. И. Кызыл-кобинская культура и тавры. Москва, 1981

65. Круц. В. А. Позднетрипольские памятники. Среднего. Поднепровья. Киев, 1977

66. Крушельницкая. Л. Чернолесская культура. Среднего. Приднестровья. Львов, 1998

67. Крыжицкий. С. Д. Архитектура античных государств. Северного. Причерноморья. Киев, 1993

68. Крыжицкий. С. Д,. Лейпунская. И. А. Ольвия (раскопки, история, культура). Николаев, 1997

69. Куклина. И. В. Этнография. Скифии по античным источникам. Ленинград, 1985

70. Кучера. М. П. Змиевы валы. Среднего. Поднепровья. Киев, 1987

71. Кучера. М. П. Славяно-русские городища VIII-XIII вв между. Саном и. Северским. Донцом. Киев, 1999

72. Лапин. В. В. Греческая колонизация. Северного. Причерноморья. Киев, 1966

73. Магомедов. Б. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин, 2001

74. Макаренко. М. О. Мариупольский могильник. Киев, 1933

75. Максимов. Е. В зарубинецкая культура на территории. УССР. Киев, 1982

76. Манцевич. А. Л. Курган. Солоха. Ленинград, 1987

77. Масленников. А. А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения. Восточного. Крыма. Москва, 2003

78. Михеев. В. К,. Шрамко. Б. А. Археология железного века. Восточной. Европы: учебное пособие. Харьков, 2000

79. Мошевський. В. М. Скифская степь. Киев, 1983

80. Мозолевский. В. М. Толстая. Могила. Киев, 1979

81. Монгайт. А. Л. Археология. Западной. Европы:. В 2 т. Москва, 1974. Т 1,2

82. Моця. А. П. Погребальный памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев, 1990

83. Моця. О. П. Население южнорусских земель IX-XIII вв (По материалам некрополей). Киев, 1993

84. Мурзин. В. Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования. Скифский этноса. Киев, 1990

85. Нужный. Д. Ю. Развитие микролитичнои техники в каменном веке. Киев, 1992

86. Обломский. А. М. Днепровское лесостепное левобережья в позднеримское и гуннское время. Москва, 2002

87. Обломский. А. М,. Терпиловский. Р. В. Среднее. Поднепровье и. Днепровское левобережья в первые века нашей эры. Москва, 1991

88. Отрощенко. В. В. Проблемы периодизации культур средней и поздней бронзы юга. Восточной. Европы (культурно-стратиграфические сопоставления). Киев, 2001

89. Охотников. С. Б Нижнее. Поднестровье в VI-V вв до н э. Киев, 1990

90. Павленко. Ю. В. Предыстория древних русов в мировом контексте. Киев, 1994

91. Пидопличко. И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969

92. Плетнева. С. А. Вот кочевий к городам / /. МЫ а в 1967 № 142

93. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Киев, 1991

94. Полынь. С. В. Вот. Скифии к. Сарматиы. Киев, 1992

95. Приходнюк. О. М. Степное населения Украины и восточные славяне (вторая половина I тыс. и е). Киев;. Черновцы, 2001

96. Раевский. Д. С. Модель мира скифской культуры. Москва, 1985

97. Ростовцев. М. И. Скифия и. Боспор. Ленинград, 1925

98. Русанова. И. П. Славянские древности V-VII вв. Москва, 1976

99. Русяев. А. С. Религия и культы античной. Ольвии. Киев, 1992

100. Рыбаков. Б. А. Геродотова. Скифия. Москва, 1979

101. Рындина. Н. В,. Дегтярева. А. Д энеолита и бронзовый век:. Учебное пособие. Москва, 2002

102. Самойлова. Т. Л. Тира в VI-I вв до и э. Киев, 1988

104. Свешников. И. К. Культура шаровидных амфор. Свод археологический источников. Москва, 1983. Вып. В 1-3

105. Сегеда. С. П. Основы антропологии. Киев, 1995

106. Седов. В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв -. Археология. СССР. Москва, 1982

107. Симоненко. А. В. Сарматы. Таврии. Киев, 1993

108. Симоненко. А. В,. Лобай. Б. И. Сарматы. Северо-Западного. Причерноморья в I в н э. Киев, 1991

109. Скифы:. Хрестоматия /. Сост. Т. М. Кузнецова. Москва, 1992

110. Скржинская. М. В. Древнегреческий фольклор и литература в. Северном. Причерноморье. Киев, 1991

111. Славяне. Юго-Восточной. Европы в пред государственный период. Киев, 1990

112. Сон. Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993

113. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Жизнь и гибель. Херсонеса. Харьков, 2001

114. Сорочан. С. Б,. Зубарь. В. М,. Марченко. Л. В. Херсонес -. Херсон -. Корсунь. Киев, 2003

115. Станко. В. Н. Мирное. Проблемы мезолита степей. Северного. Причерноморья. Киев, 1982

116. Станко. В. И,. Гладких. М,. Сегеда. С. П. История первобытного общества. Киев, 1999

117 стрижек. О. С. Етнонимия. Геродотовой. Скифии. Киев, 1988

118. Телегин. Д. Я. Неолитические могильники. Мариупольский типа. Киев, 1991

119. Телегин. Д. Я,. Нечитайло. А. Л,. Потехина. И. Д,. Панченко. Ю. В среднестоговская и новоданиловская культуры энеолита. Азово-Черноморского региона. Луганск, 2001

120. Тереножкин. А. И,. Мозолевский. Б N. Мелитопольский курган. Киев, 1988

121. Терпиловский. Р. В,. Абашина. Н. С. Памятники. Киевской культуры. Свод археологический источников. Киев, 1992

122. Тойнби. А. Д. Исследование истории:. В 2 т. Киев, 1992. Т 1,2

123. Толочко. П. П древнерусского феодальный город. Киев, 1989

124. Толочко. П. П. Древний. Киев. Киев, 1983

125. Третьяков. П. Н. По следам древних славянских племен. Ленинград 1982

126. Трубачев. О. Н. Названия рек. Правобережной Украины. Москва, 1968

127. Федоров-Давыдов. Г. А. Искусство кочевников и. Золотой. Орды. Москва, 1976

128. Хазанов. А. М. Социальная история скифов. Москва, 1975

129. Херсонес. Таврический в середине I в до н э - VI в и э. Харьков, 2004

130. Хрисаифова. Е. И,. Перевозчиков. И. В. Антропология. Москва, 1991

131. Черненко. Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984

132. Черненко. Е. В. Скифские лучники. Киев, 1981

133. Шовкопляс I. Г. Основы археологии. Киев, 1971

134. Шрамко. Б. А. Вельское городище скифской эпохи (город. Гелон). Киев, 1987

135. Щепинский. А. А. Кеми-обинская культура. Запорожье, 2002

136. Щукин. М. Б. На рубеже эр. Санкт-Петербург, 1994

137 энеолита. СССР. Археология. СССР. Москва, 1982

138. Этнокультурная карта территории Украинской. ССР в I тыс. и есть. Киев, 1985

139. Якобсон. А. Л. Средневековые. Крым. Москва;. Ленинград, 1964